Психолого-педагогический аспект обучения и воспитания как условие развития одаренности

Моя работа  направлена на создание условийдля самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, конструктивного решения неизбежных конфликтов, освоения индивидуально значимых и ценных методов познания, общения, понимания себя и других. В своей работе я считаю важным отслеживать психолого-педагогический статус ребенка: исследование познавательной, эмоционально-личностной и мотивационной сфер развития, особенности общения и поведения и динамику его психологическ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагог- психолог школы-гимназии №1 Юдинцевой Н.В.

Тема « Психолого-педагогический аспект обучения и воспитания как условие развития одаренности»

Моя работа направлена на создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, конструктивного решения неизбежных конфликтов, освоения индивидуально значимых и ценных методов познания, общения, понимания себя и других. В своей работе я считаю важным отслеживать психолого-педагогический статус ребенка: исследование познавательной, эмоционально-личностной и мотивационной сфер развития, особенности общения и поведения и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

Создание и поддержка креативного пространства в школе является одной из значимых задач психологической службы. В современной школе ученики не только получают определенные знания , умения , но и развивают творческий потенциал, умение нестандартно мыслить и творить.

Блок «Развитие творческого потенциала учащихся» включает в себя диагностику, наблюдения, креативные тренинги. В обычной школе развивать творчество ребенка можно, но трудно. Психолог исходит из того, что любая творческая деятельность детей - первый шаг к развитию креативности. Представляю диагностический инструментарий, который я использую в своей практике.

Диагностика учащихся с целью изучение интеллектуального, творческого, личностного потенциала:

  • Культурно-свободный тест Кеттелла; тесты интеллекта Г.Айзенка (диагностика вербальных, вычислительных, компьютерных, визуально-пространственных способностей);

  • Исследование творческих способностей проводится с помощью теста Е.П. Торренса

  • Исследование личностных особенностей одаренных детей: методика изучения детской креативности как черты личности ребенка. Овчарова Р.В.

Психометрическая оценка уровня развития креативного мышления позволяет говорить о необходимости непрерывной, развивающей деятельности, направленной на повышение творческого потенциала учащихся

Проведение креативных тренингов:

3-4 класс занятия по развитию творческого мышления «Маленький волшебник»

  • Различные развивающие игры и упражнения и др.

  • Нестандартный подход в решении проблем и т.д.

11 класс «Я творческая личность»

  • коммуникативные тренинги;

  • групповые дисскусии «Взгляд в будущее»

  • психологические игры и упражнения

«Что было бы, если бы», «Мои необычные рисунки», «Моя легенда», «Настроение группы», «Письмо себе любимому», «Горячий стул»

Ученик, обладающий высоким творческим потенциалом, креативностью, позитивным мышлением; способный к творческой самореализации и самовыражению; отличающий широким кругозором, интересный в общении.

Широко применяется метод творческой проектной деятельности. Главное что мы должны развивать в учениках - самостоятельность в выборе темы и подходов к ее реализации. Кроме того, вовлечение детей в подготовку мероприятий, где присутствует элементарное творчество. А эти шаги могут быть самые разные, возможностей много. Было бы желание, и силы.

Блок «Развитие творческого потенциала педагогов»

С целью развития и поддержания креативного пространства учителей проводятся различные мероприятия: семинары-практикумы для учителей «Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей», «Педагогические приемы создания ситуации успеха», интерактивная лекция «Креативный ребенок: какой он?»; провожу психологический анализа творческого пространства уроков и внеклассных мероприятий учителей; анкеты, опросники на определение творческого потенциала. Учитель с творческим потенциалом - как условие в воспитании и развитии одаренного ребенка.

С целью развитие и поддержки креативного потенциала учителей проводятся мероприятия:

  • Психодиагностика творческого потенциала педагога (опросники, тесты, наблюдения и т.д.)

  • Систематические семинары, посвященные вопросам психологии одаренности.

  • Использование в работе с учителями психологических игр и упражнений (с элементами арт-терапии, психогимнастики):

«Моя интересная история»;

«Если бы я превратился в …»;

«Письмо в будущее»

«Антикварная лавка»;

  • Психологический анализ творческого пространства на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Педагогический коллектив с творческим потенциалом, осознающий и принимающий проблему креативности - как необходимо условие в развитии и воспитании одаренных детей.

Блок «Одаренность как ответственность родителей»

Работа с родителями осуществляется в несколько этапов:

  1. Изучение социальной картины семьи (работа с социологом);

  2. Оценка отношений ребенка с семьей (работа с классными руководителями, семейные консультации и др.);

  3. Психологическая работа с родителями по проблеме креативной установки в семейной воспитании

Задачи: Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей.

Виды деятельности и их краткая характеристика

  • Консультирование родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей.

  • Информирование по итогам проведения психологической диагностики (индивидуальное и групповое).

  • Психологическое просвещение родителей.

Психопрофилактика и психодиагностика семьи является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям. Задача, которая стоит перед психологической службой, это улучшение детско-родительских отношений, устранение источника проблем, развитие позитивного взаимодействия, умения общаться, решать проблемы и находить выходы из трудных ситуаций. При взаимодействии с родителями соблюдаю принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитания.

Мои наблюдения доказывают тот факт, что родители и психоэмоциональный климат в семье оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на креативный процесс в мировосприятии ребенка.

Существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. В течение года в нашей школе действует родительский лекторий, «Ваш ребенок-школьник. Способности ребенка, как их распознать», круглый стол «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка», оформлен стенд советы родителям одаренных детей.

Наш родитель должен быть психологически грамотным во многих вопросах, в том числе и в вопросе одаренности.

Диагностика родителей:

  • анкетирование «Жизненные ценности у вас и вашего ребенка», «Знаю ли я своего ребенка»

  • «Определение детско-родительских отношений»

  • «Ваше отношение к поощрениям и наказаниям в семье»

Вывод:

  • Высокая психологическая культура родителей;

  • Благоприятный психоэмоциональный семейный климат, способствующий развитию чувства сопричастности;

  • Креативная установка в семейном воспитании

Психологическая компетентность руководителей научных проектов, кружков, секций включает оказание необходимой психологической помощи, а так же просвещение и консультирование в области психологии одаренности

Психологами нашей школы накоплен и используется электронный банк диагностических методик «29 профессиональных тестов», «Психология отношений», «Тесты для начальной школы», и электронная подборка методического обеспечения «Школьный психолог», «Профилактика суицида», «Тренинг в теории и на практике», «Профильное обучение»

Обобщая вышеизложенное, сделала выводы, что планомерная работа со всеми категориями учебного процесса дает свои результаты: корректируется самооценка, тревожность становится в пределах нормы, формируется мотивационная сфера,развивается чувство эмпатии, познания и понимания себя и других, ученики ставят цели, умеют наметить алгоритм их достижения.

Любой профессионал не может стоять на месте. Я продолжаю работать над собой, и я делаю все от меня зависящее, чтобы каждый ребенок, переступая порог нашей школы-гимназии чувствовал себя нужным и успешным.


© 2010-2022