- Преподавателю
- Школьному психологу
- КАК НАУЧИТЬСЯ ВЛАДЕТЬ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ
КАК НАУЧИТЬСЯ ВЛАДЕТЬ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Первых С.А. |
Дата | 11.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятие 9 по теме:
« КАК НАУЧИТЬСЯ ВЛАДЕТЬ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ»
Цель: развивать у детей выразительные движения; развивать когнитивные процессы, учить владеть своими чувствами и устранять конфликты.
1. Ритуал - приветствие «Комплимент - сюрприз».
Ведущий приносит коробку с различными мелкими предметами, листочками, бусинками, ракушками, шишками. Дети выбирают подарок и дарят друг другу, раскрывая значение подарка. Например, «Я дарю тебе жемчужину (бусинку), так как ты единственная в этом мире, в этом твоя ценность!» Во время приветствия участники вручают друг другу маленькие сюрпризы и объясняют, почему они выбрали этот подарок. Именно объяснение должно звучать как комплимент.
2. Рефлексия предыдущего занятия. Оценка настроения в начале занятия и его рисование.
Ведущий просит нарисовать в начале занятия свое настроение, на что оно похоже, затем дети проговаривают свое состояние вслух.
3. Разминка. Упражнение «Зеркало»
Группа делится на две команды и строится в 2 шеренги, лицом друг к другу. В итоге образуются пары. Один- водящий, другой - его «зеркало». Водящий смотрит в зеркало, а оно отражает все его движения.
Упражнение «Передай рядом сидящему».
Дети в кругу передают друг другу задуманную вещь. Задача передающего - точно показать предмет, а принимающего - угадать его и либо оставить у себя, либо передать другому ребенку
4. Основная часть
4.1. Игра на развитие внутреннего плана действий.
«Составление слов из букв заданного слова». Ведущий называет слова, например кот, а дети должны составить из букв слова (колесо, окно, тарелка)
-
«Проспект» (задание 25-36 ) ( слайд 4)
Цель - найти два рисунка, отличающихся как между собой, так и от трех, четырех, пяти остальных рисунков. Сначала ведущий показывает задание на экране, а затем детям раздаются карточки с заданием и они самостоятельно работают.
4.3. (задания 1-6) (слайд 5)
Цель задания: найти две возможные перестановки фигур, чтобы одинаковые фигуры занимали те же места, что и одинаковые фигуры. Местами можно менять любые фигуры.
Ведущий объясняет способ решения задач и затем дети самостоятельно выполняют в тетради задания.
4.4. Рисование узоров по клеточкам. Проводится проверка правильности выполнения узора, а также дети рисуют узор по образцу. (слайд 6)
5. Работа с текстом.
Дети садятся на ковер. Ведущий рассказывает.
«У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять и распоряжаться ими. Другой не может, поэтому чувства управляют и распоряжаются этим человеком, что доставляет ему много хлопот».
Дети обсуждают, задумываются о том, кто хозяин в их «доме».
Далее ведущий читает детям следующий рассказ.
«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз на уроке русского языка вдруг догадался, что в последней драке он упал из-за того, что Вовка подставил ему подножку. Повернулся Толик назад и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. «Но почему? - удивился Толик. - Я ведь его справедливо ударил».
А как-то во время завтрака в столовой такие вкусные оладьи подавали, что Толику стало радостно и он захохотал на всю столовую да еще соседку Аньку стал щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему?
А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и по физкультуре. Радостный прибежал в палату, да так закричал, что разбудил ребят, которые уже спали.
Воспитательница его застыдила. «Но почему? - грустно подумал Толик. - Я ничего не понимаю».
Вопросы для обсуждения.
-
Что сделал Толик и почему его стыдили окружающие?
-
Что чувствовал Толик перед тем, как что-то сделать, и что потом, когда его стыдили?
-
Был ли Толик хозяином своих чувств, умел ли владеть ими?
-
Вспомните ситуации, когда ваше неумение владеть своими чувствами мешало окружающим и приводило к серьезным конфликтам.
Далее ведущий показывает детям некоторые простейшие способы владения своими чувствами, рассказывает сказку; дает три сказочных совета, которые помогли Ивану. (слайд 7-9)
«Перво - наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на мать сыру землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы земля силу дала.
Второй - когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и пока что-нибудь маленькое не найдешь - муравья, комара, муху или цветочек махонький - чувство наружу не выпускай.
Третий - вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни так, чтобы сам своего выдоха не услышал.
Когда три совета выполнишь, то сразу поймешь, что надо делать - смеяться или плакать, кулаками махать или вести спокойный разговор».
Ведущий поясняет секрет: необходимо свое внимание перевести на что-нибудь другое, то есть «остыть».
Далее с помощью упражнений дети тренируются владеть своими чувствами.
Упражнение «Хочу».
Ведущий кончиком карандаша очень медленно рисует в воздухе какую-либо букву. Дети должны угадать букву, а угадав, не закричать тут же правильный ответ, а преодолеть свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды и прошептать ответ.
6. Рефлексия занятия.
Подведение итогов проходит по вопросам.
-
О чем мы говорили на занятии?
-
Какие три совета нужно помнить, чтобы владеть своими чувствами? Что понравилось (не понравилось) на занятии?
7.Ритаул - прощание. «Записки с любовью»
Для того, чтобы дети закончили занятие на оптимистической ноте, дети получают вырезанные сердечки, пишут свое имя на них и сдают ведущему. Ведущий раздает сердечки и следит за тем, чтобы ребенку досталось чужое сердечко и произносит инструкцию, детей просят написать пожелание своему товарищу и подойти и подарить сердечко.