- Преподавателю
- Школьному психологу
- Отчет о результатах обследования
Отчет о результатах обследования
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Корх Т.Д. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
9.2. Анализ психолого-педагогической деятельности Каргатского спец ПУ ЗТ за 2014 - 2015 учебный год.
Организация психологопедагогической работы (правовые основы, содержание, структура, формы работы)
Психолого-педагогическая деятельность в учреждении осуществляется в соответствии с основополагающими документами: Конвенцией ОНН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120-ФЗ от 24.06.1999), Уставом и локальными нормативными актами, действующими в учреждении.
Психолого-педагогическая работа осуществляется по следующим основным направлениям:
-психологическая диагностика; коррекционно-развивающая работа; психологическое консультирование; психологическое просвещение; методическая работа.
Психолого-педагогическая деятельность в направлении психокоррекционной работы с воспитанниками в рамках учреждения осуществляется согласно рабочим программам, разработанным педагогами-психологами. Программные занятия проводятся в форме групповой (мини-группы) и индивидуальной работы (с учетом индивидуальных особенностей воспитанника). Группы формируются с учетом индивидуально-возрастных особенностей воспитанников.
Формы и методы работы: групповая и индивидуальная; мини-лекции; беседы-дискуссии; индивидуальные консультации; тренинги; просмотр и обсуждение профилактического видео; наблюдение; коррекционно-развивающие игры и упражнения; релаксационные упражнения; символ драма; визуализация; арт-терапевтические технологии.
Информация о работе с воспитанником: диагностическая, коррекционно-развивающая, отражается педагогом-психологом в «Индивидуальной карте - схеме психолого-педагогического сопровождения коррекции личности».
Цель психологопедагогической работы в процессе реабилитации воспитанников
Создание оптимальных условий для сохранения и развития психологического и личностного здоровья, своевременное выявление и оказание помощи в преодолении проблем в поведенческой и эмоциональной сферах, повышение социально-приемлемого уровня поведения через самопознание и саморазвитие.
Целевые задачи психологопедагогической работы в процессе реабилитации воспитанников
1.Изучение и знание личностных качеств воспитанников, кратких сведений об окружающей среде и условиях формирования личности.
2.Организация предупредительно-профилактической работы с воспитанниками, по пресечению проявления правонарушений и отклонений в поведении.
3.Способствовать формированию у воспитанников адекватного отношения к будущему, установлению конструктивных отношений с окружением, с семьей, формированию нравственно-правового поведения.
4.Обмен информацией между участниками ПМПк по вопросам актуального состояния воспитанников.
5.Информационно-просветительская работа по профориентации воспитанников.
6.Оказание консультативной помощи семьям воспитанников, информирование родителей о личностных особенностях развития ребенка.
7. Работа по методической теме: «Совершенствование профессионального мастерства сотрудников социально-психологической службы, путем создания целостной системы, обеспечивающие оптимальные педагогические условия для подростков с девиантным поведением в соответствии с ФГОС».
Практические задачи
психолого-педагогической
реабилитации
Задачи:
-развивать у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, путем снижения уровня тревожности, эмоциональнопсихического напряжения в различных ситуациях закрытой среды;
-формировать адекватные способы реагирования в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-формировать временные перспективы и навыки целеполагания;
-выяснить уровень профессионального самоопределения воспитанников;
-формировать умения строить жизненные планы, соотносить свои возможности с требованием ситуации.
Планируемые результаты:
-активация механизмов самопознания и самовыражения;
-осознание мотивов собственной деятельности и поведения, способность к рефлексии;
-конструктивность межличностных взаимоотношений и коммуникативного поведения готовность к преодолению трудностей, эмоциональной регуляции и волевым усилиям в поведении и деятельности;
-осознание и выражение своих чувств, понимание и принятие чувств окружающих, что поможет конструктивно взаимодействовать в социуме; -наличие адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении через ненормативное поведение;
-активация процессов когнитивной сферы (памяти, внимания, мышления).
Основные принципы психолого-педагогической работы в учреждении
Одной из главных задач воспитания является самореализация воспитанника в процессе социального взаимодействия, когда педагогу-психологу необходимо опираться на следующие принципы:
-Принцип единства диагностики и коррекции. Эффективная коррекционно-развивающая работа построена на основе тщательного психологического обследования.
-Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.
-Принцип личностно-деятельностного подхода,как условие организации совместной деятельности подростка и взрослого.
-Принцип экологичности. Все, что происходит на тренинге, не должно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы и ведущих.
-Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат реализации единой цели.
-Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.
-Принцип открытости. Быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников.
-Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той деятельности, в которой живут и взаимодействуют участники.
Вся деятельность педагога-психолога в учреждении выстраивается с учетом вышеуказанных принципов, которые являются главными ориентирами в психокоррекционной работе.
Психолого-педагогическая работа с воспитанниками (диагностика личностного развития, формы и методы работы, ее эффективность и качество результатов)
С входной диагностики начинается взаимодействие педагога-психолога с воспитанником. Основополагающим методом работы является беседа-интервью. Его задача создать сотруднические, доверительные отношения с подростком. Первоначальные данные позволяют определить характерологические особенности, такие как: темперамент, акцентуации характера, локус контроля, направленность личности, а так же семейный ресурс, интересы и склонности, уровень образования, ценностные установки, актуальное психоэмоциональное состояние. С этой целью используются следующие основные диагностические методики:
-«Неоконченные предложения» Сакса, Леви;
-Самооценка «Лесенка», самооценка по Дембо - Т.Рубинштейн.
-Акцентуация черт характера К.Леонгарда.
-Типы темперамента И. Павлова.
-Состояние нервной системы К. Либельта.
-Конфликтность В. Андреева.
-Личностная тревожность Спилбергера.
-Подверженность суициду А. Волкова
-Эмоционально-нравственной сферы Басса-Дарки
В ходе реабилитационного процесса, с целью отслеживания динамики развития воспитанника проводятся промежуточная и выходная диагностики воспитанников, которые позволяют оценить степень изменений его личностного развитии. С учетом дифференцированного подхода и особенностей индивидуального развития воспитанников спектр диагностических методик расширяется при необходимости.
Особым вниманием педагога-психолога в реабилитационном процессе сопровождения девиантных подростков является:
-адаптация воспитанников;
-эмоционально-волевая сфера;
-ценностно-смысловая сфера.
Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В условиях специального училища - это принятие и соблюдение правил внутреннего распорядка, присутствие позитивного эмоционального фона подростка, участие в делах коллектива. Не все воспитанники проходят адаптационный период одинаково, несколько проблематичнее проходит этот период у подростков из родительской семьи и у подростков с некоторыми личностными особенностями
Уровень адаптации (посредством «методики изучения социализированное™ личности Рожкова М.И.)
№
Уровни выраженности
Показатель на 01.09.2014
Показатель на 01.09.2015
1
Высокий
17%
11%
2
Средний
63%
67%
3
Низкий
20%
22%
На основании сравнительного анализа диагностических данных можно сделать заключение:
-способность быстро перестраивать свое поведение, согласно ситуации в условиях специального училища у большинства воспитанников соответствует среднему уровню равному 67%, это на 5% выше с показаниями входной диагностики проведенной в 2014 году.
Низкий уровень составляет 22%, на 2% больше начального показателя, а высокий уровень понизился на 6 %, это позволяет сделать вывод:
-уровень адаптивности подростков может повышаться за счет создания благоприятной психологической атмосферы в жилых группах;
-педагогически грамотного выстраивания межличностного взаимодействия педагога с подростками, с учетом типологических особенностей их личности;
-наполнения содержательной части воспитательной работы, через многообразие видов и форм досуговой деятельности, что будет способствовать повышению социально-психологической активности.
Низкий адаптационный уровень составляют подростки с устойчивой криминальной направленностью, которым сложно принять условия пребывания в учреждении. Рост показателей высокого уровня адаптации выражается в активном участии части подростков в спортивной и творческой деятельности, установках позитивного целеполагания и перспективы жизненного пути.
Эмоционально-нравственная сфера - это особенности человека, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств, проявляющихся в его поведении. У большинства подростков с девиантным поведением уровень эмоционально-нравственной регуляции поведения снижен в силу эмоционального неблагополучия, различных деприваций и психотравмирующих ситуаций детства, отсутствия базового доверия к миру, а так же, вследствие врожденных и приобретенных органических нарушений.
Психоэмоциональное состояние подростков в целом имеет положительную динамику с понижением высокого уровня на3 %, что объясняется:
-наличием доверительных отношений
-понимание и принятие подростком психологической помощи;
-своевременным, оперативным, продуктивным выстраиванием работы по оказанию психологической помощи в преодолении психотравмирующих ситуаций.
Ценностно-смысловая сфера - это ценностные ориентации, являющиеся одним из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира.
Представление о жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, у большинства подростков на низком уровне.
Компетенции:
-положительное отношение к себе и другим людям; (посредством теста «Самосознания»)
-уверенность в себе и стабильная самооценка (тест «Лесенка»).
Динамика уровней сформированности у воспитанников ценностно-смысловых компетенций
№
Уровни выраженности
Показатель
Показатель
Показатель
Показатель
самооценки
самоотношения
самооценки
самоотношения
на 01.09.2014
на 01.09.2014
на 01.09.2015
на 01.09.2015
1
Высокий
13%
7%
7 %
9%
2
Средний
83%
45%
90%
52%
3
Низкий
4%
48%
3%
39%
Психолого-педагогическая работа с родителями (законными представителями), ее содержание и результаты
Психолого-педагогическая работа с родителями (законными представителями) заключается в консультировании их по вопросам индивидуальных особенностей подростка, выборе конструктивных стратегий поведения с ним. Формы работы: индивидуальные беседы-консультации (по мере обращения и приезда родителей и родственников..В результате применения вышеуказанных форм осуществляется работа по выстраиванию и укреплению детско-родительских отношений - эмоциональная привязанность к семье, дифференциация чувств воспитанника к родителям, отработка психотравмирующих ситуаций прошлого, благодаря чему происходит гармонизация семейных отношений.
Психолого-педагогическая работа с коллективом педагогических работников учреждения (организация взаимодействия, формы работы, результативность)
Педагоги-психологи проводили работу в составе педагогических объединений, в Совете профилактики, в работе ПМПК.
Педагоги получают необходимую информацию о возрастных особенностях, ресурсных и проблемных сторонах личности, об особенностях выстраивания конструктивного общения с воспитанниками. Данные мероприятия позволяют конструктивно взаимодействовать с педагогами, способствовать снятию их психоэмоционального напряжения, позитивному разрешению возникающих конфликтных ситуаций «воспитанник- взрослый», развитию рефлексии своей профессиональной деятельности, психологическому просвещению.
Наличие диагностических методик (в том числе авторских), результаты их апробации и перспективы применения в процессе социальной реабилитации воспитанников
Профессиональный психологический инструментарий «ИМАТОН» представлен:
-Тест Сонди « Диагностика потребности и влечений»;
-ТАСТ, диагностика свойств и типов темперамента;
-Методическое пособие «Экватор» Амалтея, обучение навыкам саморегуляции; В случае отсутствия выраженного результата диагностики, для уточнения информации через некоторое время проводится ретестирование воспитанника (темперамент, акцентуации характера). Для создания полного психологического портрета данные диагностики сопоставляются, с учетом наблюдения за протеканием процессов возбуждения и торможения, включением подростка в деятельность, особенностями общения и др. С учетом девиаций и возрастных особенностей модифицирована методика «Неоконченные предложения» Сакса, Леви (сокращенный вариант с сохранением основных сфер направленности и отношений личности).
Актуальные психологопедагогические технологии совершенствования реабилитационного процесса в учреждении (краткие характеристики)
Снятие психоэмоционального напряжения, не директивная «проработка» психотравмирующих ситуаций прошлого на уровне бессознательного с применением методик визуализации, мотивов «Символ-драмы», техник арт-терапии - проективные рисунки, техники монотипии и др.
Использование ИКТ - флеш-тренинг, метафоры, которые позволяют ненавязчиво воздействовать на ценностные установки и взгляды подростков, тем самым обучая, и «предлагая» пути выхода из различных трудных ситуаций.
Использование приемов метода рациотерапии, при ошибках в суждениях и умозаключениях, иррациональных установках подростков.
В результате применения данных технологий у воспитанников развивается способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, снижается уровень тревожности, нормализуется общий эмоционально-психологический фон, что является важным компонентом реабилитационного процесса, проводимого в условиях закрытой среды. У воспитанников развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции, умения строить жизненные планы.
Сильные и слабые стороны психолого-педагогической работы
Сильные стороны:
-Информационно-практическое взаимообогащение, обмен опытом и преемственность в работе педагогов-психологов;
-Высокий уровень профессиональной компетентности специалистов, заинтересованность в конечном результате своей работы, постоянное саморазвитие, самосовершенствование;
-Высокий уровень диагностики развития личностных качеств и особенностей воспитанников, наличие современного диагностического инструментария;
-Значительное повышение уровня доверительных отношений, понимание и принятие психологической помощи воспитанниками и взрослыми, качественное осуществление деятельности в системе коррекционно-профилактической работы с воспитанниками групп риска;
-Творческий подход педагогов к созданию терапевтической среды психологической мастерской, с целью их психологического просвещения.
Слабые стороны:
-Несвоевременное информирование со стороны педагогов, непосредственно работающих с воспитанниками, о ситуативном состоянии воспитанников негативно отражается на эффективности и результативности работы в целом;
-Техническое оснащение не в полной мере отвечает современным требованиям.
- Для более эффективной деятельности требует доработки: обеспечение коррекционно-развивающей деятельности с использованием метода песочной анимации;
-Лицензионное обучение педагогов-психологов для работы с использованием метода песочной анимации (например, курсы повышения квалификации при использовании различных методик);
-Совершенствование материально-технической базы психологической мастерской: приобретение оборудования для внедрения новой развивающей технологии по методу песочной анимации.
Статистические данные
Диагностика
Коррекционно-развивающая работа
Просвещение и профилактика
Консультирование
242
660
28 мероприятий: охват воспитанников -100% охват сотрудников - 73%
375
Выводы
Полученные данные свидетельствуют о том, что достаточно эффективной была работа в направлениях: «Диагностика», «Коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая), «Психологическое консультирование», «Методическая работа».
Но есть необходимость введения нового направления психолого-педагогической деятельности «песочная терапия», обусловленное расширением спектра методов психологического воздействия на воспитанников с целью развития у них познавательных процессов, воображения, фантазии; проработки психотравмирующих ситуаций прошлого, развития коммуникативной сферы.
Ожидаемый результат:
-
Совершенствование системы профилактической работы в училище.
-
Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы.
-
Стабилизация и, в дальнейшем, снижение количества правонарушений среди воспитанников.
-
Увеличение числа подростков, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни
-
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
-
Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
-
Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
-
Развитие способностей адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью.
-
Развитие позитивного отношения.
-
Развитие умения дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм.
-
Приобретение первоначальных навыков практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности.
-
Формирование сознательного понимания своей принадлежности к социальным общностям (семья, школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
-
Развитие умения вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания.
-
Развитие умения моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, коллективе;
-
Формирование ценностного отношения к своей мужской половой принадлежности в контексте традиционных моральных норм.