Отчет о результатах обследования

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9.2. Анализ психолого-педагогической деятельности Каргатского спец ПУ ЗТ за 2014 - 2015 учебный год.

Организация психолого­педагогической работы (правовые основы, содержание, структура, формы работы)

Психолого-педагогическая деятельность в учреждении осуществляется в соответствии с основополагающими документами: Конвенцией ОНН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120-ФЗ от 24.06.1999), Уставом и локальными нормативными актами, действующими в учреждении.

Психолого-педагогическая работа осуществляется по следующим основным направлениям:

-психологическая диагностика; коррекционно-развивающая работа; психологическое консультирование; психологическое просвещение; методическая работа.

Психолого-педагогическая деятельность в направлении психокоррекционной работы с воспитанниками в рамках учреждения осуществляется согласно рабочим программам, разработанным педагогами-психологами. Программные занятия проводятся в форме групповой (мини-группы) и индивидуальной работы (с учетом индивидуальных особенностей воспитанника). Группы формируются с учетом индивидуально-возрастных особенностей воспитанников.

Формы и методы работы: групповая и индивидуальная; мини-лекции; беседы-дискуссии; индивидуальные консультации; тренинги; просмотр и обсуждение профилактического видео; наблюдение; коррекционно-развивающие игры и упражнения; релаксационные упражнения; символ драма; визуализация; арт-терапевтические технологии.

Информация о работе с воспитанником: диагностическая, коррекционно-развивающая, отражается педагогом-психологом в «Индивидуальной карте - схеме психолого-педагогического сопровождения коррекции личности».

Цель психолого­педагогической работы в процессе реабилитации воспитанников

Создание оптимальных условий для сохранения и развития психологического и личностного здоровья, своевременное выявление и оказание помощи в преодолении проблем в поведенческой и эмоциональной сферах, повышение социально-приемлемого уровня поведения через самопознание и саморазвитие.

Целевые задачи психолого­педагогической работы в процессе реабилитации воспитанников

1.Изучение и знание личностных качеств воспитанников, кратких сведений об окружающей среде и условиях формирования личности.

2.Организация предупредительно-профилактической работы с воспитанниками, по пресечению проявления правонарушений и отклонений в поведении.

3.Способствовать формированию у воспитанников адекватного отношения к будущему, установлению конструктивных отношений с окружением, с семьей, формированию нравственно-правового поведения.

4.Обмен информацией между участниками ПМПк по вопросам актуального состояния воспитанников.

5.Информационно-просветительская работа по профориентации воспитанников.

6.Оказание консультативной помощи семьям воспитанников, информирование родителей о личностных особенностях развития ребенка.

7. Работа по методической теме: «Совершенствование профессионального мастерства сотрудников социально-психологической службы, путем создания целостной системы, обеспечивающие оптимальные педагогические условия для подростков с девиантным поведением в соответствии с ФГОС».

Практические задачи

психолого-педагогической

реабилитации

Задачи:

-развивать у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, путем снижения уровня тревожности, эмоционально­психического напряжения в различных ситуациях закрытой среды;

-формировать адекватные способы реагирования в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-формировать временные перспективы и навыки целеполагания;

-выяснить уровень профессионального самоопределения воспитанников;

-формировать умения строить жизненные планы, соотносить свои возможности с требованием ситуации.

Планируемые результаты:

-активация механизмов самопознания и самовыражения;

-осознание мотивов собственной деятельности и поведения, способность к рефлексии;

-конструктивность межличностных взаимоотношений и коммуникативного поведения готовность к преодолению трудностей, эмоциональной регуляции и волевым усилиям в поведении и деятельности;

-осознание и выражение своих чувств, понимание и принятие чувств окружающих, что поможет конструктивно взаимодействовать в социуме; -наличие адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении через ненормативное поведение;

-активация процессов когнитивной сферы (памяти, внимания, мышления).

Основные принципы психолого-педагогической работы в учреждении

Одной из главных задач воспитания является самореализация воспитанника в процессе социального взаимодействия, когда педагогу-психологу необходимо опираться на следующие принципы:

-Принцип единства диагностики и коррекции. Эффективная коррекционно-развивающая работа построена на основе тщательного психологического обследования.

-Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.

-Принцип личностно-деятельностного подхода,как условие организации совместной деятельности подростка и взрослого.

-Принцип экологичности. Все, что происходит на тренинге, не должно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы и ведущих.

-Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат реализации единой цели.

-Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.

-Принцип открытости. Быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников.

-Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той деятельности, в которой живут и взаимодействуют участники.

Вся деятельность педагога-психолога в учреждении выстраивается с учетом вышеуказанных принципов, которые являются главными ориентирами в психокоррекционной работе.

Психолого-педагогическая работа с воспитанниками (диагностика личностного развития, формы и методы работы, ее эффективность и качество результатов)

С входной диагностики начинается взаимодействие педагога-психолога с воспитанником. Основополагающим методом работы является беседа-интервью. Его задача создать сотруднические, доверительные отношения с подростком. Первоначальные данные позволяют определить характерологические особенности, такие как: темперамент, акцентуации характера, локус контроля, направленность личности, а так же семейный ресурс, интересы и склонности, уровень образования, ценностные установки, актуальное психоэмоциональное состояние. С этой целью используются следующие основные диагностические методики:

-«Неоконченные предложения» Сакса, Леви;

-Самооценка «Лесенка», самооценка по Дембо - Т.Рубинштейн.

-Акцентуация черт характера К.Леонгарда.

-Типы темперамента И. Павлова.

-Состояние нервной системы К. Либельта.

-Конфликтность В. Андреева.

-Личностная тревожность Спилбергера.

-Подверженность суициду А. Волкова

-Эмоционально-нравственной сферы Басса-Дарки

В ходе реабилитационного процесса, с целью отслеживания динамики развития воспитанника проводятся промежуточная и выходная диагностики воспитанников, которые позволяют оценить степень изменений его личностного развитии. С учетом дифференцированного подхода и особенностей индивидуального развития воспитанников спектр диагностических методик расширяется при необходимости.

Особым вниманием педагога-психолога в реабилитационном процессе сопровождения девиантных подростков является:

-адаптация воспитанников;

-эмоционально-волевая сфера;

-ценностно-смысловая сфера.

Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В условиях специального училища - это принятие и соблюдение правил внутреннего распорядка, присутствие позитивного эмоционального фона подростка, участие в делах коллектива. Не все воспитанники проходят адаптационный период одинаково, несколько проблематичнее проходит этот период у подростков из родительской семьи и у подростков с некоторыми личностными особенностями

Уровень адаптации (посредством «методики изучения социализированное™ личности Рожкова М.И.)

Уровни выраженности

Показатель на 01.09.2014

Показатель на 01.09.2015

1

Высокий

17%

11%

2

Средний

63%

67%

3

Низкий

20%

22%

На основании сравнительного анализа диагностических данных можно сделать заключение:

-способность быстро перестраивать свое поведение, согласно ситуации в условиях специального училища у большинства воспитанников соответствует среднему уровню равному 67%, это на 5% выше с показаниями входной диагностики проведенной в 2014 году.

Низкий уровень составляет 22%, на 2% больше начального показателя, а высокий уровень понизился на 6 %, это позволяет сделать вывод:

-уровень адаптивности подростков может повышаться за счет создания благоприятной психологической атмосферы в жилых группах;

-педагогически грамотного выстраивания межличностного взаимодействия педагога с подростками, с учетом типологических особенностей их личности;

-наполнения содержательной части воспитательной работы, через многообразие видов и форм досуговой деятельности, что будет способствовать повышению социально-психологической активности.

Низкий адаптационный уровень составляют подростки с устойчивой криминальной направленностью, которым сложно принять условия пребывания в учреждении. Рост показателей высокого уровня адаптации выражается в активном участии части подростков в спортивной и творческой деятельности, установках позитивного целеполагания и перспективы жизненного пути.

Эмоционально-нравственная сфера - это особенности человека, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств, проявляющихся в его поведении. У большинства подростков с девиантным поведением уровень эмоционально-нравственной регуляции поведения снижен в силу эмоционального неблагополучия, различных деприваций и психотравмирующих ситуаций детства, отсутствия базового доверия к миру, а так же, вследствие врожденных и приобретенных органических нарушений.

Психоэмоциональное состояние подростков в целом имеет положительную динамику с понижением высокого уровня на3 %, что объясняется:

-наличием доверительных отношений

-понимание и принятие подростком психологической помощи;

-своевременным, оперативным, продуктивным выстраиванием работы по оказанию психологической помощи в преодолении психотравмирующих ситуаций.

Ценностно-смысловая сфера - это ценностные ориентации, являющиеся одним из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира.

Представление о жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, у большинства подростков на низком уровне.

Компетенции:

-положительное отношение к себе и другим людям; (посредством теста «Самосознания»)

-уверенность в себе и стабильная самооценка (тест «Лесенка»).

Динамика уровней сформированности у воспитанников ценностно-смысловых компетенций

Уровни выраженности

Показатель

Показатель

Показатель

Показатель

самооценки

самоотношения

самооценки

самоотношения

на 01.09.2014

на 01.09.2014

на 01.09.2015

на 01.09.2015

1

Высокий

13%

7%

7 %

9%

2

Средний

83%

45%

90%

52%

3

Низкий

4%

48%

3%

39%

Психолого-педагогическая работа с родителями (законными представителями), ее содержание и результаты

Психолого-педагогическая работа с родителями (законными представителями) заключается в консультировании их по вопросам индивидуальных особенностей подростка, выборе конструктивных стратегий поведения с ним. Формы работы: индивидуальные беседы-консультации (по мере обращения и приезда родителей и родственников..В результате применения вышеуказанных форм осуществляется работа по выстраиванию и укреплению детско-родительских отношений - эмоциональная привязанность к семье, дифференциация чувств воспитанника к родителям, отработка психотравмирующих ситуаций прошлого, благодаря чему происходит гармонизация семейных отношений.

Психолого-педагогическая работа с коллективом педагогических работников учреждения (организация взаимодействия, формы работы, результативность)

Педагоги-психологи проводили работу в составе педагогических объединений, в Совете профилактики, в работе ПМПК.

Педагоги получают необходимую информацию о возрастных особенностях, ресурсных и проблемных сторонах личности, об особенностях выстраивания конструктивного общения с воспитанниками. Данные мероприятия позволяют конструктивно взаимодействовать с педагогами, способствовать снятию их психоэмоционального напряжения, позитивному разрешению возникающих конфликтных ситуаций «воспитанник- взрослый», развитию рефлексии своей профессиональной деятельности, психологическому просвещению.

Наличие диагностических методик (в том числе авторских), результаты их апробации и перспективы применения в процессе социальной реабилитации воспитанников

Профессиональный психологический инструментарий «ИМАТОН» представлен:

-Тест Сонди « Диагностика потребности и влечений»;

-ТАСТ, диагностика свойств и типов темперамента;

-Методическое пособие «Экватор» Амалтея, обучение навыкам саморегуляции; В случае отсутствия выраженного результата диагностики, для уточнения информации через некоторое время проводится ретестирование воспитанника (темперамент, акцентуации характера). Для создания полного психологического портрета данные диагностики сопоставляются, с учетом наблюдения за протеканием процессов возбуждения и торможения, включением подростка в деятельность, особенностями общения и др. С учетом девиаций и возрастных особенностей модифицирована методика «Неоконченные предложения» Сакса, Леви (сокращенный вариант с сохранением основных сфер направленности и отношений личности).

Актуальные психолого­педагогические технологии совершенствования реабилитационного процесса в учреждении (краткие характеристики)

Снятие психоэмоционального напряжения, не директивная «проработка» психотравмирующих ситуаций прошлого на уровне бессознательного с применением методик визуализации, мотивов «Символ-драмы», техник арт-терапии - проективные рисунки, техники монотипии и др.

Использование ИКТ - флеш-тренинг, метафоры, которые позволяют ненавязчиво воздействовать на ценностные установки и взгляды подростков, тем самым обучая, и «предлагая» пути выхода из различных трудных ситуаций.

Использование приемов метода рациотерапии, при ошибках в суждениях и умозаключениях, иррациональных установках подростков.

В результате применения данных технологий у воспитанников развивается способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, снижается уровень тревожности, нормализуется общий эмоционально-психологический фон, что является важным компонентом реабилитационного процесса, проводимого в условиях закрытой среды. У воспитанников развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции, умения строить жизненные планы.

Сильные и слабые стороны психолого-педагогической работы

Сильные стороны:

-Информационно-практическое взаимообогащение, обмен опытом и преемственность в работе педагогов-психологов;

-Высокий уровень профессиональной компетентности специалистов, заинтересованность в конечном результате своей работы, постоянное саморазвитие, самосовершенствование;

-Высокий уровень диагностики развития личностных качеств и особенностей воспитанников, наличие современного диагностического инструментария;

-Значительное повышение уровня доверительных отношений, понимание и принятие психологической помощи воспитанниками и взрослыми, качественное осуществление деятельности в системе коррекционно-профилактической работы с воспитанниками групп риска;

-Творческий подход педагогов к созданию терапевтической среды психологической мастерской, с целью их психологического просвещения.

Слабые стороны:

-Несвоевременное информирование со стороны педагогов, непосредственно работающих с воспитанниками, о ситуативном состоянии воспитанников негативно отражается на эффективности и результативности работы в целом;

-Техническое оснащение не в полной мере отвечает современным требованиям.

- Для более эффективной деятельности требует доработки: обеспечение коррекционно-развивающей деятельности с использованием метода песочной анимации;

-Лицензионное обучение педагогов-психологов для работы с использованием метода песочной анимации (например, курсы повышения квалификации при использовании различных методик);

-Совершенствование материально-технической базы психологической мастерской: приобретение оборудования для внедрения новой развивающей технологии по методу песочной анимации.

Статистические данные

Диагностика

Коррекционно-развивающая работа

Просвещение и профилактика

Консультирование

242

660

28 мероприятий: охват воспитанников -100% охват сотрудников - 73%

375

Выводы

Полученные данные свидетельствуют о том, что достаточно эффективной была работа в направлениях: «Диагностика», «Коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая), «Психологическое консультирование», «Методическая работа».

Но есть необходимость введения нового направления психолого-педагогической деятельности «песочная терапия», обусловленное расширением спектра методов психологического воздействия на воспитанников с целью развития у них познавательных процессов, воображения, фантазии; проработки психотравмирующих ситуаций прошлого, развития коммуникативной сферы.

Ожидаемый результат:

  1. Совершенствование системы профилактической работы в училище.

  2. Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы.

  3. Стабилизация и, в дальнейшем, снижение количества правонарушений среди воспитанников.

  4. Увеличение числа подростков, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни

  5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

  6. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

  7. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

  8. Развитие способностей адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью.

  9. Развитие позитивного отношения.

  10. Развитие умения дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм.

  11. Приобретение первоначальных навыков практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности.

  12. Формирование сознательного понимания своей принадлежности к социальным общностям (семья, школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

  13. Развитие умения вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания.

  14. Развитие умения моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, коллективе;

  15. Формирование ценностного отношения к своей мужской половой принадлежности в контексте традиционных моральных норм.


© 2010-2022