- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тема занятия: «Скажи нет – вредным привычкам»
Тема занятия: «Скажи нет – вредным привычкам»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Казачкова Н.Н. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занятие по профилактике употребления психоактивных веществ
Тема занятия: «Скажи нет - вредным привычкам».
Цели занятия:
-
Выявить причины употребления ПАВ.
-
Сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека.
-
Выработать у учащихся умение отказа от принятия ПАВ в компании подростков.
-
Выработать негативное отношение к принятию ПАВ.
Участники занятия:
Обучающиеся 7Б класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» города Альметьевск.
План занятия:
-
Приветствие ведущего. Тест «Круг, треугольник, квадрат».
-
Игра-активатор, направленная на сплочение группы.
-
Обсуждение темы «Вредные привычки»
-
Причины употребления ПАВ.
-
Способы отказа от употребления ПАВ.
-
Разбор ситуаций.
-
Рисование плаката «Профилактика ПАВ».
-
Итоговый круг «Интересное-полезное».
Ход занятия
1. Приветствие ведущего. Тест «Круг, треугольник, квадрат».
Обучающимся предлагается выбрать фигуру, нарисованную на листочках (круг, треугольник, квадрат). Рассаживаются за столы в соответствии с выбранной фигурой. Диагностика по выбору фигуры. Ведущий зачитывает характеристику обучающихся в соответствии с выбранной фигурой.
КВАДРАТ:
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, в упорстве, позволяющее добиваться завершения работы,- вот чем знамениты истинные Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий
ТРЕУГОЛЬНИК:
Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели.
Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и как правило, достигают их.
Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
КРУГ:
Самая доброжелательная из пяти фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную.
Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
2. Игра-активатор, направленная на сплочение группы. (Работа в группах)
Ведущий предлагает обучающимся упражнение, направленное на сплочение группы «Круг, треугольник, квадрат».
- Каждой группе предлагается шнур. Каждый член группы руками держится за шнур. Закрыв глаза, из шнура предлагается сделать КРУГ. Открыв глаза, участники занятия смотрят, что получилось. Задание усложняется, с закрытыми глазами предлагается сделать КВАДРАТ. Следующее задание - сделайте ТРЕУГОЛЬНИК.
Рефлексия: - Что понравилось/не понравилось в этом упражнении? Что почувствовали? Какие испытывали трудности?
-
Обсуждение темы «Вредные привычки».
- Участникам предлагается назвать вредные привычки, которые есть у людей?
- Это употребление спиртных напитков, курение, употребление наркотических средств.
4. Причины употребления ПАВ (работа в группах).
Вопрос группам:
Назовите:
1 группа: Причины курения.
2 группа: Причины употребления алкоголя.
3 группа: Причины употребления наркотических средств.
Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы.
Подведение итогов, обобщение сказанного (выводы выводятся на экран)
Причины употребления ПАВ.
Причины курения
Причины употребления алкоголя
Мотивы употребления наркотических средств
-
Необходимость расслабиться
-
Собрать мысли
-
Снять эмоциональное напряжение
-
«за компанию»
-
Широкая реклама сигарет через средства массовой информации.
-
Медицинские
-
Стрессовые ситуации
-
Социальные обычаи
-
Интерес к возникающим при этом ощущениям
-
Желание походить на старших
-
Чувства неудобства отказа в компании
-
Желание быть таким как все
-
Надежда получить облегчение в горе, от обиды
-
Показать свою независимость, взрослость
-
Интерес к возникающим ощущениям
-
Как дань моде
-
От скуки
-
Облегчить общение
-
Как средство поднятия настроения
-
Возможность уйти от проблем
-
Из чувства обиды на близких
-
Причины отказа от употребления ПАВ (работа в группах).
Вопрос группам:
Назовите:
1 группа: Причины отказа от курения.
2 группа: Причины отказа от употребления алкоголя.
3 группа: Причины отказа от употребления наркотических средств.
Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы.
Подведение итогов, обобщение сказанного (выводы выводятся на экран)
Причины отказа от употребления ПАВ
-
Сохранить здоровую и красивую внешность
-
Избежать болезней
-
Не нравится вкус сигарет
-
И т.д.
-
Вредит здоровью
-
Не нравится вкус
-
Стыдно покупать
-
Семейные традиции
-
Занятия спортом
-
Др.
-
Сохранить здоровье, жизнь
-
Создать и сохранить семью
-
И др.
-
Способы отказа от ПАВ.
Вопрос группам:
- Можно ли отказаться от приема ПАВ, и каким образом?
Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы.
Подведение итогов, обобщение сказанного (выводы выводятся на экран)
Способы отказа от
Предложенной сигареты
Употребления алкоголя
Отказа от приема наркотических средств
-
Я не курю
-
Я больше в этом не нуждаюсь
-
Я не собираюсь отравлять свой организм
-
Эта дрянь не для меня
-
Нет, спасибо, это сейчас не модно
-
Я спокойно обхожусь без этого
-
Я занимаюсь спортом, а курение и спорт несовместимы
-
Нет, я пробовал, и мне это не понравилось
-
у меня и так хватает неприятностей с родителями
-
Это мне ничего не дает.
-
Я не знаю, какими свойствами обладает алкоголь
-
Я не хочу неприятностей
-
У меня на это аллергическая реакция
-
Я не уверен, что в результате буду чувствовать себя хорошо
-
У меня и так хватает неприятностей с родителями
-
Что я получу в результате
-
Нет, я пробовал, и мне это не понравилось
-
Я занимаюсь спортом, а алкоголь и спорт несовместимы
-
Отвечать «нет», несмотря ни на что, что будет свидетельствовать о твердости характера.
-
«Нет, я не хочу неприятностей»
-
«Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция»
-
«Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями»
-
Обходить стороной место и людей, где могут предложить наркотики.
-
Сменить тему, т.е. заговорить о чем то другом.
-
Сказать, что не хотите
-
«Мне не хочется умереть молодым»
-
Нет, спасибо препаратов не хочу»
-
«Я не собираюсь загрязнять организм»
-
Испугать, сказать, что они могут заболеть гепатитом, СПИДом.
-
«От этого можно заразиться СПИДом»
-
«Ты можешь заболеть гепатитом»
-
Найти в компании человека. Который поддержит твою позицию.
-
Разбор ситуаций.
Каждой группе предлагается ситуация. Членам группы необходимо проиграть эту ситуацию и найти выход из неё (заранее обговаривается время на это упражнение 10-15 минут).
Ситуации:
-
Алина и Марина пошли на дискотеку. Там их друзья и подруги предлагают покурить, Алина раньше уже пробовала, но ей не понравилось. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей трусливой или смешной, но с другой стороны, не хочется и курить. Марина раньше не курила и ей очень интересно, какие от этого ощущения.
-
В отсутсвие родителей ребята собрались встречать Новый год, накрыли на стол. Двое ребят уже пробовали алкоголь. Они предложили выпить. Двое еще не пробовали. Один хочет попробовать, а другой относится отрицательно. Ребята знают, что родители не догадаются о случившемся.
-
Маша - новенькая и пока никого не знает в классе. Сегодня в школе дискотека, к ней подходит одна из популярных девочек в классе, предлагает дружить и присоединиться к их тусовке, рассказывая, как они «оторвутся» на дискотеке, имея «колеса». Маша хочет отказаться от таблеток, но боится потерять престижную компанию.
6.Рисование плаката «Профилактика ПАВ».
Каждой группе предлагается нарисовать плакат-листовку и защитить его на тему:
-
Мы против курения (1 группа)
-
Мы против употребления алкоголя (2 группа)
-
Мы против употребления наркотиков (3 группа)
-
Итоговый круг «Интересное-полезное».
Педагог-психолог благодарит участников занятия за хорошую работу. Предлагает высказать свое о том, что на этом занятии оказалось интересным и полезным. А, может быть, что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может высказать в нескольких словах свое мнение.
Литература:
-
Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы. А.Г. Жиляев, Т.И.Палачева, А.Т. Кулагин - Казань 2002 год.
-
Сборник психологических тестов - Казань 2002 год
-
Предупреждение употребления алкоголизма и наркотиков в школе. В.Н. Касаткин и др. - Казань 2002 год
-
Педагогические ситуации. Е. Бодина, К. Ащеулова - Москва 2002 год
-
Настольная книга практического психолога. Е.И. Рогов - Москва 2000 год.
-
Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных учреждениях Республики Татарстан. Сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению. - Казань: РИЦ «Школа», 2006.