• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека

Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека (авторская разработка)

Свежинцева Ирина Александровна,

педагог-психолог

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 46 «Вишенка»

г. Старый Оскол Белгородской области


Знакомство с эмоциональными состояниями в дошкольном возрасте происходит лучше и эффективнее, когда присутствует наглядность. Данный принцип имеет большое значение в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление детей носит наглядно-образный характер. Используемые в занятиях пиктограммы, карточки и иллюстрации обеспечивают восприятие материала.

В данной методической разработке занятий используется новый метод: систематизация знаний детей об эмоциях и эмоциональных состояниях происходит с помощью деревянных ложек, отражающих различные стороны человеческих эмоций. Ложки могут выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие эмоциональной сферы дошкольника, если нарисовать на них лица, передающие различные эмоциональные состояния человека: радость, удивление, печаль, неудовлетворенность, злость, обиду, страх и др. Этот метод делает процесс обучения не только увлекательным, но познавательным. Наглядность здесь сопряжена с тактильным ощущением. Ребёнок не только видит изображение, но и может его подержать, ощупать, поиграть с ним. Тактильные ощущения для ребенка очень важны. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра - типичная форма жизнедеятельности.

Дерево не выделяет такого «букета» токсичных газов, как пластик или ДСП.

Дерево близко человеческой природе. Но не столько потому, что его предком была некая «обезьяна, которая слезла с дерева», а потому, что дерево в течение всей истории человеческого рода помогало и спасало. Люди спасались на ветвях от хищников, делали из него жилища, инструменты, оружие, получали топливо для костра. Так дерево вплелось в генетическую память, и человеку нравится форма его кроны, шелест листьев, фактура и запах древесины.

Чуткие люди ощущают, что деревянные вещи содержат глубину и энергетику, недоступную пластику, потому что в них вложена сила рук и доброта сердца.

Обработанное дерево - красивый, приятный на ощупь, теплый материал. А деревянная игрушка - славная вещица, которая нравится детям.

Основные виды использования ложек-эмоциональных состояний с детьми дошкольного возраста

Цели: закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.

  1. Какое твое настроение сегодня?

Во время прихода в детский сад утром ребенку предлагается выбрать ложку-эмоциональное состояние, которая наиболее подходит к его настроению. Это станет экспресс-тестом для определения индивидуального подхода к ребенку, выяснения причин, особенно в случае негативных эмоций, и принятия решений, как строить взаимодействие с ребенком. Если он пришел с плохим настроением, можно попросить выбрать ложку с положительной эмоцией и простучать его ритмоэмоциональную интонацию на ложках. Через двигательную активность ребенок сможет или погасить свое первоначальное настроение, или забыть о нем, переключившись на другой вид деятельности. Вместе с тем в процессе этой игры-коммуникации с ребенком устанавливается атмосфера доверительности и эмпатии.


  1. Упражнение: Закончи предложение

Психолог: внимательно рассмотри лица на ложках. У них у всех разное настроение. Давай придумаем почему. (рис.1)

Ребенку предлагается продолжить предложение (Человек грустный, потому что у него… Человек веселый, так как у него…) (Я был радостным, так как у меня… Мне было страшно, потому что…) (Оля обиделась, потому что… Аня удивилась из-за того, что…).

Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека

Рис.1

Ребенок в соответствии с образом эмоционального состояния продолжает предложение, тем самым развивая восприятие и вербальный анализ. Ребенок распознает мимическое отражение эмоций, сопоставляет его со своим опытом и внутренними переживаниями. Когда же он сопоставляет и делает анализ эмоционального состояния другого человека (сверстника), то у него формируется эмпатия, сопереживание. Понимание собственных эмоций происходит также через познание эмоций других людей.


  1. Игра Найди всех веселых…

Психолог: Найди все недовольные выражения лица. Молодец, а теперь найди все веселые (рис.2).

Дидактические свойства ложек проявляются также при формировании нравственных понятий. Дошкольник визуально дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, производит вербальную оценку эмоциональных проявлений, может перенести увиденное в контекст реальных жизненных поведенческих ситуаций и поступков. А то, что ребенок оценивает эмоциональные проявления, свидетельствует о развитии у него самостоятельности суждений и мыслительной инициативы.

Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека

Рис.2


4.Игра Угадай эмоцию

Психолог: Глядя на человека - как мы можем определить его настроение?

Дети. По выражению его лица.

Психолог: Я сейчас буду показывать вам ложки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Дети выполняют задание) (рис.3)

Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека

Рис.3



  1. Игра Азбука настроения

Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием и по одной ложке-с эмоцией

Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки. А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой настроение вашего персонажа похоже на то, что изображено на ложке (рис.4,5)

Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека

Рис.4


Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека

Рис.5

  1. Игра Угадай эмоцию и попробуй ее изобразить

Психолог: Попробуйте отгадать, о каком настроении сейчас пойдет речь. Для этого послушайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Краденое солнце».

И встал Медведь,

Зарычал Медведь,

И к Большой Реке

Побежал Медведь.

А в Большой Реке

Крокодил лежит,

И в зубах его

Не огонь горит -

Солнце красное,

Солнце краденое.

Подошел Медведь тихонько,

Толканул его легонько:

Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко скорей!

А не то, гляди, поймаю,

- Пополам переломаю,

- Будешь ты, невежа, знать,

Наше солнце воровать!

Пропадает целый свет,

А тебе и горя нет!

Дети: О злости, гневе.

Психолог: Правильно. Посмотрите на ложку, расскажите, глядя на нее, какое выражение лица должно быть у человека, когда у него злое настроение, когда он сердится? Брови нахмуренны, рот открыт, растянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов. Покажите это настроение (рис.6)

Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека

Рис.6

  1. Игра Сделай для ложки одежду

Ребенок к определенному эмоциональному состоянию, изображенному на ложках, подбирает наиболее подходящий цвет. Так, взяв ножницы и разноцветную бумагу или картон, он сам может изготовить одежду для человека-ложки. Цвет бумаги выступает важным выразительным средством при характеристике эмоционального состояния человека, а также непосредственно самой эмоцией, воздействующей на ощущения человека (рис. 7,8)

Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека

Рис.7

Авторская разработка Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью методического пособия - деревянных ложек с изображением различных эмоциональных состояний человека

Рис.8

  1. Игра Простучи свое настроение

В дошкольном возрасте дети довольно открыто выражают свои чувства и эмоциональный настрой. А так как ритм в своей основе носит эмоциональный характер, то детям можно предложить исполнить несколько ритмических упражнений. Например, предложить простучать на обычных ложках то настроение, которое изображено на ложке-эмоции. Дети на ложках передают свое эмоциональное отношение, через ритм пытаются отразить свои ритмодвигательные проявления.

В заключение хотелось бы добавить, что вместо ложек могут применяться карточки с изображениями эмоциональных состояний человека. Но ложки удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному сенсорному воздействию на ребенка. К тому же само нестандартное применение ложек в качестве дидактического средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.

© 2010-2022