Доклад на тему: Проблема школьной адаптации на этапе перехода в среднее звено у учащихся в норме и при ОИН

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема школьной адаптации на этапе перехода в среднее звено у учащихся в норме и при ОИН


1.1. Понимание школьной адаптации в современной психолого - педагогической литературе

Под школьной адаптацией подразумевается адаптация в учебно - познавательной деятельности, а она зависит от психологической готовности ребенка к обучению. Существует более широкое понимание адаптации - как совокупности сложных биологических и социально - психологических процессов приспособления индивида и личности к новым условиям существования. В социально - педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

Адаптивность, способность к приспособлению у разных детей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в процессе жизни качеств человека. Адаптивность зависит от физического, психического, нравственного здоровья ребенка. В литературе преимущественно рассматриваются клинико - физиологические механизмы адаптации, но и психологические ее характеристики издавна являются предметом научного внимания.

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Согласно его концепции, адаптация рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции.

Сам процесс психологической адаптации предполагает воздействие не только субъекта на среду, но и среды на субъект. Ф. А. Березин рассматривает психологическую адаптацию как процесс оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет индивиду удовлетворить актуальные потребности. Адаптационные возможности индивида обусловлены сложной многоуровневой структурно - функциональной системой, на каждом уровне регулирования действуют преимущественно психологические или физиологические механизмы. Выделяются следующие уровни психологической адаптации:

- социально - психологический;

- психологический (особенности личности, активности, психические

состояния);

- психофизиологический (интеграция церебральных систем);

- периферический (вегетативный и гуморальные механизмы).

Виды социально - психологической адаптации:

  1. Полная адаптация;

  2. Неполная адаптация (в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками, в учебной деятельности, в практической, бытовой сфере);

  3. Полная дезадаптация - выраженная учебная неуспешность и грубое нарушение семейных отношений.

В настоящее время в психологической литературе широко используется термин "дезадаптация", для описания различных проблем и трудностей, возникающих у школьников. Школьная дезадаптация представляет собой невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружающим, в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка по программе адекватной его способностям, а также в нарушениях поведения, не согласующегося с принятыми дисциплинарными нормами. Школьная дезадаптация представляет собой сложное вторичное социально - личностное явление, являющееся результатом нарушенного взаимодействия личности школьника и среды.

Роль средовых факторов играют особенности психологического климата в коллективе, личностные характеристики учителей, администрации и персонала школы, психогигиенические факторы учебного процесса, взаимоотношения в семье, психическое здоровье родителей школьника, межперсональные отношения в среде сверстников и т. п. Любой из перечисленных факторов может создавать предпосылки для возникновения школьной дезадаптации, но центральное место в ее происхождении все же занимает психический фактор - особенности личности ребенка во всем их многообразии в процессе становления и взаимодействия со средой.

Виды дезадаптации:

- интеллектуальная - нарушение или отставание в развитии мышления

ребенка;

- поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и

моральным нормам;

- коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и

взрослыми;

- соматическая - отклонения в здоровье ребенка;

- эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги и переживания по

поводу проблем в школе.

1.2. Характеристика адаптационного процесса при переходе учащихся общеобразовательных школ в среднее звено в норме и при ОИН

В современной психолого - педагогической литературе существует очень мало данных об особенностях адаптационного процесса у учащихся при переходе из начального в среднее звено. Поэтому, в своей работе мы опирались на данные, полученные И. В. Дубровиной, Е. Г. Коблик, Д. Б. Элькониным.

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа - сложный и своеобразный "организм", но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого), непривычное расписание, много новых кабинетов, новые дети в классе, новый классный руководитель, проблемы со старшеклассниками, в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими.

Раньше дети целым классом переходили на следующую ступень обучения. Тогда не было отбора учащихся из параллели третьих классов в специализированные - разноуровневые или профильные - классы. Это облегчало адаптацию к средней школе, так как межличностные отношения со сверстниками были налажены, коллектив сформирован. Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение - предметное.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают

конспектировать;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые непривычные требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь "как бы чего ни случилось на улице, ведь время такое сложное", предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на "оценку", все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации "пятиклашек" к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность[29].

Серьезной проблемой для пятиклашек является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми - одно из главных условий успешной адаптации детей.

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста. Психологически этот возраст с постепенным приобретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует ориентированность подростков на установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего - то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности.

Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности препубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т. п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Проблема адаптации детей с общим интеллектуальным недоразвитием является весьма актуальной, но не достаточно разработанной. На сегодняшний день не разработана система, позволяющая ребенку безболезненно адаптироваться к новым для него условиям, отсутствуют программы эмоциональной поддержки таких детей.

Переход из младшей школы в среднее звено - это начало пубертатного периода, центральным процессом которого является половое созревание. Данный переход предполагает смену социальной позиции и изменение внутришкольной организации: меняется форма и содержание обучения, детям приходиться переходить из одного кабинета в другой, появляются новые учителя, к требованиям которых нужно привыкнуть и т. д. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности, произвольность, способность к саморегуляции, теоретическое мышление и чаще всего учебные трудности у детей с общим интеллектуальным недоразвитием в средней школе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Также в пубертате из - за возникающих учебных трудностей, из - за трудностей установления отношений с учителями и со сверстниками могут дополнительно усугубляться поведенческие и личностные проблемы.

У детей с общим интеллектуальным недоразвитием существуют сложившиеся стереотипы, которые плохо поддаются коррекции и которые необходимо изменять. Поэтому при переходе в среднее звено у таких детей можно предположить возможность дезадаптации.

1.3. Проблема психологического сопровождения детей на этапе перехода в среднее звено

На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе школы предстоит решать следующие задачи:

- создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование

классного коллектива; выработка единой системы обоснованных,

последовательных требований; установление норм взаимоотношений

детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками

школы);

- повышение уровня психологической готовности детей к обучению,

познавательному развитию, общению;

- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.

В соответствии с этими задачами Е. Г. Коблик выделяет основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни.

Психологическая диагностика

На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

При обследовании пятиклассников целесообразно учитывать систему психолого - педагогических требований к содержанию статуса ученика 3 - 5 классов и обращать внимание на следующие аспекты:

1. Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его

познавательной деятельности:

- соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с

педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени

развития, в рамках данной программы обучения);

- индивидуальные особенности познавательной деятельности;

- умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2. Особенности мотивационно - личностной сферы, под которыми подразумевается сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.

3. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношение к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во - первых, отношение к нему одноклассников, во - вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.

4. Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.

Консультативная работа с педагогами и родителями

Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Семинары для классных руководителей и учителей - предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им. На родительском собрании следует рассказать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе, какую помощь в адаптации смогут оказать детям родители.

Методическая работа

Осуществляется психологом совместно с администрацией школы. Комплектование классов происходит особым образом, поэтому и методы работы в пятых классах разные. Они направлены на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей и спецификой класса.

Профилактическая работа

Осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренингов.

Коррекционно - развивающая работа

Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

Аналитическая работа

Аналитическая работа должна быть направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей, поэтому еще одна задача психологической службы школы - наладить такое сотрудничество.

И. В. Дубровина выделяет наиболее существенные, по ее мнению, виды психологической помощи для детей данного возраста. К ним относятся: коррекционная и развивающая работа с детьми; консультирование педагогов, выпускающих и принимающих класс; организация соответствующей работы учителей, воспитателей и родителей по коррекции выявленных отставаний или нарушений в психическом, личностном развитии учащихся; «отсроченная помощь», т. е. наблюдение за ходом развития в дальнейшем тех детей, кому по результатам обследования не требовалась немедленная помощь, но проблемы которых могут обостриться в более старшем возрасте. Целесообразность предпочтения того или иного вида помощи определяется конкретной ситуацией каждой школы, возможностями психолога, но прежде всего силой выраженности деструктивного влияния, имеющегося у ребенка дефекта развития.


© 2010-2022