- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект на тему: Здоровье и образование, советы педагога-психолога
Конспект на тему: Здоровье и образование, советы педагога-психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Селезнева А.К. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Здоровье и образование
Предупреждение патологий, снижение перегрузок, организация физической активности учащихся
Все возрастающая интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения приводят к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам.
В связи с этим растет число учащихся с наличием "пограничных" состояний и хронических заболеваний. Во многих образовательных учреждениях помимо решения педагогических задач решаются задачи содействия охране и укреплению здоровья учащихся, в частности учебная нагрузка и методы преподавания соотносится с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; проводится работа по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом; по снижению учебных перегрузок учащихся, приводящих их к состоянию переутомления, к "школьным стрессам"; по правильной организации физической активности учащихся; по предупреждению распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей.
Основными направлениями работы психологов в образовательных учреждениях, применяющих здоровьесберегающее образование являются:
-
Психодиагностика, выделение группы "благополучных" детей и детей с проблемами развития.
-
Развивающая и психокоррекционная работа, создание условий для целостного психического развития школьников, их психического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.
-
Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов, проведение консультаций после обследования и по просьбе учителей, классных руководителей; посредничество в конфликтах и переговорах.
-
Работа школьной медико-психолого-педагогической комиссии, направление учащихся к невропатологу, психоневрологу, медицинскому психологу.
-
Психологическое здоровье учителей.
Валеологическое сопровождение образовательного процесса - это система взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Система взаимодействия включает:
-
Анализ и коррекцию физического здоровья;
-
Анализ и коррекцию психического здоровья, в том числе определение уровня школьной зрелости, диагностику личностных особенностей, интеллектуального развития, психоэмоционального состояния, утомляемости, психологической адаптации, "зон риска"; составление коррекционно-развивающих программ, работу кабинета психологической разгрузки;
-
Валеологическое образование, обеспечение валеологически обоснованного режима функционирования, определение оптимального режима учебной деятельности, разработку технологий сопровождения "групп риска", организацию исследовательской деятельности, направленной на выявление уровней здоровья учащихся и установление взаимосвязи между показателями физического, психического состояния и объемами учебной нагрузки
-
Социально-педагогическую диагностику учащегося: образовательную компетентность, мотивационную направленность, субъектно-личностную компетентность, профессиональную готовность
Основные направления деятельности:
-
Оптимизация учебной среды, выражающаяся в соблюдении педагогами валеологических требований и нормативов к учебным помещениям;
-
Реализация валеологического компонента учебного содержания - введение в учебный план курса "Валеология" и интеграция его с другими курсами;
-
Организация диагностической работы в области исследования здоровья учащихся и выработка профилактических и коррекционных мероприятий с целью устранения отклонений от норм поведения и здоровья.
-
Использование идеи развивающего обучения и воспитания, совершенствование педагогических технологий, адекватных возрасту и социальному статусу ребенка, его индивидуальным особенностям;
-
Коррекция воспитательного процесса относительно особенностей состояния здоровья учащихся на основе методов лечебной педагогики, ориентированной на решение задач обучения, воспитания и развития каждого ребенка в зависимости от его физического и психического здоровья; профилактика дидактогенных заболеваний; единство оздоровительного и учебных процессов;
-
Систематическое и комплексное изучение состояния здоровья учащихся и педагогов, создание "банка здоровья";
-
Включение учащихся в деятельность по сохранению и укреплению здоровья на основе, формирование мотивации навыков здорового образа жизни.