Конспект на тему: Здоровье и образование, советы педагога-психолога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровье и образование
Предупреждение патологий, снижение перегрузок, организация физической активности учащихся

Конспект на тему: Здоровье и образование, советы педагога-психолога Конспект на тему: Здоровье и образование, советы педагога-психолога

Все возрастающая интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения приводят к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам.

В связи с этим растет число учащихся с наличием "пограничных" состояний и хронических заболеваний. Во многих образовательных учреждениях помимо решения педагогических задач решаются задачи содействия охране и укреплению здоровья учащихся, в частности учебная нагрузка и методы преподавания соотносится с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; проводится работа по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом; по снижению учебных перегрузок учащихся, приводящих их к состоянию переутомления, к "школьным стрессам"; по правильной организации физической активности учащихся; по предупреждению распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей.

Основными направлениями работы психологов в образовательных учреждениях, применяющих здоровьесберегающее образование являются:

  • Психодиагностика, выделение группы "благополучных" детей и детей с проблемами развития.

  • Развивающая и психокоррекционная работа, создание условий для целостного психического развития школьников, их психического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

  • Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов, проведение консультаций после обследования и по просьбе учителей, классных руководителей; посредничество в конфликтах и переговорах.

  • Работа школьной медико-психолого-педагогической комиссии, направление учащихся к невропатологу, психоневрологу, медицинскому психологу.

  • Психологическое здоровье учителей.

Валеологическое сопровождение образовательного процесса - это система взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Система взаимодействия включает:

  • Анализ и коррекцию физического здоровья;

  • Анализ и коррекцию психического здоровья, в том числе определение уровня школьной зрелости, диагностику личностных особенностей, интеллектуального развития, психоэмоционального состояния, утомляемости, психологической адаптации, "зон риска"; составление коррекционно-развивающих программ, работу кабинета психологической разгрузки;

  • Валеологическое образование, обеспечение валеологически обоснованного режима функционирования, определение оптимального режима учебной деятельности, разработку технологий сопровождения "групп риска", организацию исследовательской деятельности, направленной на выявление уровней здоровья учащихся и установление взаимосвязи между показателями физического, психического состояния и объемами учебной нагрузки

  • Социально-педагогическую диагностику учащегося: образовательную компетентность, мотивационную направленность, субъектно-личностную компетентность, профессиональную готовность

Основные направления деятельности:

  • Оптимизация учебной среды, выражающаяся в соблюдении педагогами валеологических требований и нормативов к учебным помещениям;

  • Реализация валеологического компонента учебного содержания - введение в учебный план курса "Валеология" и интеграция его с другими курсами;

  • Организация диагностической работы в области исследования здоровья учащихся и выработка профилактических и коррекционных мероприятий с целью устранения отклонений от норм поведения и здоровья.

  • Использование идеи развивающего обучения и воспитания, совершенствование педагогических технологий, адекватных возрасту и социальному статусу ребенка, его индивидуальным особенностям;

  • Коррекция воспитательного процесса относительно особенностей состояния здоровья учащихся на основе методов лечебной педагогики, ориентированной на решение задач обучения, воспитания и развития каждого ребенка в зависимости от его физического и психического здоровья; профилактика дидактогенных заболеваний; единство оздоровительного и учебных процессов;

  • Систематическое и комплексное изучение состояния здоровья учащихся и педагогов, создание "банка здоровья";

  • Включение учащихся в деятельность по сохранению и укреплению здоровья на основе, формирование мотивации навыков здорового образа жизни.



© 2010-2022