Конспект занятия с применением технологий сказко-и метафоротерапии Победа над драконом

   Автором идеи данной разработки является И. Вачков. Его труды я часто использую при работе с подростками. Большие психологические сюжетные игры и метафорические тренинги, разработанные И. Вачковым, такие как "Необитаемый остров, "Путешествие к Волшебнику", "Чары злобного Крокса" наверняка уже известны каждому школьному психологу. Подход, который предлагает И. Вачков весьма экологичен и эффективен при работе с подростками. Занятие "Победа над драконом" рассчитано на подростков более старшего во...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сказкотерапевтическое занятие с элементами метафоротерапии

«Победа над драконом»

Цель: способствовать формированию внутренней мотивации

Задачи:

1) осознание своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств;

2) обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.


Ход занятия


  1. Организационное начало занятия

Доброе утро, уважаемые девушки и юноши. Рада приветствовать вас на нашей встрече в рамках Сказочной недели психологии. Сказки присутствуют в жизни каждого человека. Они учат жизни, различать добро и зло. Вот и сегодня вы, прикоснувшись к сказке, получите для себя некий опыт.


  1. Сбор ожиданий

Любите ли вы сказки? Какие ассоциации возникают у вас с темой занятия - «Победа над драконом»? Чего вы ожидаете от работы над данной темой? Сформулируйте свои ожидания. С чем бы вы хотели сегодня столкнуться? Какой опыт хотели бы получить?


  1. Прослушивание сказки Д. Соколова «Лень»

Для начала я предлагаю вам прослушать небольшую сказку.

ЛЕНЬ-РЕКА

Кап, кап... Кап... Синь да тень, ночь да день, то ли снег, то ли дождь, коли век обождешь - там узнаешь...

Целый день среди стен, думать лень, кушать лень... Лень вставать, лень лежать, лень глаза открывать... Лень-река разлилась...

Ах, и раздолье на Лень-реке! Вдаль уплываю на челноке! Ширь така! Глубь така! Хо-ро-ша Лень-река! Ох, хороша!

Я на лодке плыву, весла волочатся. Хочу рыбу поймать большущую, жду, пока сама в лодку заплывет. Ловить-то лень! Но, однако, не плывет рыбина. Я размышляю: чего ж она ждет, в лодку не плывет? Думаю: борт высок. Взял топор, в борту дырку прорубил. Вода потекла. Лодка моя ниже, ниже, ну и на дно приплыла. Рыбы кругом - море. Ну не море, река. Только за хвосты хватай. Ну, мне хватать-то лень. Лежу и думаю: как мне рыбу-то наловить? Придумал. "Эй, - говорю, - рыбы! Как вам не лень плавать, плавниками да хвост ами шевелить?" Рыбы забулькали, задумались. "И верно, - говорят, - лень!" Перестали они хвостами шевелить, стали на дно опускаться. И в лодку мою их нападало - целая гора. Тут я лежу, ленюсь, а кругом они лежат, ленятся, а иные-некоторые и на мне лениться пристроились: большие на пузе, мелкота в ладошках. "Ого, - думаю, - цельну лодку наловил, пора домой плыть". А как плыть: в лодке дыра, грести неохота? Придумал Лень-реку обмануть. И говорю ей: "Лень-матушка, ласкова касатушка! Приголубила ты меня и приютила, а я ведь - стыдно сказать - не твоего поля ягода! Парень я работейного складу! По утрам я - раз - зарядку делаю! Потом - бывает, что и полчаса - читать учусь, и букв знаю немало десятков! А уж рисовать примусь - хоть изба гори, свое домалюю! Ах, и стыдно мне в таком признаваться, но ведь..."

Не успел и выговорить, как Лень-река испугалась, возмутилась, и меня с лодкой ка-ак выплеснула! Не только на берег, а так наподдала, что до родного дома мы в минуту домчались!

Хороша Лень-река, привольна. А и дома хорошо. Рыбы у нас теперь всюду живут: мелкие вроде канареек, а на крупных мы как на лошадях катаемся.


  1. Обсуждение сказки. Дискуссия

По окончании прочтения подростков просят порассуждать о положительных и отрицательных свойствах лени, ее месте в жизни каждого из членов группы

Как вы уже поняли, в сказке воспевается лень. А как, по-вашему, лень - это хорошо?

(С точки зрения медицины, лень - это свойство организма, которое является врожденным, спасаться от перегрузок. С другой стороны лень может быть проявлением усталости, причем как умственной, так и эмоциональной)

А сейчас, я прошу вас прочитать следующие высказывания о лени.

Таблички

Ленивые всегда бывают людьми посредственными

Лень, конечно, наибольшая помеха к развитию наших способностей.

Для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы хорошие люди сидели, сложа руки.

Какова общая мысль всех трех высказываний? (лень - это отсутствие жизненной мотивации; это регрессия, это остановка развития; в нашей жизни если и есть место лени, то весьма ничтожное, так как жизнь - это деятельность, направленная на решение всевозможных задач, а также препятствий и трудностей))


  1. Упражнение «Преодоление»

«Жизнь - это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. Но с ней можно и не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Между тем жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности. Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время.

Таблицы на доске

Трудности могут быть связаны:

  • с деятельностью человека

  • особенностями его характера

  • жизненными ситуациями

  • его поведением

Трудности могут быть вызваны:

  • плохими привычками

  • недостатком общения

  • плохими качествами характера

  • манерой поведения


  1. Арт-терапия «Мой дракон»

«Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным языком, количество запасных голов было ограничено.

У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего.

Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у его хозяина еще достаточно сил. Самое главное - помнить, что количество голов у него не беспредельно и его можно победить.

Нарисуйте сейчас своего дракона, назовите его в целом и каждую голову в отдельности».

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Поделитесь чувствами от проделанной работы.

Вернемся к вашим ожиданиям. Какой опыт удалось получить? Какие ожидания были оправданы, а какие нет?



© 2010-2022