Тренинг для волонтеров, работающих с детьми с ОВЗ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг с волонтерами, работающими с детьми с ОВЗ« Есть контакт!».

Цель: формирование установок понимания и позиции безусловного принятия другого, осознание уникальности своей и других людей. Овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта

1.Приветствие. Добрый день, ребята! Как настроение? Как я рада снова видеть Вас. Я благодарна нашей встрече, рассчитываю на вашу поддержку и взаимопонимание. Уверена, что наше сегодняшнее сотрудничество будет успешным. Каждую минуту своей работы на этом тренинге, я буду стараться, чтобы вы ушли с результатом!

2.Круг Я не случайно выбрала такую форму общения как круг. Так как в кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг - это гарантия вашей защищённости.

3. Правила тренинга. Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

1. Физическая и психологическая закрытость группы.

Физическая закрытость - т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то опаздывает, то мы все его ждем.

Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе, нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе - нельзя. Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...

2. Правило искренности.

Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

3. Правило слушание каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

4. «Здесь и теперь».

Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.

5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).

4. Упражнение "Импульс". Сейчас я бы хотела для дальнейшего общения

снять напряжение и волнение, которое безусловно у нас с вами присутствует, выполним несложное Давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки. Передавать "импульс" будем сжатием руки друг другу. "Импульс" отправлять буду я. Итак, начинаем. Я передаю "импульс" тепла. (Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом "импульс", когда импульс вернётся к ведущему, он вновь его отправляет). Я передаю импульс добра, радостного настроения, счастья.

5.Знакомство Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Участники рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

6. Девиз/«Ритуал приветствия»./….

7. Я пришел сюда, чтобы…/мотивация/

8. Упражнение « Контакт».

Ведущий выходит из кабинета, ост ребята дел на 4 команды и получают задание:

1 команда должна улыбаться, когда к ней обращаются и отвечать с улыбкой

2 команда не должна улыбаться

3 команда не должна смотреть в глаза ведущему

4 команда должна смотреть в глаза ведущему

Вернувшись ведущий должен будет поздороваться с любым учеником. Произнести какое- то приветствие, чем -то поинтересоваться. В завершении упражнения спросите у ведущего. С представителем какой команды он мог бы скорее вступить в контакт. Делаем вывод, что установить контакт помогает улыбка, взгляд, открытая поза.

9. С чего еще начинается общение? (комплименты) психологи считают, что основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним. Так ,что наша задача- расположить к себе собеседника за столь короткое время. Как же этого добиться (правило трех плюсов-улыбка, имя, комплимент/2 круга

Прямые-направлены на человека/ Ты сегодня прекрасно выглядишь/

Косвенные /на вещь, на знакомого\, маленький минус, большой плюс/Я не могу сказать, что ты хорошо выглядишь-ты сегодня выглядишь просто потрясающе.

10. Счет до 10 командное взаимодействие /на умение слушать, уступать, двигаться к общей цели, быть терпимыми/.

11. Упражнение «Снеговик». / Рассогласование тела и интеллекта/

Упражнение выполняется в положении альбом на голове, придерживать не ведущей рукой, взять фломастер и четко выполнять инструкции. Не разговаривать. Начните с того, что нарисуйте в верхней части планшета маленький ровный круг - это будет голова снеговика.

Теперь в нижней части планшета нарисуйте большой круг - основание снеговика.

Теперь вернитесь к голове снеговика и нарисуйте на ней черный цилиндр.

В промежутке между маленьким и большим кругами нарисуйте круг среднего размера - это будет туловище снеговика.

Теперь снова вернитесь к голове и в правой её части нарисуйте кусочек угля - глаз снеговика.

С левой стороны туловища нарисуйте ветку-руку снеговика, чтобы она заканчивалась в виде пальцев, держащих метлу.

Ровно в том месте, где соприкасаются маленький и средний круги, нарисуйте шарф, обмотанный вокруг шеи снеговика, чтобы его концы развевались по ветру вправо.

Нарисуйте второй глаз в левой части снеговика и точно посередине между глаз нарисуйте нос-морковку.

С правой стороны туловища нарисуйте ещё одну ветку-руку, чтобы на ней сидела птичка - породу выбирайте сами, - причём ровно посередине ветки.

Нарисуйте улыбку на лице снеговика.Теперь нарисуйте маленькую ёлочку, стоящую слева от снеговика.Прекратите рисовать.

Теперь можете взглянуть на своё художественное произведение.

Какие чувства, испытывали при работе?

Что мешало?

Как отражался на работе быстрый темп и «сухость» ведущего?

Какие чувства вызывал ведущий?

Какие чувства вызвал результат работы?

12. Упражнение «Цепочка». Ребята по очереди называют что-нибудь в поведении человека с ограниченными возможностями, которое может помешать им в общении с ним.

13. Упражнение «Особенности других». Мысленно поставь себя на место собеседника.

14. Упражнение « Суть проблемы». В парах будет рассказ проблемы. Задача другого понять ее суть, разобраться в ней. При этом используя лишь определенные приемы общения: безмолвное слушание, уточнение, пересказ. Дальнейшее развитие мыслей собеседника, если работа в тройках -добавить роль контролера.

Рефлексия.

Безусловная позитивное принятие предполагает в частности, принятие как «хороших» положительных и плохих болезненных, род страхом пережив. Принятие означает заботу о другом человеке, причем такую, Которая не является опекой.

Возьмите то, что вам сейчас важно /работа с метафорическими картами-спокойствие, силы, понимание. терпение, веру и т.д./ подарок другу…

«Ритуал прощания».

Мы закончим нашу сегодняшнюю встречу, встав в круг, взявшись за руки. И пожелаем друг другу: «Направь шаги тропою доброты!»

© 2010-2022