- Преподавателю
- Школьному психологу
- Информационный стенд по профориентации
Информационный стенд по профориентации
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вакуева А.Н. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Компас в мир
профессий
Значение правильного выбора профессии
Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание - одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, или под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».
Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач - подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы.
Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3-4 раз. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.
Мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Чтобы правильно выбрать свою будущую профессию вам надо найти "золотую середину" по формуле "ХОЧУ-МОГУ-НАДО". Ваша задача найти такую профессию, которая бы отвечала всем трём требованиям.
Формула выбора профессии
Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует:
1.Твоим интересам и склонностям
«ХОЧУ»
Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием,
по собственной инициативе.
Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.
2.Возможностям и способностям
«МОГУ»
Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья.
Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.
3.Спросу на
рынке труда
«НАДО»
Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.
Что влияет на выбор профессии?
Существует 8 факторов выбора профессии
/По Е.А. Климову/:
-
Позиция старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
-
Позиция товарищей, друзей.
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
-
Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
-
Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
-
Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6.Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7.Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8.Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Что нужно знать при выборе учебного заведении
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
-
Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
-
По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
-
Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
-
Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
-
Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
-
Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
-
Какова продолжительность обучения?
-
Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
-
Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
-
Адрес учебного заведения и его полное название?
Ошибки, возникающие при выборе профессии
1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения
Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом или подругой?
2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии
Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?
Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером.
3. Игнорирование фактора
конкурентоспособности профессии на рынке труда
Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.
ТИП «Человек - Техника»
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
-
с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
-
с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
-
с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
Склонности и предпочтения:
Выраженные способности:
-
исследовать, наблюдать;
-
создавать и испытывать новые образцы;
-
планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
-
придумывать новые способы деятельности;
-
самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
-
принимать нестандартные решения.
-
технический склад ума;
-
пространственное воображение;
-
склонность к практическому труду;
-
эмоциональная устойчивость.
ТИП «Человек - Природа»
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
-
с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
-
с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
-
с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Склонности и предпочтения:
Выраженные способности:
-
ухаживать и наблюдать за животными;
-
разводить растения или животных;
-
заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
-
бороться с болезнями, вредителями;
-
выращивать овощи и фрукты;
-
ориентироваться в природных явлениях;
-
наблюдать, изучать различные природные явлениями.
-
наблюдательность;
-
склонность к систематизации;
-
устойчивость внимания;
-
потребность в двигательной активности.
ТИП «Человек - Знаковая система»
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
-
с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
-
с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
-
с чертежами, картами;
-
со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
-
со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
Склонности и предпочтения:
Выраженные способности:
-
обрабатывать тексты и таблицы;
-
производить расчеты и вычисления;
-
перерабатывать информацию;
-
работать с чертежами, картами и схемами;
-
принимать и передавать сигналы и сообщения;
-
хорошо считать в уме;
-
оперировать знаками и символами;
-
искать и исправлять ошибки.
-
способность к математике;
-
развитое абстрактное мышление;
-
высокая устойчивость внимания;
-
склонность к общению;
-
аккуратность и усидчивость.
ТИП «Человек - Художественный образ»
Традиционно труд представителей профессий - «человек - художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» - искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
-
с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
-
с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Склонности и предпочтения:
Выраженные способности:
-
заниматься художественным оформлением;
-
заниматься художественным творчеством
(живопись, скульптура, фотография, кино...); -
сочинять (стихи, прозу и др.);
-
выступать на сцене;
-
изготавливать своими руками красивые вещи;
-
петь, играть на музыкальных инструментах.
-
яркое воображение;
-
образное мышление;
-
склонность к творчеству;
-
гибкость чувств;
-
специальные способности;
-
развитость функциональных способностей
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.)
ТИП «Человек - Человек»
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
-
с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
-
с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
-
с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
-
с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)
Склонности и предпочтения:
Выраженные способности:
-
обслуживание людей;
-
занятие лечением;
-
обучение;
-
воспитание;
-
защита прав и безопасности;
-
управление людьми;
-
легкость знакомства и общения с новыми людьми;
-
умение внимательно выслушивать людей;
-
умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
-
развитые коммуникативные способности;
-
эмоциональная устойчивость;
-
быстрая переключаемость внимания;
-
эмпатия;
-
наблюдательность;
-
организаторские способности.
ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ ПОМОГУТ СЛЕДУЮЩИЕ Интернет- ресурсы:
Портал "Учеба.ру", раздел "Профессии"
ucheba.ru/prof/
Содержит описание более 600 тысяч наиболее востребованных на сегодня профессий, рассортированных по сфере деятельности. Портал содержит также схемы (профессиограммы) с подробным описанием возможностей карьерного роста, требований к личным качествам и образованию и т.д.
Справочник профессий на сайте E-xecutive
e-xecutive.ru/career/trades/
В справочнике содержатся как общие описания профессий, так и
специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Право", "Информационные технологии", "Производство", "Финансы", "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи", "Research& Development".
Толковые словари новых профессий
Статьи, описания, просто рассказы о профессиях, не так давно появившихся на рынке труда. Краткий толковый словарь иноязычных названий профессий и специальностей: Особенно полезно читать сайты по трудоустройству или рейтинги наиболее востребованных специальностей - и тут же сверяться с толковым словарем.
vde.infobus.ru/dictionary.html naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm estrabota.ru/index.phtml?go=slov zarplata.ru/
Популярные профессии
job-today.ru/issue/st29_03.htm
vakansii.com.ua/showArticleNames.html?id=24
Статьи (подробные описания, рассказы и даже профессиограммы) о популярных (востребованных) в настоящее время профессиях. Краткие характеристики: мало, но простым языком, весьма увлекательно - о наиболее часто предлагаемых вакансиях.
Семь шагов к взвешенному решению
1. Составить список подходящих профессий
которые Вам нравятся, интересны; по которым Вы хотели бы работать и которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности и цели;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.