- Преподавателю
- Школьному психологу
- Профориентационное занятие Мир профессий
Профориентационное занятие Мир профессий
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Власова О.О. |
Дата | 22.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Мир профессий и мое место в нём»
Обоснование: Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников - не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям. В этом им помогают факультативные занятия по профориентации «Найди себя». Предлагаю разработку одного из занятий (9 класс).
Цель: Знакомство с четырехъярусной классификации профессий.
Задачи:
-
Научить ориентироваться в сложном мире профессий, выделяя и условно различая пять предметных областей профессиональной деятельности, три основные цели труда, четыре основные средства труда и четыре основные условия труда.
-
Научить составлять формулы профессий, в том числе и своей профессии-мечты.
-
Развивать коммуникабельность, открытость, творческие способности учащихся.
Методическое обеспечение: компьютеры, мультимедийный проектор, картинки с профессиями.
Участники: учащиеся 9 класса (14-15 лет)
Ход занятия:
-
Здравствуйте ребята. (организация и мотивация класса на урок)
Тема нашего урока звучит так: « Мир профессий и моё место в нем» (1-ый слайд).
Эпиграфом к нашему занятию был взят отрывок из детского стихотворения Владимира Маяковского «У меня растут года, скоро мне семнадцать, где работать мне тогда, чем заниматься» (слайд №2)
На прошлых уроках мы с вами знакомились с типами, классами, отделами и группами профессий. Сегодня мы с вами будем обобщать полученные знания. Составим четырехъярусную классификацию профессий. Научимся составлять формулы профессий, в том числе формулы ваших будущих профессий.
-
Хорошо. Прежде мы с вами давайте вспомним пройденный материал. (слайд 3)
При анализе любой профессии выделяют: типы профессий, классы, группы и отделы. Давай те их повторим. На слайде по очереди открывается пройденный материал. Дети объясняют, что обозначают те или иные понятия.
Типы профессий (Предмет труда)
(с чем или кем работать?
Ч-Т
Человек-техника
Ч-П
Человек-природа
Ч-Ч
Человек-человек
Ч-Зс
Человек -знаковая система
Ч-Хо
Человек -художественный образ
Классы профессий (Цель труда)
(Что делать?)
Г
Гностическая
(распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить)
Пр.
Преобразующая
(преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить)
И
Изыскательская
(изобрести, придумать, найти новый способ решения)
Отделы профессий
(Орудия труда)
(чем работать?)
Р
Ручные
(непосредственное выполнение функций)
М
Механизированные
(управление машинами, механизмами)
А
Автоматизированные
(управление станками, устройствами)
Ф
Функциональные (функциональные свойства организма)
Группа профессий (Условия труда)
(где работать?)
М
Условия с повышенным уровнем моральной ответственности
Н
Необычные условия труда
Б
Условия бытового типа
О
Работа на открытом воздухе
Хорошо мы с вами все вспомнили и повторили . Перед глазами детей открывается большая схема, это и есть 4-ярусная классификация профессий.
-
После повторения 5 учащимся дается индивидуальное задание.
Выдаются листочки с рисунками, разных профессий (приложение 1). Они должны догадаться к какому типу профессий относится рисунок. Затем необходимо каждому сделать небольшую презентацию (3-4 слайда) по этому типу профессии. После того, как все 5 презентаций будут сделаны, дети должны будут их защитить. Они садятся отдельно за компьютеры и приступают к работе.
С остальными в это время проводятся задания (закрепление знаний).
Задание 1 (слайд 4)
Пользуясь таблицей, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей (дети должны соотнести типы профессий и прфессии, с объяснениями)
Профессии: Воспитатель детского сада, дизайнер, водитель троллейбуса, секретарь-машинистка, учитель, оператор ЭВМ, зоолог, машинист.
Типы профессий: Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Природа, Человек-Знаковая система, Человек-Художественный образ.
Задание 2 (слад 5)
Определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных специальностей (необходимо провести стрелочки).
Профессии: искусствовед, учитель, программист.
Классы профессий: гностический, преобразующий, изыскательский
Задание 3
Соотнесите профессии, руководствуясь особенностями орудий труда:
Профессии: шофер, парикмахер, оператор ЭВМ, певец
Орудия труда: ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные.
Задание 4
Распределите данные профессии по группам таблицы, руководствуясь особенностями условий труда:
Профессии: водолаз, шофер, писатель, врач.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, на открытом воздухе, бытовые условия, необычные условия.
-
Физкультминутка (игра похожа на игру «Города». Ведущий называет профессию. На ту букву, на которую заканчивается эта профессия следующий игрок должен назвать профессию) Например: Юрист- тракторист - тренер - и.д.
-
Обучение составлению формул профессий (необходимо вернуться к 3 слайду)
При анализе любой профессии выделяют: типы профессий, классы, группы и отделы, которые мы с вами повторили. По их условным обозначениям можно записать формулу профессии из нескольких букв (см.схему на слайде). Эти буквы соответствуют профессии, ее классу, отделу и группе. Освоив систему, научившись применять ее, можно осознанно и правильно подойти к составлению формулы собственной профессии.
-
Затем с детьми проводится практикум
Практикум (слайд 6)
1. Составьте формулы профессий:
Юрист, оператор ЭВМ, тракторист
2. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:
Ч-Ч Г Ф м
Ч-Т Пр М о
Ч-Зс Г А б
Ч-Хо И Р б.
Ч-П Пр Ф о,
3.Выберите любую профессию или ту профессию, которая соответствует вам и составьте формулу самостоятельно. Дети выполняют задание и затем по желанию показывают получившуюся формулу.
-
Начинается проверка индивидуальных заданий. Дети показывают получившиеся презентации с объяснениями. (см. папку)
Заключительный этап
Троим учащимся было дано заранее домашнее задание приготовить видеоролик «Мир профессий». Учащиеся показывают приготовленный видеоролик и читают наизусть стихотворение про профессии (стихотворение написано самими учащимися см.приложение 2). Итог: «Все профессии нужны, все профессии важны»
-
Итог занятия (слайд 7) Стихотворение Н.Заболоцкого
«Два мира есть у человека.
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века,
Творим по мере наших сил».
-
Учащиеся подводят итоги. В конце занятия учащимся выдаются звездочки.