Профориентационное занятие Мир профессий

Девятый класс - это важный период в жизни школьников. Это период, когда ученикам необходимо определиться с будущим. Кто-то пойдет в десятый класс, а кто-то продолжит свое обучение в профессиональных училищах, колледжах и техникумах. А для того, чтобы правильно выбрать свой профессиональный путь, учащиеся должны хорошо ориентироваться  в мире профессий. Знать свои способности, свои возможности и рынок труда. Поэтому это занятие направлено на то, чтобы дети хорошо ориентировались и знали ми...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Мир профессий и мое место в нём»

Обоснование: Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников - не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям. В этом им помогают факультативные занятия по профориентации «Найди себя». Предлагаю разработку одного из занятий (9 класс).

Цель: Знакомство с четырехъярусной классификации профессий.

Задачи:

  1. Научить ориентироваться в сложном мире профессий, выделяя и условно различая пять предметных областей профессиональной деятельности, три основные цели труда, четыре основные средства труда и четыре основные условия труда.

  2. Научить составлять формулы профессий, в том числе и своей профессии-мечты.

  3. Развивать коммуникабельность, открытость, творческие способности учащихся.

Методическое обеспечение: компьютеры, мультимедийный проектор, картинки с профессиями.

Участники: учащиеся 9 класса (14-15 лет)

Ход занятия:


  • Здравствуйте ребята. (организация и мотивация класса на урок)

Тема нашего урока звучит так: « Мир профессий и моё место в нем» (1-ый слайд).

Эпиграфом к нашему занятию был взят отрывок из детского стихотворения Владимира Маяковского «У меня растут года, скоро мне семнадцать, где работать мне тогда, чем заниматься» (слайд №2)

На прошлых уроках мы с вами знакомились с типами, классами, отделами и группами профессий. Сегодня мы с вами будем обобщать полученные знания. Составим четырехъярусную классификацию профессий. Научимся составлять формулы профессий, в том числе формулы ваших будущих профессий.


  • Хорошо. Прежде мы с вами давайте вспомним пройденный материал. (слайд 3)

При анализе любой профессии выделяют: типы профессий, классы, группы и отделы. Давай те их повторим. На слайде по очереди открывается пройденный материал. Дети объясняют, что обозначают те или иные понятия.


Типы профессий (Предмет труда)

(с чем или кем работать?

Ч-Т

Человек-техника

Ч-П

Человек-природа

Ч-Ч

Человек-человек

Ч-Зс

Человек -знаковая система

Ч-Хо

Человек -художественный образ

Классы профессий (Цель труда)

(Что делать?)

Г

Гностическая

(распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить)

Пр.

Преобразующая

(преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить)

И

Изыскательская

(изобрести, придумать, найти новый способ решения)


Отделы профессий

(Орудия труда)

(чем работать?)

Р

Ручные

(непосредственное выполнение функций)

М

Механизированные

(управление машинами, механизмами)

А

Автоматизированные

(управление станками, устройствами)

Ф

Функциональные (функциональные свойства организма)

Группа профессий (Условия труда)

(где работать?)

М

Условия с повышенным уровнем моральной ответственности

Н

Необычные условия труда

Б

Условия бытового типа

О

Работа на открытом воздухе

Хорошо мы с вами все вспомнили и повторили . Перед глазами детей открывается большая схема, это и есть 4-ярусная классификация профессий.

  • После повторения 5 учащимся дается индивидуальное задание.

Выдаются листочки с рисунками, разных профессий (приложение 1). Они должны догадаться к какому типу профессий относится рисунок. Затем необходимо каждому сделать небольшую презентацию (3-4 слайда) по этому типу профессии. После того, как все 5 презентаций будут сделаны, дети должны будут их защитить. Они садятся отдельно за компьютеры и приступают к работе.

С остальными в это время проводятся задания (закрепление знаний).

Задание 1 (слайд 4)
Пользуясь таблицей, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей (дети должны соотнести типы профессий и прфессии, с объяснениями)

Профессии: Воспитатель детского сада, дизайнер, водитель троллейбуса, секретарь-машинистка, учитель, оператор ЭВМ, зоолог, машинист.

Типы профессий: Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Природа, Человек-Знаковая система, Человек-Художественный образ.

Задание 2 (слад 5)
Определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных специальностей (необходимо провести стрелочки).

Профессии: искусствовед, учитель, программист.

Классы профессий: гностический, преобразующий, изыскательский

Задание 3
Соотнесите профессии, руководствуясь особенностями орудий труда:

Профессии: шофер, парикмахер, оператор ЭВМ, певец

Орудия труда: ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные.

Задание 4
Распределите данные профессии по группам таблицы, руководствуясь особенностями условий труда:

Профессии: водолаз, шофер, писатель, врач.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, на открытом воздухе, бытовые условия, необычные условия.

  • Физкультминутка (игра похожа на игру «Города». Ведущий называет профессию. На ту букву, на которую заканчивается эта профессия следующий игрок должен назвать профессию) Например: Юрист- тракторист - тренер - и.д.



  • Обучение составлению формул профессий (необходимо вернуться к 3 слайду)

При анализе любой профессии выделяют: типы профессий, классы, группы и отделы, которые мы с вами повторили. По их условным обозначениям можно записать формулу профессии из нескольких букв (см.схему на слайде). Эти буквы соответствуют профессии, ее классу, отделу и группе. Освоив систему, научившись применять ее, можно осознанно и правильно подойти к составлению формулы собственной профессии.


  • Затем с детьми проводится практикум

Практикум (слайд 6)


1. Составьте формулы профессий:

Юрист, оператор ЭВМ, тракторист


2. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:

Ч-Ч Г Ф м

Ч-Т Пр М о

Ч-Зс Г А б

Ч-Хо И Р б.

Ч-П Пр Ф о,

3.Выберите любую профессию или ту профессию, которая соответствует вам и составьте формулу самостоятельно. Дети выполняют задание и затем по желанию показывают получившуюся формулу.

  • Начинается проверка индивидуальных заданий. Дети показывают получившиеся презентации с объяснениями. (см. папку)

Заключительный этап

Троим учащимся было дано заранее домашнее задание приготовить видеоролик «Мир профессий». Учащиеся показывают приготовленный видеоролик и читают наизусть стихотворение про профессии (стихотворение написано самими учащимися см.приложение 2). Итог: «Все профессии нужны, все профессии важны»



  • Итог занятия (слайд 7) Стихотворение Н.Заболоцкого

«Два мира есть у человека.

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века,

Творим по мере наших сил».

  • Учащиеся подводят итоги. В конце занятия учащимся выдаются звездочки. Профориентационное занятие Мир профессий

© 2010-2022