Программа по внеурочной деятельности для 3 класса

Раздел Школьному психологу
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24


Рассмотрена Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор

_______________ ______/________ / ______/_______/

протокол от « »___2014 г. « »______2014 г. « »______2014 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРС РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ «МИР ПРОФЕССИЙ»

Ивановой Татьяны Алексеевны


Класс 3-а, 3-в

Учебный год 2014-2015















г. Таганрог

2014

Пояснительная записка


Данный профориентационный курс рассчитан на обучающихся 3 классов и составлен в соответствии с государственным стандартом образования.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. При сохранении таких детских качеств, как легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх - у ребенка появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. В этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.

Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.
Учитель должен организовать специальные условия для получения информации о мире профессий при помощи занятий с привлечением творческой деятельности детей.

Спектр профессий в современном обществе чрезвычайно широк и интересен. Чтобы уметь ориентироваться в нем, необходимы профориентационные знания. Но зачастую такие знания обучающиеся получают только в старших классах и самостоятельно, в результате чего подростки долго не могут определиться с выбором профессии.

По этой причине ребенка нужно знакомить с многообразием профессий с начальной школы. Конечно, ребенок знает профессии людей из своего близкого окружения, прежде всего, родителей. Кроме этого, ему знакомы те профессии, с которыми он сталкивается в обыденной жизни: воспитатель, водитель автобуса и другие. Но это знакомство - только в общих чертах. В чем конкретно состоит та или иная работа, ребенок подчас не может понять.

«Мир профессий» - программа, разработанная для учащихся 3-х классов с учетом их возрастных особенностей. Здесь предусмотрены различные типы занятий: беседы о профессиях и способностях; разыгрывание сценок, рисование, создание аппликаций на тему профессий; прохождение психолого-диагностических тестирований.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

  • развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;

  • прививать уважительное отношение к труду.




Результаты изучения курса


Целенаправленная организация и планомерное формирование профориентационной деятельности способствуют интеллектуальному и личностному развитию учащихся: определению своего потенциала, готовности выражать отношение к профессиям; становлению позитивной самооценки.

Приобщение учащихся к миру профессий направлено на формирование конкретно-наглядных представлений о профессиях и их историческом развитии, активизацию творческого мышления, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

Упражнения-инсценировки обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, вести диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Содержание курса


Профессия в нашей жизни (17 часов). Кем работают наши родители. Какой бывает работа. Профессии, с которыми мы сталкиваемся в настоящий момент жизни. Умение отдыхать. Наши мечты о будущем. Цель, достижения и как они связаны с профессиями.

Наши интересы (16 часов). Что такое «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО». Сфера интересов человека. Наши способности и возможности.

Основные виды учебной деятельности школьников.

Слушание лекции с использованием наглядных материалов. Восприятие информации о профессиях на аудиовизуальном уровне, формирование умения проводить аналогии.

Просмотр и анализ видеоматериалов о различных профессиях. Просмотр видеоматериала, последующее обсуждение в классе.

Тестирование. Диагностика общего уровня способностей и интересов обучающихся.

Игры и драматизация. Театрализованные формы профориентационной деятельности. Инсценирование профессиональных ситуаций, игры-драматизации.

Творчество. Изображение рисунков, написание сочинений на тему желаемого профессионального будущего; знакомства с миром профессий и его изучения.






Учебно-методический комплекс

(УМК)


1. Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нём" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11-12. Профориентация для школьников.

2. Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.- Библиогр. в конце ст.

3. Гризик, Т. День пожарной охраны / Т. Гризик // Дошкольное воспитание.- 2007. - № 4.- С. 111-113.

4. Загашев, И. О. Занятия по профориентации в библиотеке / И. О. Загашев // Библиотечка "Первого сентября". Библиотека в школе. - М.: Чистые пруды, 2008.- № 20.- С. 1-32.- Библиогр.: с. 31.- Содержание: Профориентационная работа в начальной школе; Средняя школа. Профориентационная работа с учащимися 5-8-х классов; Профориентационные занятия в старших классах.

5. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова // Начальная школа.- 2011. - № 5.- С. 31-34. Конспект внеклассного занятия в 4 классе по ознакомлению с профессией "врач".

6. Игнатьева, Ю. Мой папа - шахтёр: [опыт работы по ознакомлению дошкольников с трудом шахтёра и смежными с ним профессиями в подготовительной к школе логопедической группе] /Ю. Игнатьева, Г. Предводителева, Т. Гекк // Дошкольное воспитание.- 2008.- №8.- С. 113-116.

7. Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий"/ А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.- С. 42-50.- Библиогр. в конце ст. В помощь школьному психологу: пояснительная записка к программе, тематическое планирование курса.

8. Непорожняя, Г. "Мы начинаем КВН...": КВН как одна из форм внеаудиторной работы / Г. Непорожняя// Дошкольное воспитание.- 2008.- №10.- С. 84-87.

9. Петрова, В. Азбука нравственного образования. 3 класс: раздел 3. Занятие на тему "Кем я хочу быть" / В. Петрова, И. Хомякова, Т. Стульник // Воспитание школьников.- 2008.- № 2.- С. 43-46.- Продолжение. Начало см.: 2007, № 6-8, 10; 2008, № 1.

10. Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.- С. 72-73: ил.- Библиогр.: с. 73. Сценарий урока по профессиональной ориентации, посвящённый работникам речного флота.

11. Сторожева, Г. О профессиональном самоопределении учащихся: опыт средней школы № 403 г.Москвы / Г. Сторожева // Воспитание школьников.- 2004.- № 10.- С. 37-44.

Кроссворды: "Человек-природа", "Человек-техника", "Медицинские учреждения", "Первая профессия моя". Чайнворд "Человек-художественный образ".

12. Усов, Н. В. Когда работа в радость/ Н. В. Усов // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 7.- С. 45-47: ил. - Библиогр.: с. 47. Классный час, рассказывающий и профессии продавца

13. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость!: классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.- С. 33-38.

О профессии учитель.

14. Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 9.- С. 45-50.- Продолжение. Начало см. №№ 3, 4 , 6, 8 / 2010.

Беседа (с контрольными вопросами) о том, что такое профессия? Когда возникло разделение труда, какие бывают профессии и как узнать, какую из них выбрать?

Дополнительный методический материал:

Артёмова О. Я б в профессию пошел, пусть меня научат! / О. Артемова // Здоровье детей: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 6.- С. 29-31.

Астахова Т. Н. "И каждой профессии - слава и честь!"/ Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 6.- С. 85-89: ил.- Библиогр. в конце ст.

Устный журнал по профориентации. Рассказ о некоторых профессиях (учитель, агроном, врач и т. д.)

Вдовина Н. Трудовые ресурсы: окружающий мир, 3 класс / Н. Вдовина // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2009.- № 11 / 1-15 июн.- С. 14-18: ил.

Тема "Трудовые ресурсы. Все профессии важны". Представленная методическая разработка урока может быть интересна не только руководителям кружков и факультетов экономического направления, но и классным руководителям для проведения тематического классного часа.

Все профессии важны: урок-игра, 2 класс // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сентября".- 2007.-

№ 22 / 16-30 нояб.- С. 21-27: ил.- Содержание: Все профессии важны / Е. Прокопенко. Все профессии важны / С. Кенаш.

Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем.- 2006.- № 1.- С. 73-76: ил. - Библиогр. в конце ст.

Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке. Лекция 6: "Анатомия" профессии: схема описания профессии / И. Загашев // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2005.- № 22 / 16-30 нояб.- С. 41-46.

Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке. Лекция 8: Портфолио будущего профессионала / И. Загашев // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2005.- № 24 / 16-31 дек.- С. 35-42.

Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке / И. Загашев // Библиотека в школе: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2005.- № 23 / 1-15 дек.- С. 40-46.- Библиогр.: с. 45. - Лекция 7. Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Взаимосвязь между личностными и профессиональными целями.

Зелинская, М. Экскурсии и профориентация: методический материал / М. Зелинская // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сентября".- 2007.- № 22 / 16-30 нояб.- С. 28-29: ил.

Зиннатуллина, Ф. Я. На пути к профессии / Ф. Я. Зиннатуллина // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 10.- С. 95-100: ил.- Библиогр. в конце ст.

Сценарий тематического вечера, посвящённого выбору профессий, рассказ о некоторых из них (например: байер, трейдер, маркетолог и т. д.). Приводятся тест и викторина помогающие определению профориентации

Зябликова, Л. Я б в экологи пошёл... / Л. Зябликова // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 2 / 16-31 янв.- С. 2-6.

О профессии "эколог".

Ковальчук, Г. "Есть такая профессия!": КВН к Дню спасателя / Г. Ковальчук // Здоровье детей: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2006.- № 24.- С. 35-41.

Космический КВН: сценарий игры для учащихся начальных классов // Веселые уроки.- 2009.- № 4. - С. 16-17, 20-21. Сценарий КВН. О профессии космонавт.

Мезенцева, Е. В. День директора: развлекательная часть / Е. В. Мезенцева // Последний звонок.- 2010.- № 8.- С. 14-15.

Объедкова, О. Л. Что делают дяди и тёти на своей работе / О. Л. Объедкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - №5.-С.51-55.

Окинина, Г. В. Лабиринт профессий / Г.В. Окинина // Читаем, учимся, играем.- 2006.- №7.- С. 67-69.- Библиогр.: С.69.

Пенкина, Е. М. Есть такая профессия - Отчизну защищать!: развлечение / Е. М. Пенкина, Н. В. Селева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2009.- № 12.- С. 65-66. Сценарий мероприятия для будущих защитников Отечества, формирующий чувство уважения к Российской армии.

Резапкина, Г. Акцентуация и выбор профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2010.- № 20.- С. 25-32.

Резапкина, Г. Словарь профессий / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 5.- С. 25-32.

Резапкина, Г. Уроки самоопределения (5-7 кл): профориентационные занятия в 5-7 классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 22.- С.41-46

Третий урок: в 5-м классе "Мои недостатки и достоинства"; в 6-м классе "Как развивать мышление", в 7-м классе "Здоровье как фактор успешной карьеры".

Сивачёва, Г.А. Труд - счастья кузнец, всей жизни - венец / Г. А. Сивачёва // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2007.- №3.- С.19-20.- Библиогр.: С.20.

Синицына, Е. С. Салат-компания: открытое занятие / Е. С. Синицына, Е. В. Громкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 8.- С. 30-31.

Сценарий экскурсии в пищеблок детского сада, знакомство с профессией "повар".

Соколова, М. Профориентация в начальной школе / М. Соколова // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2010.- № 20.- С. 18-24.

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Реннер Е. Е. Библиотечный час-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны!» (для учащихся 7-х классов)festival.1september.ru/articles/549579/

Сокольчик М. Н. Знакомство младших школьников с профессиями: (сценарий занятия для учащихся 1-2 классов)festival.1september.ru/articles/580051/

Филина О. Н., Русина В. Н. Интегрированное внеклассное мероприятие для учащихся 1-го класса. Классный час на тему "Все ль профессии важны…"

festival.1september.ru/articles/565052/

Это интересно (для детей)

Дошкольникам и младшим школьникам

Алдонина, Р. Удивительные люди / Р. Алдонина // Миша.- 2010.- № 11.- С. 2-3: ил. Стихи о профессиях.

Артюх, Е. Держись, геолог! / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 7. - С. 12-13 ил. О профессии геолог.

Артюх, Е. Дядя Стёпа XXI века / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 8.- С. 14-15: ил.

Артюх, Е. Есть такая профессия - Родину защищать / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.-

№ 3.- С. 14-15: ил.

Артюх, Е. Крепче за баранку держись, шофер? / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 9.-

С. 12-13: ил. Об изобретении автомобиля и о профессии шофер.

Артюх, Е. От каменной иглы до миникомпьютера / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.-

№ 11.- С. 14-15: ил. О профессии портного и швеи.

Артюх, Е. Профессия для настоящих мужчин / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 6.-

С. 14-15: ил. В России профессиональные спасатели появились недавно, после создания в 1990 году Госкомитета России по чрезвычайным ситуациям.

Артюх, Е. Самая вкусная профессия / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 10.- С. 14-15: ил.

Артюх, Е. Я бы в лётчики пошёл... / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 12.- С. 20-21: ил.

О профессии лётчик.

Архитектор // Весёлые уроки.- 2009.- № 1.- С. 24-25: ил.

О профессии архитектор.

Бурачевская, Д. Зубной / Д. Бурачевская // Колокольчик.- 2009.- № 5.- С. 5: ил. Стихотворение о профессии стоматолога.

Жукова, Л. Загадки о профессиях / Л. Жукова; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 7.- С. 15-18: ил.

Зачем оркестру дирижёр // Отчего и почему.- 2010.- № 8.- С. 5-7: ил.

История возникновения профессии дирижёра.

Инженер - значит творец! // Клепа.- 2011.- № 2.- С. 12-13: ил.

О профессии инженер.

Кем ты хочешь стать в будущем? // Клепа.- 2006.- № 6.- С. 16-17: рис.

Лугарев, А. "Я в ученые пойду, пусть меня научат" / А. Лугарев; худож. В. Уборевич-Боровский // Миша .- 2010.- № 8.- С. 28-29: ил.

Тест "Какую профессию выбрать".

Лугарев, А. Спорный вопрос: будешь учителем? / А. Лугарев; худож. Е. Резниченко // Клепа.- 2007.-

№ 9.- С. 4-5: рис.

Меркулова, Е. Кто чем занимается при создании компьютерной игры / Е. Меркулова // Клепа.- 2007.- № 9.- С. 2-3: рис.

Павлова, Е. С Днем парикмахера! / Е. Павлова // А почему?.- 2010.- № 9.- С. 28-29.

Игротека посвящена профессии парикмахера. Ответы в № 10, 2010.

Профессии XXI века // Клёпа.- 2009.- № 10.- С. 2-3: ил.

Новые технологии и профессии 21 века

Профессия - робот // Клёпа.- 2010.- № 9.- С. 12-13: ил.

Пекарь // Весёлые уроки.- 2009. - № 2.- С. 20-21: ил.

О профессии пекаря.

Савельева, Е. Папины профессии / Е. Савельева // Колокольчик.- 2009.- № 2. - С. 9: ил. Кроссворд в стихах.

Собакин, Т. Напрасные мечты / Тим Собакин // Простоквашино.- 2009.- № 6.- С. 18: ил. "Как заманчиво стать астрономом..."

Усачёв, А. Миша о профессиях / А. Усачёв; худож. О. Демидова // Миша.- 2010.- № 8.- С. 4-5: ил.

8


© 2010-2022