Конспект О влиянии родителей, зависимых от алкоголя, на социально-психологическое развитие подростков 11 класс

Наша человеческая мораль осуждает духовное убожество во всех его проявлениях-в форме невежества и эгоизма, примитивных запросов и недобросовестного отношения к труду, нарушений общественного порядка.Государство, производство, семья стремятся воспитать человека, благородного в своих поступках и помыслах, способного сберечь лучшие традиции поколений, внести свою лепту в общее дело. Таким хочет видеть своего ребёнка каждая мать, таким мечтает вырастить молодое поколение школьный учитель.И какую же ...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О влиянии родителей, зависимых от алкоголя, на социально-психологическое развитие подростков.

Ходзинская И. П.

Социальный педагог

КГУ «Степная средняя

Школа».

Жизнь ребёнка-это постепенный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Ребёнок фиксирует своё внимание на всём лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психике ребёнка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребёнок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так , что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далёк от идеала (реальный мир для ребёнка-это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не поддержат, не успокоят его, это может привести к беде.

В переходном подростковом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим и, как следствие, мучения подростка оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Очень важно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудрённому знаниями и опытом взрослому человеку. Однако все эти нравственные представления и душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствует пьянство. Ведь подросток в такой семье лишён светлых идеалов, ценностных ориентиров в жизни. Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие подростка. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психического развития подростка мы не затронули, почти всегда приходится говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера, лишает родителей, и зачастую по этой причине подросток попадает в колонию, детский дом.

Когда в семье пьёт один из родителей, это приводит к разводам, которые также отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после развода обычно не удаётся сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее регулярно общаться с родителями, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию и одобрению травмирует психику подростка.

Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. Когда родители находятся в нетрезвом состоянии, возникают скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности они наказывают своих детей за незначительные ошибки в поведении, часто это провоцирует ответное агрессивное поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений.

Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет уверенность в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают, им подарки интересуются их образованием, они вместе с ребёнком проводят свободное время, а у него всего этого нет. Это влечёт за собой снижение общего жизненного тонуса. У большинства подростков развивается чувство неуверенности в себе, тревоги, снижается интерес к окружающему миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в такой семье вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации. У многих подростков наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при общем неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В таких семьях подростки могут бросить школу. Они также лишены возможности прилично одеваться, что вызывает страх быть отвергнутым сверстниками.

Но если даже подросток из семьи зависимых ходит в школу, то он лишён возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки. Из-за этого подростки могут уйти из дома, подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, что опять стимулирует социализацию личности такого подростка.

Нередко в семьях зависимых от алкоголя встречается прямое культивирование патологических форм поведения. Это ещё один механизм формирования уродливого характера подростка.

Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни детей. В подростковом возрасте, когда идёт созревание организма, протекание этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного лечения, эти заболевания становятся хроническими и подросток превращается в инвалида.

Родители-алкоголики оказывают негативное влияние на физическое развитие и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений с окружающими людьми и миром в целом.

© 2010-2022