КЛАССНЫЙ ЧАС В 7 КЛАССЕ «Мой темперамент»

Информация о психологии темперамента необходима для самопознания, а также коррекции взаимоотношений друг с другом. Эти знания помогают ребятам объяснить мотивы поведения другого типа, понять, как реагировать на те или иные события, разобраться, каков их собственный индивидуальный стиль выполнения заданий.  Подростки очень интересуются психологией людей, стремятся познать мир человеческих отношений, найти свое место в нем, самоутвердиться. В 12-15 лет хочется узнать все сразу и опробовать психоло...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подростки очень интересуются психологией людей, стремятся познать мир человеческих отношений, найти свое место в нем, самоутвердиться. В 12-15 лет хочется узнать все сразу и опробовать психологические знания на практике. Поэтому я решила провести классный час в виде беседы с элементами психологического тренинга.


КЛАССНЫЙ ЧАС В 7 КЛАССЕ

«Мой темперамент»

Цель: изучение межличностных отношений через особенности темперамента каждого учащегося.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с происхождением популярной типологии темперамента.

  2. Составить у обучающихся представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства.

  3. Сопоставить понятия «темперамент» и «характер», выявить их различия.

  4. Сплотить коллектив в результате совместного изучения личностных особенностей обучающихся.

  5. Выработать умение определять свой тип темперамента и одноклассников.

  6. Показать взаимосвязь темперамента и поведения человека.

Обоснование: информация о психологии темперамента необходима для самопознания, а также коррекции взаимоотношений друг с другом. Эти знания помогают ребятам объяснить мотивы поведения другого типа, понять, как реагировать на те или иные события, разобраться, каков их собственный индивидуальный стиль выполнения заданий.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительная беседа.

Тема нашего классного часа: «Мой темперамент» Слайд 1.

Слайд 2. (настроения)

Психолог:

Посмотрите на картинку.

- Что вы видите? (разных людей)

- Чем они отличаются друг от друга? (одни - веселые, другие - серьезные, удивленные...)

- От чего это зависит? (от их настроения)

- А что такое настроение? Что означают слова "у меня хорошее настроение" или "мне грустно?" Почему одни люди всегда улыбаются, а другие - грустят? (они разные по характеру)

- А что определяет характер человека? (его темперамент)

  1. Изучение теоретического материала.

Психолог:

Все люди очень разные... Даже близнецы с самого рождения ведут себя по-разному, хотя воспитываются в одинаковых условиях.

Одни люди от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны и самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себе. Одни на замечания реагируют криком, другие плачем, третьи замыкаются в себе, а четвёртые просто не обращают на них никакого внимания. В чём причина таких различий? А причина действительно есть, и название ей - темперамент. Попробуем разобраться в том, что это такое.

Люди ещё в древности интересовались индивидуальными особенностями человеческого поведения и старались как-то наметить и выделить наиболее существенные из них. Они пытались также выделить наиболее характерные комбинации, сочетания этих особенностей, назвать и описать их. Они назвали эти особенности темпераментом.

А что такое темперамент? Темперамент - это свойство нервной системы. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения.

Затем появились четыре известных темперамента. Какие это темпераменты?

- Ответы учащихся

Это сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Слайд 3

Почему же все-таки и в науке и в быту укоренилось представление о существовании именно этих, а не каких-нибудь других темпераментов?

Принятая классификация темпераментов создана ещё в глубокой древности и существует скорее по традиции.

Видеофрагмент (Типы темпераментов по Гиппократу

Психолог:

Сегодня на занятии мы постараемся выработать умение правильно вести себя с каждым членом классного коллектива в соответствии с особенностями его темперамента.

Для этого мы узнаем, какие существуют типы темперамента, что свойственно тому или иному типу темперамента, и попробуем найти свое место и место одноклассников в этой сложной нервной системе.

Психолог:

В природе не существуют чистые типы темперамента. Имеется смешанный тип, в котором есть определенные свойства от каждого типа, но при этом одно из свойство доминирует.

Нет хороших или плохих темпераментов: каждый из них имеет свои положительные и отрицательные особенности, поэтому главные усилия должны быть направлены на разумное использование достоинств и нивелирование отрицательных сторон своего темперамента.

На протяжении многих веков классификация типов темперамента постепенно упрощалась и сокращалась, и, в конце концов, в ней остались названия только четырёх темпераментов.

Научное описание основных типов темперамента дал известный русский физиолог Иван Петрович Павлов.

Он предложил считать, что сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Сангвиник без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях у флегматиков может сформироваться безразличие к работе и людям, вялость, инертность. Флегматикам свойственна склонность к систематической работе, умение концентрироваться, вдумчивость.

Люди холерического темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Потребность в общении у холериков повышена.

Чувства и эмоциональные состояния у меланхоликов отличаются глубиной, силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственна тонкость восприятия. Слайд 4

Давайте попробуем по внешним признакам определить тип темперамента следующих учеников.

  1. Коллективная работа. Слайд 5

КЛАССНЫЙ ЧАС В 7 КЛАССЕ «Мой темперамент»

Холерик Флегматик Сангвиник Меланхолик

Психолог:

Многие исследователи часто задавали вопрос, какой из темпераментов лучше? Ответы давались разные. Гениальный учёный древности Аристотель считал, например, что все выдающиеся люди были меланхоликами, а философ Кант более других ценил флегматический характер.

А как вы считаете?

- Рассуждения обучающихся

Но оба они ошибались: люди выдающихся способностей могут обладать самыми разными темпераментами.

Слайд 6-9. Например, Пушкин - сангвиник (в сочетании с чертами холерического темперамента). Известны живость характера нашего великого поэта, его оптимистичность, необычайная широта восприятия, интерес к самым разнообразным сторонам жизни.

Дарвин, безусловно, был флегматиком - широко известны его методичность, последовательность, настойчивость в науке. Но вместе с тем открытия, научные умозаключения не давались ему легко. Дарвин признавался, что у него слабая память. Интересно, что и в личной жизни это был умеренный, экономный, скромный человек.

Шопен - типичный меланхолик: его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке. Не случайно его перу принадлежит знаменитый «Похоронный марш»...

Типичным холериком был Петр I. Про его неугомонную энергию во время Полтавской битвы, в болотах вблизи Невы, где «прорубалось окно в Европу» вы узнаете на уроках истории в III четверти…

Это значит, что уровень способностей не зависит от темперамента человека.

Слайд 10.

КЛАССНЫЙ ЧАС В 7 КЛАССЕ «Мой темперамент»

  1. Индивидуальная работа. Слайд 11

Психолог:

Попробуйте сами определить тип темперамента у себя.

Поставьте напротив каждого утверждения знак «+», если данное качество у вас присутствует. Посчитайте общее количество «+» в каждом блоке.

Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5-9, то эти черты выражены у вас в значительной мере.

Подписываем блоки! (1 - Х, 2 - С, 3 - Ф, 4 - М)

Как вы убедились, нет однозначного идеала среди типов темпераментов. И изменить его нельзя, т.к. это не черта характера, а всего лишь особенность реакций организма. Но, узнав подробнее о каждом из типов темперамента, определив, каким типом темперамента обладаете вы, вам будет проще строить свои отношения с людьми. Слайд 12-15

Психолог:

А сейчас представьте: вы сидите на скамейке, рядом с вами лежит ваша шапка, к вам подходит человек и садится на неё! Как вы отреагируете?

- Ответы детей

Видеофрагмент (Smile-фильм. Типы темпераментов)

  1. Подведение итогов

Темперамент - индивидуальные особенности личности, относящиеся к его психике, которые отражают психическую деятельность человека. Он не зависит от целей и содержания и не меняется в течение жизни.

Темперамент лежит в основе характера!

Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры.

Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый "лучший" темперамент - сангвинический, а "худший" - меланхолический. Такая убеждённость (а она очень распространена) является в корне неверной. "Плохих" или "хороших" темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, т.е. У КАЖДОГО ИЗ НИХ ЕСТЬ КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ. Следует стремиться управлять своим типом темперамента!


© 2010-2022