Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Внимание небывает само по себе без действий, которые осуществляет сам. Ребенок внимателен, когда он не просто слышит, а слушает и прислушивается, не просто глядит, а видит и всматривается. Избирательность, объем, распределение, концентрация, переключаемость и устойчивость, все это свойства внимания, с которыми нужно работать Ведь именно в процессе тренировки у детей начинает развиваться наблюдательность, что позволит дошкольникам в дальнейшем за малый отрезок времени заметить большее число объектов, их деталей и характеристик. Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов, а это значит, что теперь дети могут сознательно направлять сове внимание на определенные предметы. Диагностику внимания можно произвести с помощью методик «Проставь значки», «Домик», «Запрещенные слова» С целью, организации, активизации и развития внимания используются: - модифицированные варианты методики «Детский вариант корректурной пробы» (вычеркивание шаблонных изображений.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение


Детский сад № 122 «Золотая рыбка»















Конспект материалов на тему:




«Развитие внимания у старших дошкольников»
















Выполнила: педагог-психолог

Попкова И.Н.








г. Новосибирск

2014г.

Внимание это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других. Но внимание не существует само по себе без осуществляемых человеком действий. Ребенок внимателен, когда он не просто слышит, а слушает и прислушивается, не просто смотри, а видит и рассматривает.

Избирательность, объем, распределение, концентрация, переключаемость и устойчивость, все это свойства внимания, которые необходимо развивать. Ведь именно в процессе тренировки у детей начинает развиваться наблюдательность, что позволит им за меньшее время заметить большее число объектов, их деталей и характеристик.

Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов, а это значит, что теперь дети могут сознательно направлять сове внимание на определенные предметы.

Диагностику внимания можно произвести с помощью методик «Проставь значки», «Домик», «Запрещенные слова»

С целью, организации, активизации и развития внимания используются:

- модифицированные варианты методики "Детский вариант корректурной пробы" (вычеркивание знакомых картинок, нарисованных на одной линии),

- "Зрительный диктант" (отыскивание в таблице 16 картинок, расположенных не по порядку),

- "Выбор по образцу" (отыскивание гeoметрических фигур одинакового цвета и размера среди других),

- «Проставь значки» (лист с геометрическими фигурами, в кругу нужно поставить крестик, в квадрате-галочку, в ромбе точку, в треугольнике-минус)

- упражнение "Запрещенная буква" (водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую. )

- «Слушай внимательно» и аналогичные ей (дети идут по кругу и по команде - «Заяц» прыгают, по команде «Гусь»-приседают)

- графические диктанты

- игра "Зеркало" (детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения отдельные и последовательность).

- «Птица - не птица» и аналогичные им (читается текст, задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее птицу, подать сигнал - топать или хлопать.)

- игра «Дотронься до…» (ведущий называет один или два признака предмета, которые нужно найти и до которых нужно дотронуться в течение 30 секунд. Кто не находит предмет и не успевает дотронуться или кто неправильно находит предмет и дотрагивается, тот выбывает.)

- Методика Мюнстерберга и ее модификации (в бессмысленный набор букв вставляются слова. Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.)

- Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

- упражнение «Нарисуй по описанию» (Ведущий диктует: Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно было красное, а маленькое - желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать два раза в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.)

- упражнение «Заколдованные фигуры» (Детям предлагается лист с геометрическими фигурами на выбор (круги, квадраты, треугольники и т.д.) и дается задание: дорисовать каждую фигуру до целой картинки. Все картинки должны отличаться друг от друга.)

- упражнение «Заколдованные фигуры» (детям предлагается лист с геометрическими фигурами на выбор (круги, квадраты, треугольники и т.д.) и дается задание: дорисовать каждую фигуру до целой картинки. Все картинки должны отличаться друг от друга.)

- упражнения основанные на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

- «потолок-нос-колено-пол» и аналогичные ей (дети по команде указывают нужное место)

- "Ищи безостановочно" (в течение 10-15 сек увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы, материала и т.п.)


Литература:


Детская практическая психология: Учебник/Под ред. проф. Марцинковской Т.Д.. - М.: Гардарики, 2000.

Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреж­дений. - М.: Генезис, 2008.

Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников, - М.: АКТИ, 2008

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада,- М.: Просвещение: Владос, 1995.


© 2010-2022