- Преподавателю
- Школьному психологу
- Советы родителям: Что делать если. .. Памятки взрослым
Советы родителям: Что делать если. .. Памятки взрослым
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Харитонова Н.М. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Автор-составитель:
Корчагина Юлия Владимировна, психолог, канд. психол. наук, руководитель Отделения психологической помощи детям и подросткам при Наркологическом диспансере №3.
Отказывается от еды?
- Скушай ложку за маму, ложку за папу… Вот и зайка с тобой кушает, и мишка… Не крутись! Не размазывай кашу по тарелке!! Пока все не съешь - из-за стола не выйдешь!!!
Родители, стремящиеся во что бы то ни стало накормить своего ребенка, пробуют множество способов: кормят великовозрастного ребенка с ложечки, читают во время еды книжки или включают мультики, ставят на стол игрушки, обещают награду или грозят наказанием.
Аппетит зависит не только от чувства голода, но и от самочувствия и настроения ребенка. Если ребенок чем-то расстроен или поссорился с родителями, если он увлечен интересным занятием или считает приготовленное блюдо невкусным, то он может отказываться от еды.
Комментарий психолога: проблемы с едой у ребенка - результат чрезмерной обеспокоенности родителей и отсутствия четких правил, касающихся приема пищи.
Что делать:
-
Не настаивайте на том, чтобы ребенок съел всю еду, которую вы ему положили.
-
Постарайтесь равнодушно отнестись к отказу ребенка от еды, но предупредите его, что следующий прием пищи будет только во время обеда (ужина) и не разрешайте ему «закусывать» между приемами пищи. Голод не принесет ребенку такого вреда, как стойкое отвращение к еде.
-
Если у вас приготовлено блюдо, от которого ребенок обычно отказывается, не настаивайте. Спокойно скажите ему: «Я знаю, ты не любишь котлеты» и положите их всем, кроме ребенка. Делайте так в течение нескольких дней. Скорее всего, ваш отказ от борьбы заставит ребенка задуматься.
-
Если ребенок балуется, удалите его из-за стола.
-
Не превращайте прием пищи в игру.
-
Садитесь за стол по возможности всей семьей.
-
Красиво сервируйте стол, во время еды говорите только о хорошем и приятном.
-
Готовьте вкусную еду и сами получайте удовольствие от еды.
-
Если ребенок хронически мало ест, не прибавляет в весе и жалуется на боли в животе, покажите его врачу.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Не хочет вовремя ложиться спать?
Пришло время ночного сна, но ребенок не желает отправляться в кровать. Он капризничает, просит еще чуть-чуть поиграть или досмотреть мультик, сообщает, что голоден. Даже если родителям удалось уложить его в кровать, ребенок находит множество предлогов, чтобы не спать: ему хочется то в туалет, то попить, то еще раз сказать родителям «спокойной ночи»…
Причины, по которым дети не хотят ложиться спать:
-
Чрезмерное возбуждение в вечерние часы
-
Страх темноты
-
Страх одиночества
-
Желание ребенка участвовать в жизни взрослых
-
Воспитательные ошибки родителей
Многие родители чувствуют раздражение и беспомощность, участвуя в этих ежевечерних баталиях. Ведь для многих из них время после укладывания детей является единственным «личным» временем, которое хочется посвятить себе и супругу. Не следует позволять детям лишать родителей такой возможности.
Что делать:
-
Ребенку следует по возможности спать в отдельной комнате. У ребенка обязательно должна быть своя кровать.
-
Следует четко определить время, когда ребенок должен будет отправиться в свою кроватку.
-
Избегайте в вечерние часы подвижных игр, шума и занятий, которые перевозбуждают ребенка.
-
Ребенка следует готовить ко сну, заранее предупреждая о том, что скоро надо ложиться спать.
-
Перед сном следует сходить в туалет, умыться, почистить зубы, вымыть ноги и переодеться.
-
У ребенка должна быть удобная, мягкая одежда для сна.
-
Комната перед сном должна быть хорошо проветрена.
-
Оставляйте ребенку у кроватки стакан с водой.
-
Укладывая ребенка, вы можете оставаться с ним до того времени, которое обговорили заранее: читать ему, рассказывать сказки. После этого пожелайте спокойной ночи и отправляйтесь отдыхать или заниматься своими делами.
-
После обозначенного времени игнорируйте попытки ребенка затянуть отход ко сну. Если ребенок приходит в вашу спальню, отведите его обратно.
-
В крайних случаях обращайтесь к врачу или психологу: возможно, у ребенка есть серьезная причина для бессонницы.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Обманывает?
Некоторые дети начинают обманывать взрослых уже в возрасте 3-4 лет. Когда родители обнаруживают это, они чувствуют тревогу и возмущение и стараются отучить ребенка от «дурной привычки». Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребенка быть честным?
Детская ложь - это способ
-
Скрыть свою вину или неудачу
-
Избежать наказания
-
Выразить враждебность или отмстить родителям за что-либо
-
Превзойти взрослого
-
Подчеркнуть свою значительность
-
Добиться похвалы или проявлений любви
-
Оказаться в центре внимания
-
Приукрасить действительность, пофантазировать
Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения: например, пишут в школу записки с придуманными причинами пропуска ребенком уроков; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребенку.
Многие родители, стремясь разоблачить обманщика, начинают «игру» в «сыщика» и «преступника»: проводят расследования, устраивают «очные ставки», ищут доказательства обмана. Этого не следует делать: в результате «преступник» становится все изобретательнее, а в отношениях между детьми и родителями - все меньше доверия.
Что делать:
-
Определите причину, по которой ребенок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ребенку осознать, что есть другие способы разрешить его проблему.
-
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно и уверенно.
-
Будьте сами честными со своим ребенком. Если вы нарушили данное ребенку обещание, извинитесь перед ним и объясните причины, которые помешали вам выполнить обещанное.
-
Помните: и взрослые, и дети, имеют право на личные тайны. Настойчивый интерес взрослых может подтолкнуть ребенка ко лжи.
-
Не навязывайте ребенку слишком много правил и запретов: чем больше ограничений, тем больше вероятность их нарушения и последующего обмана из-за страха наказания. Хвалите ребенка, когда он говорит правду (особенно, если сказать ее было нелегко).
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Требует оплаты школьных успехов и домашних обязанностей?
В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки, полученные в школе или за выполнение некоторых домашних дел. Многих родителей волнует вопрос: можно ли оплачивать детский труд и каковы последствия привычки к денежным поощрениям?
Положительные последствия денежных поощрений:
-
Ребенок действительно начинает выполнять ту работу, за которую ему платят.
-
Ребенок может начать стремиться к получению хороших отметок.
Психологи не рекомендуют оплачивать оценки и помощь по дому: денежные стимулы могут снизить желание человека делать что-то «просто так». Уменьшается познавательная активность, стремление к знаниям и внутренняя ответственность за свою часть работы по дому.
Отрицательные последствия
денежных поощрений:
-
Интерес к учебе или осознание необходимости помощи по дому может подмениться исключительно стремлением к деньгам.
-
Привыкшие к денежным вознаграждениям дети могут требовать оплаты за любое свое действие по хозяйству.
-
Дети, воспитанные на денежных поощрениях, могут в будущем попасть в зависимость от величины оплаты за свой труд. Финансовое вознаграждение может оказаться важнее собственного достоинства, совести и нравственных норм.
-
Денежные вознаграждения за хорошую учебу делают учеников зависимыми от школьных оценок. Уменьшается творческая активность ребенка из-за опасения сделать ошибку и получить низкую оценку. Кроме того, школьные оценки не всегда отражают реальный уровень знаний учеников.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Постоянно спорит и дерзит?
Ваш ребенок ведет себя так, будто хочет доказать вам, что он всех главнее. Он говорит вам, что собирается поступать так, как сам считает нужным.
Он постоянно спорит и дерзит родителям и другим взрослым, как будто нарочно дразнит их. С ним невозможно договориться.
Увы, почти все попытки переспорить или подчинить себе ребенка ведут к поражению взрослых. Ребенок продолжает бороться за власть, рассчитывая, что такое поведение поможет ему самоутвердиться, доказать свою силу в противоборстве с родителями.
Черты характера детей,
«борющихся за власть»:
-
Демонстрация превосходство
-
Дерзость
-
Непокорность, неподчинение
-
Вспыльчивость
-
Прогулы уроков
-
Склонность к спорам
-
Упрямство
-
Забывчивость
-
Склонность к безделью
Склонность к дерзости и спорам может быть вызвана типичной особенностью поведения детей и подростков - негативизмом. Это стремление к противодействию всякому внешнему влиянию в виде отказа от выполнения просьб взрослых до выраженного стремления делать все наоборот. Негативизм усиливается при чрезмерном контроле и опеке взрослых и ослабевает при сочетании разумного контроля со стороны взрослых и демонстрации уважения к личности ребенка.
Советы родителям:
-
Избегайте борьбы за власть
-
Скажите ребенку, что вы не можете «заставить» его поступать так, как вы считаете правильным, но будете признательны, если он согласиться с вами.
-
Найдите благоприятную возможность продемонстрировать ребенку свою признательность (когда он не «борется» с вами)
-
Найдите способы дать ребенку почувствовать свою значимость. Спрашивайте у него совета в той области, где вы сможете этому совету последовать
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Начал курить?
Причины, по которым подростки начинают курить
-
Любопытство
-
Подражание авторитетным людям
-
Стремление быть взрослым и «крутым»
-
Облегчение общения
-
Желание быть принятым в компанию сверстников
-
Потребность в снятии напряжения
Сначала курение помогает подростку расширить дружеские контакты, повысить свой авторитет у сверстников.
Потом курение становится привычкой, без сигареты подросток чувствует себя неуютно, напряженно.
И, в конце концов, формируется никотиновая зависимость.
Как предупредить начало курения?
-
Отказаться от курения в семье
-
Информировать о вреде курения
-
Развивать уверенность в общении
-
Развивать устойчивость к стрессам
-
Обучать детей умению отстаивать свое мнение,
противостоять давлению окружающих
Советы родителям:
-
Спокойно и доброжелательно поговорите с подростком. Попробуйте разобраться, почему он начал курить, что хорошего приносит ему курение. Обсудите другие возможные пути получения этой же «выгоды». Например, если подросток с помощью сигареты снимает напряжение, предложите ему обучиться аутотренингу и релаксации. Если подросток с помощью курения демонстрирует свою взрослость, помогите ему найти в себе такие способности, которые сделают его популярным и уважаемым среди сверстников.
-
Сообщите подростку о своем отрицательном отношении к курению, расскажите о влиянии никотина на здоровье и внешний вид.
-
Не финансируйте покупку подростком сигарет.
-
Не разрешайте курить в квартире.
-
Предложите подростку обратиться к подростковому психологу или к психологу, работающему с зависимостями.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Устраивает истерики?
Каковы причины детских истерик? Как реагировать на приступы
детского гнева и плача? Что делать, если скандал случился
в публичном месте? Как успокоить кричащего
и рыдающего малыша (а иногда и ребенка постарше)?
Дети часто ведут себя неподобающим образом, пытаясь достичь своих целей и добиться от взрослых исполнения своих желаний.
Сережа с мамой в детском магазине, мальчик видит большую красивую машину. «Мама, купи!» - просит Сережа. Мама объясняет, что это очень дорогая игрушка. Но Сережа ее не слышит и, топая ногами, кричит: «Купи,
купи!!!». На них начинают оборачиваться другие покупатели…
У детских истерик есть разные причины:
-
Отказ взрослых выполнить желание ребенка
-
Чрезмерные или противоречивые требования взрослых
-
Усталость или нервное перевозбуждение ребенка
-
Подражание другим детям
Дети, склонные к частым истерикам, могут вырасти избалованными, агрессивными и эгоистичными.
Как правильно реагировать на детскую истерику:
-
Помогите ребенку выразить чувства словами: «Ты хочешь машинку и злишься, потому что не можешь ее получить». Доброжелательно, но твердо скажите, что вы его понимаете, но такое поведение недопустимо. Предупредите малыша о последствиях (и выполните свое обещание, если истерика не прекратиться): «Тебе надо успокоиться. Иначе я буду вынуждена увести тебя из магазина, и мы вернемся домой без мячика, за которым пришли».
-
Возьмите тайм-аут. Усадите ребенка на стул или отведите в комнату (важно, чтобы ребенок не мог причинить себе серьезного вреда) и оставьте его одного. Если это невозможно, покиньте помещение сами - уйдите в ванную или в спальню. Без зрителей истерики часто прекращаются сами собой.
-
Если истерика случилась с ребенком на глазах у других людей, постарайтесь о них не думать. Держитесь уверенно и действуйте так, как будто вокруг никого нет.
-
Сохраняйте контроль над собой. Не кричите на ребенка и не угрожайте ему - это плохой пример для подражания. Когда ребенок успокоится, скажите, что вы были сильно огорчены, но рады, что он смог успокоиться.
Научите ребенка справляться с отрицательными эмоциями и выражать их без вреда для окружающих: делать физические упражнения, бить в ударные инструменты, рисовать, правильно дышать, говорить о своих чувствах.
Оберегайте малыша от чрезмерной усталости, сильного голода или перевозбуждения от новых впечатлений.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Сильно расстраивается (злится, обижается)?
Ребенок (а тем более подросток) - существо очень чувствительное. Как быть, если он сильно расстроен (обижен, разозлен, потерпел неудачу)? Как самому сохранить спокойствие и помочь ребенку справиться с захлестнувшими его эмоциями?
Дочь: Не пойду больше в школу!
Мама: Как это «не пойду»? Не успела начать учиться и уже «не пойду»!
Дочь: Не пойду, там противно!
Мама: Не выдумывай. Все ходят, и ты пойдешь. Если вырастешь неучем, будешь работать дворником.
Дочь: Ну и пусть.
Мама: Что за наказание! У всех дети как дети, а у меня…..
Избежать неправильных реакций (угроз, нравоучений, обвинений) можно с помощью приема Активного слушания.
Дочь (бросая портфель, со злостью): Не пойду больше в школу!
Мама (после паузы, поворачиваясь лицом к ребёнку, глядя в глаза): Тебе больше не хочется ходить в школу…
Дочь (с грустью): Не хочется, там противно.
Мама (после паузы, в утвердительной форме обозначает чувство, испытываемое ребёнком): Я вижу, ты чем-то расстроена.
Дочь: Да, там дети злые!
Мама: Похоже, ты с кем-то поссорилась.
Дочь: Да, меня на переменке одна девочка толкнула, я чуть не упала. А учительница сказала, что это я виновата!
Мама: Грустно, когда случаются неприятности. Я понимаю тебя.
Дочь: И вообще учиться трудно.
Мама: Думаю, что ты справишься. Если есть какие-то трудности, я могу помочь тебе.
Дочь: Я пойду уроки делать, а если что-то не получится, то тебя позову.
Основные правила Активного слушания:
-
Повернуться лицом к ребёнку. Глаза на одном уровне.
-
Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
-
Держать паузу, давая ребёнку время на обдумывание.
-
Обозначать чувства, испытываемые ребёнком.
Результаты применения активного слушания:
-
Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка.
-
Убедившись, что взрослый готов слушать, ребёнок рассказывает о себе всё больше.
-
Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
-
Ребёнок тоже начинает нас слушать и слышать.
-
Мы действительно начинаем лучше понимать своих детей.
Активное слушание - это не способ добиться чего-то от ребёнка, а «просто» путь к установлению лучшего контакта, способ показать ребёнку, что мы его понимаем.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Хочет иметь карманные деньги?
С какого возраста дети могут иметь карманные деньги? Как помочь
научиться правильно ими распоряжаться? В каких случаях стоит быть
осторожным с выдачей карманных денег? Какова должна быть
сумма, выдаваемая на карманные расходы?
Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Зачем?
Дочь: У нас все ходят с деньгами, вдруг что-то понадобится…
Мама: Если что-то понадобится, я тебе сама куплю.
Дочь: У нас в школе автомат с водой поставили, и в киоске я заколку хотела купить…
Мама: Ты все на чипсы потратишь. А тебе известно, как трудно деньги зарабатывать?
Дочь: Вот у девочек всегда деньги есть…
Мама: Значит, у девочек родители богатые, а мы не можем себе позволить. Рано тебе еще о деньгах думать.
Чем старше становится ребенок, тем шире границы его самостоятельности, тем больше у него потребностей. Одна из них - потребность самостоятельно тратить деньги. Как правило, это происходит в младшем школьном возрасте.
Ребенку следует давать карманные деньги:
-
Если он знает, зачем ему нужны деньги, и может внятно объяснить, на что он их потратит.
-
Если он понимает проблемы родителей и знает, что деньги зарабатывают трудом.
-
Если он умеет ходить в магазин, делать покупки и не забывать сдачу.
Ребенку не следует давать карманных денег:
-
Если он неуправляемый: плохо себя ведет, не держит свои обещания и склонен ко лжи.
-
Если он не умеет отказываться от мелких желаний.
-
Если он не знает, за какой труд родители получают зарплату.
Если вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в резкой форме. Объясните, почему вы против карманных денег и как их можно заслужить.
Хорошо, если с переходом на денежные отношения увеличатся и обязанности ребенка: если он хочет тратить деньги по своему усмотрению, значит, дорос и до некоторых домашних дел.
Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Тебе хотелось бы иметь карманные деньги.
Дочь: Да, хочется что-то покупать.
Мама: Я тоже думаю, что пора тебе учиться распоряжаться деньгами.
Дочь: А как?
Мама: Давай все запишем и посчитаем. Я расскажу тебе, как мы зарабатываем и тратим деньги. Потом мы составим список твоих ежедневных трат или необходимых покупок и примем решение.
Сумма, которая выдается ребенку, зависит от достатка семьи и возраста ребенка. Но это карманные деньги, а значит, их не должно быть много.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Является «отверженным» среди одноклассников?
Ребенок приходит из школы весь в слезах: «меня дразнят». Почему это происходит? Как оградить ребенка от насмешек? Разбираться с обидчиками? Переводить ребенка в другую школу? Учить отвечать тем же?
Чаще всего «отверженными»
становятся дети, которые:
-
Легко поддаются на провокации одноклассников
-
Являются «любимчиками» учителя
-
Чрезмерно вспыльчивы и мстительны
-
Ябедничают на других детей
-
Слишком застенчивы и не умеют за себя постоять
-
Неопрятны в одежде
-
Неуспешны в учебе (особенно в младших классах)
-
Слишком зависимы от родителей
-
не умеют общаться
А также:
-
Дети с необычной внешностью
-
Дети с заметными физическими отклонениями
Признаки неблагополучия
в отношениях с одноклассниками:
-
Ребенок неохотно ходит в школу
-
Возвращается из школы подавленным;
-
Часто плачет без видимой причины;
-
Не упоминает в разговорах никого из одноклассников;
-
Очень мало говорит о своей школьной жизни;
-
Не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки;
-
Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Исследования показали: «отверженные» дети часто становятся жестокими и агрессивным
Как помочь «отверженному» ребенку:
-
Заранее предупредите учителя и школьного психолога о проблемах своего ребенка (медлительность, невнимательность, застенчивость); расскажите о том, как вы с этим справляетесь;
-
Вовремя обеспечивайте ребенка всем необходимым для школьного обучения (учебники, одежда, физкультурная форма, карманные деньги);
-
Вовремя лечите заболевания, которые могут стать предметом насмешек (заикание, тики, энурез, кожные заболевания);
-
Не спешите лично разбираться с обидчиками своего ребенка, но оказывайте ему поддержку и будьте готовы к сотрудничеству с педагогами;
-
Научите школьника уверенному поведению и навыкам разрешения конфликтов;
-
Помогите ребенку показать себя в школе с положительной стороны - продемонстрировать те свои способности и умения, которые достойны уважения
-
Организуйте ребенку общение с теми людьми, которые для него приятны
-
Если действия сверстников представляют реальную угрозу для ребенка, подумайте о других возможных вариантах обучения
.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Ворует?
Причины детского воровства:
-
Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок)
-
Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
-
Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку
-
-
Недостаток развития нравственных представлений и воли
-
Основная причина - неправильное воспитание
-
Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку
-
Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию»
-
Cпособ самоутверждения
-
Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.
-
Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка
-
Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание
-
Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений
-
Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл - стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.
Советы родителям:
-
С детства объясняйте ребенку, что без разрешения нельзя брать чужие вещи.
-
Обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь.
Разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. -
Обращайте внимание ребенка, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы.
Подавайте положительный пример ребенку своим поведением. -
Объясняйте ребенку «цену денег». Рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.
Как реагировать на воровство:
-
Постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка и адекватно отреагируйте - и на факт воровства и на причину, его вызвавшую.
-
Без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком.
-
Сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки: украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки или лишение ребенка развлечений, иной способ возмещения ущерба.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Боится темноты?
Ребенок боится спать в темноте и настаивает на том, чтобы свет оставался включенным, а дверь была открыта. Как себя вести родителям? Как объяснить ребенку, что в темной комнате нет чудовищ?
Причины детского страха темноты:
-
Неуверенность в родительской любви, чувство тревоги, переживание враждебности и опасности окружающего мира
-
Чувство протеста, ревность по отношению к младшему брату/сестре, бессознательное желание вновь оказаться самым маленьким и любимым.
-
Перенесенное заболевание (высокая температура, грипп, ОРВИ), вызвавшее повышенную возбудимость и нервозность.
-
Смена обстановки, переезд, перевод ребенка в отдельную комнату.
-
Чтение, прослушивание и просмотр «страшилок» - рассказов или телепередач с устрашающими сюжетами.
Как себя вести родителям?
Правильно:
-
Соблюдать «ритуал укладывания»: умывание, переодевание в ночную одежду; чтение или рассказывание сказки у кроватки ребенка; поцелуй на ночь.
-
Предлагать ребенку в вечерние часы спокойные занятия.
-
Разрешать ребенку в оставлять дверь в его комнату приоткрытой, а ночник - включенным.
-
Предложить ребенку игрушку-«защитника», который будет спать в детской кроватке.
-
Сохранять полное спокойствие, когда ребенок рассказывает о своих страхах.
Неправильно:
-
Брать ребенка в свою постель (можно спать в одной комнате с маленькими детьми, но кроватка у малыша должна быть своя). Иначе дети становятся слишком зависимыми от взрослых, приобретают привычку без повода проситься в родительскую постель, нарушая супружеские отношения.
-
Насмехаться над ребенком или ругать его.
-
Проверять с фонариком темные углы. Слишком серьезные старания взрослых убедить ребенка в неразумности его страха могут привести его усилению. Если ребенок настаивает на проверке, можно сделать это вместе с ним.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Сквернословит? (Употребляет «плохие слова»?)
Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей.
Причины сквернословия:
-
Бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста)
-
Повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства (дошкольный и младший школьный возраст)
-
Стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст)
-
Желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст)
Если сквернословит маленький ребенок:
-
Объясните, что эти слова являются неприличными и оскорбительными для тех, кто их слышит
-
Скажите, что некоторые люди настолько несдержанны и невоспитанны, что употребляют бранные слова, желая обидеть или разозлить человека
-
Не уделяйте ругающемуся ребенку повышенного внимания: видя, что вы очень встревожены, ребенок может использовать ругань назло вам
-
Заметьте, что в вашей семье не принято употреблять такие слова
-
Предложите выразить свои чувства другими словами - от междометий (Ой!) до юмористических ругательств (Крокозябра ты этакая!)
Если сквернословит подросток:
-
Объясните, что ругань является частью нашего языка, но не надо навязывать ее тем, кого она оскорбляет
-
Скажите подростку, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся
Бесполезно:
-
Ругать или запрещать
-
Бить по губам или заставлять мыть рот с мылом
Полезно:
-
следить за собственной речью: если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять
-
объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае, когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов
-
научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями
-
научить реагировать на чужую грубость или агрессию
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Мало читает?
Причины,
по которым детям не любят читать:
-
большое количество информации, истощающей психику ребенка (ТВ, компьютер, музыкальные центры)
-
позднее знакомство с книгой
(около 8 лет)
-
отсутствие достаточного опыта
чтения
-
отсутствие культуры чтения
в семье
В результате ребенок испытывает технические трудности при чтении, что
мешает ему воспринимать
содержание книги или просто не знает, что читать - это интересно.
Мудрые мысли о книгах
Книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать мысли и понимать, что говорят и пишут другие.
Книги придают нам силы и вдохновение. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Книги задают важные вопросы, над которыми стоит задуматься. Они заставляют нас размышлять о добре и зле.
Книги помогают нам познать самих себя и других.
Как привить любовь к книге:
- Читайте детям любого возраста вслух
- Читайте с детьми по очереди
- Читайте детям перед сном
- Приучайте ребенка бережно обращаться с книгой: выделите ребенку полку в книжном шкафу, приготовьте красивые закладки и обложки для библиотечных книг.
Как выбирать книги для чтения:
Для малышей подойдут книги с крупными яркими картинками и небольшим количеством текста. Достаточное время для чтения и рассматривания иллюстраций - 5-10 минут.
На втором и третьем году жизни ребенка читайте стихи и короткие рассказы, в которых происходят какие-то действия (например, стихи Агнии Барто, русские народные сказки про Репку, Колобка, Серого волка и Ивана Царевича, а также сказки про Красную шапочку, Дюймовочку, Золотой ключик и Чипполино).
В возрасте пяти-шести лет отведите ребенка в библиотеку ил в книжный магазин, где он сможет получить полное представление о книгах. Ребенок должен знать, что книги бывают для детей и для взрослых, что у каждой из них есть автор и название; понимать значение слов «обложка», «страница», «оглавление».
С дошкольниками и младшими школьниками прочитанное можно не только обсуждать, но и проигрывать - так лучше усваивается смысл и содержание книги. Предложите детям приключенческие книги и веселые произведения классиков детской литературы - Драгунского, Носова, Михалкова.
В подростковом возрасте интерес к чтению снижается. Но если привычка к чтению сформировалась еще в детстве, то подростки продолжают читать. Любимые их жанры -детективы, фантастика и мистика, а девушки предпочитают любовные романы.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Боится сдавать экзамены?
Строгие преподаватели, сложные задания, серьезные требования, тревога и волнение…. Как подготовиться к проверке знаний и справиться с экзаменационным стрессом?
Советы по подготовке к экзаменам:
-
Найдите удобное место для занятий.
-
Составьте четкий план подготовки.
-
Чередуйте работу и отдых.
-
Готовьтесь по вопросам (билетам), составляя четкие планы ответов.
-
Ответы на самые трудные вопросы расскажите вслух.
-
Попробуйте записать себя на магнитофон, или тренируйтесь перед зеркалом.
-
Мысленно рисуйте себе картину успешного ответа.
Как справиться с волнением?
-
Сосредоточение на своем дыхании (дышать ровно и спокойно)
-
Чередование физического напряжения и расслабления (например, сжать руки в кулаки и очень сильно напрячься, а после этого отпустить себя, расслабиться)
-
«СТОП» негативным мыслям (при мысли о возможной неудаче сказать себе «СТОП» или представить красный сигнал светофора; думать об учебе и о хорошем результате)
-
Тренировка уверенности (принимать позу уверенного человека и говорить уверенным голосом)
Пользуйтесь формулами
самовнушения:
-
«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие. Я уверен в себе»
-
«Я все помню»
-
«Я ощущаю бодрость и уверенность в себе»
-
«Моя речь спокойная, уверенная»
Способ подготовки1 «3-4-5».
Время до экзамена (год, месяц, неделя) делится на три равные части. Например, в первые 10 дней надо пройти все темы на «тройку», во вторые 10 дней - на «четверку», а в оставшиеся - отшлифовать знания и убрать ошибки.
Преимущества: у школьника создается целостное представление о предмете, отсутствует
страх нехватки времени.
Если экзамен сдан неудачно?
- Если ребенок расстроен, позвольте ему погоревать, утешьте его.
- Когда ребенок успокоится, вместе проанализируйте причины неудачи (чрезмерное волнение, слабая подготовка, нежелание обучаться именно этой специальности)
- Сделайте выводы и обсудите последующие действия
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Очень медлительный?
Все дети в детском саду уже оделись и пошли на улицу, а он только завязывает шнурок. Все уже пообедали, а он только приступил к еде.
Все в классе уже пишут диктант, а он только ищет ручку.
Он повсюду опаздывает и задерживает окружающих, которые порой просто теряют терпение.
Причины детской медлительности:
-
Особый тип нервной системы (флегматик или меланхолик)
-
Медлительность - форма протеста ребенка против чрезмерного контроля взрослых
Темперамент - врожденные особенности человека, такие как степень уравновешенности и эмоциональности. Его нельзя изменить, но можно научиться контролировать.
Девочка-копуша
Час жевала грушу
Два - умывалась
Три - вытиралась
Утром завтракать пошла
Только к вечеру пришла.
Флегматик: спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, рассудительный, малоэмоциональный. Этот ребенок любит спокойные игры, не бывает лидером среди сверстников. Долго привыкает к новизне. Новую информацию усваивает медленно.
Меланхолик: робкий, замкнутый и нерешительный, тревожный, ранимый, впечатлительный. Новую информацию усваивает с трудом, быстро устает. Тяжело привыкает к новым местам.
Как общаться с медлительным ребенком:
-
Оставляйте ребенку достаточно времени для выполнения необходимых дел; не выполняйте за него то, что он по возрасту должен делать сам
-
Научите ребенка планировать время и следить за часами. Составляйте список дел на день с указанием времени
-
Поощряйте детские увлечения
-
Заранее предупреждайте о смене деятельности
-
Хвалите ребенка за быстроту и эффективность
-
В любом случае выражайте положительные эмоции - ребенок нуждается в вашем внимании
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Гиперактивный?
Такой ребенок напоминает стихийное бедствие: он не может усидеть на месте, постоянно двигается, роняя и задевая предметы; он перебивает взрослых, шумит, громко смеется, при выполнении заданий отвлекается и не может ни на чем сосредоточиться.
Что является причиной
гиперактивности?
-
наследственность
-
особенности строения и функционирования головного мозга
-
последствия родовых травм и ранних инфекционных заболеваний
-
неполноценное питание
Гипер (Hyper) - превышение нормы;
activus - активный, деятельный.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются обычно в возрасте до 7 лет; чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. С возрастом проявления гиперактивности сглаживаются.
Помните: настоящий диагноз ставит только врач.
Признаки гиперактивности:
Нарушения внимания: ребенку трудно удерживать внимание на одном предмете; он не слышит, когда к нему обращаются; не заканчивает начатое дело; неорганизован; часто теряет вещи.
Двигательная расторможенность: ребенок постоянно ерзает, проявляет признаки беспокойства - барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то. Такие дети мало спят, много говорят, очень подвижны.
Импульсивность: начинает отвечать, не дослушав вопроса; вмешивается в разговор, не дожидаясь своей очереди; ему трудно регулировать и контролировать свои действия.
Советы родителям гиперактивных детей:
-
Основную нагрузку планируйте на первую половину дня.
-
Не давайте ребенку слишком большую нагрузку.
-
Используйте физкультминутки, делайте частые перерывы в работе.
-
Давайте ребенку четкие, короткие инструкции.
-
Договаривайтесь с ребенком заранее о тех или иных делах, избегайте неожиданностей.
-
Используйте тактильный контакт, играйте в игры с правилами
-
Оставайтесь терпеливыми и спокойными.
-
Обратитесь за помощью к невропатологу или к психологу.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Ноет и хныкает (капризный)?
«Ма-ам, ма-а-а-ам, ну ма-а-а-ам!! А-у-и-а! Ма-ам!».
Изматывающее хныкание, то затихающее, то нарастающее с новой силой.
«У меня ускоряется сердцебиение, начинает болеть голова, я перестаю себя контролировать, когда слышу ЭТО!» - в отчаянии говорит мама.
Что делать, если ребенок ноет? Как реагировать на детские капризы?
Причины детских капризов:
- плохое самочувствие
- начинающееся заболевание
- усталость, «недосып», переутомление
- реакция на чрезмерную опеку
- реакция на внутрисемейные конфликты
- желание получить внимание родителей
- реакция на запрет
- желание добиться своего
- скука, отсутствие интересных занятий
- привычное нытье без причины
Пик детских капризов приходится
примерно на четыре года,
но они могут продолжаться
и в школьном возрасте.
«Поизбаловали ребенка, оттого и хнычет весь день»
В.И. Даль. Толковый словарь.
Советы родителям:
-
Постарайтесь понять причину детского каприза
-
Сообщите ребенку, что вы его понимаете. Расскажите, что вы собираетесь в связи с этим сделать. «Я понимаю, что ты хотела бы сейчас со мной сейчас поиграть. Я закончу свои дела через полчаса и приду к тебе в комнату».
-
Спокойно объясняйте причины запретов. «Я понимаю, что тебе хочется взять в детских сад новую куклу. Но воспитатели не разрешают приносить из дома дорогие игрушки. Эта кукла будет ждать тебя дома».
-
Просите ребенка высказывать свои потребности обычным голосом.
-
Учите ребенка выражать свои чувства с помощью слов, а не нытьем и капризами.
-
Говорите о своих чувствах в присутствии ребенка. Демонстрируйте нормальные интонации. «Как жаль, что я разбила свою любимую чашку. Очень обидно!»
-
Не уступайте капризничающему ребенку, реагируйте спокойно, доброжелательно, но твердо. «Я понимаю, что ты устал и хочешь кушать. Но нам нужно проехать еще две остановки. Скоро мы будем дома».
-
Хвалите ребенка, когда он пользуется правильным тоном.
-
Позаботьтесь об интересном досуге и занимательных играх для своего ребенка
-
Помните: для любого изменения требуется время. Будьте терпеливы.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Стал участником или свидетелем чрезвычайного происшествия?
К сожалению, в век техногенных катастроф, террористических актов, аварий и роста преступности есть вероятность того, что ребенок может стать свидетелем или даже участником какого-либо чрезвычайного происшествия. Даже косвенное участие (увиденный сюжет по телевидению, услышанный разговор взрослых) может оставить глубокий след в душе ребенка.
Эмоциональные реакции детей и подростков на травмирующие события:
- беспокойство при разлуке с членами семьи
- повышенная чувствительность к резким, громким звукам
- повышенная тревожность, капризность, перепады настроения
- страх посещения школы, поездок в общественном транспорте
- страх темноты, расстройства сна, аппетита
- возникновение навязчивых мыслей, ночных кошмаров
- ухудшение физического самочувствия, жалобы на головные боли или боли в желудке
- невнимательность, снижение успеваемости
- появление мыслей о смерти
- повышенная раздражительность, агрессивность
-
Дети дошкольного возраста эмоционально реагируют на ситуацию, подражая взрослым; беспокоятся о жизни и здоровье членов семьи. Разговаривая с дошкольником, следует заверить ребенка, что он находится в безопасности. Расскажите о том, как вы сами (родители) заботитесь о собственной безопасности; избегайте очень подробного обсуждения с детьми происшедших событий (только самые необходимые объяснения); проводите с ребенком больше времени и продолжайте занятия, знакомые ребенку. Избегайте длительных расставаний; следите за эмоциональным состоянием ребенка.
-
Дети младшего школьного возраста эмоционально отзывчивы по отношению к чувствам пострадавших людей, могут задавать много вопросов, повторно возвращаться к волнующей теме. Постарайтесь терпеливо отвечать на вопросы ребенка, важные для правильного понимания им ситуации, дайте ребенку возможность выразить свои чувства. Избегайте деталей. Возможно (и желательно) приобщение ребенка к оказанию помощи нуждающимся людям.
-
Подростки нуждаются в объективной информации о случившемся, в обсуждении политической обстановки и происшедших событий. Будьте терпимы к крайним высказываниям подростков, однако сдерживайте обвинения и возможность выплеска агрессии на окружающих. Поощряйте по необходимости желание подростков участвовать в оказании помощи пострадавшим.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Дразнит других детей?
Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил,
Вображалу укусил.
Обзывания - частая причина детских обид и даже драк. В то же время это «испытание на прочность» - общаясь, дети неизбежно обзывают и дразнят друг друга, будто бы проверяя силу характера.
Причины, по которым дети дразнят и обзывают друг друга:
-
Сознательное желание оскорбить или разозлить сверстника (у агрессивных детей)
-
Желание привлечь внимание или начать забавную игру
-
Оскорбление-провокация (дразнящий хочет спровоцировать сверстника на ответные действия - словесную перепалку, борьбу, погоню)
-
Желание повеселить окружающих
-
Самоутверждение (дразнящий унижает сверстника и утверждает свое лидерство)
-
Месть
Невозможно запретить детские дразнилки и обзывания - это часть детского фольклора и особая форма общения со сверстниками. Как правило, дети в состоянии выяснить свои отношения самостоятельно. Однако, если ваш ребенок часто задевает своих сверстников, следует задуматься о причинах такого поведения. Чтобы ребенок не растерял своих друзей, научите его ценить дружбу и доброжелательно общаться.
Или вашего ребенка дразнят другие дети?
Ребенок, которого часто дразнят или обзывают, может почувствовать себя неполноценным, потерять уверенность в себе. Нелегко приходится детям, которые имеют особенности внешности, провоцирующие сверстников на придумывание обидных прозвищ - «долговязый», «толстая», «заика», «косоглазый».
Важно, чтобы взрослые (родители, воспитатели и учителя) позаботились о повышении самооценки ребенка и помогли ему правильно отнестись к своей особенности, не допустили насмешек и издевательств со стороны других детей.
Во все времена дети использовали специальные «отговорки» - ответы на дразнилки, помогающие им отстоять себя в детских «выяснениях отношений».
Кто так обзывается,
Тот сам так называется.
Обзывай меня весь век,
Все равно, я человек.
Обзывай меня весь год,
Все равно ты бегемот.
Чей там голос из помойки?
Хвались, хвались -
В яму провались.
Яма закройся
Больше не откройся!
Я тебя не слушаю,
Посолю и скушаю.
Я дурочка-снегурочка,
Мой папа - Дед Мороз,
Мамочка - Снегурочка,
А ты сопливый нос.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Не делает работу по дому?
В раннем детстве ребенок охотно подражает взрослым в хозяйственных делах: пытается подметать пол, мыть посуду, «помогает» готовить обед. К сожалению, многие родители «упускают» момент и говорят: «Не мешай», «Ты только все испортишь», «Я сама сделаю». Через несколько лет родители вспоминают об этом с печалью.
«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - обязательно приведи в порядок свою планету».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Как заинтересовать ребенка домашними делами?
-
Составьте вместе с ребенком расписание его дня и включите туда уборку. Пусть она станет привычным мероприятием!
-
На первых порах помогайте ребенку справиться с беспорядком. Работайте вдвоем!
-
Не спешите! Поддерживайте в ребенке инициативу и веру в свои силы, даже если у него что-то не получается.
-
Благодарите его за помощь.
-
Выделите ребенку «угол», который он сам сможет оформить по своему усмотрению.
-
Не загромождайте «детскую» лишними вещами - пусть в ней будет легко убираться.
-
Пусть обязанности ребенка будут разнообразными и меняющимися.
В подростковом возрасте, как правило, интерес к домашним делам снижается и родителям все труднее убедить своего сына или дочь навести порядок в комнате, вынести мусор или убрать за собой посуду.
Подросток хочет чувствовать себя хозяином собственной жизни и отказывается подчиняться родителям.
Как договариваться с подростком?
1 шаг. Ясно и четко скажите подростку, что вы видите, как он повзрослел. Так же ясно и четко расскажите о том, что вас беспокоит. «После ужина на столе остается грязная посуда; в гостиной на телевизоре слой пыли; следы от обуви в коридоре; одежда лежит на полу. Нам следует заново обсудить распределение домашних обязанностей».
2 шаг. Выслушайте мнение подростка о его участии в домашних делах.
3 шаг. Совместный поиск хорошего для всех решения (что мы вместе может сделать для того, чтобы каждый получил то, что он на самом деле хочет?). Например, вы вместе приходите к выводу, что комната ребенка - это его территория, и именно он решает, когда в ней убираться. Вы не только больше в ней не убираетесь, но и передаете ему ответственность за стирку вещей, которые испачкались в пыли. Посуду вы моете по очереди через день. Пыль с техники вытирает подросток, а рыбок кормите вы сами.
4 шаг. Оформление соглашения. Это ваше общее письменное обязательство о разделении ответственности.
Помните: навыки самостоятельной жизни приобретаются благодаря опыту и ошибкам, через которые проходит каждый подросток. Уменьшите опеку и позвольте подростку научиться заботиться о себе и о вас!
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Разрушает и ломает игрушки, предметы, мебель?
Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Например, ребенок, которому взрослый не дал конфету (не разрешил смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку..
Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).
Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.
Советы взрослым:
-
Недовольство и раздражение поведением ребенка высказывайте в достаточно мягкой форме и объяснять, почему вы не одобряете такого поведения
-
Силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям
-
Каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому помоги мне убраться» (для детей постарше - сможешь привести все в порядок).
-
Не заменяйте сломанные ребенком игрушки новыми и не спешите убирать обломки: пусть последствия поведения будут наглядно видны
-
Давайте детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворять свое любопытство
-
Подберите детям прочные игрушки, которые трудно сломать
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Дерётся?
Физическая агрессия -
использование физической силы против другого лица.
Обращение с детьми до вспышки агрессивности
-
Отвлечь, предложить ребенку интересное занятие.
-
Предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать.
-
Физически удержать от нападения.
-
Дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые контролируют события, но не выступают арбитрами).
Почему не следует использовать телесные наказания:
-
Ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным.
-
Ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть.
-
Телесные наказания - это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.
Обращение с детьми после вспышки агрессивности
-
Сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшему. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению.
-
Удалить ребенка из комнаты на 1-2 минуты в знак своего неодобрения.
-
Если ребенок мал, можно взять его крепко за руки, строго и четко сказать «Драться нельзя!» или «Не кусаться!».
-
Ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку.
-
Если используется наказание (лишение игрушек или привилегий), то оно следует непосредственно за проступком и недолгим по времени (ребенок быстро забудет причину наказания, а гнев и обида на взрослых останется)
-
Не отвечать агрессивностью на агрессивность.
-
Терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение
1 Автор метода - А. Пронин.