Развитие коммуникативных компетенций у учащихся профессионального лицея, в рамках проведения дня психологии

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие коммуникативных компетенций у учащихся профессионального лицея, в рамках проведения дня психологии.


Стандарты третьего поколения - один из важнейших этапов образовательной системы сегодня. Чтобы работа по внедрению государственного образовательного стандарта III поколения, прошла более плодотворно, необходимо разработать единый механизм действий который будет способен решать учебные, бытовые, профессиональные задачи, и в тоже время не нанести урон психологическому здоровью все участников образовательного процесса.

Психологическое здоровье отражается не только в способности организма противостоять стрессовым ситуациям, мыслить позитивно, но и в умении устанавливать психологический контакт, то есть применять коммуникативные способности. В жизни человека процессы коммуникации играют чрезвычайно важную роль, поэтому они привлекают внимание специалистов в самых разных областях знаний. Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения [3, с.412]. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

Общение - одна из основных категорий психологии и педагогики, социологии и собственно теории коммуникации. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми.

Под коммуникативной деятельностью в учебе и на производственных занятиях мы понимаем сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между обучающимися и педагогами, между самими обучающимися, включающий в себя обмен информацией и выработку стратегий взаимодействия, восприятия и понимания друг друга.

Коммуникация - это сложный многоплановый процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по различным каналам при помощи различных вербальных и невербальных средств:

  1. вербальная - языковая, при помощи языка мы передаем около 93% информации, это не процент использования. А универсальность этого способа для всех.

  2. невербальная - это мимика, жесты, расстояние, просодика, дистанция, временные (раньше, позже).

Профессии, которые получают наши учащиеся в лицее можно назвать «коммуникативными», поскольку общение тесно вплетено в контекст как теоретической, так и практической деятельности обучающихся. Эти профессии, успех которых в значительной мере зависит от их коммуникативной компетентности - компетентности в межличностном взаимодействии, межличностном восприятии

Рассмотрением коммуникативной компетентности занимались выдающие психологи и педагоги отечественной науки. Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалёв, И.А. Зимняя, A.B. Мудрик, В.Н. Мясищев, C.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др. считали, что важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность. Так Л.А. Петровская определяет коммуникативную компетентность «как умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, выбрать адекватные стратегии коммуникации, быт готовыми к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. В условиях перехода на новые образовательные стандарты, регламентирует обязательность формирования коммуникативной компетентности обучающихся, что выражается не только в «готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому учащемуся, но и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания».

Таким образом, коммуникативная компетентность несет большое значение в жизни каждого обучающегося, а особенно в профессиональной деятельности будущего специалиста.

Убедиться в этом можно при проведении дня психологии в лицее, целью которого создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся; развивать коммуникативную компетентность учащихся и преподавателей лицея; формирование представлений о важности коммуникации в общении.

День психологии - мероприятие, которое проводится в течение одного дня и предлагает участие всего лицея: в первую очередь обучающихся, а также преподавателей и мастеров производственного обучения.

Одним из видов работы стала психологическая акция. Собственно, это была не игра, это - игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве лицея. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности обучающихся и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.

Основная цель такой акции - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».

Важные особенности акции - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акция создаёт в лицее определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; лицей становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками.

Накануне дня проводиться линейка, на которой объявляется дата проведения дня психологии и условия, при которых будет проходить данный день.

День психологии проходит под девизом: «Общение - это самое ценное, что дается человеку»

Эмблемой дня психологии послужил улыбающийся смайлик, так как при общении важна не только адекватность, но и приветливость.

Успешно прошла акция «Радуга настроения», целью которой послужила сравнительная оценка эмоциональной атмосферы в лицее (в начале и в конце учебного дня).

В начале учебного дня всем входящим предлагается опустить в ящик цветной жетон, соответствующий текущему настроению. Для определения эмоционального состояния с помощью цвета участникам предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования.

Акция «Комплимент момент».

Всем преподавателям предлагается на первом занятии сказать, что, приятное каждому обучающемуся (о качествах его характера или поведения)

В холлелицея поместили стенд под названием «В мире общения» с рубриками, коллаж «Моя группа», высказывания великих ученых психологов, информацию о типах темперамента, советы психологов о правилах общения, результаты мониторинга эмоциональной атмосферы в лицее, «Заборчик пожеланий и мнений»

Следующим этапом дня психологии было занятие с учащимися на тему: «Секреты общения»

Заканчивается день психологии рефлексией под названием, «Заборчик пожеланий и мнений». Все обучающиеся могут написать свои пожелания и мнения о проведении «Дня психологии», как кому-то лично, так и всем вместе.

В заключении хочу отметить важность проведения такого дня, как для обучающихся, так и для педагогов и мастеров производственного обучения.

День психологии в лицее - это погружение в новое, в мир новых ощущений, новых взглядов на жизнь, приобретение бесценного опыта общения и развития коммуникативных компетенций.

Библиографический список

  1. Абрамов, Н. Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений / Н. Абрамов. - М.: Русские словари, 1994. - 502 с.

  2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 376 с.

  3. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М. Андреева. - М.: 2007. - 297 с.

  4. Анциферова, Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии / Л.И. Анциферова // Психология. 2001. - № 2. - С.12-20.

  5. Бодалева, А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии, 2002. - 256 с.

  6. Гончарук, А.Ю. Социокультурные проблемы развития профессионально-педагогического образования в XXI веке / А.Ю. Гончарук // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 8. - М.: МПГУ, 2001. - С.12-14.


© 2010-2022