- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинговое занятие по профилактике наркомании
Тренинговое занятие по профилактике наркомании
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеева Е.А. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Тренькасинская СОШ»
Методическая разработка
тренингового занятия из цикла
«Программа тренингов по профилактике наркомании среди подростков»
Разработала: педагог-психолог Матвеева Е.А.
Тренинговое занятие на тему: «Я и наркотики: мое отношение к проблеме наркомании»
Цели: осознание собственного отношения к наркотикам; осознание мотивов злоупотребления наркотиками; осознание проблемы зависимости.
Оборудование: листы ватмана, маркеры, фломастеры, ручки, листы бумаги, муляж сигареты.
-
Приветствие
Ведущий. Добрый день! Я рада, что мы вновь встречаемся на нашем занятии. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом.
Упражнение «Мировое приветствие»
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на 3 равные части: «японцев», «европейцев», «африканцев». Потом каждый участник идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.
А теперь все рассаживаемся на свои места.
Ведущий: Давайте теперь вспомнив правила тренинга.
-Активность
-Правило микрофона
-«Я высказывания»(я думаю, я считаю, я чувствую)
-Тактичное, доброжелательное отношение ко всем участникам
-«Здесь и сейчас».
-Конфидециальность.
2. Введение в тему занятия.
Сегодня мы будем с вами говорить о веществах, которые действуют разрушительно на психику и вызывают у человека привыкание к ним. То есть делают человека зависимым от этих веществ. Эти вещества называют наркотическими или психоактивными(ПАВ). Давайте попробуем сейчас их назвать. Подростки перечисляют вещества: алкоголь, сигареты, конопля, «травка», лекарства и т.д.
Заметка для ведущего
Важно сделать акцент на то, что все эти вещества действуют на человека разрушительно, делают человека несвободным.
Упражнение «Табу»
Ведущий ставит в центр круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет.
Ведущий. Там лежит то, что нельзя.
Затем он предлагает каждому проявить себя как-нибудь в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться | на месте, выражая свое отношение мимикой и жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки и заглядывать внутрь - каждый поступает, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, без объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение. Это упражнение позволяет участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.
Ведущий. А сейчас давайте разделимся на 4 команды. По названиям видов спорта. Кто каким любит заниматься .Например лыжный спорт, футбол, гимнастика, фигурное катание.
Упражнение «Портрет наркомана»
Каждая команда садится за разные столы. Участникам раздаются маркеры, фломастеры и бумага. Ведущий объявляет задание: «Нарисуйте «портрет наркомана». Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь выразить в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах». После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями. Это упражнение позволяет более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
Задание для команд. Нужно придумать четверостишие на заданные рифмы.
-
«зря» - «нельзя» - «бросай» -« меняй»
-
«вред» - «бред» - «табак» -«рак»
-
«курить» - «вредить»- «береги-беги»
-
«сигареты» - «конфеты»- «будешь» -«не забудешь»
Упражнение «Мифы»
Ведущий. Далеко не все из нас имеют отчетливое представление о наркомании. Часто взрослые, да и сами подростки формируют свои представления о наркотиках, ориентируясь на рассказы приятелей, слухи и предубеждения.
Это опасно, во-первых, потому, что мифы о наркотиках могут преуменьшить реальную угрозу (например, миф о том, что марихуана совершенно безвредный наркотик), во-вторых, потому, что мифы могут чрезмерно преувеличить опасность, рождая чувство безысходности и обреченности (например, миф о том, что стоит только человеку один раз попробовать наркотик, он обязательно станет наркоманом).
Замечания для ведущего. Упражнение «Мифы» поможет подростку выработать зрелую и обоснованную позицию в отношении наркотиков.
В начале группе предлагается ряд высказываний, относящихся к теме наркомании. Например, такие:
-
Достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом.
-
Наркомания не болезнь, а распущенность.
-
Все наркоманы - преступники.
-
Наркотики помогают снять напряжение.
-
Марихуана совершенно безопасна.
В комнате вывешиваются три таблички с надписями: «Да», «Нет», «Может быть».
Участники в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу каждого из этих высказываний. Затем участникам необходимо разделиться в соответствии с их убеждениями на 3 группы, после чего ведущий организует дискуссию, в ходе которой каждая группа отстаивает свою точку зрения. Затем обсуждается следующее высказывание.
После упражнения целесообразно дать участникам дополнительную информацию и статистические данные, развенчивающие мифы, существующие в обществе по этой теме (любая презентация о вреде ПАВ)
Упражнение «Сигарета»
У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам (сигаретам, алкоголю I г. д.). Не так-то просто первый раз решиться на то, чтобы выкури п. сигарету или выпить спиртное, действие которых может быть непредсказуемым. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение» - выпил спиртное или выкурил первую си-(нрету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.
Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится сигарета (муляж), должен предложить соседу справа попробовать покурить; задача второго отказаться; делается 3 попытки, после чего сигарета (муляж), передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.
Заключительное упражнение «Мне сегодня понравилось, что ты…»
Участники по кругу обращаются друг к другу со словами «Мне сегодня понравилось, что ты…».На это отводится 5-10 мин. Завершает круг ведущий: «Мне сегодня понравилось, что вы…»
Литература:
1.Журнал «Последний звонок» №1, 2010г.
2. «Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях»,М. «Вако»,2008г.
3. Ресурсы Интернета