Тренинговое занятие по профилактике наркомании

Тренинговое занятие на тему: «Я и наркотики: мое отношение к проблеме наркомании»       Цели: осознание собственного отношения к наркотикам; осознание мотивов злоупотребления наркотиками; осознание проблемы зависимости. Оборудование: листы ватмана, маркеры, фломастеры, ручки, листы бумаги, муляж сигареты.         Приветствие       Ведущий. Добрый день! Я рада, что мы вновь встречаемся на нашем занятии. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом.Упражнение «Мировое приветствие«Участника...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Тренькасинская СОШ»









Методическая разработка

тренингового занятия из цикла

«Программа тренингов по профилактике наркомании среди подростков»













Разработала: педагог-психолог Матвеева Е.А.













Тренинговое занятие на тему: «Я и наркотики: мое отношение к проблеме наркомании»

Цели: осознание собственного отношения к наркотикам; осознание мотивов злоупотребления наркотиками; осознание проблемы зависимости.

Оборудование: листы ватмана, маркеры, фломастеры, ручки, листы бумаги, муляж сигареты.

  1. Приветствие

Ведущий. Добрый день! Я рада, что мы вновь встречаемся на нашем занятии. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом.

Упражнение «Мировое приветствие»

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на 3 равные части: «японцев», «европейцев», «африканцев». Потом каждый участник идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

А теперь все рассаживаемся на свои места.

Ведущий: Давайте теперь вспомнив правила тренинга.

-Активность

-Правило микрофона

-«Я высказывания»(я думаю, я считаю, я чувствую)

-Тактичное, доброжелательное отношение ко всем участникам

-«Здесь и сейчас».

-Конфидециальность.

2. Введение в тему занятия.

Сегодня мы будем с вами говорить о веществах, которые действуют разрушительно на психику и вызывают у человека привыкание к ним. То есть делают человека зависимым от этих веществ. Эти вещества называют наркотическими или психоактивными(ПАВ). Давайте попробуем сейчас их назвать. Подростки перечисляют вещества: алкоголь, сигареты, конопля, «травка», лекарства и т.д.

Заметка для ведущего

Важно сделать акцент на то, что все эти вещества действуют на человека разрушительно, делают человека несвободным.

Упражнение «Табу»

Ведущий ставит в центр круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет.

Ведущий. Там лежит то, что нельзя.

Затем он предлагает каждому проявить себя как-нибудь в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться | на месте, выражая свое отношение мимикой и жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки и заглядывать внутрь - каждый поступает, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, без объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение. Это упражнение позволяет участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий. А сейчас давайте разделимся на 4 команды. По названиям видов спорта. Кто каким любит заниматься .Например лыжный спорт, футбол, гимнастика, фигурное катание.

Упражнение «Портрет наркомана»

Каждая команда садится за разные столы. Участникам раздаются маркеры, фломастеры и бумага. Ведущий объявляет задание: «Нарисуйте «портрет наркомана». Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь выразить в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах». После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями. Это упражнение позволяет более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Задание для команд. Нужно придумать четверостишие на заданные рифмы.

  1. «зря» - «нельзя» - «бросай» -« меняй»

  2. «вред» - «бред» - «табак» -«рак»

  3. «курить» - «вредить»- «береги-беги»

  4. «сигареты» - «конфеты»- «будешь» -«не забудешь»

Упражнение «Мифы»

Ведущий. Далеко не все из нас имеют отчетливое представление о наркомании. Часто взрослые, да и сами подростки формируют свои представления о наркотиках, ориентируясь на рассказы приятелей, слухи и предубеждения.

Это опасно, во-первых, потому, что мифы о наркотиках могут преуменьшить реальную угрозу (например, миф о том, что марихуана совершенно безвредный наркотик), во-вторых, потому, что мифы могут чрезмерно преувеличить опасность, рождая чувство безысходности и обреченности (например, миф о том, что стоит только человеку один раз попробовать наркотик, он обязательно станет наркоманом).

Замечания для ведущего. Упражнение «Мифы» поможет подростку выработать зрелую и обоснованную позицию в отношении наркотиков.

В начале группе предлагается ряд высказываний, относящихся к теме наркомании. Например, такие:

  • Достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом.

  • Наркомания не болезнь, а распущенность.

  • Все наркоманы - преступники.

  • Наркотики помогают снять напряжение.

  • Марихуана совершенно безопасна.

В комнате вывешиваются три таблички с надписями: «Да», «Нет», «Может быть».

Участники в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу каждого из этих высказываний. Затем участникам необходимо разделиться в соответствии с их убеждениями на 3 группы, после чего ведущий организует дискуссию, в ходе которой каждая группа отстаивает свою точку зрения. Затем обсуждается следующее высказывание.

После упражнения целесообразно дать участникам дополнительную информацию и статистические данные, развенчивающие мифы, существующие в обществе по этой теме (любая презентация о вреде ПАВ)

Упражнение «Сигарета»

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам (сигаретам, алкоголю I г. д.). Не так-то просто первый раз решиться на то, чтобы выкури п. сигарету или выпить спиртное, действие которых может быть непредсказуемым. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение» - выпил спиртное или выкурил первую си-(нрету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится сигарета (муляж), должен предложить соседу справа попробовать покурить; задача второго отказаться; делается 3 попытки, после чего сигарета (муляж), передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Заключительное упражнение «Мне сегодня понравилось, что ты…»

Участники по кругу обращаются друг к другу со словами «Мне сегодня понравилось, что ты…».На это отводится 5-10 мин. Завершает круг ведущий: «Мне сегодня понравилось, что вы…»



Литература:

1.Журнал «Последний звонок» №1, 2010г.

2. «Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях»,М. «Вако»,2008г.

3. Ресурсы Интернета





© 2010-2022