Аналитисчекий отчет педагога-психолога

Проблема: Психологическое сопровождение УВП по теоретико-прикладному и практическому направлениям. Цель: содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых образовательного учреждения; изучение психологического комфорта обучающихся. Раннее и своевременное выявление психических нарушений у детей с 1 по 6 классы; сохранение психологического здоровья обучающихся, родителей и педагогов школы. Задачи: Сопровождение процесса психологического развития...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

(Тюменская область)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАНПАУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

628148 ул. Вокуева,12 с. Саранпауль Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской области, Березовского района

Тел.8 (34674) 45-8-88

Факс 45-8-90

[email protected]

09.06.2015г. № б\н

Аналитический отчет работы педагога-психолога

Петровой Татьяны Евгеньевны

за 2014-2015 год

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Саранпаульской средней общеобразовательной школы

Проблема: Психологическое сопровождение УВП по теоретико-прикладному и практическому направлениям.

Цель: содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых образовательного учреждения; изучение психологического комфорта обучающихся. Раннее и своевременное выявление психических нарушений у детей с 1 по 6 классы; сохранение психологического здоровья обучающихся, родителей и педагогов школы.

Задачи:

  1. Сопровождение процесса психологического развития обучающихся посредством создания определенных условий в образовательной сфере школы; комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе.

  2. Создание условий для развития и саморазвития личности обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи детям с проблемами в обучении и поведении;

  3. Формирование психологической культуры учащихся, педагогических работников и родителей (психологическое просвещение);

  4. Осуществление диагностико - коррекционной работы интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей учащихся, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;

  5. Изучение трудностей обучения и воспитания учащихся школы;

исследование степени удовлетворенности обучающихся и родителей школьной средой (комфортностью);

6. Повышение самооценки обучающихся;

7. Профилактика конфликтно-опасных ситуаций в подростковом возрасте и на этапе взросления (суицидальное поведение, ситуации в экзаменационный период, девиантное поведение, снятие стресса, тревожности, агрессивности и др.).

Гипотеза: Сформированность у учащихся толерантного поведения, способности к сотрудничеству и адаптации в социуме; повышения самооценки.

Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога:

* Имеется Положение о психологической службе;

* Имеются должностные инструкции, документы федерального и регионального уровней, инструктивно-методические письма Комитета образования по психологическому сопровождению;

* Составлена циклограмма работы педагога-психолога;

* Ведутся журналы учета деятельности: консультаций с родителями, учениками и педагогами; учета групповых и индивидуальным форм работы с детьми «группы риска», по запросам учителей, классных руководителей, родителей и учащихся; журналы результатов тестирования учащихся по отношению к учителям-предметникам, классным руководителям и др.


Анализ по направлениям работы:

1. Адаптация в 1 классе.

Для изучения школьной адаптации учащихся 1-х классов было проведено исследование по изучению мотивации к обучению, уровню школьной тревожности и наличию страхов, определению самооценки, уровню психологического климата классных коллективов.

Для многих первоклассников очень трудна была социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед школьным психологом, классным руководителем и учителем-предметником задачу выбора соответствующих диагностических средств. Полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей всех специалистов школы в причинах возможной дезадаптации.

Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе в этом учебном году выглядела таким образом:

Компоненты адаптации

Эмпирические характеристики

Методики

Физиологическая подстройка организма

Отсутствие заболеваний в период адаптации

Отсутствие психосоматической симптоматики

Опрос родителей

Анализ медицинской статистики

Способность организма к энергозатратам

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики"

Освоение способов и приемов новой деятельности

Усвоение программы обучения

Экспертная оценка учителя

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Эмоционально положительное восприятие процесса учения

Опрос родителей

Методика "Домики"

Эмоционально положительное отношение к учителю

Методика "Домики"

Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли

Методика "Домики"

Опрос родителей

Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками

Методика "Домики"

Опрос родителей

Самооценка

Методика «Какой Я?»

Мотивация

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных

Эмоционально-волевая сфера

Уровень страха, тревожности

Диагностика страхов младшего школьника. Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Сопоставив все эти данные по исследованию и по наблюдению на уроках можно сделать вывод, что адаптация учащихся 1 -х классов прошла на высоком и среднем уровне, выявлен с дезадаптацией один ребенок.

Уровни

1 - «»А

1 - «Б»

1 - «В»

  1. Достаточный (высокий)

6(50%)

9(64%)

11(78%)

2.Частичный (средний)

6(50%)

5(36%)

2(14%)

3.Недостаточный (низкий) - дезадаптация

0

0

1(7%)


Средний результат адаптации по 1-ым классам (на начало года).

Уровни

1 - ые классы

1.Высокий уровень

26 (65%)

2.Средний уровень

13 (33%)

3.Низкий уровень

1 (2%)



Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обосновано выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога и учителя. Этих детей целесообразно выделить на две группы:

Детей из первой группы (средний уровень) - необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, провести коррекционную работу.

Вторая группа (низкий уровень) - первоклассники с частичной адаптацией - чаще нуждаются в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога и учителя.

Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, слабое здоровье. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя. Так как они успевают усвоить программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. Здесь необходима консультация родителей и рекомендации по преодолению психологического неблагополучия.

Выводы проведенной работы психолога:

  1. Были взяты под особый контроль дети с высоким уровнем страха, повышенной тревожность, агрессивностью, заниженной самооценкой, низкой адаптацией, т.е. дезадаптацией - в течение года проводились коррекционные групповые индивидуальные занятия, беседы - в конце учебного года результаты улучшились, низкий уровень перешел в средний.

  2. После уроков с группами детей проводились тренинги для дальнейшей адаптации к школе, к обучению.

  3. Ежедневно с детьми, нуждающимися в коррекционной работе по развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы проводились индивидуальные и групповые занятия (по запросам классных руководителей, родителей, самих детей).

На конец учебного года результаты намного стали лучше, высокий уровень увеличился за счет среднего уровня.

Средний результат адаптации по 1-ым классам (на конец года).

Уровни

1 - ые классы

1.Высокий уровень

26 (65%)

2.Средний уровень

14 (35%)

3.Низкий уровень

0



Адаптация в 5 классе.

В течение сентября-ноября 2014 года изучалась работа классных руководителей, учителей-предметников; проводилась исследовательская работа по адаптации пятиклассников.

Задачи, которые ставились в адаптационный период:

  1. Помочь ребенку вжиться в позицию - школьника пятиклассника.

  2. Помочь пятикласснику на адаптацию «разногласице» требований учителей-предметников.

  3. Взаимодействие классных руководителей и учителей-предметников.

Для наиболее эффективного изучения уровня адаптации 5-классников был изучен уровень тревожности и страхов; уровень мотивации к обучению; уровень психологического климата, выявились изолированные дети; исследован уровень развития психических и познавательных процессов; проведено родительское собрание с результатами исследования и рекомендациями; в 1 полугодии были проведены тренинги по темам: «Познавая себя», «Формирование позитивного мироощущения», «Привет индивидуальность, или кто я в этом мире?», «Я в мире людей или живи в мире с другими»; посещались уроки учителями начального звена, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, администрацией школы.

В исследовании приняли участие 34 ученика 5-х классов из 35.

На начало года.


5 - А

5 - Б

Высокий

2 (12%)

8 (47%)

Средний

15 (88%)

9 (53%)

Низкий

0

0


Решением педагогического консилиума стали рекомендации по устранению причин дезадаптации. По эти направлениям и работали в течение всего года.

  1. Организовать с учащимися 5-х классов индивидуальные и групповые занятия по снятию тревожности и страхов; на развитие психических и познавательных процессов
    (дети с высоким уровнем тревожности, страха; низким и средним уровнями развития психических процессов).

  2. Классным руководителям продолжить работу по формированию классного коллектива.

На протяжении первого полугодия (октябрь - декабрь 2014г.) с целью развития психических и познавательных процессов; развития положительного психологического климата к школе и классных коллективах - проводились тренинги для учащихся 5-х классов, уроки психологии, классные часы, подвижные и развивающие игры.

Итоги анализа по адаптации подтверждают, что адаптация прошла в основном на среднем и высоком уровне. К концу учебного года результаты изменились в лучшую сторону.

На конец года.



5 - А

5 - Б

Высокий

4 (24%)

9 (53%)

Средний

13 (76%)

8 (47%)

Низкий

0

0


Адаптация в 10 классе.

Для изучения адаптационного периода 10-классников к новым условиям общеобразовательного учреждения, адаптации в новом классном коллективе были посещены уроки и внеклассные мероприятия; проведено исследование по изучению психологического климата; исследование уровня тревожности, самооценки, отношения к обучению; проведена социометрия (выявлены изолированнее дети). В исследовании приняли участие 27 учеников из 10-х классов. Проанализировав полученные данные можно выделить группы:

На начало года.

10-А

10-Б

Учащиеся с высоким уровнем тревожности

2(33%)

5(71%)

Учащиеся, изолированные от классного коллектива

0

0

Учащиеся с низким уровнем мотивации к обучению и адаптации

0

2(28%)

Учащиеся с низкой удовлетворенностью школьной жизни

7(44%)

2(22%)

Учащиеся с низким уровнем самооценки

1(6%)

4(57%)

С этими учащимися в течение года велась просветительская, коррекционная и профориенационная работа.

На конец года

10-А

10-Б

Учащиеся с высоким уровнем тревожности

1(16%)

3(33%)

Учащиеся, изолированные от классного коллектива

0

0

Учащиеся с низким уровнем мотивации к обучению и адаптации

0

2(28%)

Учащиеся с низкой удовлетворенностью школьной жизни

5(29%)

2(22%)

Учащиеся с низким уровнем самооценки

0

2(22%)

2.Психологический климат в классных коллективах.

С целью выявления уровня взаимоотношений в коллективе; уровня характера делового сотрудничества и отношения к значимым явлениям жизни, по плану 2014 - 2015 учебного года, мною, педагогом-психологом Петровой Т. Е., проведена диагностика по методике Л. Н. Лутошкина «Психологический климат коллектива». В анкетировании приняли участие 383 ученика МБОУ Саранпаульской школы.




Результаты исследования показали следующую картину.

Степень благоприятности

Кол-во

Процент

Высокая степень благоприятности

162

42%

Средняя степень благоприятности

198

52%

Неблагоприятный психологический климат

23

6%

ИТОГО:

383

100%


2012-2013

2013-2014

2014-2015

Степень благоприятности

кол-во

процент

кол-во

процент

кол-во

процент

Высокая степень благоприятности

131

55%

136

42%

162

42%

Средняя степень благоприятности

89

37%

159

48%

198

52%

Неблагоприятный психологический климат

19

8%

33

10%

23

6%

ИТОГО:

239

328

383


Если посмотреть данные по гистограмме за несколько лет, то можно заметить, что в основном уровень психологической благоприятности в классных коллективах Саранпаульской школы находится на высоком и среднем уровне и это очень радует, т. к. благоприятные взаимоотношения в коллективе способствуют хорошему самочувствию и учебе. Но все, же присутствует и низкая степень психологической благоприятности. С данной категорией детей ведется постоянная работа по повышению благополучия в классе и школе.

Для определения уровня комфортной благоприятности педагогов школы проведено анкетирование у 40 человек. Полученные результаты свидетельствуют о наличие высокой и средней степени комфортной благоприятности педагогов в школе.

Всего педагогов

Высокая степень благоприятности

Средняя степень благоприятности

Низкая степень благоприятности

33


Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

23

70%

10

30%

0

0

Если посмотреть данные по гистограмме за несколько лет, то можно заметить, что в основном уровень психологической благоприятности в классных коллективах Саранпаульской школы находится на высоком и среднем уровне и это очень радует, т. к. благоприятные взаимоотношения в коллективе способствуют хорошему самочувствию, положительному отношению к работе, здоровью и взаимопониманию.


2012-2013

2013-2014

2014-2015

Степень благоприятности

кол-во

процент

кол-во

процент

кол-во

процент

Высокая степень благоприятности

4

9%

9

35%

23

70%

Средняя степень благоприятности

34

80%

17

65%

10

30%

Неблагоприятный психологический климат

5

11%

0

0

0

0

ИТОГО:

43

40

33


Из анкетирования видно, что 23 (70%) педагога довольны, тем, что работают именно в этой школе и удовлетворены процессом труда; 25 (76%) опрошенных с удовольствием ходят на работу; а 17 (51%) респондентов считают, что в данном образовательном учреждении реализовались как профессионал и личность; 18 (54%) педагогов не хотели бы менять место работы на другое.

Для выявления мнения родителей о степени комфортности детей в школе, в классах, проводилось анонимное анкетирование родителей учащихся школы в количестве 95 человек.

Полученные результаты говорят о наличие высокого и среднего уровня психологического комфорта учащихся в щколе.

Всего родителей

Высокая степень благоприятности

Средняя степень благоприятности

Низкая степень благоприятности

109


Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

45

41%

60

46%

4

3%


2012-2013

2013-2014

2014-2015

Степень благоприятности

кол-во

процент

кол-во

процент

кол-во

процент

Высокая степень благоприятности

23

28%

22

24%

45

41%

Средняя степень благоприятности

55

68%

68

74%

60

46%

Неблагоприятный психологический климат

3

4%

2

2%

4

3%

ИТОГО:

81

92

109

Вывод: Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что в основном в классных коллективах (учащиеся, педагоги, мнение родителей) преобладает высокая и средняя степень благоприятности. Но все же присутствует и низкая степень благоприятности по мнению учащихся (23 - 6%), и по мнению родителей (4-3%). Поэтому, необходимо обратить особое внимание организации совместной деятельности и совместные дела для поднятия эмоционального настроения и сплочения коллективов, повышения степени благоприятности.

3.Психологическое сопровождение детей «группы риска».

В этом учебном году психологическое сопровождение проводилось на повышение уровня развития интеллекта ребенка; на снижение отклонений в эмоциональном и личностном развитии; неврологические осложнения, снижающие общую работоспособность, нарушающие внимание и зрительно-моторную координацию; социально-психологические трудности. По итогам проведенной работы были выявлены дети «группы риска».

Всего детей «группы риска» - 8.

  • Дети, оставшиеся без попечения родителей- 11;

  • Дети, проживающие в малоимущих семьях - 87;

  • Дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов - 0;

  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев - 0;

  • Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях - 0;

  • Дети - жертвы экологических и техногенных катастроф - 0;

  • Дети - жертвы стихийных бедствий - 0;

  • Дети - инвалиды - 3;

  • Дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии - 24;

  • Дети с отклонениями в поведении -5 ;

  • Дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств - 0;

  • Дети - жертвы насилия - 0;

  • Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях - 0;

  • Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях - 0.

С целью формирования у учащихся: социально-позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности; развития и раскрытия индивидуальности школьников; их духовно-нравственного и творческого потенциалов; устранению негативных явлений в сфере поведения и отношения детей с окружающими - работа с детьми «группы риска» строилась по разным направлениям:

  1. консультации по вопросам поведения и учебы;

  2. диагностика на выявление уровня развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы;

  3. коррекционная, профилактическая и просветительская работа (индивидуальная и групповая).

В этом году были проведены уроки психологии с элементами тренинговой работы в классах:

1 «А» - 5

1 «Б» - 5

1 «В» - 5

2 «А» - 2

2 «Б» - 2

2 «В» - 5

3 «А» - 2

3 «Б» - 2

4 «А» - 6

4 «Б» - 2

2-4 «В» - 8

5 «А» - 8

5 «Б» - 8

5«В» - 6

6 «А» -3

6 «Б» -3

7 «А» - 7

7 «Б» - 7

6-7 «В»-8

8 «А» -5

8 «Б» -5

9 «А» -6

9 «Б» -6

9 «В» -8

10 «А» - 5

10 «Б» -5

11 «А» -2

Итого: 138 уроков

Так же каждый год в коррекционных классах проходит педагогический консилиум, на котором обсуждаются вопросы обучения, воспитания, коррекционной работы с детьми, полученные результаты сопоставляются с обучаемостью детей, делаются выводы и даются рекомендации по дальнейшей работе с детьми, учителями и родителями.

В целях повышения уровня психологических знаний участников образовательного процесса проведён ряд индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания помощи в воспитании и обучении детей, педагогом-психологом были даны рекомендации. Основная тематика консультаций:

Для учителей - индивидуальные особенности обучающихся (21);

- уровень обучаемости школьников (14);

- проблемы, возникающие у детей в процессе обучения (27);

- практикум-семинар «Толерантность учителя» (21.01.2015 года)

- результаты диагностических исследований (10).

Для учеников - результаты диагностических исследований (64);

- налаживание социальных контактов (12);

- взаимоотношения с родителями (17);

- профессиональное самоопределение (42);

- подготовка к экзаменам (25).

Для родителей - возрастные особенности детей (27);

- детско-родительские взаимоотношения (15);

- школьные трудности ребёнка (11);

- помощь при подготовке к экзаменам (19).

Неотъемлемой частью сопровождения ребенка в школе является школьное ПМПк. За истекший период 2014-2015 учебного года было проведено 8 заседаний, направленных на оказание помощи педагогам и родителям при работе с обучающимися имеющими трудности в обучении. На школьном ПМПк рассматриваются персональные дела обучающихся, состояние их здоровья, уровни адаптации, вопросы выполнению рекомендаций районного ПМПК, осуществляется сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (дети инвалиды, обучающиеся с умственной отсталостью и ЗПР), динамика в развитии обучающихся и эффективность коррекционного воздействия.

4.Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения.

Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе и о мире профессий; формирование психолого-педагогических условий для развития социально-психологической адаптации учащихся являются основными целями программы психологического сопровождения предпрофильной подготовки. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом.

В рамках реализации предпрофильного обучения мероприятия преследуют следующие цели:

  • информационно-просветительскую;

  • организационно- деятельностную;

  • рефлексивно-аналитическую.

Функционирование психолого-педагогического сопровождения обеспечивает решение следующих задач:

  1. Гармонизацию интеллектуального и личностного развития учащихся.

  2. Выявление детей, имеющих те или иные специальные способности.

  3. Сохранение и развитие творческого потенциала одаренных детей.

  4. Первичное профессиональное самоопределение школьников.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям:

Просвещение - ознакомление со состоянием рынка труда, профессиями, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, учебными заведениями и т.д.

Консультирование учащихся и родителей - оказание помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

Коррекция и развитие - развивающие игры, тренинги.

Диагностика - определение профессиональных интересов, способностей, склонностей учащихся, а также анкетирование родителей с целью определения степени их включенности в процесс профессионального самоопределения учащихся (выбор профиля, профессии, дальнейшего образовательного пути)

Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями и педагогами.

Психологическое сопровождение учащихся в ходе предпрофильной подготовке включает в себя:

  • Проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе школьниками дальнейшей сферы деятельности.

  • Обработка и анализ результатов психодиагностики.

  • Выявление и индивидуальное консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.

Психологическое сопровождение педагогов включает в себя:
1. Обеспечение информацией о потенциальных способностях учащихся;
2. Организацию взаимодействия педагогов с психологом для реализации профильного информирования. Совместную разработку и проведение социологических опросов на изучение профессиональных потребностей, на определение личной направленности обучающихся.
Психологическое сопровождение семьи (родителей учащихся) осуществляется посредством:

  • индивидуального и группового консультирования;

  • родительских собраний;

  • лекций.

Родителям доводится информация по результатам психодиагностики, о потенциале способностей и профессионально значимых характеристиках личности. Осуществляется развитие психологической компетентности родителей в ходе обучения методам выбора дальнейшего пути, методам развития адекватной самооценки.

Информационная работа по предпрофильной подготовке организуется по следующим направлениям:
1. В рамках классных часов, уроков психологии и родительских собраний.
2. Организация наглядной информации и информационного стенда.
3. Встречи с людьми разных профессий.

4.Элективные курсы.

5.Дополнительное образование (ДЮЦ «Поиск», Сорт комитет, Дом Культуры и др.).
4.Ресурсы ИНТЕРНЕТ.
В соответствии с планом мероприятий школы на 2014 - 2015 учебный год по созданию классов предпрофильной подготовки мною было проведено анкетирование учащихся 7 - 9 классов (февраль-апрель) с целью выявления уровня интеллектуального развития, отношения учащихся к учебным дисциплинам и открытия профильных классов по запросам учащихся и родителей. Всего было продиагностировано учеников. Для исследования была использована методика ШТУР (школьный тест умственного развития подростков), карта познавательных интересов, Эрудит, отношения учащихся к учебным дисциплинам.

Проанализировав полученные данные по данным методикам, были выявлены:

  • учащиеся, набравшие баллы выше нормы:

    Направление

    9 классы

    8 классы

    7 классы

    Физико-математическое

    7

    17%

    7

    22%

    7

    17%

    Гуманитарное

    2

    5%

    9

    28%

    0

    2 5%

    Естественное

    0

    0

    1

    3%

    2

    1 3%

    Общественно-политическое

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Научно-культурное

    0

    0

    0

    0

    0

    0

  • учащиеся, набравшие норму баллов:

    Направление

    9 классы

    8 классы

    7 классы

    Физико-математическое

    7

    22%

    4

    13%

    6

    15%

    Гуманитарное

    4

    13%

    3

    9%

    10

    24%

    Естественное

    12

    38%

    9

    28%

    4

    10%

    Общественно-политическое

    4

    13%

    2

    6%

    0

    0

    Научно-культурное

    2

    6%

    3

    9%

    3

    7%

  • учащиеся, набравшие баллы ниже нормы:

Направление

9 классы

8 классы

7 классы

Физико-математическое

11

34%

17

53%

27

66%

Гуманитарное

17

53%

16

50%

28

68%

Естественное

17

53%

18

56%

35

85%

Общественно-политическое

19

59%

30

94%

41

100%

Научно-культурное

22

69%

29

91%

38

93%

По результатам исследования по методике ШТУР были даны рекомендации учителям-предметникам, чтобы обратили особое внимание на учащихся, показавших низкий результат или его отсутствие с целью коррекционно-развивающей работы на уроках, консультациях, индивидуальных занятиях, элективных курсах.

  • учащиеся, улучшившие результаты в сравнении с прошлым годом по диагностике ШТУР

Направление

9 классы

8 классы

Физико-математическое

16

50%

10

31%

Гуманитарное

11

34%

13

41%

Естественное

11

34%

13

41%

Общественно-политическое

19

59%

6

19:

Научно-культурное

22

69%

16

50%


  • учащиеся, набравшие норму баллов, ближе к норме по методике ШТУР и совпадение с картой познавательных интересов.

Направление

9 классы

8 классы

7 классы


Физико-математическое

10

31%

1

3%

4

10%

Гуманитарное

7

22%

2

6%

2

5%

Естественное

6

19%

3

9%

1

2%

На основании всех этих исследований (баллы выше нормы по ШТУРу и совпадение с картой познавательных интересов) были даны рекомендации учащимся 9 классов по выбору профиля в 10-ом классе:

1. Физико-математический - 10;

2. Естественно-научный - 7;

2. Гуманитарный - 6.

5. Намерения учащихся 9-х классов в выборе типа учебного заведения.

Обучение в школе

Обучение в ПТУ, СУУЗ и т. п.

Не продолжать обучение

Не определились

10

14

5

3




Профессиональное самоопределение учащихся 11-х классов (на начало года)

Сделали выбор профессии

Не определились с выбором профессии

15 (79%)

4 (21%)

Профессиональное самоопределение учащихся 11-х классов (на конец года года)

Сделали выбор профессии

Не определились с выбором профессии

17 (89%)

2 (11%)

Профессиональные предпочтения учащихся 11-х классов

(из 17 учащихся, определившихся в профессиональном выборе)

Человек-техника

Человек-человек

Человек-природа

Человек-знаковая система

Человек - художественный образ

5

8

4

3

1

6. Профилактика конфликтно-опасных ситуаций в подростковом возрасте и на этапе взросления (суицидальное поведение, ситуации в экзаменационный период, девиантное поведение, снятие стресса, тревожности, агрессивности и др.).

В начале учебного года составлен план по профилактике суицида среди несовершеннолетних в МОУ СССОШ, по которому было проведено:

1. Беседы с детьми, склонных к суицидальному поведению (по запросам классных руководителей, родителей).

2. Проведены тренинги для учащихся данной группы на повышение самооценки, по сплочению классных коллективов, по формированию положительного отношения к школе, обучению, к дальнейшему выбору обучения; адаптацию в школе, повышению положительных взаимоотношений с учащимися, родственниками, учителями по темам: «Формирование позитивного мироощущения», «Мир вокруг меня», «Я и мой класс», «Привет индивидуальность, или как жить в мире согласия», «Я и другие», «Мои права», «Мир увлечений» и др.

3. На МО классных руководителей, планерках, совещаниях педагогов были озвучены такие проблемы как: «Стимулирование волевых усилий подростков», «Раннее выявление неблагополучных семей», «Психологическое благополучие и здоровье учителя», «Проблемы детей - наши общие проблемы, как их решать совместно», «Психологический смысл подросткового суицида».

4. Были выпущены буклеты для учителей, учащихся и родителей: - «Подростковый суицид», «Подростковая агрессия», «Подросток и «Плохие компании», «Смерть близкого человека», «Насилие в семье».

5. На родительских клубах родителей познакомила с темами: «Воспитание наказанием или добром и лаской», «Профилактика жестокого обращения с детьми, суицидального риска среди молодежи», «Как сохранить психологическое здоровье детей (о влиянии на здоровье детей современных мультфильмов, компьютерных игр, журналов)», «Ответственность родителей за воспитание детей», «Установление благополучных детско-родительских отношений».

3.Самосовершенствование, участие в конкурсах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации (в течение года на поселковом, районном, окружном и региональном уровнях).

Участие

Тема

Цель

Результат

Методическое объединение

Участие в семинарах, МО классных руководителей, заседаниях Совета профилактики и Совета администрации.



В течение года

Конференции, педсоветы

5 - педагогических консилиума;


3 - педагогических совета;

4 - общешкольных родительских собрания.

6 - классных родительских собрания (1, 5, 8, 9, 10,11 кл.)

1 - собрание для родителей и учащихся 9, 11 классов

Изучение уровня развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, физического развития, уровня адаптации учащихся (2-4в, 6-7в, 9в, 1, 5, 10 классы).

Изучение проблемы, выступление с результатами исследования.

Проблемы адаптации

1, 5 кл. - адаптация к школе.

7-8 кл. - проблемный подростковый возраст.

9-11 кл. - проблемы выбора профессии.






В течение года


Повышение квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования»

г. Ханты-Мансийск, апрель, 2013 г.

«Технологии деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в современных условиях»

г. Ханты-Мансийск, апрель 2013 г.

«Самоопределение школьников коренных малочисленных народов Севера как результат динамического процесса формирования их отношений к профессионально-трудовой деятельности»

г. Ханты-Мансийск, 10.12.2014

«Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях»

г. Москва, 2014

«Психологические аспекты «Школьной медиации» и ее роль в школьной службе примирения»

Вебинар 2015г.

п. Саранпауль

Районный семинар

«Индивидуально-личностное развитие обучающихся коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в осуществлении индивидуально-личностного развития школьников на основе реализации педагогических условий и средств обучения с учетом специфики региональной среды.

13-14 марта 2015 г.

п. Саранпауль

5. Общий вывод.

По результатам работы по всем направлениям прошла коррекционно-развивающая работа.

1. Индивидуальная.

В течение года основной формой работы являлись: беседы, тренинги, классные часы, упражнения

на развитие познавательных процессов, упражнения на снятие напряжения, стрессов и страхов.

Всего за учебный год индивидуальная работа была проведена с:

а) учащимися - занятия; консультаций - 170; б) родителями - 72 консультации;

в) с учителями, классными руководителями, специалистами школы - 1 тренинг-семинар;

63 консультации.

Основными направлениями индивидуальной работы являлись:

* негативное отношение к школе и учителям, к обучению;

* создание предпрофильных и профильных классов;

* взаимоотношения учащихся с одноклассниками, учителями, родителями и отношением к себе и социуму;

* низкий уровень адаптации, мотивации к обучению; высокий уровень тревожности, страха, агрессивности.

2. Групповая работа.

Всего 138 занятий - это дискуссии, тренинги, тесты, анкеты, беседы, классные часы и др.

Полученные результаты позволяют говорить об эффективности проведения индивидуальной и групповой работы, так как эта работа помогает многим поправить проблемы по дезадаптации, по преодолению трудностей в общении, неуверенности (повышением самооценки и умением вести себя в социуме).

Можно сделать вывод, что в основном цель достигнута в социально-психологической помощи и содействии в профориентации, по мере возможности обеспечивались комфортные условия для обучения детей, но осталась проблема работы по формированию положительного взаимоотношения учащихся с одноклассниками и отношением к себе и социуму, с учетом общего уровня воспитания каждого ученика школы.

  • Важным моментом в работе по самообразованию в 2014-2015 учебном году считаю создание в социальной сети образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «Инфоурок» Учительский сайт - свой персональный сайт; участие в Вебинаре 2015г. «Психологические аспекты «Школьной медиации» и ее роль в школьной службе примирения»

Основные проблемы профессиональной деятельности:

На 2015 - 2016 учебный год следует усовершенствовать коррекционно-развивающее направление работы:

  1. Дополнение тематики выступлений на родительских собраниях.

  2. Повышение квалификационной категории педагога-психолога.

  3. Разработать программу индивидуального сопровождения учащихся с агрессивным поведением, с проявлениями гиперактивности.

Кабинет психолога не оснащен необходимой оргтехникой, а также аудиоаппаратурой, нет диагностических методик, например Кейс «Лилия», «Семаго», профилактическая программа «Ибис», психодиагностических блоков, программа «Экватор», «Комфорт», «Сигнал» и др.


Директор школы А. Д. Попов



Педагог-психолог Т. Е. Петрова








































Статистический отчет

За 2014/ 2015 учебный год

Всего приемов

389

Из них детей

170

родителей

73

специалистов

63

Количество обследований

(всего)

536

детей

383

Родителей

109

Специалистов

44

из них индивидуальных обследований

32


детей

23

Родителей

0

Специалистов

9

Количество индивидуальных консультаций

305


детей

170

Родителей

72

Специалистов

63

Количество групповых

мероприятий

(семинары, тренинги, собрания)

16


С родителями

10

Со специалистами

6

Количество индивидуальных занятий с детьми

298



Общее количество детей, посещающих индивидуальные занятия

38


Количество групповых занятий с детьми (коррекционно-развивающие)

205



Общее количество детей, посещающих групповые занятия

12


Участие в психолого-педагогических консилиумах

4

Плановых

4

Внеплановых

0

Участие в медико-психолого-педагогическом консилиуме

5

Плановых

5

Внеплановых

0

Экспертная работа (участие в работе комиссий, подготовка к аттестации и конкурсам педагогов и ОУ, работа по запросам ведомств)

3

Плановых

3

Внеплановых

0

Количество открытых занятий

педагога-психолога

6

Запросы психологу в течение года (один запрос отмечается один раз)



Основная тематика запросов (количество)

О

В

П

Э

А

К

ДРО

Проф

З

ДРУГОЕ

Администрация

27

12

24

7

11

5

3

27

6

Родителей

15

7

13

2

5

2

2

23

-

Специалистов

35

13

21

13

5

4

15

18

7

Учащихся

9

4

7

3

7

2

1

75

-


О - проблемы, связанные с обучением; В - проблемы, связанные с воспитанием; П -проблемы, связанные с поведением; Э - эмоциональные проблемы; А - проблемы, связанные с адаптацией; К - коммуникативные проблемы; ДРО - проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями; Проф - профессиональная ориентация; З - проблемы, связанные с зависимостями

Дата составления отчета: «2» июня 2015 года

Директор школы: _______________________/ А. Д. Попов

Подпись педагога-психолога: _________________/Т. Е. Петрова/

© 2010-2022