• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Тренинг для педагогов: Система поддержки педагогов реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого – педагогического сопровождения

Тренинг для педагогов: Система поддержки педагогов реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого – педагогического сопровождения

Для профилактики эмоционального выгорания педагогов, увеличения личностных и профессиональных ресурсов к осуществлению успешной педагогической деятельности в инклюзивной практике предложена система психологической поддержки. Мастер – класс представлен с практическими упражнениями, арт – терапевтическими методиками. Использованы новые и современные методы гармонизации состояния человека.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система поддержки педагогов реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого - педагогического сопровождения.

Составитель: Педагог - психолог высшей квалификационной категории МБОУ СКОШ №36 Кайзер Ольга Михайловна

В процессе нашей деятельности мы выявили две основные проблемные зоны: психоэмоциональное профессиональное выгорание педагогов и способность к разрешению конфликтных ситуаций. Наши дети с особыми образовательными потребностями. Ежедневно сталкиваясь с такими обучающимися, членами их семей, люди подвержены возникновению «синдрома выгорания». Дети, которым постоянно нужна помощь, они не одаренные или они не самые не сообразительные, не полностью здоровые.

Средь множества пытливых глаз,
Попробуй заслужить признанье.
Ребенок - главный среди нас,
Всегда он требует вниманья.

Сумей всех лаской обаять,
Встречая каждый день улыбкой.
И много знать, и не солгать,
Не совершать сумей ошибки.


В нашей образовательной организации разработана Программа психологической поддержки педагогов. Одна из основных целей - это развитие педагогической компетентности, раскрытия потенциала и наличия ресурсов к осуществлению успешной педагогической деятельности в инклюзивной практике. Система поддержки педагогов реализующих инклюзивную практику включает следующие компоненты.

Организационная поддержка. К наиболее адекватным формам, в которых может быть выстроена такая поддержка мы относим:

  1. Участие в совещаниях по вопросам реализации инклюзивной практики.

  2. Проведение сессий психолого-медико-педагогического консультирования.

  3. Гpупповые консультации.

Особое внимание хотелось бы обратить на Службу медиации. Служба школьной медиации - новое перспективное направление в работе педагога-психолога, позволяющее повысить и его личный статус, и статус школы в целом. Она должна обеспечить защиту прав детей и создать условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей.
Организация службы школьной медиации в нашей образовательной организации осуществляется согласно распоряжению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р "О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда противостоящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу. Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое впоследствии удовлетворит их интересы и потребности. Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций в школе, но и их предупреждения и профилактики.

Методическая поддержка: включение в профессиональное сообщество педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в образовательных учреждениях

Формы методической поддержки нашей образовательной организации:

  1. Включение педагогов в проектные семинары на базе образовательного учреждения с участием консультантов по инклюзивной практике (вебинары, он-лайн конференции).

  2. Включение педагогов в проблемные семинары по вопросам инклюзивной практики.

  3. Включение педагогов в программы повышения квалификации.

  4. Реализация интерактивных форм взаимодействия с методистами, педагогами, посещение информационных пространств педагогов реализующих инклюзивную практику.

Психологическая поддержка педагогов. В первую очередь, такая поддержка включает определение индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику. Имеет смысл также провести структурированное анкетирование для определения основных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии.

Основные задачи психологической поддержки:

  1. определение и использование личностных ресурсов,

  2. постановка целей профессионального развития и составление плана реализации поставленных целей,

  3. преодоление сложившихся стереотипов,

  4. обучение навыкам эффективного взаимодействия,

  5. тайм - менеджмент,

  6. рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома выгорания».

Наиболее эффективные формы: консультирование, тренинг эффективных коммуникативных навыков, супервизия педагогических ситуаций и др. используют методы и технологии:

  • телесно-ориентированной терапии (упр. «Руки действуют», снятие напряжения);

  • арт-терапии для коррекции и гармонизации психоэмоционального состояния;

  • музыкотерапии (упр. «От мелодии младенчества до аккордов старости»;

  • сказкотерапии;

  • символические игры, метафорические карты;

  • куклотерапии;

  • песочная терапия и т.п.

Психологические игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряжённость, развивают внутренние психические силы, расширяют психическое самосознание. Многие игры апробированы на специальных обучающих семинарах, мастер-классах и тренингах. Уникален их результат.

Упражнения для снятия напряжения.

  • дыхание 4+4+4+4.

  • сожмите кулаки, сильно….отпустите. Повтор - 2 раза.

  • приподнять плечи с напряжением, опустите их. Повтор - 3 раза.

  • сложите руки в «замок» перед собой, потянитесь.

Арт терапевтические техники нацелены на улучшение эмоционального самочувствия и психологического здоровья. При помощи художественного творчества. Эти методы помогают устанавливать отношения между людьми, и помогают педагогам во взаимодействии с детьми с особыми образовательными потребностями. Арт терапия является хорошим способом социальной адаптации. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах. Один из популярнейших методов - цветотерапия. Цветотерапия - это метод исцеления цветом, который стал сегодня очень популярным. Цветотерапия родилась в глубокой древности. Еще тогда древние ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических недугах. Упражнение: «Цветотерапия - лечение радугой». Задание: Раскрасьте круги цветными карандашами. Выбор цвета вы делаете сами, лучше, чтобы все были разного цвета. (песочные часы, музыкальный фон). Согласно учению Аюверды и философии индуизма, каждый круг отражает чакральную радугу человеческого организма (4).

Тест «Рисунок собаки». Во взаимодеятельности с ребёнком с особыми образовательными потребностями важна личностная готовность педагога. Тест способности к сопереживанию. Нарисуйте что-то для поднятия настроения. Ключ к тесту Вы найдёте в брошюре. В целом можно обобщить так: если изобразили какое-то животное или человека, то это означает, что самой важной помощью вы считаете умение выслушать человека. Вы всегда посочувствуете попавшему в беду другу. Если вы нарисовали конуру, подстилку, еду, то вы обязательно поможете человеку попавшему в беду. Чем большим количеством предметов вы окружите собаку, тем лучше. Ваша помощь может быть самой разнообразной.

Тест «ПОМОГИ СОБАКЕ». Ваша способность к сопереживанию.

Тренинг для педагогов: Система поддержки педагогов реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого – педагогического сопровождения.

Инструкция: «На этой картинке изображена собака с поникшей головой и хвостом. Ей явно чего-то не хватает для счастья, но чего именно? Нарисуйте рядом с собакой все то, что могло бы, по вашему мнению, поднять ей настроение. Пусть вас не останавливают практические доводы: это собаке не подойдет, это ей не нужно. Рисуйте все, что вам захочется».

КЛЮЧ К ТЕКСТУ

  • Если вы нарисовали рядом с собакой ДРУГОЕ ЖИВОТНОЕ, это означает, что самой важной помощью вы считаете умение выслушать человека, дать ему выговориться, излить свою боль. Вы всегда посочувствуете попавшему в беду другу и поможете ему сове том.

  • Если нарисованное вами ЖИВОТНОЕ БОЛЬШЕ СОБАКИ, то это говорит о некотором высокомерии, присущем вам. Вы не откажете человеку в помощи, но не преминете попенять ему на его неразумность и недальновидность. Ваше сочувствие будет насквозь пропитано поучениями и нотациями.

  • если ваше ЖИВОТНОЕ МЕНЬШЕ СОБАКИ, то, скорее всего, никакой разумной помощи вы оказать не сможете, Конечно, наше сочувствие будет искренним, но бесполезным.

  • если рядом с собакой мы нарисовали ЧЕЛОВЕКА, то это говорит о нашей холодности и равнодушии. Вы относитесь к чужим проблемам и переживаниям свысока, воспринимая их как нечто инородное, это ненужные вам хлопоты.

  • нарисованная рядом с собакой КОНУРА ИЛИ ПОДСТИЛКА говорит о том, что вы всегда приютите и обогреете человека, попавшего в беду. Вы не боитесь ответственности и всегда держите свое слово. Ваши друзья могут рассчитывать на вашу помощь в любой ситуации.

  • ОШЕЙНИК, ПОВОДОК, НАМОРДНИК - свидетельства вашего нежелания брать на себя заботу о человеке, попавшем в беду. Вы считаете, что чужие проблемы не должны осложнять вашу жизнь и что человек должен сам себе помочь выбраться из сложной ситуации, это его личное дело. Единственная помощь, которую вы способны оказать, - это деньги, да и то один раз. И с отдачей, конечно.

  • ЕДА (КОСТОЧКА, МИСКА) нарисованная возле собаки, говорит о том, что вы обязательно поможете человеку, попавшему в беду, даже если он не просит вас об этом. Вы просто не можете смотреть на мучения и страдания окружающих, особенно если знаете, что нужно сделать, чтобы помочь человеку. Правда, иной раз ваше вмешательство бывает бесцеремонным. Однако такая помощь все же лучше, чем совсем никакой.

Чем большим количеством предметов вы окружите собаку, тем лучше. Ваша помощь может быть самой разнообразной.

Сказкотерапия - один из самых древних методов воспитания, передачи социального опыта, традиций. Наряду с арт терапией и игротерапией сказка помогает человеку преодолеть трудности, раскрыть внутренние переживания, конфликты. «Сказка о жизненной силе» мы дарим Вам в подарок. Прочтя её, мы надеемся, что Вы почерпнёте новый или дополнительный импульс для деятельности. Но из=за малого формата нашей встречи - мы не сможем уделить достаточно времени, поэтому переходим к музыке.

Упражнение: « От мелодии младенчества до аккордов старости». Автор: доктор медицинских наук С.М.Бабин. Задание: выбрать музыкальный инструмент для исполнения мелодии. Предлагаются музыкальные инструменты этнические, деревянные (муз.треугольник, барабан, дер. ложки, гудки, колокольчик, свистульки, бубен, кастаньеты, тамтам и др.) «Чтобы выбрать, надо почувствовать, поиграть на нём…. Теперь пусть случаться несколько секунд тишины! И музыка полилась».Около 2-х минут звучит произвольное исполнение музыкального оркестра. Аплодисменты. Примерный анализ:«Прежде чем выбрать мы представляем, как будет звучать? Что мы чувствуем, когда берём инструмент в руки? А если инструмент фальшивит, не настроен? или с трещиной… таково и наше состояние. Поделитесь какой инструмент Вы выбрали и почему?».

Педагог является центральной фигурой реализующей инклюзивные процессы, создающей психолого-педагогические условия для интеграции ребёнка с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство. Педагогам необходимо ориентироваться на собственный потенциал, а не только на эффективность своей предыдущей деятельности. Важно также чтобы педагог ощущал полную ответственность за результаты своего труда.

КАРТЫ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ. Карты - уникальная авторская методика, построенная на основе концепции сказкотерапии, гештальт-терапии с использованием арт-терапевтических техник. Методика предполагает не директивный подход к клиенту и успешно используется в психотерапевтической работе как с подростками, так и со взрослыми. Эффективность методики подтверждена результатами практической работы. Это инструментарий, который помогает эффективно и качественно выполнять свою работу специалисту. Метафорические карты помогают «убрать» защиты человека, потому что рассказывать о себе, опираясь на визуальные образы, гораздо проще и безопаснее. Ко всему прочему, карты метафоричны. Они в завуалированной форме содержат в себе различные послания, которые могут означать реальные потребности, ценности, страхи человека, погруженного в их рассматривание. Иными словами, метафорические карты дают нам много бонусов и преимуществ в работе: они снимают защиты, создают безопасную атмосферу.

Метафорические карты - это психологический инструмент, основывающийся на работе с проекцией. Соответственно принцип их применения опирается на общепсихологические законы.

Игровые упражнения помогают учителю ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя своё психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Набор предлагаемых мною психологических игр очень разнообразен и богат.

ИГРА «Сокровищница жизненных сил». Автор Т.Д. Зинкевич - Евстегнеева. Колода карточек раскладывается на столе «рубашкой» вверх. Сейчас предлагаем вам сосредоточиться: подумать о себе, своей жизни и актуальной ситуации. Затем задайте себе мысленно простой вопрос: «Какая сила важна для меня сейчас?» Далее доверьтесь своей руке и вытащите одну карточку. Прочитайте то, что открылось, и поразмышляйте об этом несколько минут. Поделитесь, пожалуйста, как именно эта сила, обозначенная в карточке, помогает вам в вашей деятельности. Если возможно, опишите конкретную ситуацию».

Упражнение «НАКОПИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛИМЕНТ». По принципу игры «Снежный ком», каждый последующий называет все комплименты и добавляет свой.

«Не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь деревцем, что растет в долине, но только будь
Самым стройным деревцем у ручья;
Будь кустом, если не можешь быть деревом.
Не можешь быть кустом - стань травой
И сделай дорогу счастливее;
Не родился щукой - будь просто окунем,
Но лучшим окунем в озере!
Все не могут быть капитанами, кто-то должен быть и матросом;
Не можешь быть широкой дорогой - будь тропинкой,
Не можешь быть солнцем - будь звездой;
Победитель ты или проигравший - это не важно,
Покажи лучшее, что в тебе есть.» Автор Дуглас Мэллок с сайта inpearls.ru/

Источники информации:

  1. savta11.ucoz.com/index/cvetoterapija

  2. lechipechen.narod.ru/cvetoterapija.html

  3. Yoga-Land.ru›vedy/food/detail

  4. menobr.ru/materials Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений.

  5. Королева З. «Говорящий» рисунок: 100 графических тестов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

  6. knigi-psychologia.com/nastolnye-igry-c-79.html

  7. hobbygames.ru/psihologicheskie-nastolnie-igri

  8. cka3ka-miks.com/


© 2010-2022