Мастер-класс, тема: Тренинг - основная форма работы психолога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИНУСИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»





Мастер-класс:

«Тренинг - одна из форм организации

коррекционно-развивающей работы»



Подготовила: Бударина С.М.











Минусинск, 2015

Цель мастер-класса:

Познакомиться с методикой проведения коррекционно-развивающего занятия по психологии в форме тренинга.

Что такое тренинг?

Тренинг - яркое, эмоционально насыщенное занятие, направленное на изменение, гармонизацию личности, привитие желаемых навыков и разрешение противоречий, проявляющихся во взаимодействии с другими людьми или же имеющих внутриличностный характер.

Кроме этого:

  • Во-первых, тренинги - это обучение чему-то на практике. Основной акцент в этой форме обучения делается на тренировку, отработку каких-либо навыков, моделей поведения или способов мышления. Конечно, и теория здесь тоже есть, но она преподносится, как правило, в минимальном объеме и служит только для того, чтобы осваиваемые поведенческие модели применялись осознанно и правильно. Некоторые тренеры говорят, что язык тренинга - это упражнения. И действительно, упражнения - это то, что наполняет тренинг и делает его «живым».

  • Во-вторых, в тренингах участвует не один человек, а группа. Это необходимо для того, чтобы каждый участник мог поучаствовать в разных упражнениях вместе с разными людьми, получая каждый раз уникальный опыт, который он потом самостоятельно перенесет в другие контексты. Кроме того, когда много людей занимается чем-то одним или идут к общей цели вместе, часто возникает так называемый синергетический эффект. Он выражается в том, что общий результат работы группы всегда больше и качественней простой суммы результатов работы всех ее членов. В группе рождаются дискуссии, открываются новые взгляды на применение того или иного навыка, которому обучаются участники. В группе формируется рабочая атмосфера, которая во многом ускоряет и облегчает работу каждого участника.

  • В-третьих, тренинг - это интерактивное обучение. Он может видоизменяться в зависимости от состава, мотивации и поведения его участников. Ведь тренинги - это далеко не лекции, где основную роль играет лектор, передавая информацию своим слушателям в одностороннем порядке. В тренинге поощряется активность людей. Это единственный для них способ овладеть нужными моделями поведения или способами мышления. И поэтому не бывает двух одинаковых тренингов, даже если они идут по одной и той же программе. Каждый раз что-то изменяется, и делается это для того, чтобы тренинговая группа могла в полной мере овладеть теми навыками, за которыми она пришла. Задача тренера - найти стиль ведения тренинга, идеально подходящий для тех людей, которые перед ним. Или - подготовить группу к такой форме работы, которая удобна тренеру. Ведущий должен владеть способами управления вниманием аудитории, ее эмоциональным состоянием, быть хорошим оратором и обладать большим запасом опыта взаимодействия с тренинговыми группами. И, конечно же, тренер должен быть профессионалом в том вопросе, изучению которого и посвящен тренинг.

Основа тренинга - игра!

Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично. Это же мнение высказал Д.Б. Эльконин: «Игра - важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений».

Подбор игровых упражнений для тренинга осуществляется с учетом целей и задач каждого конкретного тренинга.

Кроме этого тренинг проводится с учетом основных принципов:

Общение на равных;
Доброжелательность;
Уважение;
Терпимость;
Внимательность;
Точность;
Искренность;
честность;
Открытость.

В структуре тренинга выделяют следующие этапы:

Приветствие;
Разминка;
Основная часть;
Рефлексия;
Итоговый вывод;
Прощание.

Правила работы тренинга:

Закон «00»;
Закон активности;
Закон микрофона;
Закон «Я-высказывания»;
Закон тактичного отношения;
Закон имени;
Закон «Здесь и сейчас»;
Закон конфиденциальности.











Практическая часть:

Задачи тренинга:

  1. Познакомить участников тренинга с понятием «толерантность», с разными видами поддержки и ситуациями, в которых они принимаются;

  2. Способствовать формированию навыков толерантного поведения;

Оборудование:

  1. Стулья;

  2. Доска;

  3. Стимульный материал;

  4. Фломастеры.

План тренинга:

  1. Вводное слово…………………………………………………………..……1-2 минуты

  2. Разминка……………………………………………………………………….....5 минут

Упражнение «Поздороваться разными частями тела»

  1. Основная часть…………………………………………………………...……..40 минут

Введение в тему

Упражнение «Ночевка»

Упражнение «Критика и поддержка»

Упражнение «Поддержка»

Упражнение «Вот здорово!»

Упражнение «Ладошка»

  1. Рефлексия……………………………………………………………………….5 минут

  2. Итоговый вывод, оценка………………………………………………………10 минут

Приложение 1

Конспект тренинга: «Толерантность»

Здравствуйте уважаемые коллеги, приятно видеть Вас в нашем кругу! Уверена, что все находятся в прекрасном настроении и готовы работать!

Поднимите, пожалуйста, палец вверх и укажите на человека, который, как вам кажется, выглядит сегодня несколько иначе, нежели обычно. Покажите на того, у кого самые кудрявые волосы. А теперь укажите на того, кто сегодня пришел в брюках!

Молодцы! А теперь давайте встанем и поздороваемся друг с другом.

Упражнение - разминка «Поздороваться разными частями тела»

Все участники свободно перемещаются в пределах круга и, встречаясь, выполняют то или иное задание.

Инструкция: сейчас вам предстоит в произвольном порядке перемещаться по комнате и здороваться с другими участниками группы теми частями тела, которые я буду называть. При этом ваша цель - поприветствовать как можно больше ваших друзей по тренингу. Задание понятно? Приступаем! Поздоровайтесь, пожалуйста: руками, плечами, спинами, головами, пяточками, щечками.

Замечательно! Присаживайтесь, пожалуйста!

Тема сегодняшнего занятия - «Толерантность».

Кто знает, что это такое?

Правильно, если дословно, то толерантность переводится, как терпимость. Но это далеко не полное понимание этого термина. Чтобы лучше в нем разобраться, я задам вопрос: В каких случаях может возникать нетерпимость?

Нетерпимость проявляется по отношению к людям:

-другой национальности;

-другого вероисповедания;

-другого состояния здоровья;

-другой внешности, чем мы с вами;

-с другими вкусами;

-другого социального уровня;

-другого характера, и др.

Чтобы лучше почувствовать понятие «толерантности», давайте сделаем одно упражнение.

Упражнение «Ночевка»

Упражнение позволяет лучше познакомиться с понятием толерантность, а так же с ситуациями, где данное понятие применимо. Также оно позволит участникам осознать свое отношение к разным, непохожим на них людям.

Инструкция: Сейчас я каждому из вас на спину прикреплю карточку, которая будет отражать некую роль. Вы не будете знать свою роль, но зато будете видеть чужие роли. Давайте договоримся, что до конца упражнения вы не будете рассказывать друг другу о том, какая карточка у него на спине и не будете - даже случайно- называть друг друга в процессе этого упражнения - это очень важно!

Представьте, что автобус, на котором вы ехали в другой город сломался, и вы все, его пассажиры вынуждены заночевать в пансионате. Вам предоставили трехместные номера. Вы должны решить, кто с кем переночует в одном номере (на пол человека внимание не обращайте). Обращайте внимание только на карточки на спине. И помните: держите в секрете, кому какая карточка досталась. Вы должны распределиться так, чтобы всем хватило места. В трехместном номере может заночевать один, два или три человека. Номера могут оставаться пустыми. Если всем все понятно, то вперед…вы в пансионате….. (на 15 человек - 6 номеров).

Анализ:

-кто с кем оказался в одном номере?

-кто оказался один?

-почему именно эти персонажи оказались одинокими? О чем это говорит?

Мы с вами почувствовали на себе, что значит нетерпимость. А также узнали, какие люди больше всего нуждаются в нашем понимании и поддержке больше всего. В этом упражнении было много людей, которые на нас в чем-то непохожи. И мы смогли понять, как мы к ним относимся….Таким образом, в толерантном отношении нуждаются люди, которые на нас в чем-то непохожи. Причем это «что-то» для нас обычно очень значимо. И поэтому мы можем вести себя с ними по-разному: терпеть или нет, принимать или нет, поддерживать или нет.

В понятие «толерантность» входят такие элементы, как:

  • Терпимость (мы терпимо относимся к тому, кто на нас не похож);

  • Принятие (мы принимаем человека или ситуацию такой, какая она есть, без осуждения);

  • Поддержка (мы стараемся поддерживать человека, который на нас непохож).

Следует отметить, что мы не обязаны всех любить, всех поддерживать или принимать, но и ненавидеть человека только за то, что он чем-то от нас отличается тоже не стоит….Мы можем в этом случае просто терпимо к ним относиться, понимая, что такое встречается, что бывает другая жизнь, другие люди, а не только «мы любимые».

Самое сложное в теме толерантности - это оказать поддержку другому человеку, поэтому давайте остановимся на этом подробнее.

Упражнение «Критика и поддержка»

Упражнение направлено на развитие толерантности у участников группы.

Инструкция: Рассчитайтесь, пожалуйста, на первый - второй.

Первые - будут критиками, а вторые - будут оказывать поддержку!

Ситуация: Я недавно заразилась ВИЧ- инфекцией. Я даже не могла помыслить, что со мной может это произойти….Я хорошо училась…была спортсменкой, у меня было много друзей….В какой-то мере я была гордостью….Меня ценили, все было хорошо, но однажды на одной вечеринке мне предложили попробовать наркотик….В тот день у меня было плохое настроение….и я решила расслабиться….А через месяц я узнала, что у человека, чьим шприцем я пользовалась тогда, обнаружена ВИЧ-инфекция…Но об этом узнала не только я….узнали мои друзья…весь техникум…Начались гонения, издевательства….никто не хотел сидеть со мной за одной партой, как будто я заразна….В общем, я потеряла все….из-за одной неосторожности….Вот моя история….

После этого монолога подгруппы приступают к своей роли.

Обсуждение:

Что вы чувствовали, исполняя свои роли?

Вот так и в нашем обществе: обычно люди делятся на тех, кто осуждает, и тех, кто поддерживает оступившихся людей. Чаще всего, к сожалению, тех, кто осуждает гораздо больше…. А мы с вами сегодня здесь, чтобы научиться хоть чуть-чуть понимать боль другого человека….Но, к счастью, есть люди, которые поддерживают других…и чаще всего это происходит интуитивно…. Но существуют и специальные виды поддержки, с которыми я хочу Вас познакомить: (приложение 1).

Посмотрите. Пожалуйста, в таблицу, в ней говориться о 7 типах поддержки.

Упражнение «Поддержка»

Упражнение выполняется, когда участники сидят в кругу. Кто-то один рассказывает свою проблему, остальные по кругу должны его поддержать разными способами…Ведущий следит за правильностью оказания поддержки.

Инструкция: Сейчас вам предстоит потренироваться в оказании поддержки одним из способов, о которых мы только что говорили. Для этого сначала кто-то должен озвучить свою проблему. Кто хочет поделиться трудной для себя ситуацией? Сразу оговорюсь, что проблема должна быть не очень серьезная, но, тем не менее, значимая для Вас. После того, как проблема будет озвучена, человек, сидящий слева от меня, попробует высказаться о проблеме по первому типу поддержки.

Вопросы к рассказчику:

Каково было озвучивать ситуацию? Какой вид поддержки оказался наиболее эффективным?

Умение оказать поддержку - это искусство, а еще большее искусство - умение оказать поддержку человеку, которого все отвергают, у которого нет сил самостоятельно справится с возникшей ситуацией. Ведь в такой ситуации легче присоединиться к большинству…Согласны?

Знаете в психологии проводился один эксперимент, я хочу вам о нем рассказать…. Участникам предлагали посмотреть на следующий рисунок (приложение 3), а затем задавали вопрос: Какой линии равна линия 1. Ответ очевиден, но прежде чем участник эксперимента отвечал на вопрос, он выслушивал мнение сидящих рядом, которые утверждали, что линия 1 равна В. Как вы думаете, что происходило? Но стоило хотя бы одному, озвучить правильный ответ, как этот участник отвечал так же.

О чем это говорит?

Что иногда очень важно стать первым….и вас поддержат другие люди….. Решать только вам…..

Завершить наше занятие я хочу очень веселым упражнение, в котором каждый из нас сможет проявить свою толерантность друг к другу.

Упражнение: «Вот здорово!»

Сейчас одному из вас предстоит выйти в центр круга и сказать о себе нечто, чем он в себе гордится. А остальные должны громко сказать «Вот здорово» и показать жестом «Классно»!

Анализ: Какого было прилюдно хвалить себя? Что вы чувствовали, когда вся группа хором кричала «Вот здорово!»?

При помощи такого простого упражнения можно доставить положительные эмоции разным людям, поддержать и принять их. Мы поддержали каждого. Давайте помнить то, что даже если нам не нравится то, чем занимается человек, или какие-то его качества, мы все ровно можем принять его таким, какой он есть….И важно помнить, что люди имеют полное право быть такими, какие они есть, они не обязаны меняться, чтобы понравиться нам. И мы тоже имеем право быть такими, какие мы есть….

Рефлексия:

Что запомнилось на занятии, что было наиболее актуальным?

Спасибо всем большое!

Приложение 2.

ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ





Вид

поддержки

Язык

поддержки

Психологические

механизмы

Возможные

ошибки

Указание на сильные стороны личности

«Я уверен, что ты сможешь…., т.к. в тебе есть….»

Повышение самооценки и внушение уверенности в своих силах

Лесть, неискренность, многословность

Присоединение к проблеме

«Я сам такой….»

Разделение ответственности при условии, что самооценка не снижается

Говорение только о своих проблемах



Предложение помощи

«Могу ли я тебе чем-нибудь помочь?»

Чувство защищенности и опоры. Разделение ответственности.

Перекладывание ответственности полностью на свои плечи, навязывание помощи.

Выделение позитивного в ситуации

«Зато у тебя теперь есть такой жизненный опыт».

Рационализация, признание права другого на ошибку, снятие чувства вины.

Пренебрежение к ситуации, снижение ее значимости.

Философский взгляд на проблему

«Это судьба», «Таков закон жизни»,

«Рано или поздно со всеми случается».

Приобщение к опыту человечества. Увеличение масштаба обобщения, на фоне которого проблема может показаться меньше.

Несвоевременная поддержка, бестактность в чрезмерном преуменьшении слишком значимой для человека проблемы.

Признание объективной сложности ситуации

«Да. Это действительно трудно сделать».

Снятие чувства вины.

Беспомощность, отказ от деятельности.

Предоставление возможности выбора

«Но ты же можешь сделать по-другому».

Актуализация самостоятельности и ответственности за свой выбор.

Есть вероятность неверного выбора



ВИЧ-инф. Наркоман Бизнесмен

Глухонемой Неформал Врач

Безработный Негр Китаец

Футб. фанат Девушка

легк.повед



© 2010-2022