- Преподавателю
- Школьному психологу
- Развитие и модернизация школьной среды педагога-психолога в условиях ФГОС
Развитие и модернизация школьной среды педагога-психолога в условиях ФГОС
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мацькайло И.В. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНО СРЕДЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.
Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. Основным приоритетом его работы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. К ним относятся:
-
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию;
-
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
-
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
-
сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
-
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
-
дифференциация и индивидуализация обучения;
-
мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
-
поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
-
-
диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, учреждения);
-
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Традиционные направления деятельности, закрепленные Положением о Службе, трансформировались в формы работы педагога-психолога.
Таким образом, основным предметом деятельности психолога становится психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы. Содержание его работы определяется исходя из следующих аспектов:
-
общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;
-
содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников;
-
планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Деятельность психолога в части обеспечения психолого-педагогических условий реализации программы включает следующие направления:
-
психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы начального общего образования для достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-
выявление и развитие способностей обучающихся;
-
работа с одаренными детьми;
-
психолого-педагогическое сопровождение разработки основной образовательной программы начального общего образования, проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
-
использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа;
-
психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся;
-
психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации.
Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программы принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:
-
программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
-
программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);
-
программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
-
программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
-
программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
-
программы коррекционной работы.
Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
Результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению реализации основной образовательной программы определяются исходя из комплексной оценки деятельности образовательного учреждения в области создания комфортной развивающей образовательной среды:
-
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
-
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
-
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Результативность деятельности педагога-психолога определяется по следующим критериям:
-
достижение обучающимися планируемых показателей освоения основной образовательной программы;
-
психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
-
обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
-
достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
-
сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;
-
обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
-
функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
-
обеспеченность психолого-педагогической поддержкой деятельности детских объединений, ученического самоуправления;
-
вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).