Групповое занятие по развитию толерантности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Групповое занятие по развитию толерантности

«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий - она течёт; плотина - она остановится; прорвётся плотина - она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л.Н. Толстой)

Цель: формирование и развитие толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

может быть использован не только при работе с детьми но и при работе со взрослыми.

Задачи:

  1. Обучающая:

-познакомить учащихся с понятием «толерантность».

  • Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.

  • Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

  • Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.

  1. Воспитательная:

  • воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

  • воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

  1. Развивающая:

  • развивать навыки рефлексии;

  • развивать способность осознавать свои чувства;

  • развивать навыки саморегуляции;

  • развивать коммуникативные навыки.

Структура занятия:

  1. Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.

  2. Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;

  3. Третий этап - игровой: система упражнений.

  4. Заключительная часть: рефлексия занятия.

Первый этап:

1. Упражнение «Комплименты».

Оборудование: мяч

Форма работы: коллективная, в кругу.

Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное - комплимент.

Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное- комплимент.



2. Упражнение «Печатная машинка»

Оборудование: раздаточный материал с текстом для упражнения.

Форма работы: коллективная, в кругу.

Мы с вами единый механизм печатной машинки.

Задание. Воспроизведите отрывок по кругу, начиная с партнера сидящего от меня справа, следующим образом: каждый называет по одной букве по очереди, в конце слова все хлопают в ладоши, на знак препинания топают ногой, в конце предложения встают.

Второй этап.

Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия - толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

Третий этап :

3. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

Оборудование: листы бумаги и ручки

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.

Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.

Задание. Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения.После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

Индивидуальная работа

Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием.

Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам..

4. Упражнение «Чем мы похожи»

Форма работы: коллективная, в кругу.

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

5. Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки для студентов

Форма работы: групповая, в кругу.

Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твоистихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Групповая работа

Обсуждение

Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи насвоей «руке»?

Все ли ваши достоинства, о которых написали другие,были вам известны?

Четвертый этап :

6. Упражнение на рефлексию "Клубок"

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.

Источники:

1.blago.sousnko.ru/page/id/154/

2. Зенич О.А. Тренинг толерантности: план-конспект / О.А. Зенич - Кемерово, 2010.- 8 с.







© 2010-2022