- Преподавателю
- Школьному психологу
- Групповое занятие по развитию толерантности
Групповое занятие по развитию толерантности
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Свеклина Ю.А. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Групповое занятие по развитию толерантности
«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий - она течёт; плотина - она остановится; прорвётся плотина - она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л.Н. Толстой)
Цель: формирование и развитие толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.
может быть использован не только при работе с детьми но и при работе со взрослыми.
Задачи:
-
Обучающая:
-познакомить учащихся с понятием «толерантность».
-
Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
-
Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
-
Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
-
Воспитательная:
-
воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
-
воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
-
Развивающая:
-
развивать навыки рефлексии;
-
развивать способность осознавать свои чувства;
-
развивать навыки саморегуляции;
-
развивать коммуникативные навыки.
Структура занятия:
-
Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
-
Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;
-
Третий этап - игровой: система упражнений.
-
Заключительная часть: рефлексия занятия.
Первый этап:
1. Упражнение «Комплименты».
Оборудование: мяч
Форма работы: коллективная, в кругу.
Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное - комплимент.
Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное- комплимент.
2. Упражнение «Печатная машинка»
Оборудование: раздаточный материал с текстом для упражнения.
Форма работы: коллективная, в кругу.
Мы с вами единый механизм печатной машинки.
Задание. Воспроизведите отрывок по кругу, начиная с партнера сидящего от меня справа, следующим образом: каждый называет по одной букве по очереди, в конце слова все хлопают в ладоши, на знак препинания топают ногой, в конце предложения встают.
Второй этап.
Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия - толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.
Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).
Третий этап :
3. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
Оборудование: листы бумаги и ручки
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.
Задание. Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения.После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
Индивидуальная работа
Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием.
Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам..
4. Упражнение «Чем мы похожи»
Форма работы: коллективная, в кругу.
Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
5. Упражнение «Пять добрых слов»
Оборудование: листы бумаги, ручки для студентов
Форма работы: групповая, в кругу.
Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твоистихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Групповая работа
Обсуждение
Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи насвоей «руке»?
Все ли ваши достоинства, о которых написали другие,были вам известны?
Четвертый этап :
6. Упражнение на рефлексию "Клубок"
Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.
Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.
Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.
Источники:
1.blago.sousnko.ru/page/id/154/
2. Зенич О.А. Тренинг толерантности: план-конспект / О.А. Зенич - Кемерово, 2010.- 8 с.