Использование пластикодраматических приемов в работе с подростками

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование пластикодраматических приемов в работе с подростками

Пластикодраматические приемы, которые мы рассмотрим в нашей работе, разработанные Никитиным В.Н., используются нами в психокоррекции подростков для раскрытия и развития физической, эмоционально-чувственной, когнитивной и креативной сфер посредством включения обучающихся в пространство творческого эксперимента с собою. В процессе пластикодрамы участники настраиваются на осуществление спонтанной импровизации в рамках драматического события. Целью импровизации является научение подростка одномоментному целостному включению в акт креативного действия. В пластикодраме он отыскивает в самом себе «потерянные» и скрытые чувства и ресурсы из прошлого опыта, которые выражает в форме эмоционально-чувственного невербального проживания принятой им роли. В спонтанном театре участники играют и роли, и самих себя, и тем самым научаются естественным и стилизованным способам самовыражения и разрешения личностных конфликтов.

В пластикодраме мы выделяем несколько ступеней развития сценария:

· использование простых пантомимических образов, усиливающихся мимикой;

· подкрепление мимики телесными движениями, спонтанно выражающими чувства, настроение и развитие образа;

· создание пластикодраматического образа с невербальным проигрыванием социальных ролей;

· включение в импровизацию слов, использование которых уже было подготовлено участием в пластических этюдах;

· разыгрывание задаваемой психологом проблемной ситуации с актуализацией коммуникативных отношений.

Особую роль в пластикодраматическом действии на всех его уровнях мы отводим средствам индивидуальной выразительности: костюмам, маскам, гриму. Благодаря применению вспомогательного реквизита расширяется поле фантазий, обостряется восприятие и усиливается аффективное воздействие на участника от переживания им драматического события. Помимо костюмов, в игре используются цветные куски материи, большие листы бумаги, любимые личные предметы; выбираемый участниками действия дополнительный материал, из которого создаются аксессуары, служит раскрытию не только содержания импровизаций, но и характера психического состояния актеров.

Опираясь на телесно-ориентированную концепцию в психологии, которая включает огромное множество теорий, подходов, исследований, остановимся подробнее на динамической терапии, яркими представителями которой явились: М. Александер

(«расширение осознания привычных стереотипов движения и поз и замены их более гибкими и эффективными формами), Э Гиндлер ( «свободное, ассоциативное, телесное выражение вместо механического выполнения упражнений» ), М. Фельденкрайз ( « метод естественного движения») и рассмотрим использование этих психодраматических приемов в рамках телесно-ориентированного тренинга для подростков ( составитель: Кабирова З.А).

1.Импрессионистические этюды

В специально подготовленной аудитории со световыми, цветовыми и пластическими эффектами, включается музыкальное произведение, подобранное в зависимости от целей, поставленных ведущим. После прослушивания музыкальной композиции участникам сессии предлагается выразить в спонтанном танце те образы, которые возникали и волновали их во время прослушивания. Ассоциативный танец может рождаться как в тишине (при внутреннем переживании мелодии), так и при повторном воспроизведении композиции.

По окончании занятий участники описывают образы, обыгрываемые ими под впечатлением от музыкального произведения.

2. Танец гротеска

Ведущим подбирается музыка, акцентуирующая переживания танцоров. Каждый участник тренинга определяет для себя два музыкальных произведения, имеющих для него диаметрально противоположную эмоциональную окраску, например, очень веселое и очень грустное произведение, ностальгическую и жизнерадостную композицию…

По желанию участники выходят в круг и проживают выбранную музыку в свободном эмоциональном действии. По завершении занятия исполнители рассказывают об образах, вызываемых музыкальным произведением, и чувствах, переживаемых в процессе акта самовыражения. При анализе выразительного действия и опредмеченных образов прослеживается тесная их взаимосвязь с прошлым опытом, с теми жизненными эпизодами, которые оставили глубокий эмоциональный след в памяти. Катарсическое очищение - слезы, стенания и крики, вырывающиеся во время танца, - одно из наиболее аффектных проявлений « гротесковой терапии».

3. « Жизнь вещей»

В центре круга раскладываются предметы, способные, по мнению ведущего, актуализировать неразрешенные переживания прошлого: детская мягкая игрушка, шапочка, мячик, пенал, школьная тетрадь, галстук, спортивная футболка, пиджак, портфель…

Включается музыка (колыбельная, маршевая, джазовая, блюзовая, поп - рок - композиции…). Каждый из участников сессии выбирает предмет, наиболее привлекший его внимание. Тренер предлагает свободную импровизацию с предметом ( под музыку либо без не ), наделенным чертами воображаемого знакомого человека, образ которого вызывает выбранный объект.

Обсуждение проигранных сцен и анализ мотива предпочтений той или иной вещи, позволяет увидеть непроявленные актуальные фрагменты из прошлого и по возможности, снять их в процессе ассоциативного действия.

4. Танцы масок

Для создания образа масок, была использована модель « мод» коммуникаций В. Сатир, состоящая из пяти стилей взаимодействия, присущих, на ее взгляд, большинству людей, которые варьируются в зависимости от требований среды и целей, преследуемых индивидуумом (угодник, обвинитель, сверхразум, «волчок», «выравниватель»).

Для нанесения масок используется аквагрим.

Действо включает в себя несколько составляющих позиций:

  • Осознание через прочувствование лицевых мышечных зажимов;

  • Выбор маски, не свойственной характеру данного индивидуума;

  • Самостоятельное разрисовывание с помощью схем своего лица (возможна работа в парах);

  • упражнения на обыгрывание новой роли;

  • актуализация в поведении гротескового стиля самовыражения, созданного образа;

  • деятельное взаимодействие участников группы с выявлением ригидных сторон поведения в процессе коммуникации;

  • смена масок и сопоставление внешних и внутренних ощущений;

  • смывание, стирание маски;

  • техники глубокой релаксации;

  • обсуждение характера переживаний состояний

Наблюдения и интервьюирование показывают, что при «надевании» маски участники испытывают внешний и внутренний дискомфорт. Возможно, проявление психосоматической реакции: «сдавливание» головы, боль в глазах, тяжесть в челюстной зоне, напряжение в шейном и грудном отделах позвоночника, повышенная гипермобильность. Маска усиливает связанные с ней переживания, актуализирует память прошлых событий.

Снятие, смывание маски приносит ощущение облегчения: разглаживаются морщины, смягчаются мышечные зажимы - человек испытывает глубокое чувство обновления, освобождения, внутренний покой и либо усталость, либо повышенную дееспособность.

Позитивное воздействие терапии масок, согласно В.Н. Никитину, непосредственно связано со сменой доминант очагов возбуждения (по Ухтомскому), и с расширением представлений участников о своем настоящем стиле поведения и чувствования. После тренинга человек начинает более тонко различать общепринятые, социализированные формы выражения и свой индивидуальный, самобытный способ поведения.

5. «Подиум»

В этюде «Подиум» мы предлагаем ребятам различные способы самовыражения:

- пройти естественно, так, как присуще человеку в
жизни;

  • представить в движении зрителям изящество и красо­ту своего тела;

  • показать стиль, манеру движения, неестественную для данной личности;

  • продемонстрировать свободу обхождения с вещами, используемыми в качестве костюма и бижутерии и подчер­кивающими особенности индивидуальности;

  • выбрать один из предлагаемых стилей движения («во­сточный», «испанский», «немецкий», «американский», «рус­ский», «итальянский» и т. д.) и попробовать в нем просущест­вовать во взаимодействии с партнером.

Постепенное развертывание телесной самости в расши­ренных границах самовыражения помогает участнику не только увидеть и прочувствовать степень развития своего телесного и эмоционального самосознания, но и в процессе действия посредством проживания ранее незнакомых состоя­ний и форм обрести новое непосредственное знание. Участие в этюдах по самовыражению гармонизирует психофизичес­кие функции и эстетические представления эффективнее и быстрее, чем продолжительный скрупулезный анализ психо­логических и физических проблем человека.


© 2010-2022