Проект: «Мой выбор»

"Описание материала: У каждого человека есть то, что он «хочет» делать, то, что «умеет», и то, что «надо». Идеально, когда все три понятия совмещаются в одном. В выборе профессии «надо» равнозначно «востребовано на рынке труда». Естественно, если у ребенка есть хобби, он вполне может на него опираться. Когда увлечение становится причиной выбора профессии, то обязательно нужно не упустить, востребована ли такая деятельность на рынке труда. Любое хобби может превратиться в деньги, если человек хоч...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-*--Будучи абитуриентом, меня стал занимать один вопрос. А почему мы выбираем именно такую профессию?? К тому же приходится часто слышать от взрослых то, что в молодости они хотели стать работниками других сфер, а может и вовсе другими людьми…

Я наблюдаю, что и сейчас многие мои сверстники не уделяют должного, казалось бы, внимания выбору профессии. И тут мне сразу вспоминается: «Не мы первые, не мы последние» или «все через это проходят» Они и те, когда-то бывшие девчонками и мальчишками, а теперь ставшие их родителями, вполне могли ошибиться с выбором рода деятельности и местом обучения. На мой взгляд, современные подростки не совсем правдиво и реалистично оценивают профессии и связанную с ними дальнейшую рабочую деятельность.

В Интернете есть много статей на данную тему - выбора профессии подростками, но действительно ли они помогают школьнику определиться или только могут запутать - вопрос большой.

Чтобы поглубже разобраться в данной проблеме, я решила взять интервью у некоторых ребят, поступающих в ВУЗ. Что выявило данное интервью:

У большинства подростков есть страхи и сомнения по поводу сдачи ЕГЭ. Как видно из ответов учащихся, мнения на этот счет расходятся. Быть может, это связано с личными особенностями каждого из учеников.

На вопрос «Есть ли у тебя какие-либо страхи/сомнения по поводу сдачи экзаменов и поступления в ВУЗ?» они ответили следующим образом:

Участник №1: Конечно, я боюсь, если там окажется «большой конкурс», т.к. на бюджет берут всего 10 человек. Еще, не чувствую в себе уверенности насчет «мое/не мое» это дело.

Участник №2: Особо нет. Я считаю, что главное поступить и быть зачисленным - занять свое место.

Участник №3: Даже не знаю…Нет, наверное. Как я уже говорила, поступление в ВУЗ - это не конец жизни для меня.

Вообще, подростки утверждают, что имеют довольно осознанный взгляд на жизнь и серьезно относятся к выбору профессии. Но мне показалось, что это на самом деле не так: «Насколько серьезно относишься к поступлению и выбору дальнейшей профессиональной деятельности?»

Участник №1: Я серьезно подхожу к выбору места поступления, потому что это очень важный шаг в моей жизни. Он как бы определит мою будущую судьбу.

Участник №2: Меня все об этом спрашивают, а я не знаю что ответить. Я выбрала область - дизайн, но не конкретную специальность. Я хочу быть дизайнером.

Участник №3: Естественно, очень серьезно. Надеюсь поступить с первого раза, с «нормальными» баллами. Когда я получу профессию, то постараюсь ответственно к этому отнестись. Если вдруг куда-то меня не возьмут, то я буду дальше добиваться того, что мне нужно, чего я хочу и другими путями. Я думаю, что род деятельности, выбранный мной (т.е. журналистика), - динамичный и прогрессивный.

В процессе разговора с ребятами, поступающими в университет, мне, как в детстве, захотелось задать вопрос: «Кем ты будешь?», но вопрос был заранее сформулирован и звучал по-другому: «Выбрал ли ты уже свою будущую профессию?» (Ты уже определилась со специальностью или хотя бы родом деятельности?)

Участник №1: Да, я хочу пойти учиться в ТГУ на ландшафтного архитектора (данная специальность относится к БИ -ред.). Мне кажется, что это будет интересно и я знаю, что это мне ближе, чем остальные специальности.

Участник №2: Да, выбрала, с самого детства мне пришла в голову идея работать в творческой среде, мне уже тогда нравилось придумывать и изобретать что-то новое у себя в голове, а также в плане вещей, предметов, одежды и т.д.

Участник №3: Лично я сама хотела бы пойти учиться на журналиста (т.е. изучать данную профессию), либо работать в журналах или каких-либо издательствах - писать статьи, ходить для этого на мероприятия, брать интервью с места событий…

Те люди, которых я опрашивала, на мой взгляд, немного заблуждаются во мнении об учебе в ВУЗе, которое к тому же может быть не совсем обоснованным. Я решила так, потому что на поставленные мною вопросы были даны неубедительные ответы выпускников. Но это лишь мое мнение, которое мне довелось проверить при помощи специалиста по профориентации. Следующее мнение - эксперта, в роли которого выступает школьный психолог - Дроздова Светлана Владимировна:

Есть ли у школьников какой-либо страх перед поступлением и сдачей ЕГЭ?

Да, конечно. Но, в основном, подростки боятся только экзаменов, т. к. многое решают при зачислении на факультет.

Как вы считаете, много ли человек в возрасте 16-17 лет действительно точно знают кем хотят работать в будущем и какую профессию получать?

На мой взгляд, есть достаточно взрослые подростки, которые могут выбрать себе профессию уже, многие люди даже с «детского сада» определяются с ней. Есть разные подростки: те, которые могут определиться, и те, которые не могут этого сделать. Все зависит от того, насколько ответственно они подходят к своему выбору.

Тогда до какого возраста можно считать нормальным то, что человек еще не самоопределился?

Мы, психологи, такие люди, которые не определяют нормально это или не нормально. Человек может и в семьдесят лет понять чего же он хочет на самом деле. Однако, мужчины очень сильно реагируют на то, определились они или нет. Т.е. не самореализованный мужчина может стать тираном для семьи своей, потому что ему будет страшно, ведь он не может нести ответственность за нее, зарабатывать деньги… Для мужчины самоопределение важнее, чем для женщины.

С какой целью нынешние абитуриенты идут в ВУЗ и насколько серьезно они относятся к этому?

Примерно 20% всех выпускников четко понимают и знают конкретно, что им надо и идут туда куда действительно хотят. Остальные тоже идут, но по другим причинам: потому что мама с папой так сказали, друг пошел и я туда же, у меня только на такой-то факультет баллов хватает - это объяснение их выбора.

Должен ли абитуриент в своем выборе опираться на свои увлечения, склонности, интересы?

У каждого человека есть хочу (то, чего хочется делать) могу (то, что умею) и надо (ну, тут, думаю, понятно): в идеале это все должно совмещаться в одном. В профессии надо - это то, что востребовано рынком труда. Естественно, если есть какое-либо хобби, то на него ребенок вполне может опираться. И если смотреть на хобби как на фактор выбора профессии, то обязательно нужно смотреть и на то, востребована ли такая деятельность на нашем рынке труда или нет. Но, если человек собирается стать предпринимателем, то тогда любое хобби он сможет превратить в деньги. Хотя бывает так, что если человек, занимается любимым делом или хобби как работой, то потом у него спадает интерес к этому. Как только за хобби начинают платить деньги, у большинства людей пропадает интерес к нему, так как баланс между зарплатой и удовлетворением от работы порой бывает нарушен. Это происходит потому, что его хобби переходит из «хочу» в «надо».

Какие, по-вашему, специальности в данный момент наиболее востребованы/не востребованы у подростков?

Сейчас у них востребованы любые профессии, связанные с газом, нефтью, программирование и безопасность информационных систем, робототехника, юридические и бухгалтерские профессии. Наиболее непопулярны педагогические профессии - очевидно, т.к. тут зарплата не соответствует ожиданиям молодых специалистов.

Какую роль в формировании личности играет выбор профессии?

Ну, в основном выбор профессии зависит от того, какая ты личность, а не наоборот. Хотя профессия однозначно накладывает отпечаток на человека и «делает» с ним очень многое.

Поговорив с данными людьми, я сделала следующий вывод: сейчас подросткам очень трудно определиться с профессией, и не все из них предполагают, чего можно ожидать в получении профессии и на работе. Также у многих отсутствуют четкое представление об учебе в ВУЗе, понимание цели обучения (зачем учиться).

Помимо того в недавнее время я наткнулась в одной книге на следующие статистические данные:

«Выпускники общеобразовательной и профессиональной школ страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии. В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60 % выпускников средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни»

Поэтому хотелось бы пожелать выпускникам удачного самоопределения и выбора верного пути.

© 2010-2022