Курс интегрированных занятий

Данный интегрированный курс призван помочь учащимся специального (коррекционного) класса VIII вида расширить свои представления о здоровом образе жизни, приемах  его сохранения и укрепления. В курсе «Тайны нашего организма» школьники получат ответы на вопросы происхождения названий органов тела человека, познакомятся со значением сна, памяти, эмоций в жизни человека.  В программу включены комплексы лечебной физкультуры, коррекционные упражнения, тесты, анкеты,  игры. Курс рассчитан на учащихся 6-7 специального (коррекционного) класса  VIII вида, но может быть использован в качестве факультатива, уроков здоровья.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Тайны нашего организма




Программа интегрированных занятий

по формированию здорового образа жизни





Для учащихся 6-7 специального (коррекционного) класса VIII вида


Данный интегрированный курс призван помочь учащимся специального (коррекционного) класса VIII вида расширить свои представления о здоровом образе жизни, приемах его сохранения и укрепления.

В курсе «Тайны нашего организма» школьники получат ответы на вопросы происхождения названий органов тела человека, познакомятся со значением сна, памяти, эмоций в жизни человека.

В программу включены комплексы лечебной физкультуры, коррекционные упражнения, тесты, анкеты, игры.

Курс рассчитан на учащихся 6-7 специального (коррекционного) класса VIII вида, но может быть использован в качестве факультатива, уроков здоровья.


Пояснительная записка


Процесс обучения школьников в области здоровья длительный и систематический. Формирование навыков гигиенической культуры и здорового образа жизни вменяется в обязанности каждого учителя, классного руководителя, психолога.

Особенно актуальным является тема здоровья в специальном (коррекционном) классе VIII вида, где практически каждый школьник наряду с психическими отклонениями имеет не одно, а несколько соматических заболеваний. В силу специфики семей (неблагополучных, асоциальных, малообеспеченных), многие дети не знакомы с элементарными навыками гигиены, не способны владеть своими эмоциями и т. д.

Многие из них только к началу обучения в школе знакомятся с правилами здорового образа жизни, овладевают элементарными представлениями о строении и функциях своего организма, потребностях организма в продуктах питания и их влиянии на организм. Получают информацию о разрушительном влиянии на организм человека алкоголя и никотина, путях распространения некоторых инфекционных заболеваний.

Необходимо отметить, что эмоциональное развитие умственно отсталых школьников относится к числу наиболее актуальных вопросов коррекционной педагогики и психологии. Преодоление эмоционального недоразвития является важным условием их адаптации в обществе. Неумение сознавать собственные эмоции и управлять ими делает ребенка беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины, может стать причиной преступления.

Невозможность понимать и оценивать эмоции других людей создает серьезные сложности в общении и взаимопонимании со сверстниками, родителями, другими взрослыми.

Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения. Необходимо помочь ребенку освоить те практические умения, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия.

Данная программа является связующим звеном, позволяющим обучающимся, опираясь на полученные ранее знания, подготовиться к более глубокому и серьезному изучению своего организма и факторов, влияющих на его здоровье.

Целью данного курса является:


  • Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, обучение школьников бережному отношению к собственному здоровью, приемам его сохранения и укрепления, создание установки на здоровый образ жизни.

Для этого необходимо решить следующие задачи:


  • Познакомить обучающихся со строением организма, названиями частей тела, органов чувств;

  • Помочь овладеть навыками здорового образа жизни, саморегуляции;

  • Развивать познавательную активность, умение делать собственные выводы по проблеме;

  • Обучить элементарным приемам коррекции и профилактики отклонений в развитии.

Отличительные особенности программы


Особенностью программы является то, что его изучение связано с такими дисциплинами, как «Психология», «Физическая культура», «Социально - бытовая ориентировка», то есть, является интегрированным.

Это позволяет полнее раскрыть некоторые аспекты при его изучении. Сделать не только теоретическим, но и практическим.

Одна из особенностей данной программы - индивидуальная исследовательская деятельность обучающихся. Каждый ребенок сможет самостоятельно с помощью системы тестов оценить свой уровень здоровья, возможные отклонения здоровья.

Разумное сочетание интеллектуальной деятельности учащихся с элементами занимательности позволит сделать занятия интересными, живыми, запоминающимися.

Данная программа может быть использована как самостоятельная в качестве факультатива, уроков здоровья, внеклассных мероприятий, или выборочно на уроках СБО, в качестве классных часов и т.п.

Структура интегрированного курса «Тайны нашего организма»


Программа состоит из различных тем, общее количество часов - 10.

Программа интегрированного курса «Тайны нашего организма» построена по трем направлениям.

Первое направление - это гигиена общественной и личной жизни человека. Речь здесь идет о проблеме здоровья в жизни современного человека, образе жизни человека, систематизируются знания обучающихся о составных компонентах здорового образа жизни.

Второе направление - проблемы многосторонней и разнообразной профилактики. Тематика данного направления связана с вопросами предупреждения различных заболеваний. Выявляются причины нарушения осанки, заболеваний органов дыхания и др.

Третье направление - коррекционное. Программа включает разнообразные упражнения, методики, игры, для коррекции различных нарушений здоровья. (Упражнения для улучшения сна, упражнения для улучшения памяти, дыхательная гимнастика, комплексы лечебной физкультуры, и др.)

Программа включает теоретический и практический курсы.

Теоретический курс - это углубленное изучение базовых знаний о строении, функциях, здоровье человека. В курсе «Тайны нашего организма» будут раскрыты и объяснены названия некоторых органов и частей нашего тела.

Практический курс позволяет дополнить полученные теоретические знания. Практические занятия включены в каждую тему курса и составляют большую его часть.

Возрастные особенности обучающихся


Программа рассчитана на обучение школьников 6-7 специальных (коррекционных) классов VIII вида.. Дозирование информации в соответствии с подготовленностью и возрастом обучающихся позволяет использовать данный курс практически для всех школьников, начиная с предпубертатного возраста (10 -11 лет) и до окончания школы.



Формы и режим занятий


Программой предусмотрено проведение занятий 1 раз в неделю, 10 занятий в год (первое полугодие) Количество детей в группе - 6-8 человек.

Программа предусматривает проведение экскурсий, теоретический материал, практических занятий и др.

Приемы и методы


При проведении занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы и методы для более глубокого и эмоционального усвоения знаний:

  1. Наглядные - показ видеофильмов, таблиц и т. д.

  2. Словесные - рассказ, объяснение, беседа, чтение стихов, афоризмов о здоровье, прослушивание музыкальных произведений по данной тематике, дискуссии.

  3. Практические - диагностические тесты, вопросы викторин, решение кроссвордов, ролевые игры, психогимнастические упражнения.

На занятиях могут быть использованы: плакаты, таблицы, фотографии, рисунки, памятки о здоровом образе жизни.

Упражнения и задания построены таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно.

В обучении применяются теле и видеоаппаратура, магнитофон, мячи.

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса обучающиеся должны:

  • Знать, что здоровье - это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать;

  • Владеть основами знаний о телосложении, функциях основных органов, индивидуальных особенностях строения и развития организма;

  • Изучить терминологию, связанную с проблемой здоровья.

Обучающиеся должны усвоить:

  • Правила безопасного поведения;

  • Методы изучения своего организма;

  • Способы коррекции отклонения в здоровье;

  • Принципы здорового образа жизни;

Условия реализации программы


Для реализации программы не требуется дополнительного оборудования, дополнительной материальной базы (кроме выше перечисленного).

Для проведения занятий может быть использована классная комната, спортивный зал, некоторые занятия возможно проводить на открытом воздухе.


Учебно-тематический план


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Примечание

план

факт

план

факт

1.

Вводное занятие: « Страна здоровья».

1


2.

Части тела, органы чувств.

1


3.

Глаза-главные помощники человека.

1


4.

Почему болят зубы?

1


5.

Поговорим об осанке.

1


6.

Наши эмоции.

1


7.

Какие бывают привычки.

1


8.

Правильно ли вы питаетесь?

1


9.

Режим дня-залог здоровья.

1


10.

Итоговое занятие. Игра «Ваше здоровье в ваших руках»

1


Итого

10




Тема:

Вводное занятие «Страна здоровья» (1 слайд)


Цели:- образовательные: (2 слайд)

  • объяснить, что здоровье человека зависит только от него самого;

  • учить ребят называть признаки здорового и больного человека;

  • познакомить с правилами поведения для сохранения здоровья;

  • рассказать о важном значении природы в сохранении здоровья;

  • познакомить с предметами, которые необходимы для ведения здорового образа жизни;

-коррекционно- развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание учащихся;

  • коррекция мышления;

-воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к здоровому образу жизни.

Наглядность и оборудование:

карточки для письменных заданий, карточки с буквами для введения в тему урока, таблица «Наши помощники».

Ход занятия(3 слайд)

1.Организация учащихся на урок.

Психолого-педагогический настрой.

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ле­нивые восьмерки»

(подготавливает к усвоению знаний, повышает устойчивость вни­мания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза

каждой рукой, а затем повто­рить это движение обеими руками.

Пиктограмма «Выбери свое настроение»: диагностика настроения на начало занятия. (4 слайд)

Ребятам предлагается набор карточек с изображением лиц с разным настроением. Нужно выбрать ту карточку, которой соответствует настроение ребенка в данный момент.

- Ребята, у вас на столе набор карточек с изображением лиц с разным настроением. Вам нужно выбрать ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Курс интегрированных занятийКурс интегрированных занятийКурс интегрированных занятий

Курс интегрированных занятийКурс интегрированных занятийКурс интегрированных занятий


2. Введение в тему. (5 слайд)

-На столе у каждого лежат буквы.

- Дети, составьте из них слово, используя все буквы, но только один раз.

О В З О Ь Р Д Е

-Сегодня мы начинаем путешествие в «Школу здоровья». Что вы представляете или, о чём думаете, когда слышите это слово? (ответы учащихся) (6 слайд)

- Послушайте рассказ.

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми: с самого утра они сидели и читали хорошие книги, решали компьютерные задачи, смотрели передачи для умников по телевизору. Они так увлекались, что забывали сделать зарядку, вовремя поесть, мало бывали на свежем воздухе, не умели играть в мяч, плавать, не любили бегать и ходить по лесу. Правителя очень огорчало, что сыновья ходят, ссутулившись, часто, подолгу, болеют и лекарства, которые им прописали лучшие доктора, не помогают.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют?». Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?». Мудрецы долго совещались и самый старший сказал: «Здоровье человека во многом зависит от него самого, его образа жизни, поведения».Выслушав мудреца правитель решил открыть у себя в стране школу здоровья для всех детей».

-Вот туда-то мы и будем с вами ходить в гости.

-Какие были у правителя дети? Почему так думаете?

- Почему же они болели?

-Кто может помочь человеку не болеть?

3. Основная часть. (7 слайд)

А) Беседа о здоровье.

- Ребята, а как вы себя чувствуете, когда здоровы?

- Когда болеете?

-Как можно по внешнему виду другого человека догадаться, что он болен?

-Каких правил надо придерживаться, если всё же заболели сами?

-Можно пить лекарства, если их не назначил доктор?

- А вы себя считаете здоровым человеком или нет?

Вот сейчас мы это и посмотрим

Тест «Твоё здоровье». (ставьте «+» или «- ») (8 слайд)

1.У меня часто болит голова.

2.У меня часто бывает насморк.

3.У меня чёрные и больные зубы.

4.Иногда болит ухо.

5.У меня нередко болит горло.

6.Каждый год я болею гриппом.

7.Иногда меня тошнит.

8.Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.

9. Если кто-то болеет рядом, то я тоже легко могу заболеть.

-А теперь подсчитайте и напишите, сколько у вас знаков «+»? У кого меньше трёх знаков? Эти дети могут назвать себя здоровыми. Задумайтесь о своем здоровье…

Получен от природы дар -(9 слайд)

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это, не арбуз -

Здоровье. Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

Б) Задание по карточкам. (10 слайд)

- У вас на карточках записаны различные действия. Вычеркните те действия, которые по вашему не способствуют сохранению здоровья.

Каждый день гулять на улице, смотреть долго телевизор, целыми днями читать книги, каждый день чистить зубы, раз в неделю принимать ванну или посещать баню, много играть в подвижные игры, есть много сладкого, пробовать сигареты и пиво, выполнять физкультминутки и зарядку, грызть орехи, поздно ложиться спать.

-А может быть, кто-то сам знает, что ещё надо делать, чтобы сохранить здоровье и меньше болеть?

-Теперь видите, как много надо делать для того, чтобы не болеть.

На других занятиях мы будем более подробно говорить обо всём этом.

-А если кто выполняет вычеркнутые действия, то ему особенно старательно надо заниматься в нашей « Школе здоровья».

В) Беседа « Природа и здоровье». (11 слайд)

-На доске запись с картинками : Солнце, воздух и вода-

Наши лучшие друзья.

- Как понимаете эти строки?

-У здоровья немало верных и добрых помощников. Мы часто и не думаем об этом, а это так? Какую пользу для нас оказывает солнышко?(греет тёплыми лучами ,поднимает настроение).А вода?(пить полезно воду, можно умываться, плавать в воде, чистить зубы, стирать одежду, делать влажную уборку, готовить еду). Любую ли воду можно пить? Какую? Зачем делаем влажную уборку?

- Чем помогает нам воздух? (дышим) Какой воздух полезен? ( чистый) А где надо гулять, чтобы воздух был чистым? (в лесу, парке, саду, горах).

4.Релаксация (физминутка): «Волшебный сон» (12 слайд)

Дети сидят в кругу, ведущий предлагает им взяться за руки и закрыть глаза. Некоторое время дети сидят с закрытыми глазами. Психолог читает:

Глазки закрываются,
Реснички опускаются,
Дышим ровно, глубоко,
Заниматься нам легко.
Глазки открываются,
Реснички поднимаются.

5. Закрепление темы (отгадывание загадок) (13 слайд)

-Ребята не только природа заботиться о нашем здоровье, но человек и сам придумал для себя много помощников. Что это за помощники вы догадаетесь, если отгадаете загадки.

(На доске висят закрытые картинки. Ребята отгадывают загадку, переворачивают картинку и проверяют свой ответ. Картинки открываются под словами - наши помощники).

Гладко, душисто,

Моет чисто.

Нужно, чтобы у каждого было Что это такое? (мыло)

Костяная спинка,

На брюшке щетинка

По частоколу попрыгала

Всю грязь повыгнала (зубная щетка)

В ванной комнате висит, болтается

За него всяк хватается (полотенце)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(расчёска)

6. Подведение итогов. Рефлексия. (14 слайд)

- Где мы сегодня побывали в гостях?

-От кого зависит наше здоровье?

-Что надо делать, чтобы его сберечь?

- Понравилось ли занятие?

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Комфортно ли было тебе на занятии?

7.Пиктограмма «Выбери свое настроение»: диагностика настроения на конец занятия.

Ребятам предлагается набор карточек с изображением лиц с разным настроением. Нужно выбрать ту карточку, которой соответствует настроение ребенка в данный момент.

Курс интегрированных занятийКурс интегрированных занятийКурс интегрированных занятий

Курс интегрированных занятийКурс интегрированных занятийКурс интегрированных занятий


© 2010-2022