Программа элективного курса Азбука общения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №25»

«Психологическая азбука общения»

Адаптированная программа элективного курса

для

8-9 классов

количество часов -34

Автор:

Болохина Л.И., педагог-психолог, высшая квалификационная категория,

МБОУ «СОШ №25»

Рецензент:

Серебрякова Н.В., педагог-психолог, высшая квалификационная категория МБОУ Гимназия»



















Тулун, 2015 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране, подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей образования.

Данный спецкурс поможет ребятам войти в увлекательный и прекрасный мир психологической науки, знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся познакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, приобретут навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных.

Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

В содержании курса «Психологическая азбука общения» основное внимание уделено проблемам общения, его видам, приемам, способам управления чувствами. Особо выделяются темы «Конфликты и их разрешение» и «Оптимизация общения», которые направлены на целесообразное и психологически грамотное поведение человека в острых ситуациях при взаимодействии с другими людьми, что так необходимо в современном обществе.

Большое количество практических занятий, активных форм работы позволяет сформировать «обратную связь» с учащимися, на практике проверить усвоение теоретического материала, а также обеспечивает атмосферу понимания и взаимодействия в учебной группе, формируя сплоченный и дружный коллектив, состоящий из людей, понимающих других и себя.

Актуальность

Необходимость составления подобной программы продиктована запросами учащихся и их родителей, полученными в результате исследований, проведенных за время работы в школе.

Знание основ психологии необходимо для выбора любой профессиональной деятельности, особенно профессии типа «Человек - человек». Помимо того, психология выступает как важный интегрирующий фактор для различных образовательных сфер. Она направлена на решение самых острых в подростковом возрасте проблем: самопознание, построение конструктивного общения и определение профессиональных склонностей.
Новизна курса

Учащиеся осознают себя как личность, учатся рефлексии, эмпатии, грамотному эмоциональному реагированию в разных жизненных ситуациях, учатся вырабатывать собственную позицию, критически перерабатывать информацию, творчески мыслить.
Методологические положения

Используемый в учебном процессе метод проектов, как один из эффективных способов образования, активизирует процесс обучения, закрепляет у учащихся навыки самостоятельной творческой и общественно-полезной деятельности.

В основе программы лежит метод проектов, предполагающий самостоятельную творческую деятельность, формирующую независимое мышление, способность к критическому анализу и переработке полученной информации. Метод проектов подразумевает использование накопительной многобалльной системы оценок - портфолио (набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности). Знания оцениваются по принципу «зачет-незачет», используются игровые методы проверки полученных знаний, умений и навыков.
Исходя из специфики курса (большое количество практических заданий) оптимальное количество учащихся в группе - 12-15 человек, что позволяет вести занятия динамично и предполагает активное участие всех присутствующих.

Доступность учебного пособия, на основе которого построена программа (постоянные переиздания, присутствует в ассортименте практически каждого книжного магазина), позволяет обеспечить каждого учащегося необходимой учебной литературой.
Программа рассчитана на 34 часа: 14 часов теоретических и 20 часов практических занятий, каждая пройденная тема закрепляется и проверяется в последующем практическом занятии.

ЦЕЛЬ КУРСА:


1. Научить психологически грамотному поведению человека в острых ситуациях при взаимодействии с другими людьми, потребности в конструктивном межличностном взаимодействии.

ЗАДАЧИ КУРСА:


1. Повышение уровня психологической грамотности учащихся;

2. Формирование запаса элементарных знаний в области социальной психологии и психологии личности;
3. Развитие творческого мышления учащихся, формирование самостоятельности в выработке собственного мнения, построенного на критически переработанной информации, определении профессиональных склонностей.

Курс учит: общению в различных взаимодействиях, способствует развитию коммуникативных навыков, психологической грамотности, успешному выходу из различных проблемных ситуаций, развитию психических процессов, от которых зависит успешность учебной и командообразующей деятельности.

Изучение курса рассчитано на 34 часа.


Содержание курса:


Раздел 1. «Понятие общения» 4 часа


Общение как понятие.

Общение и его значение. Влияние макро, микросферы на формирование личности. Функции общения.

Тест «Уровень общительности». Типы общения. Правила взаимоотношений. Стороны общения.

Упражнения на развитие навыков общения: «Первое знакомство», «Вывеска».
Общение как обмен информацией. Понятие информации, ее типы. Информированность и информативность.

Упражнения на развитие навыков информативного общения: «Ищем секрет», «Объявление о знакомстве».

Введение в проектную деятельность.


Раздел 2. «Коммуникации и их виды» 8 часов

Процесс коммуникации. Коммуникаторы и реципиенты. Позиции коммуникатора. Коммуникативные барьеры.

Специфические особенности процесса коммуникации.
Игра «Графологи».

Выбор тем проектов, индивидуальная и групповая консультативная работа.
Вербальная коммуникация. Язык как средство передачи информации. Понятие речи. Виды речи.

Тесты: «Оцените свое поведение при разговоре», «Насколько вы общительны».
Игра «Какой я»: взаимооценка и самооценка. Невербальная коммуникация.

Понятие невербальной коммуникации. Виды невербальных средств общения.

Дистанция при общении.

Упражнения: «Навыки невербального поведения», «Тихий разговор», «Фраза по кругу».

Мимика лица. Визуальное общение. Жесты. Поза. Звуки и запахи: характеристики устной речи.

Тест: «Понимаете ли вы друг друга».

Упражнения «Язык без слов», «Фраза по кругу», «Вокальная мимика»
Консультирование по темам проекта.

Мини-тренинг «Понимаете ли вы друг друга».


Раздел 3. «Конструктивное общение» 22 часа


Общение как взаимодействие. Межличностное взаимодействие. Стратегия поведения в процессе сотрудничества.
Упражнения: «Взаимодействие», «Метафора», «Требование». Нормы поведения. Социальный контроль.

Ролевое взаимодействие. Влияние ролей на личность. Ролевые ожидания и ролевой конфликт.

Тест «Как мое «Я» проявляется в общении.
Упражнения «Ролевое общение», «Управление инициативой».
Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие «Социальная перцепция». Факторы восприятия. Установки.

Первое впечатление.

Тест «Как меня воспринимают другие люди».
Социометрическое упражнение «Зеркало». Упражнения «Понял - не понял», «Расставь по ранжиру».

Эффекты восприятия. Стереотип. Упражнения «Казуальная контрибуция», «Тренировка наблюдательности» (на наглядном материале).

Понимание окружающих: идентификация, эмпатия, аттракция. Объяснение поведения окружающих.

Тест «Уровень эмпатии».

Упражнения «На чужом месте», «Монолог с двойником», «Я тебя понимаю».

Конфликты и их разрешение. Понятие конфликта. Типы ограничения контактов. Виды и причины конфликтов, способы их разрешения. Если ты участвуешь в конфликте: правила поведения. Посредничество в конфликте.
Тесты: «Способ реагирования в конфликте», «Уровень конфликтности».
Упражнения «Меня не проведешь», «Наши недостатки», «Неожиданный ответ».
Консультации по темам проекта. Индивидуальные и групповые консультации.

Оптимизация общения. Правила эффективной коммуникации. Подача обратной связи. Успешное уверенное поведение.

Ошибки слушания, как их не допускать. Коррекция ошибок восприятия с опорой на эталоны.

Тест «Обаятельны ли вы».

Упражнения: «Проигрывание роли», «Переориентация», «Комплимент»
Трансактный анализ: его структура. Способы укрепления «Взрослого «Я». Жизненные сценарии. Позиции в трансакции.
Тест «Три моих «Я».

Упражнение «Дискуссия с обратной связью».

Защита проектов по спецкурсу, самооценка и взаимооценка.

Учебно-тематический план

Номер

п/п

Тема

Количество

часов

теория

практика

всего

Раздел №1 «Понятие общения»

2

2

4

1

Общение и его значение. Влияние макро, микросферы на формирование личности. Функции общения.

1

1

2

2

Общение как обмен информацией Понятие информации, ее типы. Информированность и информативность.

1

1

2

Раздел№2 «Коммуникации и их виды»

3

5

8

3

Процесс коммуникации Коммуникаторы и реципиенты. Позиции коммуникатора. Коммуникативные барьеры.

Специфические особенности процесса коммуникации.


1

1

2

4

Вербальная коммуникация Язык как средство передачи информации. Понятие речи. Виды речи.


1

1

2

5

Невербальная коммуникация Понятие невербальной коммуникации. Виды невербальных средств общения.

Дистанция при общении.


1

1

2

6

Мини-тренинг «Понимаете ли вы друг друга».

Консультирование по подготовке проекта

-

2

2

Раздел №3 «Конструктивное общение»


10

13

22

7

Общение как взаимодействие Межличностное взаимодействие. Стратегия поведения в процессе сотрудничества.

Нормы поведения. Социальный контроль. Ролевое взаимодействие. Влияние ролей на личность. Ролевые ожидания и ролевой

конфликт.

Упражнения «Ролевое общение», «Управление инициативой»

2

2

4

8

Общение как восприятие людьми друг друга Понятие «Социальная перцепция». Факторы восприятия. Установки.

Первое впечатление.


Эффекты восприятия. Стереотип. Упражнения «Казуальная контрибуция», «Тренировка наблюдательности»

(на наглядном материале)


Понимание окружающих: идентификащия, эмпатия, аттракция. Объяснение поведения окружающих.


3

3

6

9

Конфликты и их разрешение. Понятие конфликта. Типы ограничения контактов. Виды и причины конфликтов,

способы их разрешения. Если ты участвуешь в конфликте: правила поведения. Посредничество в конфликте.


2

2

4

10

Мини-тренинг «Понимаете ли вы друг друга».

«Социальная перцепция»

Консультирование по подготовке проекта

-

2

2

11

11 Оптимизация общения Правила эффективной коммуникации. Подача обратной связи. Успешное уверенное поведение.

Ошибки слушания, как их не допускать. Коррекция ошибок восприятия с опорой на эталоны.

Трансактный анализ: его структура. Способы укрепления «Взрослого «Я». Жизненные сценарии. Позиции в трансакции.


1

2

3

12

Защита проектов по спецкурсу

Подведение итогов; самооценка и взаимооценка

-

3

3

Итого

34ч

Ожидаемые результаты обучения

1.Знания основных терминов и понятий курса;
2. Приобретение коммуникативных умений, способности к рефлексии, саморегуляции;
3. Умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности (метод проектов);
4. Умение определить собственные профессиональные склонности и способности и использовать полученные знания при выборе дальнейшего жизненного пути.
5. Умение продуктивно работать в коллективе, выступая при этом активным участником процесса.




Методы и приемы обучения

Предъявление материала:

  • ситуативность;

  • объяснение;

  • слушание, анализ, рефлексия.

Тренировка:

  • проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на вопросы, «правильно - неправильно»,

  • закончить предложения, множественный выбор

  • и т. д.;

  • парная или групповая работа.

Практика:

  • моделирование заданной ситуации;

  • работа в тренинге;

  • проектная работа;

  • презентация, обсуждение, проведение интервью или экспресс-опроса;

  • работа в виде сказки, письма, статьи.

Формы контроля

-тесты;

  • проекты;

  • ролевые игры.

Критерии оценок

Оценки за выполнение требований:

До 50 % - «не зачтено»;

50%- 100% - «зачтено».

Сообщения должны соответствовать заданной тематике, быть логично построенными и содержать аргументированные высказывания и личную точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Тесты:

1. «Уровень общительности»
2. «Оцените свое поведение при разговоре»
3. «Насколько вы общительны»
4. «Понимаете ли вы друг друга»
5. «Как мое «Я» проявляется в общении»
6. «Как меня воспринимают другие люди»
7. «Уровень эмпатии»
8. «Способ реагирования в конфликте»
9. «Уровень конфликтности»
10. «Обаятельны ли вы»
11. «Три моих «Я»
12. «Определение социальной направленности личности»

(По Д.Голланду)

Упражнения:
1. «Первое знакомство»
2. «Вывеска»
3. «Ищем секрет»
4. «Объявление о знакомстве»
5. «Графологи»
6. «Какой я»
7. «Навыки невербального поведения»
8. «Тихий разговор»
9. «Фраза по кругу»
10. «Язык без слов»
11. «Вокальная мимика»
12. «Взаимодействие»
13. «Метафора»
14. «Требование»
15. «Ролевое общение»
16. «Управление инициативой»
17. «Зеркало»
18. «Понял - не понял»
19. «Расставь по ранжиру»
20. «Казуальная контрибуция»
21. « Тренировка наблюдательности»: используются фотографии незнакомых людей
22. « На чужом месте»
23. « Монолог с двойником»
24. « Я тебя понимаю»
25. « Меня не проведешь»
26. « Наши недостатки»
27. « Неожиданный ответ»
28. « Проигрывание роли»
29. « Переориентация»
30. « Комплимент»
31. «Дискуссия с обратной связью»




ОБРАЗЕЦ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Тема проекта выбирается по принципу социально полезной значимости, желательно из материала, который изучался в курсе

«Психологии общения» недостаточно подробно. Объективно возможны темы проектов, касающиеся профессиональной ориентации:

социальных типов и их профессиональной реализации, трудностей, связанных с выбором профессии, с устройством на работу,

с адаптацией на рабочем месте и пр.
Исследовательская работа ведется в течение года под руководством педагога-психолога. Проект может быть как индивидуальным,

так и групповым (предпочтительна группа из 3 - 4 человек). Очень важна практическая сторона проекта: учащиеся должны

осознавать, что их работа дает конкретные результаты и приносит пользу не только изучающим данную тему. Поэтому результаты

работы над проектом представляются в конце курса как аналитическая справка на заседании «Круглого стола», выступление на родительском собрании (к примеру, результаты исследования учащихся), наглядный материал: информационный стенд -

«Психологический уголок», инсценировка психологических ситуаций и т.п.
Результаты исследовательской деятельности учащихся оформляются в портфолио, которое может включать в себя проекты и

планы выступлений, листы наблюдения, работы, проведенные с применением специальных методик, домашние работы, схемы,

рисунки, таблицы, отчеты, самооценку и рефлексию и т.п. Каждый учащийся творчески оформляет обложку собственного

портфолио, которая должна отражать его личность и интересы, составляет оглавление, которое соответствует содержанию,

ставит перед собой цель собственной исследовательской деятельности, в конце - резюмирует, давая оценку полученным результатам, планирует тему будущих исследований.

Предполагаемый план работы над проектом:

1. Тема: «Уверенное поведение на собеседовании при устройстве на работу»
2. Консультации с преподавателем: выработка плана работы, представление учащимся черновой работы над проектом,

совместный выбор направления и возможных методов исследований (тестирование, интервьюирование, анкетирование и т.п.)
3.Сбор материалов на выбранную тему: изучение специальной литературы, периодики, информации из сети internet.
4.Проведение и оформление практической части проекта (под наблюдением педагога-психолога).
5.Защита проекта: выступление на тематическом классном часе «Я устраиваюсь на работу», может быть как в форме доклада,

так и в игровой форме.
6. Итоговое занятие: представление портфолио, групповое обсуждение проведенной работы, саморефлексия.


РЕЦЕНЗИЯ

на адаптированную программу элективного курса

«Психологическая азбука общения

Болохиной Любови Иннокентьевны.

Представленная к рецензированию программа содержит:

  • Пояснительную записку с описанием актуальности, целей, задач и особенностей курса;

  • Описание ожидаемых результатов обучения;

  • Тематическое планирование с распределением учебных часов;

  • Ожидаемый результат;

  • Методы и приёмы обучения;

  • Формы контроля, виды практической деятельности учащихся.

Предлагаемый элективный курс, несомненно, актуален. Он помогает учащимся раскрыть психологические особенности своей личности, подготовить школьников к осознанному общению, расширить психологические знания, определить свои возможности, способности и интересы, сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в современных социально-экономических условиях, обучить планированию конструктивного общения.

Предложенные для работы тесты, упражнения доступны для выполнения обучающимися 8 - ых классов. Курс рассчитан на 34 часа.

Содержание программы соответствует целям и задачам курса.

Рецензент: Педагог - психолог гимназии

высшей квалификационной категории

Серебрякова Н.В.









© 2010-2022