Программа занятий с учащимися 5 класса по внеурочной деятельности Успешный ученик

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальный образовательный округ Симферополь

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Принято педагогическим советом

Протокол № _________

от «____»___________20 г.




Утверждаю:

Директор МБОУ «Школа-

лицей №3 им. А.С. Макаренко»

_______________ Е.А.Гордиенко

Приказ №_________от

«____»___________2015г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Успешный ученик»



Для 5 класса

на 2015/2016 учебный год




Разработчик программы:

педагог-психолог Анюхина Ирина Антоновна , высшая квалификационная категория








г. Симферополь 2015 год

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Структура изучения

3. Содержание рабочей программы.

4. Учебно-тематический план.

5. Требования к подготовке и предполагаемые результаты.

6. Календарно-тематический план (приложение к рабочей программе).

7. Литература


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Успешный ученик» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Успешный ученик» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории, культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, программа «Успешный ученик» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение любого учебного материала в окружающей жизни. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как литература (создание мини- рассказа, сочинение сказки), математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Успешный ученик» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка, так как Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

- познание людьми друг друга.

Программа внеурочной деятельности «Успешный ученик» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее - это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности - проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:

- обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

- благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

- вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

Основные мотивы общения:

- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

- потребность в активной деятельности;

- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Цель и задачи курса:

1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

Формы занятий:

- тренинги (коммуникативные, поведенческие),

- этические беседы,

- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

- дебаты,

- тематические диспуты,

- проблемно-ценностные дискуссии,

Методы:

- проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

- упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

- поведенческий тренинг,

- лекции с обратной связью,

- психологические игры,

- решение коммуникативных речевых задач,

- работа в парах,

- метод интервью,

- проблемное обучение.

2. Структура занятия

  1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.

  2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать подростков, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

  3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учётом утомления детей). Количество игр и упражнений индивидуально в каждом занятии.

  4. Рефлексия занятия - оценка занятия. Арттерапевтические приемы ( дерево настроения), беседа.
    Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

  5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.

Принципы проведения

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования. Выбор и инициатива принадлежат подросткам. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из неё предметы.

Оборудование: Магнитофон и аудиокассеты, компьютер, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.) видеомагнитофон и видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, небольшие сувениры для поощрений, награждений, скотч, клей, набор трафаретов мандал, ватманы.


  1. Содержание программы

Раздел 1. Развитие эмоций - 9 часов

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приёмам ауторелаксации.

Раздел 2. Социальное доверие. Коррекция тревожности. - 6 часов

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Раздел 3. Гармонизация личности. Адекватная самооценка - 8 часов

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение

Раздел 4. Снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения - 11 часов

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать своё поведение; регулировать поведение в коллективе.

Структура каждого занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание (2 - 3 упражнения), рефлексию (вербально, в рисунках ), ритуал прощания.

Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.


  1. Учебно-тематический план.

Раздел

Тема

Количество часов

1

Развитие эмоций

9

1.1

Знакомство

1.2

Что значит мое имя?

1.3

Автопортрет. Рисунок семьи.

1.4

Комфорт и дискомфорт

1.5

Подарки

1.6

Релаксация: с чем ее едят?

1.7

Метаморфозы (перевоплощения в других, угадай эмоцию)

1.8

Мое настроение

1.9

Мандала настроения

2

Социальное доверие. Коррекция тревожности.

6

2.1

Что такое доверие? Цветик-семицветик, падают на руки, слепой и поводырь

2.2

В центре внимания (горячий стул, подарок на день рождения)

2.3.

Наши страхи

2.4

Я больше не боюсь!

2.5

Необитаемый остров

2.6

Игра « земляне-инопланетяне»

3

Гармонизация личности. Адекватная самооценка

8

3.1.

Мой характер

3.2

В мире моих эмоций…

3.3

Что такое самооценка?

3.4

Общая история

3.5

Волшебный лес

3.6

Что такое успех?

3.7

Лесенка успеха

3.8

Образ успешного ученика (создание общего коллажа)

4

Снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения

11

4.1

Мальчики-девочки

4.2

Встреча

4.3

Мирись-мирись и больше не дерись!

4.4

Правила дружбы

4.5

Общение и его виды

4.6

Школа злословия

4.7

Поговорим о главном…

4.8

Зеркала (рисунки в трех зеркалах)

4.9

Путаница (умение работать в команде - исп телефон, австр дождь и т.д.)

4.10

Маленькая страна (создание страны с правилами в группах)

4.11

Итоговое занятие. Тестирование, анкетирование.

Итого часов в программе:

34


  1. Требования к подготовке и предполагаемые результаты.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым знаниям, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования окружающего мира

- адекватное понимания причин успешности / неуспешности своей деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности деятельности;


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя и ровесников;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о способах выражения своего мнения, умения отстаивать свои интересы

- Использовать ранее изученные приемы общения в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается, ценить традиции своего класса, своей школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Предполагаемая результативность курса

В основе реализации программы внеурочной деятельности «Успешный ученик» лежит деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

- формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

- развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной деятельности.

Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа - это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Хорошо организованная беседа - это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно - разные сценарии развития коммуникации.

В рамках этической беседы основной канал общения - педагог и подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого - обмен детей непродолжительными репликами).

Дебаты - это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня - формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон - убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня - получению подростками опыта социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии - запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.

Проблемно-ценностная дискуссия - групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.

1.Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).

2. Реализуемая педагогом проблема должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.

3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблемы в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая - позиционная.

4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.

Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, осмысление проблемы, коммуникацию, рефлексию.


  1. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Необходимые материалы

Дата

Раздел 1. Развитие эмоций

1

Знакомство

Цветная бумага, ножницы, клей.

09

2

Что значит мое имя?

Цветная бумага, ножницы, клей, скрепка.

09

3

Автопортрет. Рисунок семьи.

Цветная бумага, ножницы, клей.

09

4

Комфорт и дискомфорт

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

09

5

Подарки

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

10

6

Релаксация: с чем ее едят?

Газеты, клей, ножницы

10

7

Метаморфозы (перевоплощения в других, угадай эмоцию)

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

10

8

Мое настроение

Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, карандаши, скотч

11

9

Мандала настроения

Бумага, карандаши, скотч, ножницы

11

Раздел 2. Социальное доверие. Коррекция тревожности.

10

Что такое доверие? Цветик-семицветик, падают на руки, слепой и поводырь

Бумага, карандаши, скотч, ножницы

11

11

В центре внимания (горячий стул, подарок на день рождения)

Бумага, карандаши, скотч, ножницы

11

12

Наши страхи

Бумага, карандаши, скотч, ножницы

12

13

Я больше не боюсь!

Бумага, карандаши, скотч, ножницы

12

14

Необитаемый остров

Бумага, карандаши, скотч, ножницы

12

15

Игра « земляне-инопланетяне»

Бумага, карандаши, скотч, ножницы

12

Раздел 3. Гармонизация личности. Адекватная самооценка

16

Мой характер

Бумага, карандаши, скотч, ножницы

01

17

В мире моих эмоций…

Бумага, карандаши, скотч, ножницы

01

18

Что такое самооценка?

Презентация, бумага, карандаши

01

19

Общая история

Клубок ниток

02

20

Волшебный лес

Презентация, бумага, карандаши

02

21

Что такое успех?

Презентация, бумага, карандаши

02

22

Лесенка успеха

Презентация, бумага, карандаши

02

23

Образ успешного ученика (создание общего коллажа)

Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, карандаши, скотч

03

Раздел 4. Снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.

24

Мальчики-девочки

Презентация, бумага, карандаши

03

25

Встреча

Презентация, бумага, карандаши

03

26

Мирись-мирись и больше не дерись!

Пластиковые бутылки, карандаши, клей ПВА, ножницы.

03

27

Правила дружбы

Презентация, бумага, карандаши

04

28

Общение и его виды

Презентация, бумага, карандаши

04

29

Школа злословия

Презентация

04

30

Поговорим о главном…

Презентация, бумага, карандаши

04

31

Зеркала (рисунки в трех зеркалах)

Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, карандаши, скотч

05

32

Путаница (умение работать в команде - исп телефон, австр дождь и т.д.)

Цветная бумага, клей, ножницы

05

33

Маленькая страна (создание страны с правилами в группах)

Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, ватманы, скотч

05

34

Итоговое занятие. Тестирование, анкетирование.

Организация выставки работ учащихся

05


  1. Литература и информационно-методическое обеспечение

Печатные пособия

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008- 214с..

  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: "ЛИТУР", 2011. - 192с.

  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001- 116с.

  4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003- 58 с.

  5. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. - М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО - проект.

  6. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. - 116с.

  7. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.

  8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

  9. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003. - 40с.: Ил.

  10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2008. - 160с.

  11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 453 с. - (Стандарты второго поколения).

  12. Примерные программы по всем предметам Редактор И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

  13. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники - И.В. Вачков. Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.

  14. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - Генезис, М., 2009.

  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения

  16. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

Оборудование

Компьютер.


© 2010-2022