- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конультация для родителей на тему Ребёнок с СДВГ, имеющий нарушение слуха
Конультация для родителей на тему Ребёнок с СДВГ, имеющий нарушение слуха
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скотникова А.А. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Консультация для родителей на тему «Ребёнок с СДВГ».
Цель: - психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната 1 вида.
Задачи: ать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциях, их влиянии на общение, дать советы и рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для общения.
привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
- оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
- научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?
- ознакомление родителей с рекомендациями на следующие темы:
«Краткое о СДВГ»,«Как помочь гиперактивному ребёнку?»,«Ошибки родителей в воспитании гиперактивного ребёнка»,« Скорая помощь при работе с гиперактиным ребёнком», « Особенности общения слышащего родителя с глухим ребёнком».
Место проведения консультации: кабинет педагога-психолога специальной (коррекционной) школы-интерната 1вида (для глухих детей).
План консультации.
-
Встреча педагога-психолога с родителями ребёнка с СДВГ.
-
Слово педагога-психолога о проблеме «Особенности поведения гиперактивного ребёнка в учебно-воспитательном процессе.
-
Консультация.
Темы: краткое о СДВГ.
памятка называется «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ?»,
ошибки родителей, к которым относится следующее:
памятка «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ (в воспитании) С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ».
Об общении слышащих родителей с глухим ребёнком.
-
Обратная связь.
-
«До следующей встречи!».
Ход консультации.
1. Встреча педагога-психолога с родителями ребёнка с СДВГ.
-Здравствуйте, …. Меня зовут…..
- Я, педагог-психолог хожу в 0 (подготовительный) класс. Оказываю психологическую помощь ребёнку и педагогам в адаптации будущего первоклассника. Провожу диагностическую и коррекционно-розвивающую работу. Играю и общаюсь…
2. Слово педагога-психолога о проблеме «Особенности поведения гиперактивного ребёнка в учебно-воспитательном процессе».
- Хочется с Вами поговорить о Вашем ребенке. Озорничает, смеется. У него есть способности к математике .Он шустрый мальчик, схватывает на лету, но иногда забывает. После многократного повторения он запоминает постепенно… Играет, рисует, пишет..
- Есть проблема, о которой мы будем беседовать и обсуждать.
- Выявлено во время наблюдений, уроков и занятий за Вашим ребёнком в 0 классе:
-
Он в коллективе сильно отвлекается, на уроках и занятиях привлекает к себе внимание;
-
на уроках и занятиях он может встать без разрешения взрослых и начать играть с товарищами;
-
в профилактической беседе с ним выяснилось, что Дима слабо осознает собственные цели обучения. Ему нравится в школе только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности). Ему нужно помочь, чтобы Дима осознал, что уроки -это учёба, получение знаний, соблюдение и выполнение правила для учащихся;
-
по заданию и просьбе педагогов, например, написать нужные слова в тетради или дописать красиво букву Р, он дольше всех выполняет, заканчивает задание последним, редко бывает первым в классе. Он выполняет учебные задания часто по принуждению взрослых, задания выполняет очень долго. Вывод: слабо понимает, что нужно ему действовать быстрее и по принципу "сделал - свободен".
-
В классном коллективе дети ссорятся и мирятся. В ссоре чаще всего виноваты сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс. По наблюдениям можно отметить, что у него не хватает качества умение признавать свои ошибки. Извиняется после объяснения взрослых. Вывод: пора принимать в семейном воспитании меры с целью приучить малыша признавать свои ошибки.
-
Иногда проявляет признаки агрессивности по отношению к сверстникам и обидчивость, плаксивость.
-
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
-
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
-
Отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
-
С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
-
Консультация.
- Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.
- Ваш ребёнок с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
- Поэтому приведу краткое о СДВГ.
Дети с СДВГ любопытны, но не любознательны. Они всё смотрят, слушают, трогают и пробуют, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимые действия. Знания, представления и умозаключения таких детей поверхностны. Понимание предметов и явлений также поверхностное, представления о социальных и межличностных отношениях довольно упрощенные. Это происходит потому, что извечное детское "почему" удовлетворяется первыми сказанными словами и достаточно общим восприятием происходящего вокруг. Здесь опять все-таки дело не только в чрезмерной активности ребёнка, но также в его невнимательности.
Ребёнок СДВГ не вникает в суть явлений, не подмечает деталей и не учитывает их в восприятии целого предмета или явления. Таким образом, такое важное свойство личности как внимательность, не формируется или формируется очень медленно.
Внимательный человек глубже понимает то, что происходит вокруг и глубже чувствует и переживает свой личный опыт. Внимательность надо развивать с раннего детства, а не надеяться на то, что ребёнок перерастёт и с возрастом всё пройдёт.
Без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения.
- Отдаю Вам «Памятку родителям», чей ребёнок страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Это распространенное нарушение. Ребёнок с СДВГ непоседлив, невнимателен, гиперактивен. Он доставляет много хлопот не только своим родителям, но и педагогам..
- Эта памятка называется «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ?», чтобы дома
-
Соблюдай режим дня, у ребёнка должно быть достаточно времени на сон и прогулки.
-
Рацион ребёнка с СДВГ должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага).
-
Ребёнок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми.
-
Вашему ребёнку рекомендованы спортивные занятия. Также физкультминутки. Давайте ребёнку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
-
Сходите к врачу-невропатологу. Есть курс по лечению и профилактике СДВГ.
-
Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это нужно для снижения гиперактивности и улучшения внимания. Объясняйте ребёнку своё решение.
-
Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
-
Работайте с ребёнком в начале дня, а не вечером. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.
-
Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребёнка чувство успеха.
-
Используйте во время занятий, когда ребёнок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
-
Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
-
Договаривайтесь с ребёнком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребёнком в музей, театр или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать её, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...» и т. д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно обменивать на приз(конфету, игрушку и т. д.). если ребёнок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
-
Хвалите ребёнка каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
-
Оставайтесь спокойным родителем. Нет хладнокровия - нет преимущества.
- Воспитание ребёнка с СДВГ - тяжелый труд. Вы сильно облегчите себе задачу, если обратитесь для лечения СДВГ к врачу-невропатологу, чтобы пройти курс.
- Гиперактивные дети требуют особого подхода со стороны педагогов и родителей в обучении и воспитании. Иногда есть в воспитании ошибки родителей, к которым относится следующее:
-
Жесткие меры с непослушанием.
-
Усиление дисциплинарных способов воздействия.
-
Наказания за малейший поступок.
-
Непреклонная система запретов.
-
Постоянные окрики, замечания, нотации.
-
Предоставление полной свободы действий.
- Помните, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его.
- Предлагается памятка «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ (в воспитании) С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ».
-
Отвлечь ребёнка от его капризов.
-
Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
-
Задать неожиданный вопрос.
-
Отреагировать неожиданным для ребёнка способом (повторить за ним его действия).
-
Не приказывать, а просить.
-
Выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
-
Автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
-
Сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
-
Оставить в комнате одного.
- Напоследок хочется сказать о главном. Об общении слышащих родителей с глухим ребёнком.
- Первое. Научитесь говорить с ребенком с нарушением слуха в устно-дактильной форме речи. Дактильная азбука (см.приложение №1) напечатана в «Букваре» для школы для глухих детей. Эта книга есть у каждого обучющегося подготовительного класса. Дома потренируйся в общении со своим ребёнком. Он научит Вас дактилированию. Это очень важный момент в жизни глухого ребёнка. Всегда поддерживайте стремление ребёнка к общению со слышащими родителями и со сверстниками.
- Обращайтесь к ребёнку словесной речью устно-дактильно и не принимайте от него никаких мимических сообщений, всячески побуждая его к высказываниям разговорного типа.
- Чаще сами обращайтесь к ребёнку с вопросами, сообщениями, побуждайте его к тому же.
- Используйте любую возможность для разговора на различные темы. Не сердитесь на ребёнка, если он неправильно произносит слова.
- Доброжелательно, спокойно помогите ему.
- Если ребёнок не знает, как сказать то или иное слово, подскажите ему, заставьте повторить сказанное правильно.
- Если гиперактивный ребенок с нарушением слуха не научился общаться со взрослыми, то это приведет к проблемам поведения и о
- Будьте терпеливы при общении с ним. В преодолении недостатков, которые есть у Вашего сына, многое зависит от вас самих, вашей воли, упорства.
- Второе. В одной медицинской брошюре написано; успех в реабилитации ребёнка-инвалида на 80% зависит от усилий родителей. На наш взгляд, это похоже на истину. Целенаправленные действия семьи вкупе с компенсаторными возможностями ребёнка действительно могут дать значительный результат. Значит, семья может все.
-
Обратная связь.
-
«До следующей встречи!».
Литература:
-
Дефектологический словарь, М, 1998, под редакцией Пузанова Б.Д.
-
Журнал «Ваш ребёнок», №2, 2003, стр.17-19, статья «Непослушный ребёнок. Каприз или болезнь», детский невролог Буркова А.С.
-
Практическая психология для родителей, М, 2001, под редакцией Баркановой, статья « Он - вихрь, ураган, пожар», стр. 170-175.
-
Статьи «Гиперактивные дети», Левицкая Ю.Л., детский психолог НИРО, 2012.
Интернет-ресурсы.
nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2013/12/17/buklet-pamyatka-dlya-roditeley-glukhogo-rebenka. Буклет-памятка для родителей глухого ребенка "Пойми меня, мама!"
multiurok.ru/marinapopova/files/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-gipieraktivnyi-riebienok.html Сайт Мультиурок. Консультация для родителей « Гиперактивный ребёнок».
Приложение № 1. Дактильная азбука.