Психологическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

В данной статье  предлагается описание    психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении, рассматривается система работы психолога в направлениях со всеми участниками педагогического процесса. Потребность в инновации возникает при необходимости, разрешить какую-то проблему. В данной статье рассматриваются проблемы психологического здоровья детей, благополучия взаимодействия семьи и ДОУ, эффективное взаимодействие педагогических работников в системе раб...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение

инновационной деятельности в дошкольном учреждении.


Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст - чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.

Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Потому и возникает необходимость в инновационной деятельности.

Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Для инновации характерна специальная организация и психологическое сопровождение. Специальная организация включает в себя творческий, инновационный потенциал всех работников дошкольного учреждения. Психологическое сопровождение инновации охватывает все виды деятельности психолога. Потребность в инновации, а, следовательно, в психологическом сопровождении, возникает при необходимости разрешить какую-то проблему. Результатом работы является возможность дошкольников получать индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.

Главная цель работы педагога-психолога в условиях инновационной деятельности - сохранение и укрепление психологического здоровья детей в ДОУ, способствование гармоничного развития личности. Основной задачей психологического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении, является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении. Психическое здоровье, включающее в себя развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой деятельности, имеет среди составляющих коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития и психопрофилактическую работу, изучение семьи каждого ребенка.

Психологическое здоровье ребенка включает в себя: осознанность, осмысленность ребенком самого себя, своей жизни в мире; полнота переживания и проживания настоящего; способность сделать наилучший выбор в конкретных ситуациях и в жизни в целом; чувство свободы. Жизнь в согласии с самим собой, как состояние осознания, следования своим главным интересам; ощущение собственной дееспособности «Я могу»; социальный интерес, постоянное внимание к людям; состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический настрой.

Как следствие всех перечисленных качеств, можно выделились характеристики психологически здоровой личности ребенка в условиях инновации: умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, хорошо развитая рефлексия, принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание возможностей, принятие других людей, осознание ценности каждого, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации.

Сейчас в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений. Все инновации нуждаются в психологическом сопровождении. Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Для инноваций не обязательна организация строгой экспериментальной проверки. Тем не менее, инновационная деятельность не может существовать, а тем более развиваться стихийно, она требует специальной организации. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников нашего дошкольного учреждения. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Эти качества могут меняться под влиянием достижений науки и потребностей общества. Поэтому одной из задач педагога-психолога, при реализации инновационных подходов является определение личностно-профессиональных качеств педагогов: мотив педагогической деятельности; отношение детей и родителей; моральные правила; коммуникабельность и профессионализм. При отношении к педагогу детей и родителей на первое место выделяются: любовь и уважение. Также важно изучить мотивационный и практический компоненты в формировании инновационного сотрудничества педагога с семьей.

Информативно проводить мониторинг не только профессионально-личностных качеств педагогов, но и составлять нравственно-этический портрет помощников воспитателей. Можно выделить такие компоненты, как: личностно - ориентированное взаимодействие с детьми; выполнение санитарно-гигиенических норм; помощь педагогам и т.д.
В дошкольном учреждении психологическое сопровождение инновационной деятельности приобрело системный характер: используются не только общеобразовательные программы, но также авторские технологии специалистов, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, запросы его семьи и социума. Психологическое сопровождение данных программ позволяет обеспечить полноценность воспитательно-образовательного процесса, взаимодополняя обучающие критерии на разных возрастах.

Со всеми этими программами важно познакомить и родителей при поступлении в дошкольное учреждение и дальнейшем его посещении. Просветительская работа помогает более полно выявить факторы отношения родителей к детскому саду, такие как: роль детского сада в воспитании детей; роль родителей в жизни сада; причины и поводы обращения родителей к воспитателям и специалистам; наиболее эффективные формы работы детского сада с родителями.

Например, при выявлении ведущей роли в воспитании детей поровну занимают семья и детский сад. Среди причин обращения к психологу выявлены такие как, физиологические проблемы: аппетит, сон; педагогические: поведение ребенка, успехи на занятиях, вопросы по воспитанию ребенка, взаимодействие с детьми и взрослыми, желание поделиться успехами ребенка. Среди эффективных форм работы наибольшее процентное соотношение у: индивидуальных бесед и консультаций.

Исходя из характеристики психологически здоровой личности каждого дошкольника, учитываются такие факторы как отношение ребенка к дошкольному учреждению, отношение родителей к детскому саду и др. Например, основной функцией дошкольного учреждения, родители считают развитие коммуникации у ребенка, общение со сверстниками и подготовка к поступлению в школу. При выявлении трудностей в воспитании ребенка на 1 месте стоит отсутствие свободного времени у родителей. Поскольку родители считают себя педагогически грамотными, они чаще всего получают знания из общения с педагогами и чтения специальной педагогической литературы, просмотра специальных телепередач.

Потребность в инновации возникает при необходимости, разрешить какую-то проблему: например, как развивать эмоционально - волевую сферу дошкольников с задержкой развития? Возникающие проблемы видны из различного вида диагностик, как психологических (которые показывают уровень развития интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой и игровой деятельности дошкольников); педагогических (которые показывают уровень владения знаниями, умениями, навыками), а также из форм работы с родителями.

Дошкольное учреждение занимается разработкой инноваций, работает в режиме развития. Все изменения происходят не хаотично, а прогнозируются на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Эта работа обеспечивается благодаря координации в работе специалистов, педагогов, родителей. Координация в работе педагога-психолога, специалистов, педагогов, родителей может осуществляться в консультациях, беседах, планах, т.е. при внедрении инноваций в работу дошкольного учреждения происходит координация в работе всех специалистов.

Психологическое сопровождение ребенка в условиях инновационной деятельности включает в себя: запрос родителей или педагогов, специалистов, подбор диагностических методик, диагностики развития детей, консультирование и последующие виды работ. При введении инноваций вводится режим самоконтроля, самооценки, и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психолог наблюдает за психическим развитием детей, проводя диагностику 2 раза в год и по запросу). Для разрешения возникающих трудностей в работе с проблемными детьми в ДОУ постоянно функционирует медико-психолого-педагогическая служба. Медико-психолого-педагогическая служба включает в себя следующие блоки: психологический, медицинский, логопедический, педагогический. Несомненно, то, что если в дошкольном учреждении осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и семьи неотъемлемыми участниками медико-психолого-педагогического консилиума являются родители. Формы работы педагога-психолога, через которые осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие: диагностика психического развития детей, профилактика отклонений психического развития, разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки на ребенка с учетом психофизических особенностей.

Поскольку основной функцией ДОУ является целенаправленная социализация личности ребенка, введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения, то для отслеживания результатов данной работы в дошкольном учреждении создана инновационная «Модель выпускника дошкольного учреждения». Она охватывает все стороны развития психически здоровой и гармонично развитой личности дошкольника. Данная модель показывает тот путь, вектор по которому нужно двигаться к запланированному результату. Психологическое сопровождение инновационной деятельности находит наиболее яркое отражение в социально-личностном направлении для отслеживания эффективности, результативности развития спрогнозированной «Модели выпускника».

Для обеспечения психологического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении созданы уголки уединения, эмоциональные уголки и т.д., которые способствуют профилактике тех или иных отклонений личностного развития ребенка. Создание и внедрение различного вида инноваций, порождающих значимые изменения в работе дошкольного учреждения при достижении конкретных целей и задач, происходит на основе примерных Критериев государственного образовательного стандарта и Конвенции по охране прав детства.

Таким образом, психологическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации права ДОУ на инновационную деятельность. Дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательно-образовательную работу, создает условия для сохранения психологического и физического здоровья детей при переходе к школьному обучению.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.


© 2010-2022