Программа факультатива «Путь в неизведанное» (исследовательская деятельность)

В разработке представлены программа факультатива по развитию исследовательских способностей учащихся (первый год обучения), сценарии занятий, презентации к занятиям, материалы по реализации программы. Программа составлена с учетом методического пособия Савенкова А.И. "Путь в неизведанное". Цель занятий: формирование специальных знаний, развитие общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.   Дети, обучающиеся по программе, занимают призовые места в школьных и районных исследова...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт. Троицко-Печорск

Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников



Программа формирования и развития исследовательских способностей


Номинация: современные подходы в обучении

(внеурочная деятельность)

Савиных Ольга Сергеевна, педагог-психолог,

МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск

пгт. Троицко-Печорск

2014 г.


Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………….

с. 3

Цель и задачи программы ……………………………………………

с. 5

Принципы программы ……………………………………………….

с. 5

Ключевые понятия ……………………………………………………

с. 6

Особенности программы ……………………………………………..

с. 7

Прогнозируемые результаты ………………………………………...

с. 9

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

с. 11

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования …………………………………………………….

с. 14

Тематическое планирование курса …………………………………..

с. 15

Литература …………………………………………………………….

с. 20

Результативность программы ………………………………………..

с. 21

Основные выводы по реализации программы ……………………...

с. 23

Приложения …………………………………………………………..

с. 24

Пояснительная записка

Не стоит преследовать цели, которые легко достичь. Стоит нацеливаться на то, что удается сделать с трудом, приложив немалые усилия. Альберт Эйнштейн

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования большое значение придается приобщению талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ как благоприятных условий для самообразования и профессиональной ориентации учащихся. Исследовательская деятельность рассматривается как самостоятельный компонент образовательно-воспи­тательного процесса в учебном заведении, основывается на базовом образовании средней школы, на­правлена на получение первичных научных и профессиональных знаний и умений; способствует формированию научного мировоззрения.

Научно-исследовательская деятельность на­правлена на обучение, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познава­тельной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления и позволяет раз­вить у детей умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономи­ческих, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. Задача этой работы - подготовить школьников к исследовательской дея­тельности в высшем учебном заведении. Сверхзадача - сформи­ровать социально-активную жизненную позицию, которая позволит молодому человеку свою поисковую активность сделать фундаментом жизни,

Формирование исследовательских навыков рассматривается методистами многих учебных предметов, особенно естественного цикла наук, но в большинстве случаев сводится к эмпирическим исследованиям (умение проводить наблюдение, эксперимент), в то время как исследование должно пониматься в более широком смысле. Так, например, недостаточно внимания уделяется развитию умения видеть и вычленять проблему, задавать вопросы, отставать свою точку зрения и т.п.

Из выше сказанного становится понятным, что в школе необходим метапредмет, который позволит в системе формировать исследовательские навыки и умения, исследовательское поведение школьников и разгрузит учителей-предметников, которые в учебной деятельности смогут применять полученные учащимися на факультативе умения и навыки. В связи с этим необходима разработка и внедрение в образовательную деятельность адаптированных к конкретным условиям школы и возрасту учащихся программ для обучения школьников методам и приемам исследовательского поиска, исследовательской мыследеятельности.

Известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, но можно находить их и самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных наблюдений, опытов и экспериментов, обычно самые прочные. Чтобы научиться этому, надо овладеть техникой исследовательского поиска.

Организационным механизмом реализации исследовательской деятельности является программа факультатива «Путь в неизведанное».

Организованная факультативно систематическая исследовательская деятельность позволяет педагогам развить у детей в соответствии с их возрастом умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области; навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, устанавливать контакты с людьми, использовать анкеты, опросники, проводить их анализ; организовывать наблюдения, самостоятельно применять научные методики, приборы и оборудование; проводить опыты и эксперименты.

Программа факультатива «Путь в неизведанное» составлена с учетом одноименного методического пособия для школьных психологов автора Савенкова А.И. [3] В пособии даны рекомендации по разработке программы обучения. В комплект методического пособия входит рабочая тетрадь для учащихся, которую можно приобрести через сеть магазинов. Я адаптировала рабочую тетрадь под свой курс и готовила для детей рабочие листы.

Таким образом, представленная программа является актуальной, имеет практическую значимость и может быть использована в образовательных учреждениях нашего района. К разработке приложены примерные сценарии занятий и сопровождающие их презентации (СД-диск/сценарии занятий), а также презентация о реализации программы (СД-диск/Реализация программы).

Цель программы: формирование специальных знаний, развитие общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Задачи программы:

• обучающие - развитие познавательного интереса и мотивации к исследовательской деятельности, включение в поисковую деятельность, приобретение исследовательских знаний и умений, исследовательского мышления, опыта исследовательской деятельности;

• воспитательные - формирование поисковой активности личности, культуры научного общения, поведения на научно-исследовательских конференциях, а также опыта взаимодействия, сотрудничества;

• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственно­сти, активности, трудолюбия, умения преодолевать интеллектуальные трудности, фор­мирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Принципы программы:

Принцип широкой трактовки понятия «исследование» предполагает развитие широкого спектра исследовательских знаний, умений и навыков, не ограничивается получением только эмпирических данных в ходе экспериментов.

Принцип самостоятельной ценности общих исследовательских умений и навыков предполагает, что исследовательские умения и навыки пригодятся школьникам не только в учебной деятельности, активная поисковая деятельность станет особым стилем жизни подростков.

Принцип межпредметности предостерегает педагогов от привязки развития исследовательских способностей к какому-либо школьному предмету.

Принцип опоры на тренинговые и практические занятия. Исследовательские умения и навыки приобретаются и отрабатываются только в процессе деятельности школьников.

Принцип импровизации подразумевает умение педагога реагировать на реальную обстановку в процессе обучения, возрастные и групповые особенности обучающихся. Педагог пишет лишь сценарий занятия, понимая, что он должен быть готов к постоянному его изменению в зависимости от внешних факторов. Этот принцип заложен и в проведение метапредметного урока.

Принцип добровольного и свободного выбора. В соответствии с принципами модели внеурочной деятельности, принятой в нашей школе, ученик имеет право выбирать сферу деятельности в зависимости от своих интересов и потребностей. Ни о каком отборе детей на занятия факультатива по развитию исследовательских способностей речи не идет.

Ключевые понятия

Когнитивные способности - общие познавательные способности (внимание, память, мышление, способность добывать информацию и др.).

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere - расходиться) - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Э.П. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson's: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Исследовательская деятельность - особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности. Исследовательская деятельность включает в себя анализ получаемых результатов (акт аналитического мышления: анализ, синтез, классификация и др.), оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез), а также моделирование своих будущих, предполагаемых действий.

Исследовательские способности в отечественной психологии рассматриваются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

Особенности программы

В основу программы заложен системно-деятельностный подход. На каждом занятии организуется активная поисковая деятельность обучаемых, основанная на исследовательском мышлении.

Используются различные формы организации занятий: активная поисковая беседа, наблюдение, эксперимент, элементы тренинга, экскурсия, мозговой штурм, научно-исследовательская конференция, круглый стол, самостоятельная работа, индивидуальные и групповые консультации, игровая деятельность, выступления-монологи, групповая работа и другие.

Возраст участников: ученики 4 - 6 классов (первый год обучения).

Особенности набора детей: свободный, на основе добровольного выбора в соответствии со своими интересами. Ученик имеет право уйти из группы в любой момент, если занятия не отвечают его запросам и интересам. Набор в группу осуществляется только после презентации программы ученикам и их родителям (лицам, их заменяющим).

Наполняемость группы: не более 15 человек, т.к. на занятиях, в отличие от урока, говорят все обучающиеся, а это требует времени.

Режим занятий: общее число часов в год - 36; число часов и занятий в неделю - 1; периодичность занятий - еженедельно, включая каникулы.

Условия реализации программы: кабинет с компьютером и мультимедиа проектором, доступ к сети Интернет, возможность проведения отдельных занятий в компьютерном классе, необходимое лабораторное оборудование, а главное - педагог, интересующийся исследовательской деятельностью, имеющий необходимые исследовательские умения и навыки, готовый к недирективному взаимодействию с обучаемыми.

Для поддержания мотивации к занятиям используется игровой метод- вручение жетонов за успешно выполненное задание. В конце каждой четверти и по итогам года выбираются лучшие исследователи, получившие большее число жетонов. По итогам года всем, кто успешно справился с программой, присуждается звание «Юный исследователь», фотография группы с кратким описанием достижений каждого вывешивается на сменном стенде «Юному исследователю». На этом же стенде в течение всего года проводится фото-отчет о реализации программы, выполнении мини-исследований, методические рекомендации по оформлению исследовательских работ, итоги участия в научно-практических конференциях и т.п.

О ходе реализации программы и достижениях её участников систематически информируются классные руководители, родители учащихся, педагогический коллектив.

На каждом занятии проводится представление и обсуждение домашнего задания, которое вплетается в логику занятия и может быть как в начале, так и в середине или в конце занятия. На каждом занятии поэтапно дети учатся публичному выступлению от одной-трех фраз на первом занятии до представления результатов исследовательской работы на конференции. Обязательно наряду с навыками публичного выступления воспитываются и развиваются навыки активного слушания, навыки участия в научном обсуждении, культура задавания вопросов, высказывания критики и предложений. Я считаю эту сторону развития исследовательских умений и навыков не менее важной. На каждом занятии проводится работа с определением используемых научных понятий. Учащиеся должны накапливать научный словарь и понимать, о чем идет речь. В конце занятия проводится рефлексия своей деятельности. Оценочная деятельность проводится при необходимости.

Прогнозируемые результаты

В программу заложен первый уровень результатов - приобретение школьни­ком знаний, умений и навыков проведения исследований, конструктивного делового взаимодействия с членами группы, опыта публичного выступления с результатами исследования перед своими сверстниками, родителями, на школьной научно-практической конференции.

В конце первого учебного года обучаемые

  • научатся в соответствии с их возрастом:

- видеть и вычленять проблему;

- задавать содержательные вопросы, которые могут привести к исследованию;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- организовывать и проводить наблюдения, опыты и эксперименты;

- делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

- извлекать новую информацию на основе анализа текста;

- структурировать материал;

- самостоятельно применять научные методики, приборы и оборудование;

- отражать в своей исследовательской работе достижения в определенной научной области;

- писать отчеты о своих исследованиях.

  • разовьют навыки:

- самостоятельной работы с различными источниками информации, в том числе с применением сети Интернет;

- установления контактов с людьми, использования анкет, опросников;

- проведения анализа полученной информации, в том числе простейшими математическими методами (нахождение суммы и среднего арифметического, построение диаграмм, таблиц, графиков в программе Ecxel);

- публичного выступления.

  • приобретут практический опыт участия в конференциях.

Элементы проектно-исследовательской деятельности, формируемые у участников программы можно разбить на группы.

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию в литературе, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Формальными показателями успешности реализации программы являются:

  1. Повышение уровня исследовательских и творческих работ учащихся.

  2. Увеличение количества призовых мест в республиканских конкурсах.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Прежде чем выстраивать систему определения динамики развития исследовательских способностей, умений и навыков, необходимо иметь в виду, что, во-первых, с помощью диагностики исследовательских способностей их нельзя определить точно, т.к. учеными не выработано четкое понимание, что именно входит в понятие «исследовательские способности». Во-вторых, детский организм постоянно развивается, развитие происходит в группе сверстников неравномерно, не все дети внешне проявляют свой внутренний потенциал, поэтому есть опасность просмотреть способности ребенка, поставить «клеймо». В-третьих, способности ребенка могут проявиться только в специально созданной педагогической ситуации, поэтому много зависит от того, обладает ли сам педагог исследовательскими умениями и исследовательским поведением.

В психологической литературе определение исследовательских способностей проводится на основе оценки структуры исследовательских способностей, в которую входит оценка поисковой активности (в процессе наблюдения), оценка дивергентного мышления (тесты креативности Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс и др.), оценка конвергентного мышления (тесты интеллекта Д. Векслера, Дж. Равенна и др.).

Дж. Гилфордом выделены четыре классических свойства дивергентного (творческого) мышления: «Беглость» (способность продуцировать большое количество идей), «Гибкость» (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем); «Оригинальность» (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи); «Разработанность» (способность детально разрабатывать возникшие идеи).

Я считаю, что нет необходимости использовать психологическую диагностику, когда речь идет о развитии исследовательских способностей. Оценка поисковой активности, или исследовательских умений, может быть оценена в ходе наблюдения педагогом, родителями и самим учеником в виде шкальных оценок, например: 1 б. - проявляются незначительно, 2 б. - достаточно, 3 б. - ярко. Можно применить пяти или десятибалльную шкалу. В любом случае оценка будет субъективной, на уровне интуиции и ощущений. В верхней строке таблицы 1 могут стоять фамилии и имена учащихся, занимающихся на факультативе (1 вариант), могут быть даты срезов у одного и того же ребенка, чтобы проследить динамику развития умений (вариант 2). В нижних строках таблицы можно дополнить другие необходимые умения для исследовательской деятельности.

Таблица 1. Оценка исследовательских умений.


Видеть проблему


Ставить содержательные вопросы


Выдвигать гипотезы


Давать определение понятиям


Классифицировать


Наблюдать


Проводить эксперименты


Делать выводы и умозаключения


Структурировать материал


Объяснять, доказывать и защищать свои идеи


Умение извлекать новую информацию на основе анализа текста


Умение писать тезисы


Искать информацию в различных источниках, в том числе через Интернет


Обрабатывать материал математически


Писать отчеты о своих исследованиях


Способность к рефлексивному мышлению (анализу собственной деятельности)


Способность к творческому мышлению:


Беглость мышления


Гибкость мышления


Оригинальность мышления


Разработанность мышления



Не менее важным показателем исследовательских способностей является уровень познавательной мотивации, который может быть определен по методике Дубовицкой Т. Д. (приложение 1, с. 24). В некоторых трудах этот показатель входит в понятие поисковой активности.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Тематическое планирование курса

«Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников»

Первый год обучения

Тематический план не имеет строгой структуризации. Педагог, ведущий занятия, в зависимости от возраста, подготовки и интересов обучаемых, может переставлять темы местами, изменять их (добавлять или заменять другими). В соответствии с рекомендациями Савенкова А.И., темы разбиты на три блока (тренинг, исследование, мониторинг) и рассматриваются в виде обучения по спирали.

№ занятия

Наименование темы

Кол-во часов

Месяц

Блок*


УУД


Блок: Тренинг

12,5


Т



Блок: Исследовательская практика

14,5


И



Блок: Мониторинг

9


М



Всего:

36




1

Проблемы и вопросы

1

3 Сент

Т

видеть и выделять проблему, задавать содержательные вопросы, классифицировать содержательные и «пустые» вопросы, описывать свои тактильные ощущения, извлекать информацию из текстов и интерпретировать её, высказывать свое мнение,

2

Исследование или проектирование?

1

10 Сент

Т

Публично выступать по предложенному плану, оценивать продукт по разным критериям, активно слушать, задавать вопросы, выбирать тему, извлекать информацию из текстов и интерпретировать её, отличать исследование от проекта, проводить рефлексию

3

Экспресс-экскурсия по школе

1

17 Сент

И

давать определение понятиям, публично выступать, оценивать тему по критериям, устанавливать очередь выступления с помощью карточек, ставить цели экскурсии, проводить мини-исследование в ходе экскурсии, выявлять проблемы, задавать вопросы, готовить и выступать с отчетом, активно слушать, укладываться во время

4

Учимся выдвигать гипотезы

1

24 Сент

Т

публично представлять отчет о проделанной работе, знакомиться с научными понятиями, давать определения понятиям, отличать научную гипотезу от уже известных фактов, различать гипотезу и провокационную идею, выдвигать гипотезы, проводить рефлексию

5

Учимся проводить опыты и эксперименты

1

1 Окт

Т, И

Определять понятия, работать с химическими приборами и веществами, выдвигать гипотезы, планировать и проводить опыты и эксперименты, представлять результаты работы, строить умозаключения, делать выводы

6

Цель и задачи.

1

8 Окт

Т

Формулировать цели и задачи исследования, выявлять проблемы, отличать цели исследования от целей проекта, представлять результаты эксперимента.

7

Как составить план исследования?

Методы исследования

1

15 Окт

Т

Составлять план работы, удерживать в памяти этапы работы над исследованием, находить методы поиска новой информации, соотносить методы с темой и проверять их реальность.

8

Объект и предмет, актуальность и практическая значимость исследования

1

22 Окт

Т

определять объект и предмет исследования, обосновывать его актуальность и практическую значимость

9

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований «Свойства воздушного шарика»

1

29 Окт

И

определять тему, проблему, объект, предмет, актуальность и практическую значимость исследования, планировать и проводить эксперименты, проводить математическую обработку результатов, вести листы наблюдений, делать выводы, выступать с сообщением о результатах исследования, работать в группе, проводить рефлексию, оценивать работу своей группы

10

Структура исследовательской работы. Коллективное обсуждение и описание результатов исследования

1

5 Нояб (за 6 мая)

Т

описывать результаты исследования в соответствии со структурой исследовательской работы, работать индивидуально, коллективно, высказывать свое мнение, писать научный текст, оценивать свою работу и работу коллектива по критериям

11-12

Обучение работы в программе Microsoft Word, Microsoft Excel. Оформление работы «Свойства воздушного шарика» на компьютере

2

12, 19 Нояб

Т

Набирать и форматировать текст в программе Microsoft Word, строить графики и диаграммы в программе Microsoft Excel

13

Обучение работе в программе PowerPoint: создание презентации

1

26 Нояб

Т

Создавать презентации в программе Microsoft PowerPoint, готовить выступление по исследовательской работе, работать в парах и индивидуально

14

Представление результатов исследовательской работы «Свойства воздушного шарика» учащимся начальной школы, родителям

1

3 Дек

М

Публично выступать с результатами исследовательской работы, активно слушать, задавать и отвечать на вопросы, высказывать и воспринимать в корректной форме критику и предложения

15

Учимся наблюдать

1

10 Дек

Т

Наблюдать, выражать и объяснять свою позицию, составлять план наблюдений, делать выводы, привлекать имеющиеся знания из разных школьных предметов, свой жизненный опыт, выдвигать гипотезы исследования.

16-17

Мини-исследование «Поведение младших школьников на перемене»

2

17, 24 Дек.


И

Наблюдать, вести краткие записи наблюдений, участвовать в обсуждении, делать выводы, задавать вопросы, выявлять проблемы, формулировать тему исследования, разбивать тему на более узкие темы, работать в паре или группе, выражать свою позицию.

18

Как представить результаты исследования

1

14 Янв

Т

Публично выступать с результатами исследовательской работы, активно слушать, задавать и отвечать на вопросы, высказывать и воспринимать в корректной форме критику и предложения

19

Мини-конференция по итогам собственного исследования по теме «Поведение младших школьников на перемене» или по индивидуальной теме

1

21 Янв

М

Публично выступать с результатами исследовательской работы, активно слушать, задавать и отвечать на вопросы, высказывать и воспринимать в корректной форме критику и предложения

20 -28

Индивидуальная работа по теме собственного исследования.

8

28 Янв.

4, 11, 18, 25 Фев

11, 18, 25 Март

И

Проводить самостоятельные исследования, оформлять результаты исследования, писать тезисы, готовить выступление, конструктивно воспринимать критику в свой адрес, преодолевать трудности, быть настойчивым, доводить начатое дело до конца

29

Выступление на школьной научно-практической конференции

1

4 Март

М

Публично выступать с результатами исследовательской работы, активно слушать, задавать и отвечать на вопросы, высказывать и воспринимать в корректной форме критику и предложения

30

Участие в районной научно-практической конференции

1

29 Март

(за 13 мая)

М

Публично выступать с результатами исследовательской работы, активно слушать, задавать и отвечать на вопросы, высказывать и воспринимать в корректной форме критику и предложения

31

Круглый стол по итогам конференций

1

1 Апрель

М

Проводить анализ, давать оценку и самооценку, активно слушать, задавать и отвечать на вопросы, высказывать и воспринимать в корректной форме критику и предложения, проводить рефлексию.

32

Игра «Пресс-конференция с инопланетянами»

1

8 Апрель

М

Участвовать в пресс-конференции, задавать вопросы, отвечать на вопросы, творчески и оригинально мыслить, вступать в дискуссию, активно слушать, проводить рефлексию.

33

Подготовка к заключительной игре «Летим в космос»

1

15 Апр

И

Выдвигать идеи, готовить эксперименты и опыты, самостоятельно добывать и отбирать информацию, творчески мыслить, готовить презентации,

34-35

Творческий отчет: заключительная игра «Летим в космос»

2

22 апр

М

Устанавливать взаимодействие, работать в команде, делать короткие сообщения, проводить элементарные физические опыты, проявлять фантазию и оригинальность мышления, проводить математическую обработку, работать по инструкции и др.

36

«Открытая трибуна». Контрольная диагностика мотивации учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Творческое подведение итогов работы за год.

1

29 апр

М

Проводить анализ, давать оценку и самооценку, активно слушать, задавать и отвечать на вопросы, высказывать и воспринимать в корректной форме критику и предложения, проводить рефлексию.

* Т - тренинг, И - исследование, М - мониторинг


Примечание: Как показывает практика, в конце года (в мае) дети начинают пропускать занятия, т.к. увеличивается учебная нагрузка на детей (в конце года ученики стремятся повысить свои успехи в учении), начинаются весенние работы на даче, да и сама весна, солнце тянут ребят на свежий воздух, погулять с товарищами. Кроме того, в марте проводятся школьная и районная научно-исследовательские конференции, на которых учащиеся демонстрируют свои исследовательские умения и навыки, приобретенные во время занятий. Поэтому занятия по развитию исследовательских способностей целесообразно проводить в сентябре - апреле, включая каникулярное время. Как показала практика, ученики с удовольствием приходят заниматься в каникулы. Таким образом, 1 час внеурочной деятельности за май проводится 22 апреля во время заключительной игры и 3 часа - во время осенних и весенних каникул (5 ноября, 25 и 29 марта).


Литература

  1. Диагностика креативности Тест: Торренса Е. - Туник Е.Е. booksshare.net/index.php?id1=4&category=phsyhology&author=tunik-ee&book=1998&page=3

  2. Викисловарь. ru.wiktionary.org/wiki/%EE%EF%FB%F2

  3. Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. Методическое пособие для школьных психологов.

  4. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.

Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии - 2007 - №1 - с.103 - 117

Результативность программы

Занятия факультатива «Путь в неизведанное» проводились в течение 2013-2014 учебного года с учащимися 3 - 6 классов. Всего факультатив посещало 28 человек. Имеются фото и видеоматериалы о реализации программы.

Я ставила перед собой цели в двух направлениях. Во-первых, ученики должны освоить путь, по которому осуществляется познание, во-вторых, необходимо формировать терминологию исследования, развивать научную речь, навыки публичного выступления. Ребята каждое занятие по очереди выходили и говорили перед аудиторией о своей работе: от одного предложения на первом занятии до развернутого рассказа на последующих. Каждое занятие добавлялись предложения для выступления перед другими детьми. В помощь всегда были на слайде ключевые слова или план выступления (СД-диск/сценарии занятий).

Себе я тоже поставила задачу: я должна научиться вести занятие так, чтобы не навязывать детям свои мысли, путь решения проблемы, а помочь им самостоятельно найти, сформулировать и обсудить выдвинутые предложения, гипотезы, отбросить неэффективные или нереальные в данный момент и сосредоточиться на главном. Эта задача оказалась самой сложной, но к концу года мне удалось её решить.

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. А что значит - найти проблему? Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном. Умение задавать вопросы - тема первых занятий.

В поиске темы исследования ребята провели самостоятельную экскурсию по школе в течение 10 минут и нашли массу интересных вопросов (темы на слайде). Выбирая тему для будущего исследования, обсуждаем, насколько реально заняться разработкой выбранной темы в настоящих условиях и с тем багажом знаний, который имеется, что можно сделать для её реализации: провести исследование или заняться проектированием.

Следующее занятие посвящено одному из главных умений исследователя - умению выдвигать гипотезы, строить предположения. Для этого исследователь должен проявить оригинальность, гибкость мышления, высокую продуктивность, а иногда даже решительность и смелость. Чем большее число прогнозов может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Это занятие вызывает много проблем у детей, т.к. к оригинальному мышлению они не приучены.

Следующие занятия посвящены умению определять цель и задачи исследования, составлять план работы над исследованием. И, конечно, готовить маленькое выступление.

Рассматривали на занятиях по теме «Как мы мыслим» технологию мышления, отличие мышления простого человека от мышления исследователя. Развивали умение решать проблемы не только исследовательского характера, но и жизненного.

На занятиях факультатива были выполнены опыты и эксперименты, мини-исследования «Поведение младших школьников на перемене» (5-6 класс), «Свойства воздушного шарика» (3 класс) и представлены устные отчеты по их результатам.

Следующая ступень в развитии исследовательских умений - учиться писать отчеты о своих исследованиях, т.к. это очень важно. Научный текст - ткань сознания. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований - лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.

Эта задача решалась в два этапа:

1. обучающий - составление коллективного отчета;

2. подготовка исследовательских работ с руководителями.

К сожалению, из учащихся 5-6 классов, посещающих факультатив, исследовательские работы с руководителями начали готовить 6 человек, а представили работу на конференцию только четверо учеников (руководители Сумина О.А., Мельникова Г.Б.).

Ученики 3 классов представляли свои исследования перед своими сверстниками на заключительном открытом занятии.

Основные выводы по реализации программы:

1. Задачи, поставленные в программе, реализованы. Запланированные результаты в целом достигнуты. Полученные умения и навыки были реализованы при написании исследовательских работ, продемонстрированы в заключительной игре «Летим в космос» на открытом занятии в присутствии классных руководителей и администрации школы.

2. Чем младше ребенок, тем он более открыт для исследования, его мышление более гибкое.

3. Более оригинальное и гибкое мышление проявляют ученики, обучающиеся по программе «Школа 2100».

4. Наиболее сложным является установление конструктивных деловых отношений в процессе коллективной и групповой работы, т.к. каждый ребенок стремится проявить свою индивидуальность, стать лидером.

5. Необходима преемственность между получаемыми знаниями и умениями по исследовательской деятельности на факультативе и их применением на практике (написание исследовательской работы с учителями-предметниками).

6. Самая главная победа в том, что исследования, проводимые учениками, рождают у них новые знания и снова зовут в путь к неизведанному. Это подтверждается тем, что 13 учеников из 28 по моей рекомендации поступили в республиканскую очно-дистанционную школу «Ступени» по направлению «исследовательская деятельность» (2014-2015 учебный год). Все учащиеся выразили желание продолжать в этом учебном году занятия на факультативе (второй учебный год).

Приложение 1. Диагностический инструментарий.

1. Направленность учебной мотивации: тест-опросник

Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации//Психологическая наука и образование.- 2002.- №2.- с.42-45.

Цель методики - выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Прежде чем проводить тест с учениками, необходимо пояснить им, что речь идет о занятиях факультатива «Путь в неизведанное». Отвечая на вопросы, необходимо иметь ввиду именно занятия исследовательской деятельностью (примеч. автора).

Содержание тест-опросника.

Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

Верно - (++); Пожалуй, неверно - (-);

Пожалуй, верно - (+); Неверно - (- -);

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

  1. Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях

  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

  17. Мои интересы и увлечения в свободное время с данным предметом.

  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Благодарим за участие в опросе.

Бланк

Да

Пожалуй,

верно

Пожалуй, неверно

Нет

Да

Пожалуй, верно

Пожалуй, неверно

Нет

1


11


2


12


3


13


4


14


5


15


6


16


7


17


8


18


9


19


10


20


Обработка результатов.

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0 - 10 баллов - внешняя мотивация;

11 - 2- баллов - внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0 - 5 баллов - низкий уровень внутренней мотивации;

6 - 14 баллов - средний уровень внутренней мотивации;

15 - 20 баллов - высокий уровень внутренней мотивации.


  1. Психологический климат. Методика Фидлер (в обработке Ханина)

(адаптирована Савиных О.С. для группы детей, занимающихся исследовательской деятельностью)

Назначение: Определение психологического климата в группе исследователей.

Процедура: Групповой опрос всех членов группы на отдельных бланках. Перед опросом проводится беседа классного руководителя с учащимися по усвоению предлагаемых в методике понятий.

Инструкция в игровой форме (составлена автором программы): Представьте себе, что мы хотим отправить инопланетянам приглашение в гости. Но мы должны рассказать им о нашем классе, какие мы, чем выделяемся среди других, и рассказ этот должен быть правдивым. Но инопланетяне не знают нашего языка. Для общения мы можем воспользоваться кодированием. Для этого возьмите бланк и внимательно рассмотрите его. С левой стороны перечислены все качества, которые с положительной стороны характеризуют любой коллектив, любую группу людей. Давайте их зачитаем. Какое качество вам непонятно? (Объясняю при необходимости). Справа перечислены все качества, которые

характеризуют любой коллектив, любую группу людей с отрицательной стороны. В каждой строке записаны два противоположные по смыслу слова, а между ними 8 черточек. Сейчас каждый из вас составит свою шифровку для инопланетян. Для этого нужно на одной из черточек поставить крестик, чтобы получился знак «*» - звездочка (показываю на доске, как надо на черточке ставить крестик). Между черточками ставить крестик нельзя, иначе компьютер не сможет прочитать и расшифровать ваше послание. Чем чаще в вашем классе встречается соответствующее качество, тем ближе к нему вы ставите крестик.

Бланк:

код

1 2 3 4 5 6 7 8

Дружелюбие

- - - - - - - -

Враждебность

Согласие

- - - - - - - -

Несогласие

Удовлетворенность

- - - - - - - -

Неудовлетворенность

Увлеченность

- - - - - - - -

Равнодушие

Продуктивность

- - - - - - - -

Непродуктивность

Ориентация на коллективный результат

- - - - - - - -

Ориентация на индивидуальный результат

Сотрудничество

- - - - - - - -

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

- - - - - - - -

Недоброжелательность

Успешность

- - - - - - - -

Неуспешность

Заинтересованность в общении за пределами факультатива

- - - - - - - -

Общение только во время занятий на факультативе

Обработка:

1. Умножаем код на количество звездочек в каждом столбике.

2. Находим общую сумму - индивидуальный итоговый показатель.

3. Итоговый показатель оценивается от 10 баллов до 80 баллов. Чем ближе индивидуальный показатель к 10 баллам, тем благоприятнее климат для данного ученика в классе.

4. Сложить все показатели школьников и разделить сумму на их количество (среднее арифметическое) - средний показатель климата для группы.

5. Сравнивая индивидуальный показатель ученика со средним арифметическим, можно выделить 3 типа членов группы.

1 тип: Дети, которые более благоприятно оценивают климат в группе, чем отношение к себе (показатель больше среднего арифметического). Это могут быть дети 3 и 4 категории (принятые, изолированные, отверженные) по методике Морено (социометрия).

2 тип: Дети, которые не различает отношения в целом по классу и отношение к себе. Это могут быть дети 2 категории (популярные)

3 тип: Кто отношение к себе выделяет как более благоприятное. Это могут быть дети с неадекватной самооценкой или лидеры в классе.

6. Аналогично подсчитывается индивидуальный и средний по классу коэффициент по каждой строке (дополнение автора работы). Это дает возможность определить, что именно является проблемой во взаимоотношениях в классе.

Программа факультатива «Путь в неизведанное» (исследовательская деятельность)

Приложение 2.

5 способов максимально улучшить свои когнитивные способности

Андреа Кушевски - врач-консультант в области поведенческой терапии для детей,

1. Ищите новшество

Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи - таким образом, происходит обучение. Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума - расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности.

3. Мыслите творчески. Ищите несколько решений одной и той же задачи. Смотрите на проблему с разных сторон, не только с реальной, но и с фантастической.

4. Не идите легким путем

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей?

  1. Будь в сети.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в Интернете - это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию.

31

© 2010-2022