Родительское собрание: «Что может быть семьи дороже»

В ходе родительского собрания даются и теоретические знания с целью профилактики, а также проводятся и практические тренинговые упражения с родителями. В целях развития родительской ответственности за детей родители ознакамливаются со статьями из законов «О правах ребенка» «Об образовании», кодекса о браке и семье. Также родители выполняют анкету. В ходе теоретического материала дается мини-лекция о подростковом возрасте. Практичекие упражнения: 1. Упражнение «Ценности» - единство, опора, забота...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

на тему: «ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ ДОРОЖЕ?»

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле

Вступительное слово

Семья - очень важное, ответственное дело человека. СЕМЬЯ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями. (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья - это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей. Семья это малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Анкета для родителей

  1. Ваши фамилия, имя и отчество_____________________________________

__________________________________________________________________

Фамилия и имя вашего ребенка_______________________________________

  1. Ваш пол _____________ Пол Вашего ребенка _________

  2. Ваш возраст _________ Возраст Вашего ребенка____________

  3. Образование______________________________________________________

  4. Специальность____________________________________________________

  5. Место работы______________________________________________________

  6. Какая у Вас семья:

а) полная (оба родителя)

б) неполная(один из родителей)

  1. Сколько времени Вы уделяете своим детям в рабочий день:

а) до 1 часа;

б) до 2-х часов;

в) до 3-х часов;

г) более 3-х часов;

д) затрудняюсь ответить.

  1. Сколько времени Вы уделяете своим детям в выходной день:

а) до 4-х часов;

б) от 4 до 6-ти часов;

в) от 6-ти часов до 8-ми часов;

г) практически весь день;

д) затрудняюсь ответить.

  1. Как Вы проводите это время с Вашими детьми:

а) общаюсь с ребенком;

б) помогаю в учебной деятельности;

в) совместные дела по дому и совместные игры;

г) выезжаем на природу;

д) вместе занимаемся спортом ;

е) посещаем культурные и развлекательные учреждения;

ж) что-то другое____________________________________________________

з) затрудняюсь ответить

  1. Что для Вас важнее всего в этой жизни? (проранжируйте):

- получение удовольствий от жизни;

- творческий труд (самореализация);

- семья и её благополучие;

- духовное развитие (самообразование);

- материальное благополучие семьи;

- успех в делах моего ребенка;

- затрудняюсь ответить

8. Определите, пожалуйста, обычный психологический климат в Вашей семье:

а) доброжелательный;

б) равнодушный;

в) напряженный;

г) конфликтный;

д) затрудняюсь ответить.

  1. Какое дополнительное образование получает Ваш ребенок:

а) _____________________________________________________________

б) не получает

в) затрудняюсь ответить.

  1. Есть ли у Вас трудности в воспитании ребенка:

а) никаких трудностей, полное взаимопонимание;

б) бывают сложности, но мы успешно их преодолеваем;

в) бывают сложности;

г) испытываем трудности в воспитании;

д) иногда не справляемся с ребенком;

е) часто не справляемся с ребенком;

ж) что-то другое _______________________

з) затрудняюсь ответить.

11. Обсуждаете ли Вы с ребенком его будущую самостоятельную жизнь:

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

12. На что Вы в большей степени обращаете внимание при воспитании ребенка:

а) на послушание ребенка;

б) на его самостоятельность;

в) на его самосознание и ответственность;

г) на его трудолюбие;

д) на его успешность в делах;

е) что-то другое _________________

ж) не задумывался об этом.

13. Вам трудно было заполнять анкету?:

а) нет, не трудно;

б) да, трудно;

в) затрудняюсь ответить;

г) не знаю.

Ознакомление со статьями законов

Об Образованиизакон РК от 7 июня 1999 года

Статья 11. Семейное воспитание

Семья ответственна за гармоничное развитие формирующейся личности, ее социализацию, приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям.

Воспитание детей в семье органически сочетается с их воспитанием в учреждениях образования.

Ответственность за воспитание и образование в семье несут родители (лица, их заменяющие) в соответствии с законодательством Республики.

Органы и учреждения образования самостоятельно, а также совместно с учреждениями науки и культуры, общественными объединениями при содействии средств массовой информации, оказывают помощь семье в воспитании и обучении детей. Трудовые коллективы участвуют в создании условий, способствующих укреплению семьи, улучшению воспитания детей, помогают родителям и лицам, их заменяющим.

Статья 31. Ответственность учащихся

Учащиеся, не исполняющие свои обязанности, несут ответственность в порядке, установленном Уставом учреждения образования.

О браке и семье закон РК от 26 декабря 2011 года

Статья 70. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию ребенка

2. Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами.
Родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития.

О правах ребенка закон РК от 8 августа 2002 года

Статья 10. Право ребенка на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни

1. Каждый ребенок имеет право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни.
2. Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина.

Cтатья 20. Обязанности ребенка

Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы Республики, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Глава 9. Особенности ответственности ребенка и воздействия на его поведение

Статья 48. Особенности ответственности ребенка

1. Ребенок, совершивший противоправное деяние, несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 49. Особенности воздействия на поведение ребенка

При осуществлении родительских прав родители и другие законные представители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания ребенка должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

Мини-лекция «Подростковый возраст»

Нужно всегда помнить, что у взрослых и детей, различные сферы занятий, различная деятельность. Это закономерно, поэтому нужно взрослым научиться считаться с интересами детей и научить детей считаться со своими интересами.

Подростковый возраст - это время конфликтов с родителями. Результаты опросов свидетельствуют, что двое ребят из каждых пяти, постоянно конфликтуют со своими родителями, причём «пик» конфликтов приходится на подростков 12-13 лет. В подростковом возрасте сила эмоций преобладает чаще, чем сила разума. Подросток ещё не в состоянии спокойно и чётко обосновать свои требования. Вихрь чувств захлёстывает его, он хочет сказать правду, а получается грубость, пытается настоять на своём, а выглядит упрямцем. Самый незначительный конфликт может привести к вспышке, взрыву. Советы родителям: в момент такого взрыва помолчать, а когда страсти утихнут, сказать: «Ну, а теперь давай поговорим спокойно», а может быть дать подростку возможность уединиться. И вы заметите, что ему становится стыдно за своё поведение, и он в дальнейшем будет задумываться над формой выражения своих чувств и мыслей. Конфликты между родителями и подростками происходят в основном потому, что они обусловлены физическим и духовным ростом подростков, поэтому родителям нужно избегать неоправданных конфликтов. Не надо дёргать детей по ничтожным поводам, не надо постоянно опекать их, но родители должны постоянно следить за мировоззрением детей, и где это необходимо, вести убедительные разговоры с детьми.

Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков, нужно помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать им при необходимости правильные советы. Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростков, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентрическое поведение, и новый лексикон, и неудачные начинания. Если то, в чём вы ограничиваете своих детей, не является запрещённым, аморальным или дорогим удовольствием, откажитесь от запретов, покажите подросткам разумные пути для претворения в жизнь их энергии.

Чтобы между родителями и детьми сложились хорошие отношения нужно придерживаться следующих советов:

  1. Если вы чего-то боитесь, чётко изложите сыну или дочери в конкретной форме свои страхи и опасения.

  2. Постоянно показывайте сыну или дочери свою готовность его (её) выслушать и понять. Понимание не означает прощение неправильных поступков.

  3. Помните, что ваш сын или дочь не обязательно должны следовать всем вашим советам.

  4. Будьте честны перед детьми, подростки не доверяют тем старшим, которые не искренни с ними. Не давайте обещаний, пока не уверены, что сможете их выполнить.

Только при учёте всего этого возможен осмысленный диалог между родителями и детьми, ведь подростки ценят в родителях, прежде всего:

  1. умение понимать сына или дочь;

  2. умение поддержать и подсказать в трудную минуту;

  3. умение быть заботливым, любящим, добрым, отзывчивым, часто улыбающимся;

  4. умение уважать своих детей, считать их равноправными членами семьи

2. Практикум

Упражнение «Ценности» - единство, опора, забота, сила

Упражнение «Я могу» - повышение самооценки

Упражение «Массаж стихий» - снятие напряжения, совместный отдых.

Упражнения «Пословицы и поговорки о семье»

3. Подведение итогов

Советы родителям

  1. Мы привыкли, что дети просят о чём-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

  2. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А ещё мальчик», ни куском хлеба: «Мы тебя кормили, поили…».

  3. Когда ребёнок что-то рассказывает вам, дайте ему понять, что вы его внимательно слушаете. Не надо в это время заниматься своими делами, т.к. ребёнок чувствует, что не в центре вашего внимания, и у него пропадает охота говорить.

  4. Имейте мужество предстать перед детьми со всеми своими человеческими чувствами и слабостями, исследования показывают, что когда один человек в чём-то признаётся другому, он, как правило, получает в ответ аналогичное признание.

  5. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы научите своих детей уступать, признавать ошибки и поражения.

  6. Помните, что, повышая голос или поднимая руку на ребёнка, вы каждый раз сокращаете возможность взаимопонимания.

  7. Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребёнок должен знать, что вы рады его возвращению, даже если он и провинился.

  8. Подростки - ужасные скептики, не затевайте с ними бесконечных споров. Относитесь к скептицизму терпимо. Со временем пройдет.

  9. Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «сделай», «сходи» не заставало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть свои важные дела.

  10. Когда вам хочется сказать ребёнку: «не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «кажется, кто-то говорит неправду».

  11. Когда вы раздражены, начните говорить с ребёнком тихо, едва слышно. У многих родителей раздражение сразу проходит.

  12. Когда вы что-то запрещаете ребёнку, объясняйте причину запрета, при этом требования родителей должны быть согласованы.

  13. Помните, что в любом конфликте как минимум двое участников и ребёнку нелегко, ведь он слабее и неопытнее.

Написать на стикерах свое мнение "Семья - главная ценность":

- семья - это…

- семейные ценности - …

- если бы не поддержка моей семьи, я бы …

- если бы я был волшебником, я бы сделал для своей семьи…

- традиции семьи…


© 2010-2022