Рабочая программа «Тропинка к своему Я» для учащихся 1 класса

               Рабочая программа «Тропинка к своему Я» разработана для учащихся  1 класса,  на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва, 2011.   Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможно...
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО учителей начальных классов

Протокол от

«__»_____2014г.

№ ___

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

_____.

«__»______2014г.

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического

совета школы

Протокол от

«___»______2014г.

№ 1


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ «Лицей №3»

от «___»______2014г.

№ ___







Рабочая программа


по курсу внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

( предмет, уровень)




Гогохия Инга Нодарьевна

(Ф.И.О. учителя)




1 а (класс)












2014-2015 учебный год






Пояснительная записка

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» разработана для учащихся 1 а, б, в классов, на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва, 2011.


Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

- стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

  1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

  2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

  3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

  4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

  5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

  6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

  7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Ииструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

Формы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Описание места предмета в учебном плане

Курс «Тропинка к своему Я » в плане внеурочной деятельности относится к социальному направлению развития личности.

На изучение курса «Тропинка к своему Я» в рабочей программе отводится 33 часа, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 40-45 минут. Занятия проводятся во внеурочное время.




Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Ценностные ориентиры содержания учебного курса направлены на формирование навыков общения, умения установить отношения с окружающими людьми, дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимать ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы: личностные, предметные и метапредметные результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

1 класс

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • учиться наблюдать

  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Первый класс

Раздел 1. Мой класс (8 часов). Введение в мир психологии. Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу. Знакомство. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Мой класс. Какие ребята в моём классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».

Раздел 2. Я - школьник (4 часа). Я умею управлять собой. Я умею преодолевать трудности. Я умею слушать других. Я умею учиться у ошибки.

Раздел 3. Я учусь быть доброжелательным, сильным духом (6часов). Я умею быть доброжелательным. Я доброжелательный. Я умею быть ласковым. Ты ласковый. Я становлюсь сильным духом. Я умею выполнять задания вместе. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого. Я учусь решать конфликты. Конфликт, злость, радость, ссора.

Раздел 4. Мои чувства (14часов)

Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.

Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.

Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты - наши первые помощники в общении.

Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?

Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.

Как справиться с гневом?

Может ли гнев принести пользу?

Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?

Итоговое занятие (1 час).

тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности учащихся 1-А класса

Количество часов в году: 33 часа

Количество часов в неделю: 1 час

п/п

№ урока в разделе

Наименование раздела и тем

Формы проведения

Характеристика деятельности учащихся

(основные учебные умения и действия)

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

План

Факт

Мой класс.

8

1

1

Знакомство. Введение в мир психологии.

Беседа

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Формирование познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

1

03.09

2

2

Как зовут ребят моего класса.

Коммуникативные игры

1

10.09

3

3

Зачем мне нужно ходить в школу.

Коммуникативные игры

1

17.09

4

4

Мой класс.

Коммуникативные игры

1

24.09

5

5

Какие ребята в моём классе.

Коммуникативные игры

1

01.10

6

6

Мои друзья в классе.

Ролевые игры

1

08.10

7

7

Мои успехи в школе.

Ролевые игры

1

15.10

8

8

Моя «учебная сила».

Ролевые игры

1

22.10


Я - школьник

4

9

1

Я умею управлять собой.

Ролевые игры

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

1

05.11

10

2

Я умею преодолевать трудности.

Коммуникативные игры

1

12.11

11

3

Я умею слушать других.

Ролевые игры

1

19.11

12

4

Я умею учиться у ошибки.

Коммуникативные игры

1

26.11


Я учусь быть доброжелательным, сильным духом

6

13

1

Я умею быть доброжелательным. Я доброжелательный.

Коммуникативные игры

Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Формирование умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество.

Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

1

03.12

14

2

Я умею быть ласковым. Ты ласковый.

Ролевые игры

1

10.12

15

3

Я становлюсь сильным духом. Я умею выполнять задания вместе.

Ролевые игры

1

17.12

16

4

Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.

Коммуникативные игры

1

24.12

17

5

Я учусь решать конфликты.

Коммуникативные игры

1

14.01

18

6

Конфликт, злость, радость, ссора.

Интеллектуальные игры

1

21.01


Мои чувства.

14

19

1

Радость. Что такое мимика.

Ролевые игры

Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства других людей, качества характера.

Способствовать снижению уровня страха.

Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование способности к самооценке.

1

28.01

20

2

Радость. Как её доставить другому человеку.

Коммуникативные игры

1

04.02

21

3

Жесты.

Коммуникативные игры

1

11.02

22

4

Радость можно передать прикосновением.

Коммуникативные игры

1

18.02

23

5

Радость можно подарить взглядом.

Коммуникативные игры

1

25.02

24

6

Грусть.

Ролевые игры

1

04.03

25

7

Страх.

Ролевые игры

1

11.03

26

8

Страх, его относительность.

Ролевые игры

1

18.03

27

9

Как справиться со страхом.

Ролевые игры

1

01.04

28

10

Страх и как его преодолеть.

Ролевые игры

1

08.04

29

11

Гнев. С какими чувствами он дружит.

Ролевые игры

1

15.04

30

12

Может ли гнев принести пользу?

Ролевые игры

1

22.04

31

13

Обида.

Ролевые игры

1

29.04

32

14

Разные чувства.

Ролевые игры

1

06.05

33

1

Итоговое занятие.

Рефлексия

1

13.05
















































Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Оборудование и приборы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

% обеспеченности

по требованиям

фактически

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1






2



3

О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.

Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

Рабочая тетрадь. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2010.

К






К




К



1






1




1



100%






100%




100%



Технические средства обучения и оборудование кабинета

1

2

3

4

5

6

Классная доска

Магнитная доска

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экспозиционный экран

Принтер лазерный

Д

Д

Д

Д

Д

Д


1

1

1

1

1

1


100%

100%

100%

100%

100%

100%


Оборудование класса

1

2

3

4

5


Ученические столы 2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Стол компьютерный

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Ф


Д

Д

Д


30 мест


1

1

1


100%


100%

100%

100%



© 2010-2022