Детская и подростковая агрессия

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Детская и подростковая агрессия"

Агрессия - это осознанное поведение индивида (группы индивидов), причиняющее психологический, физический либо материальный вред другому человеку, группе людей и/или самому себе.

Причины агрессии:

1. Семейные

- Неприятие ребенка (нежеланный ребенок; ребенок, который не соответствует ожиданиям родителей)
- Безразличие или враждебность со стороны родителей (попытка привлечь внимание; обучение по образцу
- Разрушение эмоциональных связей в семье (ссоры родителей; развод родителей - аутоагрессия, обвинение себя; рождение второго ребенка - ревность, обида, попытка завоевать внимание)
- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его (жесткий характер родителя - протест)
- Неуважение к личности ребенка (нетактичная критика, оскорбления, некорректные замечания)
- Запрет на физическую активность (выход избытка энергии)

2. Личностные

- Высокий уровень тревожности и неуверенность в себе (подсознательное ожидание нападения; лучшая защита - это нападение)
- Эмоциональная лабильность (несформированность контроля эмоций)
- Экстернальный локус-конроль (в случае неуспеха обвиняет внешние факторы или других людей)
- Особенности характера (мнительные, раздражительные, легко возбудимые, алексетимичные (не способные высказать, выразить собственные чувства)

3. Ситуативные

- Плохое самочувствие, переутомление
- Влияние продуктов питания (шоколад, тонизирующие напитки)
- Шум, духота, жара, теснота

4. Социально-биологические

- Мальчики более агрессивны (легко возбудимы), девочки более жестоки
- Стереотип поведения значимого взрослого (отец, учитель, тренер, кумир)
- Влияние культуры, СМИ
- Разделение «Мы» - «Они» (агрессия в отношении чужаков)
- Пассивная подростковая агрессия (сохранение собственного «Я»

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

- Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
- Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
- Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- Констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- Констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- Раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- Апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.

.




© 2010-2022