Материал Влияние акцентуации характера на поведение подростка

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА

Работая психологом в школе, я часто слышу, как учителя описывая проступки подростков, говорят: «плохо себя ведет - характер, сложный!», «это все потому, что характер безвольный…», «ну что ж поделаешь - характер взрывной…». Родители, приходя ко мне на консультацию, тоже часто жаловались: «…не помогает воспитание, характер не изменить». И, вот уже, кажется, что так можно оправдать любой поступок человека, говоря, что все - из-за характера и ничего, мол, с этим не поделаешь. Но характер формируется при жизни человека, он не врожденный и поэтому, некоторые его качества можно - а зачастую и нужно, менять. А для этого необходимо знать тип акцентуации характера, его сильные и слабые стороны.

Акцентуация - это некие особенно заостренные черты характера. Человеку с определенным типом акцентуации характера бывает психологически трудно переживать одни ситуации, в то время как в других, он чувствует себя спокойно и бодро.

В период взросления типологические особенности характера у некоторых подростков выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии. С взрослением они сглаживаются жизненным опытом, и часто черты акцентуаций проявляются не так сильно.

В профилактической работе, с подростками, а особенно с теми, кого в школе определили как трудновоспитуемые, мне помогает диагностика акцентуации характера. Диагностику я провожу в основном по методике Шмишека - Леонгарда, она, в отличие от методики ПДО Личко, не требует больших затрат времени, как на тестирование, так и на ее обработку. Полученные результаты служат опорой для нахождения контакта при беседе с подростком, и позволяют наметить план коррекции его поведения.

Признаки для определения типа акцентуации характера личности:

Гипертимный тип - высокая контактность, общительность, словоохотливость, подвижность, энергичность. Плюсы: привлекательный партнер по общению, оптимизм, инициативность. Минусы: легкомысленность, раздражительность, склонность к аморальным поступкам, необязательность. Особенно трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонные занятия, вынужденное одиночество.

Дистимный тип - низкая общительность, часто унылое настроение, немногословность. Такие люди часто домоседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты. Плюсы: очень ценят людей, с которыми дружат, серьезны, добросовестны. Минусы: пассивность, замедленность, неповоротливость.

Циклоидный тип - довольно частые периодические смены настроения, из-за чего также часто меняется стиль общения с окружающими людьми. Когда настроение приподнятое - они общительны и веселы, когда подавленное - они замкнуты. В период душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией, в период спада - как люди дистимного типа.

Возбудимый тип - эти люди малообщительны, у них замедленные реакции. Часто угрюмы, занудливы, склонны к конфликтам по пустякам, сквернословию. Они бывают тиранами в семье, неуживчивы в коллективе. Плюсы: в период хорошего настроения - аккуратность, добросовестность, любовь к животным, детям. Минусы: если такой человек эмоционально возбужден, то он чрезвычайно вспыльчив и плохо контролирует свое поведение.

Застревающий тип - умеренно общителен, занудлив, склонен к нравоучениям, если возникает ссора, то, как правило, зачинщик - человек с этим типом акцентуации. Пытается добиться высоких показателей в любом деле, чрезвычайная требовательность к себе. Плюсы: требовательность, аккуратность, упорство, выносливость. Минусы: обидчивость, мстительность, конфликтность, подозрительность, часто чрезмерно требователен и придирчив. Особенно сложно переносит ситуации, когда кто-то более сильный покушается на его авторитет и власть.

Педантичный тип - редко вступает в конфликты, этот человек мелочно аккуратен, придирается к «каждой запятой», охотно подчиняется. Плюсы: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность, способность брать на себя ответственность. Минусы: занудливость, теряется в ситуациях, требующих принятия решений, повышенной нагрузки.

Тревожный тип - такие люди робки, неуверенны в себе, им свойственно грустить. В ситуации конфликта ищут поддержки и опоры. Плюсы: им свойственны дружелюбие, самокритичность, чувствительность. Минусы: плохо переносит ситуации, требующие повышенных нагрузок, решений и реакций, из-за своей беззащитности часто служат мишенью для шуток.

Эмотивный тип - эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, среди которых им комфортно и уютно. Редко вступают в конфликты. Плюсы: доброта, сострадательность, исполнительность. Минусы: чрезмерная чувствительность, слезливость.

Демонстративный тип - таких людей отличает легкость установления контактов, стремление к лидерству, жажда власти, похвалы. Они хотят всегда быть центром внимания и делают все для его привлечения, подчас не гнушаясь самыми неприглядными методами (обман, притворство). Плюсы: обходительность, артистичность, неординарность мышления и поступков. Минусы: эгоизм, лицемерие, хвастовство.

Экзальтированный тип - ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, открыты для любой информации. Переживает все события очень бурно. Плюсы: привязанность к друзьям, искренность и яркость чувств. Минусы: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Сопоставляя полученные данные за много лет работы с подростками, я заметила, что чаще всего в список «трудных» попадают ученики с гипертимной акцентуацией или с циклотимной в гипертимной фазе. (57% состоящих на профилактическом учете в школе).

Такая черта характера как легкомыслие, чрезмерный оптимизм, веселость, влияет на невозможность предвидеть последствие своих поступков. А иногда не понимают, что они совершают правонарушение. «Я его не бил, я только на нем прием показал, просто не рассчитал силы, ну я же не хотел, чтоб он упал и сломал руку». И ученик действительно не понимал, за что его наказывают - он же не нарочно.

Их неоправданный оптимизм и жажда новизны, часто толкает их к сигарете, спиртному, наркотикам. Гипертимы, как никто другие уверены, что у них нет вредной привычки, они так просто балуются, и бросят курить в любое время.

Установление контакта с гипертимными детьми не является проблемой в силу их открытости и общительности. При беседе с подростком, имеющим гипертимную акцентуацию характера, лучше анализировать его поведение с позиции взрослого человека. Показать ему, как он и его поведение воспринимается другими, как он выглядит со стороны. Желательно чтоб он сам сделал вывод о возможных последствиях своих поступков.

Следующее место в списке «трудновоспитуемых» занимает возбудимая (эпилептоидная) акцентуация характера. (34% состоящих на профилактическом учете в школе).

Частая причина постановки их на учет - конфликты с учителями, драки с ровесниками. После ссоры с родителями могут, хлопнув дверь, уйти из дома.

Главная черта характера возбудимой акцентуации - быстрая реакция на провоцирующие факторы. Все нарушения поведения имеют под собой одну почву- импульсивность. Такие подростки, часто оправдывая себя, говорят: « Я не смог сдержаться», «я дал сдачу». В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения. Любят властвовать командовать другими, также легко подчиняются более сильным. Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В пьяном виде могут быть совершены поступки, о которых потом не остается воспоминаний.

Очень важно такому подростка показать, что такое поведение вредит в первую очередь ему самому - агрессивное поведение будет наказано, а пристрастие к вредным привычкам обязательно приведет потери здоровья. Важно сформировать у подростка социально приемлемую модель поведения. Очень важно найти подходящее хобби, увлечение которое отвлечет его от отрицательных эмоций. Хорошее коррекционное воздействие на них оказывает занятие спортом.

Третье место заняла демонстративная акцентуации (истероидная). (8% состоящих на профилактическом учете в школе).

Главной чертой демонстративного типа является потребность вызывать восхищение. С той же целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, используются нарушения поведения, демонстрируют вызывающее поведение в общественных местах. Но более тяжких нарушений обычно избегают. Убежав из дома, они стараются быть там, где их будут искать, или обратить на себя внимание. Могут преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть изысканным выбором алкогольных напитков. Иногда такие подростки готовы изобразить из себя наркоманов. Склонность к демонстративным суицидам, мнимым болезням.

Важно при работе с такими подростками добиться от него осмысления своих поступков и помочь ему искать пути более рационального удовлетворения своих желаний. Учитывая артистические способности необходимо дать им выход в полезной деятельности - участие в спектаклях, в проведении дискотек и т. д

Подростки с экзальтированной, эмотивной, тревожной акцентуацией характера, под внимание педагогов как трудновоспитуемые попадают нечасто. Хватает одной-двух бесед с воспитателем «по душам», чтоб они не повторяли своих поведенческих ошибок.

Педантичная акцентуация характера встречается крайне редко и среди трудновоспитуемых подростков мною ни разу не наблюдалась.

Учителям, воспитателям, тренерам, родителям, всем тем, кто взаимодействует с подростками, я рекомендую определять акцентуацию. Изучив тип характера, используя потенциал его сильных сторон, вы сможете помочь подростку раскрыться как личности.

Библиографический список

  1. Акцентуации характера и использование опросника Г. Шмишека Методические рекомендации для практических психологов. Составила В.Г. Сахарова. - Владивосток, 1998.

  2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

  3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - Л, 1977.

  4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л, 1977.

  5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

© 2010-2022