Цикл сказкотерапевтических занятий с детьми. Путешествия на планету эмоций. (7-8 лет)

Раздел Школьному психологу
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цикл сказкотерапевтических занятий с детьми .

Путешествия на планету эмоций

Занятия рассчитаны на возраст (7-8 лет)


Занятие №1

Встреча с весёлыми человечками.

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с одной из основных эмоций - радостью, используя различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический.

  • развивать творческое мышление

  • развивать умение выражать своё эмоциональное состояние с помощью вербальных и невербальных средств

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, эмоциональную отзывчивость.

Уроки занятия

Радость принимай и от себя не отгоняй.

Радостью своей делись - разноцветной будет жизнь.

Материал: игрушка -Лунтик, бумага, цветные карандаши, космическая музыка, компьютер, интерактивная доска, зеркало.

  1. Ориентация.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости!

-Кто это? (Лунтик)

-Всем известно, что Лунтик большой любитель путешествий и недавно он побывал на планете Эмоций. Там он познакомился с жителями необычных стран, узнал много интересного, и ему очень захотелось познакомить нас с жителями этой планеты.

Эта планета находится далеко в галактике Психее и добраться мы сможем только на сказочном звездолёте. Давайте вместе с Лунтиком встанем вкруг, возьмёмся за руки и скажем заветные слова.

Летим мы как птица,

Летим мы как ветер,

Мы мчимся скорее к заветной планете.

- Вот мы и на месте. Ребята, прислушайтесь , откуда-то доносится весёлый смех.

Да это весёлые человечки, жители страны Радость (На интерактивной доске весёлые человечки).

Послушайте, какую интересную историю поведали нам человечки с этой страны.

Расширение(сказка о радости)

Шел по парку серьёзный и задумчивый гномик и решал очень важную задачу. Она сидела тяжёлым грузом у него на плечах и заглядывала ему в лицо. Человечек никак не мог её решить и избавиться от неё.

С другой стороны парка бежал другой гномик, и с ним была его Радость. Гномик крепко держал её, а Радость ласково обнимала гномика, громко смеялась и хлопала огромными разноцветными крыльями. Гномик с Радостью бежали навстречу к серьёзному гному, не замечая его, потому что вокруг было столько интересного: ярко зеленая трава и деревья, голубое небо, сияющее солнце и убегающая вдаль дорожка.

Пробегая мимо серьёзного гномика, Радость задела его своим крылом и на мгновение серьёзный гномик увидел столько всего интересного и чуть не выронил из рук свою нерешённую задачу. Он очень рассердился:

-Как ты себя ведёшь, прекрати немедленно шуметь!

Весёлый гномик в испуге остановился, разжал пальцы, и радость упорхнула из его рук. И тогда веселый гномик пошел без радости. Он увидел перед собой серую длинную дорогу, которую надо пройти, потому что там, впереди, его ждёт трудная задача, которую нужно решить. А Радость приблизилась к серьёзному гномику и спросила:

-А можно мне с вами пойти?

-Отстань, не до тебя!

- Но ведь если я буду с вами, то все ваши задачи сами собой решаться, и покинут вас, - сказала Радость.

-Уйди, откуда пришла!- Раздражённо воскликнул гном.

-Ладно, пусть будет по-твоему, - сказала Радость и, взмахнув своими крыльями, полетела.

Серьёзный гномик на миг снова увидел вокруг себя много интересного: зелёную травку, голубое небо и дорожку убегающую вдаль. Но Радость была уже далеко, спеша к весёлому гномику.

Догнав его, она нежно коснулась своим крылом. Гномик без слов протянул к ней руки, схватил её покрепче и побежал навстречу своему счастью, которое он видел в конце длинной дороги. А Радость нежно обнимала гномика, громко смеялась и махала своими огромными и разноцветными крыльями так сильно, что гномик и Радость почти летели над дорожкой. А вокруг было столько интересного…

-Понравилась вам сказка?

-Как вы думаете, почему грустному человечку тяжело было идти?

Почему весёлому человечку было идти легко и весело?

- На что может быть похожа Радость?

-Какие уроки мы можем получить из этой истории?

Подходит ли такое высказывание к этой сказке?

Радость принимай и от себя не отгоняй.

-А человечки предложили нам такое высказывание. Как вы думаете, оно подходит нам?

Радостью своей делись - разноцветной будет жизнь.

Закрепление

-Ребята, что такое радость? На что она похожа?

Изобразите на лице радость, посмотрите в зеркало, потрогайте своё лицо.

Возьмите листочек и нарисуйте ромашку. В центре нарисуйте улыбающееся лицо ромашки, а на лепестках то, что приносит вам радость.

Интеграция

-Что вы приобрели для себя из этой страны и чему вы научились?

Обобщение

Ребята, сегодня мы поняли, что надо радоваться каждой минуте и не упускать радость из рук. А ещё мы можем дарить свою радость тем, кто в этом нуждается и, свою ромашку ,вы можете подарить.

Выход

Наше путешествие заканчивается, нам нужно торопиться. На следующем занятии мы с Лунтиком полетим в другую страну, а сейчас давайте встанем в круг и скажем наши заветные слова

Летим мы как птица,

Летим мы как ветер,

Мы мчимся скорее к нашей планете.

Домашнее задание

Попробуйте изобразить свою Радость и подарить Лунтику.


Занятие №2

В гостях у жителей страны «Удивления»

Цель: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • расширить представление детей об эмоции удивление;

  • учить понимать свои чувства и чувства других людей;

  • развивать эмпатию.

Уроки

От удивления - мир меняет настроение.

Материал: игрушка - Лунтик, пиктограмма удивления, коврик, музыкальный ряд.

1.Ориентация

- На прошлом занятии мы были в гостях на планете Эмоций.

- Жители, какой страны нас встретили?

-А кто нас познакомил с ними?

Сегодня Лунтик снова пришёл к нам в гости. Давайте ему подарим те подарки, которые вы сделали дома.

Лунтик не просто при шёл к нам , он захотел нас познакомить с другими жителями планеты Эмоций, но сегодня мы полетим с вами на ковре самолёте.

Вы сейчас по одному будете садиться на наш волшебный самолет , а все остальные помогут вам перенестись в страну. Проговорим волшебные слова

Ковёр волшебный нас неси, попасть нам в гости помоги.

(Дети держат за концы ковер и покачивают сидящего на нем ребёнка)

-А кто это нас встречает, посмотрите на их лица? (Пиктограмма удивления)

-Почему у них такие лица? Попробуем и мы сделать такое лицо.

-На ушко мне Лунтик шепнул, что это жители страны Удивления

Давайте узнаем у них, почему они всегда удивляются?

Ребята, послушайте6 какую историю они мне рассказали.

Расширение(Сказка об удивленном цыпленке)

В тесной белой скорлупке сидел маленький жёлтый цыпленок. Через скорлупку просачивались лучики солнца, и ему было интересно, что же там снаружи? Цыплёнок решил своим остреньким клювиком полюбопытствовал. Стукнул он один раз, второй, третий и , скорлупка треснула и рассыпалась. Птенец упал на спинку и первое что он увидел- это большое и яркое солнышко.

-Что это такое яркое и тёплое?- Спросил он. Пролетавшая мимо бабочка ему ответила:

-Это солнце!

-Солнце, а для чего оно?

-Чтобы росли травка, цветы и всё живое.

-А что такое травка и цветы?- Удивлённо спросил цыплёнок, он ведь никогда этого не видел и многого не знал.

-А ты посмотри вокруг, - ответила бабочка и улетела.

Цыпленок огляделся и увидел густую, сочную траву. В траве что-то зашуршало и из заросли выглянула довольная , жующая мордочка гусеницы.

-Ты кто?- спросил цыплёнок.

-Я - гусеница.

-А что ты делаешь?

-Я -ем,- продолжая жевать ответила гусеница.

Цыпленок увидел, что часть листа обглодан и тоже отщипнул кусочек от сочной травинки. Листочек показался ему вкусным. Полакомившись, цыплёнок отправился дальше. Он шёл и всему удивлялся и чем больше удивлялся цыплёнок, тем радостнее становилось у него на душе. Он радовался новым открытиям и новым встречам и узнавал всё больше и больше. А главное он понял, что он не хочет назад в свой белый домик, а хочет удивляться всему, что будет происходить дальше

-Как вы думаете, почему цыплёнку не хотелось в свой тесный домик?

-Почему менялось настроение цыплёнка?

Какой урок мы можем вывести из этой истории (ответы детей)

Подходит ли это высказывание

От удивления - мир меняет настроение.

Закрепление

Упражнение «Зеркало»

- Давайте попробуем изобразить удивление на своем лице.

-Это приятное чувство или неприятное?

Упражнение «Тренируем эмоции»

Пока играет мелодия, дети танцуют. Как только мелодия прекращается, дети должны показать: ребёнка, который увидел фокус. Человека, в комнату которого вошёл слон. Гнома, который увидел чудо и т.д.

Интеграция

-Что вам понравилось в стране Удивления.

- Чему вы научились у жителей этой страны?

-как может пригодиться нам удивление?

Обобщение

Мы узнали, что можно удивляться всему, что мы видим. От этого мир становится интереснее.

Выход

-ребята, наше путешествие подходит к концу и нам нужно возвращаться. Давайте по одному сядем на наш волшебный ковёр и произнесём заветные слова.

Ковёр волшебный нас неси, попасть домой нам помоги.

Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам вылепить из пластилина удивленного цыпленка и подарить его нашему Лунтику. А теперь попрощаемся с нашим другом.






Занятие №3

В стране Страхов


Цель: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с эмоцией страха;

  • учить их передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

  • учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей;

  • помогать детям осознавать и преодолевать страх.

Уроки занятия

Ты от страха не беги, в беде другу помоги

Только тот стал сильным, кто страх из жизни выгнал.

Оборудование: игрушка- Лунтик, пиктограмма «страх», «радость», «удивление», широкий плащ, звуки болотных жителей, бумага, клей, ножницы.

Ориентация

-Кто помнит, с жителями какой страны мы познакомились на прошлом занятии?

-Ребята, в каких странах мы с вами побывали на планете Эмоций?

Вам приятно было там побывать?

- С каким героем мы путешествовали?

Сегодня Лунтик с нами и снова приглашает совершить новое путешествие, но прежде покажем ему ,какие удивлённые цыплята у нас получились.

Сегодня мы отправимся в путешествие с помощью плаща - невидимки.

-Давайте скажем новые заветные слова

Плащ волшебный помоги

Нас в страну перенеси.

(На слайде болото с лягушками, доносятся звуки кваканья лягушек)

-Ребята посмотрите, где мы оказались, почему жители прячутся и со страхом смотрят на нас?

Лунтик подсказывает, что мы оказались в стране Страха.

-Как вы думаете, какой смайлик подходит к этим жителям?

Расширение

Послушайте, какую историю рассказали нам жители этой страны.

Храбрый лягушонок

На дне тёплой лужи лежали икринки. В один из дней, как обычно, из этих икринок появились головастики. А одна икринка случайно закатилась под камушек. Там было прохладе, и головастик из этой икринки вылупился позднее. А когда он вылупился, он заметил, что другие головастики гораздо крупнее его и умеют быстро плавать. Он думал, что у него никогда так не получится. И поэтому он вяло двигал хвостиком и медленно передвигался. Боясь выглядеть смешным, головастик смотрел на остальных однолужников.

Пришло время, и все головастики превратились в маленьких, симпатичных лягушат, у которых отпали хвостики. Наш маленький головастик тоже превратился в симпатичного лягушонка, но хвостик у него почему-то не отпадал. Ему было обидно, что он самый некрасивый. И поэтому он не ходил в соседнюю лужу, где собирались бесхвостые лягушата, а сидел в сторонке и только грустил.

И вот однажды, в самый обычный день, в понедельник, 13 числа, к луже подошла большая чёрная птица, которая искала себе сытый обед. Заметив в соседней луже лягушат, она решила пообедать ими. Птица уверенно направилась к ним. Лягушата попрыгали в разные стороны и вскоре уже были далеко от лужи. А один лягушонок не успел. Он зацепился лапкой за травинку и отчаянно брыкался.

В это время хвостатый лягушонок находился на другом конце лужи. Увидев несчастного, наш лягушонок стремительно поплыл по луже, быстро-быстро работал лапками и хвостиком. Благодаря своему хвостику, который не отпал вовремя, он стремительно пересёк лужу, помог запутавшемуся лягушонку выпутаться, и они удачно скрылись. Когда они удалились на безопасное расстояние6 их обступили другие лягушки и стали восхищаться быстротой и смелостью хвостатого лягушонка.

И все вдруг обратили внимание, что хвостик у хвостатого лягушонка отпал, и он стал таким же, как все, бесхвостым. Лягушонок почувствовал себя похожим на других и даже чуть-чуть лучше. Он уже знал, что в следующий раз он не будет бояться никаких насмешек, и почувствовал себя уверенным и сильным. И это наполнило его радостью и гордостью.

-Ребята, вам понравилась сказка?

-Что помогло лягушонку справиться со страхом?

-Ребята, как вы думаете, нужен ли человеку страх?

Конечно, он нам нужен для самозащиты.

-Как вы думаете , это приятное чувство или нет? Иногда страхи нам мешают жить. Например когда дети боятся засыпать без света, или идти к врачу.

Какой урок мы можем вывести из этой сказки( ответы детей).

-Как вы думаете , такое высказывание может подойти к нашей сказке.

Ты от страха не беги, в беде другу помоги.

Только тот стал сильным, кто страх из жизни выгнал.

Закрепление.

Упражнение1

-А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Головастики и цапли»

Цапли встают в два ряда, берутся за руки и делают коридор, через который должны пробраться лягушата на свободу. При этом цапли щекочут, задевают по спинке лягушат, постукивают. Выбираясь, лягушонок ждет своего друга, они берутся за руки и становятся цаплями.

Упражнение2

Изготовление лягушонка из полосок бумаги

Интеграция

-Что вам понравилось?Что вы возьмете из этого путешествия?

Обобщение

На свете много страшных вещей, на самом деле нам страшно только кажется и страх помогает нам не попасть в беду. Нужно подумать, на самом деле этого нужно бояться или нет.

-А сейчас нам Лунтик напоминает, что пора отправляться домой.

Поможет нам наш волшебный плащ, давайте скажем заветные слова

Выход

Плащ волшебный помоги

Нас домой перенеси.

Домашнее задание.

Наше путешествие закончилось. Мне бы хотелось, чтобы вы нашли поговорки о страхе и поместили в наш уголок «Эмоций»



Занятие №4

Встреча с жителями страны, которые научились бороться со злостью и гневом.

Цель: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • расширить представление детей об эмоции «гнев», способствовать открытому проявлению эмоций социально- приемлемыми способами;

  • учить снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности;

  • учить детей анализировать свою агрессивность и устранять её через игру и позитивное поведение.

Уроки

Если хочешь ты играть, злость ты должен побеждать.

Если не гневаться, не злиться, проще будет помириться.

Материал: игрушка-Лунтик, щенок Тимка, пиктограммы с эмоциями, звук ручья, звук ссоры и криков.

1.Ориентация

-Ребята, в каких странах планеты Эмоции мы побывали с Лунтиком.

На прошлом занятии Лунтик предложил подобрать поговорки о страхе и поместить их в уголок Эмоций. Покажите, какие поговорки вы подготовили? (Педагог зачитывает поговорки)

-Сегодня Лунтик предложил посетить страну, где жители победили Злость.

На этот раз мы отправимся в путешествие с помощью силы воды. Давайте произнесём заветные слова и закроем глаза.

Капелька помоги , нас в страну перенеси.

(Звучит музыка ручья)

Вытяните руки ладонями вверх. Как только вы почувствуете капельку воды на ладони, то сразу очутитесь в этой стране.

(Звучат звуки ссоры, крики, возня)

-Ребята, что это такое? Кто-то ссорится, кричит. Наверное, это жители этой страны.

Давайте послушаем , какая история приключилась с этими жителями.

Сказка о том ,как щенок злость победил.

Жил был щенок. Обычный щенок, с маленькими черными ушками и задорным хвостиком- колечком. Звали его Тимка. Щенок был очень храбрый - целыми днями он бегал и резвился во дворе, исследуя все вокруг. Он пробирался в курятник, свинарник и даже коровник, знакомясь со всеми подряд. Вы, наверное, подумали, что у Тимки было много друзей. Но это было совсем не так , а все потому, что он был очень и очень драчливым. Был у щенка только один друг - гусенок Кузя - и был он таким же задирой, как и Тимка. Каждое утро Кузя и Тимка выходили во двор и бежали играть среди многочисленной звериной малышни. Каких только игр не затевалось во дворе - прятки, догонялки, чехарда. Всего и не перечислить. Однако очень скоро раздавался негодующий Тимкин или Кузин крик: «Это нечестно!», «Не хочу проигрывать!», - кричали они и лезли в драку. Другие малыши прогоняли драчунов из игры, хором упрекая их в невоспитанности.

Постепенно другие дети стали все реже приглашать их в свои игры. Тимка и Кузя теперь все чаще играли одни. Но они и между собой постоянно ссорились. Чуть что - и вспыхивала ссора. Тимка кусался, Кузя щипался, и друзья разбегались по разным уголкам двора.

Однажды Тимка, в очередной раз поругавшись с Кузей, с горя убежал в лес. Пробираясь по узкой тропинке он думал: «Что со мной не так? Почему я все время злюсь и не могу из-за этого ни с кем дружить?». Задумавшись, он споткнулся обо что-то и кубарем полетел в кусты. Разозлившись, вскочил он на ноги и огляделся. Прямо на тропинке лежал большой ежик и молча, смотрел на него.

- Эй, ты! - грубо сказал Тимка. - Ты чего тут развалился?

Еж не отвечал.

- Вообще-то, - угрожающе продолжил щенок, - из-за тебя я ушиб лапу.

Ежик молчал. Тимка подошел поближе.

- Почему ты молчишь? - спросил он уже спокойным голосом.

- Я не хотел разговаривать с таким грубияном, как ты, - ответил Ежик.

Тимка хотел по привычке разозлиться, но неожиданно заплакал.

- Да, ты прав! - сказал он сквозь слезы. - Я грубиян и драчун и никто не хочет со мной дружить.

Ежик подошел к нему, сел рядом и погладил щенка по голове.

- Не плачь, - сказал он. - Я знаю, как помочь тебе.

Тимка изумленно посмотрел на ежа.

- Знаешь, как помочь? - спросил он с надеждой. - Я что, могу стать другим?

- Тебе не нужно становиться другим, - засмеялся еж. - Тебе нужно вести себя по-другому. Вот смотри, ты налетел на меня и разозлился, но я не отвечал на твои грубые слова, и ты успокоился, знаешь почему?

- Я удивился и забыл злиться, - ответил щенок.

- Да, ты отвлекся, - объяснил ежик, - ты можешь делать так всегда, когда злишься. Попробуй, например, считать до десяти или вспоминать цвета радуги - это здорово помогает

- Ты думаешь? - с недоверием спросил щенок.

- Есть еще один отличный способ, - сказал ежик задумчиво.

- Какой, скажи скорее, - щенок запрыгал от нетерпения.

- Закрой глаза, - велел ежик. - Теперь представь себе свою злость, на что она похожа? Не торопись, вспомни, что ты чувствуешь, когда злишься?

Щенок надолго задумался, он вспоминал все случаи, когда был зол.

- Я чувствую, - сказал он, наконец, - как будто у меня в груди маленькая колючая льдинка. Она колет меня изо всех сил, а когда я кричу и дерусь, мне становится легче.

- Хорошо, - сказал ежик, - теперь представь, что ты схватил эту льдинку и сжал ее в своих лапках крепко-крепко. Представил?

Щенок зажмурился, он даже сжал свои кулачки изо всех сил.

- Она тает! - воскликнул он, наконец. - Моя злость тает!

Щенок сиял от счастья. Он с благодарностью смотрел на ежа.

- Теперь я чувствую себя лучше. Я чувствую себя свободным!

Он запрыгал по тропинке, не в силах устоять на месте.

- Теперь ты знаешь, что можешь помочь себе сам, - сказал ежик, - но ты должен стараться и быть терпеливым.

- Я буду, - пообещал щенок. - Ты даже не представляешь, как я буду стараться.

- Хорошо, - засмеялся еж. - Теперь беги, а то дома будут волноваться.

- Спасибо, - крикнул щенок, бросаясь по тропинке назад к дому, - большое спасибо!

Он бежал изо всех сил и скоро влетел во двор, столкнувшись с гусенком Кузей.

- Куда летишь? - недовольно спросил Кузя. - Чего мчишься, как угорелый?

- Слушай, Кузя, закрой глаза, - попросил щенок.

Кузя удивился, но закрыл.

- Теперь прислушайся к себе, на что похожа твоя злость сейчас? Не торопись, подумай.

Кузя ошарашено молчал, потом неуверенно произнес:

- Она жжется внутри меня как маленький костерок.

- Хорошо, - сказал щенок, - теперь представь, что ты держишь в руках кувшин с холодной родниковой водой. Попробуй полить водичкой твой «огонь».

Кузя стоял, зажмурившись, потом лицо его просветлело.

- Да, - сказал он, - это помогает, где ты научился этому?

- Один мудрый ежик научил.

И щенок рассказал все, что случилось на лесной тропинке.

- Но мы должны стараться, ничто не получается легко, - сказал он.

И они старались, старались каждый день, другие звери только диву давались:

«Да что такое случилось с Тимкой и Кузей», - говорили они, - «их как будто подменили».

Друзья подмигивали друг другу. Скоро щенок и гусенок заново подружились со всеми обитателями двора. Если им вдруг случалось разозлиться, они вспоминали советы мудрого ежа и стойко пытались бороться с собой, и постепенно это становилось все легче и легче делать.

- Ребята, почему друзья не хотели играть со щенком?

-Кто научил щенка бороться со злостью? Чему научила нас эта история?

-Как вы думаете, подойдет ли это высказывание к сказке?

Если хочешь ты играть, злость ты должен побеждать

Если не гневаться и злиться, проще будет помириться.

Упражнение№1

Давайте вспомним те упражнения, которые предложил ежик нашему герою Тимке.

«На что похожа твоя злость и как можно её победить».

Упражнение№2

«Наши ручки»

Дети разбиваются парами, садятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

-Я буду вам давать задания, а вы будете выполнять их. Закройте глаза и протяните навстречу друг другу руки, пусть ваши ручки познакомятся, постарайтесь получше узнать своего соседа по рукам.(Опустите руки)

2. Снова протяните руки вперёд, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся, сердятся. (Опустите руки)

3. Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться.

(Это упражнение можно провести как тест).

Интеграция

-Какое упражнение вам больше понравилось?

-А что понравилось в этой стране?

-Что бы вы хотели взять из этой страны?

- Как могут пригодится эти знания в жизни?

Злость-это приятное чувство или нет?

Обобщение

Такое чувство как злость есть , но мы можем научиться справляться с ней. И сегодня мы этому научились.

Выход

Нам пора домой, и мы попросим силу воды помочь нам вернуться. Давайте произнесём заветные слова.

Капелька помоги , нас домой перенеси.

Дома вы попробуйте оживить смайлик и изобразить эмоцию злости.








Занятие №5

В мятном королевстве

Цель: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с эмоцией грусти;

  • учить передавать это эмоциональное состояние, используя выразительные средства;

  • учить, эмоционально воспринимать грустное настроение людей;

  • знакомить со способами снятия негативных настроений.

Урок

Если будешь ты дружить, не придётся и грустить.

Оборудование: волшебный порошок (коробочка с зубным порошком), игрушка- Лунтик.

  1. Ориентация

-В каких странах мы были? Мы познакомились с разными эмоциями.

-Какую эмоцию вы изобразили у своего смайлика, покажите.

-Сегодня Лунтик нас приглашает в королевство Зубной щётки, а попадем мы в это королевство с помощью волшебного порошка.

Скажем волшебные слова и сдунем порошок с ладони.

Раз, два, три
Порошок, перенеси!

Как здесь тихо и грустно

-Послушайте, как грустно поёт скрипка. Наверное, здесь что-то случилось.

Давайте послушаем историю этих жителей.

Однажды утром бабушка сказала Коле почистить зубы, но Коля терпеть не мог чистить зубы, поэтому он выкинул порошок и щётку в окно. Круглая коробочка в воздухе раскрылась, и из неё посыпались белые-белые снежинки-порошинки. Они закружились вокруг Коли.

Коля на миг закрыл глаза и вдруг очутился в сказочном городе. В этом городе все были грустными. Везде лежал белый пушистый снег, и так сильно пахло мятой, что дух захватывало. Коля попробовал снег и понял, что это зубной порошок. Рядом заиграла скрипка, музыка плакала, стонала, и на душе заскребли кошки.

Коля увидел девочку, которая грустно брела по улице.

-Почему вы все такие грустные?- с удивлением он спросил её.

-Мы не можем улыбаться, -ответила девочка, глядя на него большими серьёзными глазами.

-Как? Отчего?

-Потому что у нас у всех жёлтые, нечищеные зубы,- ответила девочка и опустила голову.

-Вот чудаки! -воскликнул Коля .-Да вы что, слепые? Это же все зубной порошок! Вон сколько его.

И он уже хотел засмеяться, но вовремя спохватился. Он вспомнил, что у него тоже нечищеные зубы. А ему не хотелось , чтобы грустная девочка их увидела.

«Вот и я тоже стал грустным», с тревогой подумал Коля.

-Зубной порошок! - с недоумением протянула девочка. - А что с ним делать?

- Как что, чистить зубы! Что же ещё?

-Мы не умеем , грустно покачала головой девочка.

-Но это же очень просто, - сказал Коля. Надо взять зубную щётку …

-Зубную щётку?- повторила девочка. -Что это такое? В первый раз слышу. Мы не знаем, что такое щётка.

Коля только хотел объяснить, как к нему подскочили два стражника, схватили его и потащили во дворец.

Но что это был за дворец! Он был грязный, паутина свисала с карнизов, а на ступеньках лежала пыль и мусор.

Стражники распахнули маленькую дверку и втолкнули туда Колю. Завтра тебя казнят за то, что ты сказал два запрещённых слова: на букву З и Щ. Лязгнул замок и Коля увидел , что оказался в темном подвале. Только огарок сальной свечи слабо мигал на грубом деревянном столе. Тут же стояла кружка воды и черствая корка хлеба.

Коля схватился за голову.

«Что же теперь делать? Бабушка наверное ищет меня, волнуется. А я тут. Да еще завтра меня казнят».

-В это время что-то зашуршало в тёмном углу. Из дыры вылезла большая Мышь .Она увидела корку хлеба и глаза её блеснули.

-Милый мальчик, если бы ты знал, как я хочу есть. Отломи мне маленький кусочек этой прекрасной корки.

-Да возьми её всю,- вздохнул Коля.

Мышь моментально съела жёсткую корку.

-Какая прелесть, -сказала она. -но я наелась лишь наполовину. Если бы ты дал мне хоть кусочек этой чудесной сальной свечи!

- Возьми хоть всю,- грустно махнул рукой мальчик.

- Но ты же останешься в темноте!- удивилась Мышь.

-Всё равно меня завтра казнят, - сказал Коля.

Мышь съела свечу и спросила Колю.

_ за что тебя посадили в тюрьму?

-За обыкновенную зубную щётку, грустно сказал Коля.

-А что это такое?- спросила Мышь.- Мы здесь об этом не слыхивали.

-Ну это просто палочка, а на ней щетинки,- объяснил Коля. Её окунают в порошок и чистят зубы.

-Погоди, погоди!- сказала Мышь, и глаза её ещё ярче загорелись. -Однажды ночью я сидела в подземелье этого дворца. Вдруг туда вошел король, прикрывая полой своего плаща фонарь. Он открыл кованый сундук и положил туда что-то похожее на то о чем ты рассказал.Затем он запер этот сундук на семь замков.

-Так значит у короля есть зубная щетка? -с волнением воскликнул Коля. Если бы можно было достать эту щетку, я бы смог помочь всем грустным людям мятного королевства.

-Я попробую достать эту щётку, но что я должна сделать дальше.

-Надо сделать вот что…

Коля что-то зашептал на ухо Мыши.

-Ладно, шепнула Мышь и исчезла.

Утром стражники вывели Колю на площадь

Он зажмурился от яркого солнца. Вся площадь была полна народа. На помосте стоял палач, и топор его ярко сверкал.

- Сейчас я отрублю тебе голову, злорадно прошипел палач.

Тут затрубили трубы.

-Да здравствует великий король Грязнуля Двенадцатый!- крикнули стражники.

И на балконе появился король. Но что это был за король! С короны свисала паутина, а на носу была сажа. В бороде запутались макароны и конфетные бумажки.

-Ну и король! Вот так грязнуля!- не выдержав, закричал Коля.

И тут в толпе раздался смех. Это смеялась худенькая сероглазая девочка.

-Сейчас же замолчи! - в ярости закричал король. Как тебе не стыдно показывать свои жёлтые, нечищеные зубы. -а они у меня чистые!- крикнула девочка. -Белые, как зубной порошок! Теперь я могу над тобой смеяться.

И она стала смеяться ещё громче. А вслед за ней засмеялись все люди на площади.

Король побледнел от страха:

-Почему у вас такие белые зубы?

И в ту же минуту все жители подняли вверх зубные щетки. Они трудились всю ночь , чтобы у каждого была личная щетка.

От смеха закачалась земля, пошатнулись стены дворца . И королевский дворец рухнул.

Теперь люди мятного королевства больше никогда не будут

И вдруг Коля опять очутился у себя в комнате.

… -грустными ,-шёпотом закончил он.

В руках у Коли была круглая коробочка с порошком и зубная щетка.

-Понравилась ли вам сказка?

-Почему все жители были грустными?

Изобразите на лице грусть6 какое это чувство, приятное или неприятное?

Какой смайлик подходит к этому чувству? Что помогло жителям побороть грусть?

Какой урок мы можем вывести из этой сказки?

Можно ли так сказать

Если будешь ты дружить, не придётся и грустить.

Закрепление

Упражнение№1 «Подари друг другу радость»

Дети встают в круг и с помощью ладоней передают радость.

- Я хочу подарить тебе яркое солнце, прекрасное настроение, заливистый смех и Т.Д.

Упражнение№2

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

-Грустный художник замри (задумчивый врач, хмурый кот и т.д.)

Интеграция

-Что вы приобрели из этого занятия?

-Что вы возьмете из этого королевства?

Обобщение

Сегодня вы поняли , что с помощью друзей можно справиться с любой грустью.

Но нам пора домой и поможет нам в этом -волшебный порошок.

Давайте скажем заветные слова и сдунем волшебный порошок

Раз, два, три
Порошок, перенеси!

Вот мы и дома.

-Ребята, дома попробуйте нарисовать жителей мятного королевства.




Занятие № 6

Цель: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с эмоцией «интерес»;

  • учить передавать это эмоциональное состояние, используя выразительные средства;

  • учить понимать свои чувства и чувства других людей.

Уроки занятия

С интересом и жить весело.

Материал: пиктограмма «интерес», альбом, цветные карандаши.

  1. Ориентация.

-Ребята, кто к нам опять пришёл в гости? (Лунтик)

- Вспомните, где мы с Лунтиком были на прошлом занятии?

-С какой эмоцией познакомились?(Грустью)

2.Домашняя работа.

Покажите свои рисунки, которые вы нарисовали дома. Жителей, какой страны вы изобразили?

3.Вхождение.

Сегодня мы с Лунтиком побываем ещё в одной стране планеты Эмоций. Она называется «Интерес».

Попасть на эту волшебную планету нам поможет волшебный зонтик. Чтобы перелететь на планету, его необходимо покрутить и сказать волшебные слова:

Дождик, дождик мороси - зонт в страну перенеси.

Мы с вами оказались в сказочном селе, где живут интересные люди. Давайте послушаем их необыкновенно интересную историю.

4.Расширение

В одном сказочном селе Друбите жил любознательный и талантливый Гурд. Он был мастер на все руки. За что бы ни взялся Гурд, всё получалось у него ладно, да дивно. Люди поговаривали, что все изделия он делал с необычайным интересом.

Бывало, посмотрит на лесную корягу, возьмет её в руки, повертит, покрутит , а на следующий день это уже не коряга, а величественный олень с ветвистыми рогами. Или найдет у берега реки камень, долго на него с интересом смотрит, даже прищурится, а через денёк-другой из этого камня чудо-шкатулка выходит.

Все в селе его уважали и любили. Жителям он помогал: кому советом, кому делом. И только один Тсиваз его ненавидел, и всё время ему завидовал. Жил Тсиваз не в селе, а за черным лесом в пещере.

Как-то раз, задумал Тсиваз украсть у мастера его интерес, чтобы его все любить стали.

Начал он ждать удобного случая, да только и ждать, долго не пришлось.

Вот однажды в мрачную, дождливую ночь, постучал в дом мастера Гурда путник. Он был насквозь мокрым и просился на ночлег. Как вы, наверное, уже поняли, это был переодетый Тсиваз. Он знал, что Гурд никогда не откажет в помощи. Мастер пригласил путника в дом, дал ему сухую одежду и уступил свою кровать, а сам лег на лавку. Как только мастер заснул, Тсиваз прокрался и выкрал у него интерес.

С радостью бежал злой Тсиваз в свою пещеру через черный лес, неся за пазухой интерес Гурда.

Проснувшись утром, Гурд увидел, что ночного путника уже нет, а на небе сияло яркое солнце.

Задумал мастер сотворить интересную вещь, да не получается у него она, интерес пропал. И начал мастер горевать. За что ни схватится, всё из рук валится.

Загоревали и жители села Друбите. Не к кому за советом ходить. Вот как-то собрались все жители и решили вернуть интерес мастеру, а как это сделать не знают.

На окраине села жила старая бабушка, она жила уже 120 лет и много поведала на своём веку. Вот жители и решили спросить у неё совета.

Старушка выслушала жителей и сказала: «Идите по тропе и внимательно смотрите по сторонам, где вам покажется что-то интересное, туда и ступайте». Пошли жители села по тропе и увидели: интересных птиц и зверей, удивительные деревья необычной формы, и ещё много -много интересного. Так они добрались до пещеры. У входа сидел Тсиваз, и с интересом что -то делал. Увидев жителей села, он испугался и отдал интерес.

Жители вернулись в село и отнесли интерес мастеру. Гурд обрадовался и сразу разделил весь свой интерес между жителями, немного он дал и Тсивазу. Теперь все село с увлечением мастерили и занимались удивительными работами. А село стали звать «Селом мастеров».

-Понравилась вам сказка?

-Как вы думаете, почему люди тянулись к мастеру?

-Что произошло с мастером , когда у него украли интерес?

-На что может быть похож интерес?

-Какие уроки мы можем получить из этой истории?

Подходит ли такое высказывание к этой сказке?

С интересом и жить весело.

-А жители предложили нам такое высказывание. Как вы думаете, оно подходит нам?

С интересом душа поет, заливается,

А без интереса -стонет, мается.

Закрепление

-Посмотрите на пиктограмму «интерес». Расскажите, какое выражение лица бывает у людей, когда им интересно.( Брови слегка приподняты; рот приоткрыт.) Попробуйте по кругу изобразить это настроение. (Дети выполняют задание.)

Как вы думаете, что для вас является интересным? (Рассказы детей)

Этюд «Что там происходит»

Присаживайтесь поудобнее. Я вам расскажу ещё одну историю.

Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. А в нескольких шагах стояла девочка. «Что там происходит?»-думала она, но ближе подойти не решалась.

-Как вы думаете, чем были заняты мальчики? (Предположения детей)

-Что такое интерес? На что он похож?

-Попробуйте нарисовать свой интерес.

Интеграция

-Что вы приобрели для себя из этой страны и чему вы научились?

Обобщение

Ребята, сегодня мы поняли , что учиться нужно с интересом и увлекать интересом других. На свете много интересного: радуга на небе, книги о разных приключениях, увлекательные мультфильмы и многое другое.

Выход

А сейчас нам пора домой. Возьмём наш волшебный зонтик, покрутим его и произнесём заветные слова

Дождик, дождик мороси - зонт домой перенеси.

Домашнее задание.

Изобразите интересное дело, которое вы делаете всей семьёй.













Занятие №7

Заключительное занятие «Наши эмоции»

Цель: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;

  • закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения;

  • учить понимать свои чувства и чувства других людей;

  • развивать эмпатию, воображение;

  • Развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестами.

Оборудование: интерактивная доска с презентацией (лес, герои: щенок, медвежонок, кукла-страшилка Одюдюка; пиктограммы с изображениями основных эмоций, музыка весёлая и грустная; разноцветные кусочки ткани(15×15 см); карточки к игре»Азбука настроения», круги для обводки, альбомы, цветные карандаши.

Уроки занятия

Не ругай и не гони,

Лучше другу помоги.

1 Ориентация

-С какой эмоцией мы познакомились на прошлом занятии?

-Как звали главных героев сказки?

-Покажите свои рисунки. Давайте их поместим на стену эмоций.

2.Вхождение

Сегодня у нас заключительное путешествие на планету эмоций. Лунтик сопровождает нас на эту планету в последний раз.

Полетим мы на эту планету с помощью волшебной шляпы.

Подойдите ко мне, по очереди надевайте шляпу и говорите заветные слова.

Шляпа волшебная нам помоги, на планету Эмоций нас отнеси.

Мы с вами опять на планете Эмоций. Посмотрите, какой густой лес, а это его жители. Давайте послушаем их историю.

3.Расширение

Жил-был сказочный лес. Он укрывал всех своих жителей от палящих лучей солнца и дождя. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же. Каждое утро щенок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные ветки. У него был друг медвежонок Бимка, который осматривал все деревья в лесу и отмечал, какое из них нуждается в медицинской помощи.

И вот однажды шел щенок Пиф по тропинке и услышал: « У-гу-гу!». Прилетело «Оно» и

стало пугать Пифа. От страха шерсть на щенке встало дыбом. Он залаял, но страшилка не пропала, а продолжала летать вокруг и толкаться. Пиф побежал искать своего друга медвежонка Бимку. А Бимка в это время рассматривал ёлочки, которые растил для предстоящего Нового года. И вдруг сзади на него кто-то налетел и толкнул изо всех сил. Медвежонок испугался и бросился на поиски друга. Когда Пиф и Бимка встретились, они решили поймать страшилку. Звери окружили её сорвали покрывало. И предстала перед всеми страшилка Одюдюка во асей своей красе и давай ругаться:

-Что вам от меня надо? Видно , мало я вас попугала!

-Да погоди ты, не ругайся,лучше расскажи, зачем в наш лес пришла.

Видит Одюдюка, деваться ей некуда, пришлось рассказать о себе. История получилась очень печальная.

-Мама и папа у меня потомственные Одюдюки. Мы всегда всех пугаем. Мне за всю мою жизнь никто доброго слова не сказал. Вот и решила я навредить всем в этом добром лесу. Не хочу, чтобы все дружно жили, чистоту и порядок везде наводили… А сейчас делайте со мной что хотите. Хотите- напугайте, хотите -поколотите.

Стали Пиф и Бимка думать , как Одюдюку наказать, а потом решили её просто пожалеть. Ведь никто и никогда не говорил ей добрые слова.

-Как вы думаете, какие слова говорили звери Одюдюке?

А потом, чтобы Одюдюка перестала быть злой и страшной, звери научили её удивляться, печалиться (иногда и это умение может пригодиться), интересоваться.

- Понравилась ли вам сказка?

-Как вы думаете, почему Одюдюка всех пугала?

-Почему Пиф и Бимка решили её не наказать, а пожалеть?

Уроки

-Подходит ли такое выражение к этой сказке?

Не ругайся и не гони,

В жизни другу помоги.

Закрепление

Как можно определить настроение человека?

Упражнение1

-Ребята, я вам раздам карточки, а вы попробуйте определить настроение человека.

Игра «Кривое зеркало»

Один из вас становится «зеркалом», а второй будет в зеркало смотреться. «Зеркалу» я дам карточку, на которой изображено какое-то настроение. Ему необходимо будет изобразить это настроение, при этом не называя его. Зеркало необычное, кривое, поэтому оно искажает лицо того, кто в него смотрится, и должно изобразить другое настроение.

Игра «Закончи предложение»

-Радость-это…

-Удивление-это…

-Страх-это….

-Злость-это…

-Грусть-это…

-Интерес-это…

Интеграция

-Какой урок вы взяли из этой истории?

Ребята, мы с вами познакомились с разными эмоциями на планете и научились управлять своими эмоциями. Думаю, что в жизни вам это пригодиться.

Выход

А сейчас нам пора возвращаться. Вспомните ,как мы перелетали на планету. Сейчас вы по очереди подойдёте к шляпе и скажите волшебные слова.

Шляпа волшебная нам помоги, скорей домой нас отнеси.

Домашнее задание

Дома, попытайтесь изобразить на пиктограммах все эмоции, которые мы узнали на занятиях.



© 2010-2022