Способы повышения эффективности психологического обеспечения участников общеобразовательного процесса

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Способы повышения эффективности

психологического обеспечения

участников общеобразовательного процесса.


Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нерюнгри

им. М. К. Аммосова Республики Саха (Якутия)

Урбанова Татьяна Владимировна, педагог-психолог.


В современных условиях развития системы образования, как практиками, так и исследователями выявлена тенденция рассматривать психолого-педагогические процессы с позиции системного подхода. Из факторов, оказывающих воспитывающее влияние на школьника, можно выделить, прежде всего, семью и школу представляющих собой две взаимосвязанные системы. В последнее время становится очевидной необходимость формирования новых взаимоотношений между семьей и школой. Это связано с новыми социально-экономическими условиями развития общества, отсутствием законодательной базы взаимодействия семьи и школы, недостаточностью знаний о сегодняшнем состоянии, проблемах и перспективах развития российской семьи.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей, для развития самостоятельности, аналитических и рефлексивных умений и навыков. Так как отсутствие умений самоконтроля и самооценки приводит к неразвитости чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации. Это приводит к наличию и проявлению симптомов негативного свойства.

Таким образом, на данном этапе развития педагогического сознания становится актуальным обратиться к исследованию особенностей взаимодействия семьи и школы в современных условиях.

Цель исследования - разработать алгоритм эффективного взаимодействия участников общеобразовательного процесса как условие повышения уровня психологического комфорта в школе.

Задачи исследования:

  • Изучить современное состояние деятельности участников общеобразовательного процесса в системе образования;

  • Выявить особенности взаимодействия участников общеобразовательного процесса;

  • Изучить влияние семьи и школы и их взаимодействия на успешность обучения учащихся;

  • Выявить и проанализировать особенности текущих контактов участников общеобразовательного процесса;

Работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы №2 им.М.К.Аммосова, г.Нерюнгри. Принимали участие учителя-предметники, классные руководители, родители, психолог.

На первом этапе:

  • определены и изучены понятия учитель, ученик, семья,

  • изучено современное состояние деятельности участников общеобразовательного процесса в системе образования;

  • изучено влияние семьи и школы;

  • выявлены особенности взаимодействия участников общеобразовательного процесса.

Далее были проанализированы эффективные способы общения взаимодействия участников образовательного процесса, анализ значимости каждого приема, а также детальное изучение конкретных видов взаимодействий с родителями и педагогами, которые позволяют планировать как саму деятельность, так и повышать ее результативность. В ходе практического этапа работы были определены эффективные способы взаимодействия участников образовательного процесса:

  • Алгоритмы работы, способствующие эффективному взаимодействию участников образовательного процесса.

Использование представленных способов общения эффективного взаимодействия участников общеобразовательного процесса как условие повышения уровня психологического комфорта в школе повышает удовлетворенность последних во взаимодействии в целом, способствует формированию и коррекции педагогических, родительских установок на воспитание детей, осознанию своего ролевого поведения при осуществлении воспитательных функций и, как следствие, уменьшению проблем, связанных в общении с детьми.

Таким образом, в сложившихся условиях функционирования образовательной системы способы эффективного взаимодействия участников общеобразовательного процесса как условие повышения уровня психологического комфорта в школе, становится связующим звеном в системе взаимодействия «семья-школа», гармонизирующим отношения между родителями и школой и способствующим удовлетворению потребностей в позитивных контактах каждой из сторон, а также увеличению позитивных связей, изменяя качественную структуру отношений, которые становятся доверительными и открытыми, тем самым обеспечивается психологическая комфортность в школе учащимся: снижается уровень тревожности, напряжения, соответственно снижается агрессивность, возникает интерес, понимание, взаимодействие и сотрудничество.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что нами разработаны и апробированы эффективные способы взаимодействия участников образовательного процесса, анализ значимости каждого приема, а также детальное изучение конкретных видов взаимодействий с родителями, которые позволяют планировать как саму деятельность, так и повышать ее результативность.

Использование представленных способов эффективного взаимодействия участников общеобразовательного процесса:

  • повышает удовлетворенность всех участников образовательного процесса во взаимодействии в целом;

  • способствует формированию и коррекции педагогических, родительских установок на воспитание детей, осознанию своего ролевого поведения при осуществлении воспитательных функций и, как следствие, уменьшению проблем, связанных в общении с детьми;

  • способствует гармонизации отношений в системе взаимодействия «семья-школа», удовлетворению потребностей в позитивных контактах каждой из сторон, а также увеличению позитивных связей;

  • способствует качественному изменению структуры отношений, которые становятся доверительными и открытыми, тем самым обеспечивается психологическая комфортность в школе обучающимся: снижается уровень тревожности, напряжения, соответственно снижается агрессивность, возникает интерес, понимание, взаимодействие и сотрудничество.

Опыт может быть интересен и полезен, как учителям начальных классов, так и классным руководителям основной и старшей ступеней образования, учителям-предметникам, соцпедагогам, педагогам-психологам.

Алгоритмы работы №1 (для педагогов):

ученик - учитель-предметник; ученик - учитель-предметник - классный руководитель; классный руководитель - родитель; классный руководитель - соцпедагог; соцпедагог - психолог и т.д.


Основная задача - помочь правильно найти причину проблем и своевременно ее устранить.

Ученик - Учитель-предметник

I этап (пошагово)

  1. Ученик. Запрос: озвучивание учеником своей «острой» проблемы

2. Учитель: (включая объективный анализ своего поведения: «действительно ли я не дала повод для возникновения «острой» проблемы», и если вы явились причиной этой проблемы, то следует это исправить, далее принятие и исследование проблемы, участие, открытое слушание и слышание (эмоциональная поддержка):

- Что случилось?

- Почему ты так решил?

- В чем это наблюдается?

- Решение проблемы можно отложить до конца урока?

- Сейчас я могу продолжить урок?

- Договорились.

(После урока продолжить исследование проблемы)

- Что пытался предпринимать?

- Как и что происходило?

- Как ты думаешь, почему не получается?

- В чем кроется возможная причина?

- Какую помощь ты ожидаешь от меня, что я могу для тебя сделать? (сужение границ запроса).

Правильной проведенной первичной беседы часто решается проблема ребенка. Главное, не трогать то, к чему ребенок еще не созрел и не готов, (даже, если вам очень хочется): не лезть в душу.

3. Ученик: (формирование конкретного запроса)

4. Учитель: предложения, рекомендации

5. Ученик: (если Вам удалось правильно провести первичную беседу, и ребенок Вас услышал, то незамедлительно последует) выполнение рекомендаций

6. Учитель: последующее наблюдение за ребенком на уроках, отслеживание поведения ребенка, поддержка (даже если проблема не решится, ребенок все равно будет вам благодарен за понимание)

II этап (пошагово)

1. Ученик: 2 встреча, рассказ о выполнении рекомендаций, данных на 1 встрече

- «Знаете, я все сделал, но все равно ничего не получается, проблема также остается…»

2. Учитель: исследование и выявление причины отрицательного результата:

- В чем это наблюдается?

- Я вижу тебе очень больно и тяжело… (поддержка)

- Как ты думаешь все же, почему не получается? (если ребенок пытается обвинить кого-то, то следует выслушать все что наболело снова, здесь важно понять: это демонстрация, манипулирование, нехватка внимания и если вся проблема только в этом, то вам следует определить, что это (в рамках вашего урока) непонимание темы или ваше невнимание и решить этот вопрос, или действительно - реальная проблема, требующая вмешательства кл. рук-ля или родителей, то здесь следует (с согласия) ребенка обратиться к ним (важно, при этом, что претензии к вам отсутствовали).

Учитель-предметник - ученик - классный руководитель

I этап (пошагово)

1. Учитель. Запрос: ознакомление проделанной работы с учеником для решения «острой» проблемы

- запрос от ученика,

- как это было,

- когда, в чем наблюдалось,

- что предпринималось,

- какие вопросы были заданы,

- в чем были сложности,

- какие рекомендации были даны,

- результаты выполнения рекомендаций,

- решение обратиться к классному руководителю с согласия ученика,

Очень важно, чтобы претензии к учителю-предметнику у ученика отсутствовали.

2. Кл.руководитель: принятие и анализ проблемы, взвешивание реальных возможностей (эмоциональная поддержка с использованием (авансом) его сильных сторон «ты умный и рассудительный человек», «ты всегда ответственен за свои слова»):

- Тебе сейчас нелегко?

- В чем это наблюдается?

- Ты действительно так думаешь?

- Что бы ты хотел сделать?

- Как и каким образом?

- Ты действительно думаешь, что в этом в этом вся причина?

- Ты действительно хочешь это изменить?

- Для этого, что сейчас нужно? (Приглашение родителей, если нет, то:)

- Для того, чтобы изменилась эта ситуация, нужно меняться самому…- ты согласен?

- Молодец! Все будет хорошо…

- Давай попробуем. Договорились. Рекомендации. Дается время на преобразование проблемной ситуации 2-3 дня.

3. Ученик: (чувствуя искреннюю поддержку) выполнение рекомендаций.

4. Кл.руководитель: отслеживание состояния поведения ученика на уроках, на переменах, (если того требует та или иная ситуация, то обговаривает наблюдение с учителями-предметниками).

Классный руководитель - ученик

(пошагово)

1. Классный руководитель: (важно, при этом действительно внимательное, участливое понимание, чтоб ребенок расположился к вам, а не испугался и насторожился, создать благоприятные условия, исключая элементы допроса, без ноток обвинения, используя при этом имена, но не фамилии: Машенька, Сережа…)

- … я вижу, что что-то с тобой происходит…

- у тебя все в порядке…?

- может, поделишься…? (если ребенок сразу начал рассказывать, то следует использовать эмоциональные поддержки: я тебя понимаю и т.п., использовать технику повторения последней фразы…)

- тебе что-то мешает или может кто-то…

- что тебе хочется…

- как ты себе это представляешь…

- как ты думаешь, это зависит только от этого…?

- как ты думаешь, без тебя можно эту проблему разрешить?

- что, тогда можно предпринять…?

- это действительно возможно… это действительно тебе под силу?

- я уверена, что ты с этим справишься…

- я правильно поняла, что ты сможешь нести ответственность за себя…

- а за что именно?

- замечательно! Я и не сомневалась! (поддержка, ребенок действительно будет чувствовать в себе силы, когда в него верят)

- чем могу тебе помочь…?

- если тебе потребуется моя помощь…,то ты знаешь, что всегда можешь обратиться ко мне… ,но, об этом нужно только мне сказать…

- что нужно, чтобы такое больше не случилось…?

- как тебе сейчас… что ты чувствуешь…

- все будет хорошо…

Этот алгоритм будет работать только в том случае, если педагоги действительно заинтересованы разрешить проблему. Поэтому следует быть более наблюдательными, и просто обмениваться своими мнениями, мыслями, высказываниями, предложениями с учащимися.

2. Ребенок: осознание собственной значимости, способствующая уверенности, ответственности и самостоятельному принятию решений, вследствие чего осознание своего отклоняющегося поведения или способа действия.

P.S. Взаимодействие должно быть: без осуждений, без возмущений, без категоричности, без криков, а с адекватным, человеческим, разумным подходом и пониманием.

Классный руководитель - Родитель

(пошагово)

1. Кл. руководитель: Запрос: (при этом должны быть решены все, (если они есть), проблемы в отношениях с учителями), если проблема касается только ребенка озвучивание «острой» ситуации с ребенком:

- у нас произошел такой инцидент…

- расскажите, пожалуйста, о вашем ребенке…

- какой он…

- что нравится, а что не очень…

- чего старается избегать…

- спокойный ли сон…

- какие у вас взаимоотношения и т.п.

2. Родитель: принятие и исследование проблемы:

- Почему Вы так решили?

- В чем это наблюдалось?

- Что пытались предпринимать?

- Как это происходило?

- Как Вы думаете, почему не получается?

- В чем кроется возможная причина?

- Что, конкретно я могу сделать? (сужение границ запроса)

3. Кл. руководитель: (формирование конкретного запроса): рекомендации, назначение повторной встречи с родителями

5. Родители: выполнение рекомендаций

6. Кл. руководитель: наблюдение за ребенком, коррекция и отслеживание поведения ребенка

Родитель - Классный руководитель

I этап (пошагово)


  1. Родители: Запрос: озвучивание родителями «острой» проблемы с ребенком

2. Кл.руководитель: принятие и исследование проблемы:

- Почему Вы так решили?

- В чем это наблюдалось?

- Что пытались предпринимать?

- Как это происходило?

- Как Вы думаете, почему не получается?

- В чем кроется возможная причина?

- Какую помощь Вы ожидаете от меня? (сужение границ запроса)

3. Родители: (формирование конкретного запроса)

4. Кл. руководитель: рекомендации, назначение повторной встречи с родителями

5. Родители: выполнение рекомендаций

6. Кл. руководитель: наблюдение за ребенком, отслеживание поведения ребенка

II этап (пошагово)


  1. Родители: 2 запланированная встреча, результат выполнения рекомендаций, данных на 1 встрече: - «Уважаемый кл.рук-ль я все сделала, но все равно ничего не получается, проблема также остается…»

2. Кл.руководитель: исследование и выявление причины отрицательного результата:

- Как Вы думаете, почему не получается? (Если родитель пытается обвинить ребенка, то следует вину вернуть родителю, возможные фразы родителя: «Я ничего не могу сделать», «Сделайте что-нибудь с ним, у меня уже нет сил», «Ему кажется все равно», «Я бы его убила», «В кого он только пошел?»)

- Тогда, получается из Ваших слов, Вы уже всё сделали для этого?

- Тогда как Вы себе представляете дальнейшую жизнь своего ребенка?

- Кто поможет ему, если не Вы?

- Мне жаль, но я за Вас это сделать не могу! (если родитель и дальше отказывается, то следует напомнить о правах ребенка и обязанностях родителях)

- С моей стороны я готова помочь Вам в решении этой проблемы, но с одним условием - сотрудничество с Вашей стороны!

- Будем действовать поэтапно. Предлагаю следующий вариант действия… Через неделю встретимся.

3. Родители: выполнение 1 варианта: предложенного варианта действия решения проблемы с ребенком

4. Кл. руководитель: наблюдения за ребенком

IIIэтап (пошагово)


  1. Родители: (3 запланированная встреча, результат выполнения рекомендаций, данных на 2 встрече): - «Уважаемый кл.руководитель, я все делаю как Вы рекомендовали, но все равно не чувствую понимания со стороны ребенка…»

2. Кл.руководитель: (коррекция нового поведения родителей, включающая в себя похвалу и поддержку):

- Расскажите, что и как Вы предпринимали конкретно на какой-нибудь ситуации?

- Какой тон, позу, манеру реагирования применяли при этом? (в зависимости от возраста рассказ родителя подкрепляется информацией о возрастных особенностях ребенка).

- Итак, «лед тронулся» (этими словами вы даете понять родителю, что у него начинает получаться). Будем действовать дальше. Вы продолжаете действовать так, как мы и договорились.

- Предлагаю следующий вариант действия…

- С моей стороны, я побеседую с ребенком. Через неделю встретимся

3. Родители: выполнение 2 варианта: прорабатывание информации, данной кл.руководителем, а также предложенного следующего варианта действия решения проблемы с ребенком.

4. Кл. руководитель: наблюдение и беседа за ребенком

IVэтап (пошагово)


  1. Родители: (4 запланированная встреча, результат выполнения рекомендаций, данных на 3 встрече): - «Вроде все нормализовалось, но есть какая-то недоговоренность между нами…»

2. Кл.руководитель: поддержка нового поведения родителей, интерпретация предположительного поведения ребенка и соответствующие рекомендации:

- В чем это ощущаете?

- Как реагируете?

- Ваши действия при этом?

- Ваши предположения?

- Что Вы чувствуете?

- Чего бы Вам хотелось?

- Предлагаю следующий вариант действия… Организация очной встречи (втроем): родитель, ребенок, кл.руководитель для выяснения оставшихся недомолвок, возможных претензий и вынесение (предположительно) окончательного решения

- Для этого Вы предложите ребенку встретиться в школе всем вместе, но без угрожающей неопределенности и неясности (тематику встречи пусть определит родитель)

- Назначим встречу через неделю.

3. Родители: выполнение 3 варианта: прорабатывание информации, данной кл. руководителем, принятие этой информации, как руководство к действию. Настраивание (положительное) ребенка для очной встречи

4. Кл. руководитель: наблюдение за поведением ребенка

V этап (пошагово)

1. Кл.руководитель: 5 запланированная встреча, в роли супервизора, заключающаяся в наблюдении за ситуацией «Что сейчас происходит», выговаривание остатков «наболевшего», поддержка нового поведения родителей, непривычного положения ребенка, соответствующие рекомендации:

- Мы встретились, чтобы проанализировать может какие-то недоговоры, претензии, обиды, с целью их разрешения. Чтобы они не мешали в будущем. Сейчас время высказать все, о чем хочется.

Ребенку:

- «Чего бы тебе хотелось?»

- «Что нужно, чтобы этого не было?»

- «Как бы ты хотел, чтобы с тобой обращались?»

- «Как ты видишь это?»

- «Может, хочешь, чтобы тебе помогли?»

- «Как ты думаешь, без тебя можно эту проблемную ситуацию разрешить?»

- «Родители или учитель может все сделать за тебя?»

- «Я правильно поняла, что ты можешь нести ответственность за себя?»

- «А за что именно?»

- «Это действительно тебе под силу?»

- «Замечательно!» (поддержка)

- «Давай спросим у родителей, каково им?»

2. Ребенок: (осознание собственной значимости, способствующая уверенности, ответственности и самостоятельному принятию решений):

- «Мне бы хотелось…»

- «Я боюсь…»

- «Я не знаю, как отреагируют родители и …»

- «Мне нравится, когда меня выслушивают…»

- «Не ругают за мое мнение…»

- «Хочется быть нужным…»

- «Хочется, чтобы любили просто так, а не только за хорошее поведение и хорошие оценки…»

Родителю:

- Чтобы Вам сейчас хотелось добавить?

- На что может рассчитывать ваш ребенок?

- Скажите, у вашего ребенка есть надежда на вашу адекватную, безусловную родительскую любовь?

- Как Вы думаете, в чем она может проявляться?

- Вам действительно не сложно это?

- Может, есть в чем-то затруднения?

- Как Вы думаете, может это стоит обговорить с вашим ребенком?

- Что мешает это сделать?..

3. Родители: - «Я чувствую…»,

- «Мне кажется…»,

- «Может я себе накручиваю…»,

- «Может я что-то не так делаю?..»,

- «Хочется определиться…»,

- «Это, наверное, из моего детства... »

- «Это проблема моя…»

4. Кл. руководитель: подведение итогов встречи, подчеркивание решающих моментов, заключение негласного договора о перемирии и сотрудничестве. Возвращение «нового» родителя ребенку.

P.S. Родителю и ребенку:

Итак,

- Можно подтвердить, то, что всему вина ваша обоюдная недоговоренность - следствием тому взаимные упреки и обиды?

- Что нужно для того, чтобы этого больше не повторилось?

Предполагаемый ответ:

Чаще делиться всем наболевшим, как ребенку, так и родителю: мнениями, мыслями, высказываниями, предложениями.

А самое главное, принятие всего этого: без осуждений, без возмущений, без категоричности, без криков, а с адекватным, человеческим, разумным подходом и пониманием.

Классный руководитель - родитель - соцпедагог

(пошагово)

1. Классный руководитель и родитель. Запрос: озвучивание «острой» проблемы неразрешенной ситуации:

- озвучивание всей происходящей ситуации,

- что происходило,

- как долго это продолжается,

- что предпринимали,

- в чем возможная причина,

- состояние ученика на данный момент,

- если необходимо вмешательство соцпедагога, то какую помощь, поддержку он может оказать.

- обращение родителя и классного руководителя к соцпедагогу с конкретно сформированным запросом.

2. Соцпедагог: принятие и анализ проблемы, дальнейшая работа с запросом. Соцпедагог, уполномоченный функциями по защите прав ребенка предпринимает, если того требует ситуация, следующие шаги:

- очная беседа с «виновниками» этой проблемы, где выясняются все «за» и «против» и, руководствуясь уставом и законом, приходят к обоюдному согласию.

- проблема возможна в: 1. ученике, 2. учителе-предметнике, 3. классном руководителе, 4. родителе, 5. внешнее лицо, (если необходимо, соцпедагог обращается к психологу, для выяснения и решения психологических проблем возрастного, личностного, межличностного и т.п. плана).

- если проблема остается, и согласие не найдено, то, взвесив ситуацию, соцпедагог знакомит об ответственности всех за происходящее, предупреждает с занесением в личную карточку, далее следует постановка на внутришкольный учет, совет профилактики.

- если проблема в личностных взаимоотношениях, медицинских, возрастных особенностях или непонимании проблемности ситуации, то далее, соцпедагог совместно с психологом, классным руководителем, с результатами проведенной работы по неразрешенной ситуации обращаются к председателю консилиума.

Психолог - Классный руководитель

(пошагово)

1. Психолог. Запрос: озвучивание «острой» проблемы неразрешенной ситуации (важно, при этом, отсутствие каких-либо пугающих и настораживающих ноток, цель встречи - помочь ученику в разрешении проблемы при помощи классного руководителя):

- озвучивание проблемной ситуации (помнить о конфиденциальности),

- что произошло,

- что могло способствовать «такому» поведению;

- в чем это наблюдается,

- как долго это продолжается,

- что предпринимали,

- в чем возможная причина,

- состояние ученика на данный момент,

- какое, именно сотрудничество и помощь может оказать классный руководитель (уточнение запроса),

- со стороны психолога, ознакомление и мотивирование классного руководителя своими предполагаемыми способами взаимодействия с ребенком: исследование ребенка, выявление причин возможных проблем с помощью диагностического инструментария, коррекционно-развивающих занятий, консультаций, наблюдения и отслеживания поведения ребенка на уроках,

- после уточнения запроса классный руководитель использует предлагаемые способы взаимодействия с ребенком,

- рекомендации психолога. Назначение повторной консультации.

2. Классный руководитель: принятие и анализ проблемы: формирование и осмысливание своих будущих способов действий, в связи со сложившейся ситуацией совместно с психологом. Готовность помочь своему ученику, тем самым, способствовать разрешению сложившейся ситуации, выполнять все рекомендации, данные психологом.

- после уточнения запроса классный руководитель использует предлагаемые способы взаимодействия с ребенком.


Классный руководитель - психолог

1. Классный руководитель. Запрос: озвучивание «острой» проблемы неразрешающейся ситуации:

- озвучивание всей происходящей ситуации,

- что происходило,

- как долго это продолжается,

- что предпринимали,

- в чем возможная причина,

- состояние ребенка на данный момент,

- какую, именно сотрудничество и помощь может оказать психолог (формирование границ запроса),

- ознакомление психолога с дальнейшими своими возможными и предполагаемыми способами взаимодействия с ребенком.

2. Психолог: принятие и анализ проблемы: формирование и осмысливание своих будущих способов действий, в связи со сложившейся ситуацией совместно с классным руководителем.

- вооружение классного руководителя со своими предполагаемыми способами взаимодействия: исследование ребенка с родителем, выявления причин возможных проблем с помощью диагностического инструментария, коррекционно-развивающих занятий, консультаций, наблюдения и отслеживания поведения ребенка на уроках.

- рекомендации психолога: вести наблюдение и контроль поведенческих реакций ученика.

- способы взаимодействия с учеником в критических ситуациях.

- назначение повторной консультации.


Алгоритмы работы №2 (для родителей)

(классный руководитель - родитель; родитель - классный руководитель; классный руководитель, родитель - соцпедагог; соцпедагог - родитель; родитель - соцпедагог; психолог - родитель; родитель - психолог; родитель - ребенок).

Основными принципами обеспечения психологической поддержки в обучении способам эффективного взаимодействия были следующие:

- согласие родителей на помощь и поддержку;

- опора на личные силы и потенциальные возможности личности;

- вера в эти возможности;

- ориентация на способность самостоятельно преодолевать препятствия;

- совместность, сотрудничество, содействие;

- доброжелательность и безоценочность;

- реализация принципа «Не навреди»;

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Далее были задействованы и апробированы алгоритмы, способствующие эффективному взаимодействию участников: классный руководитель - родитель; родитель - классный руководитель; классный руководитель, родитель - соцпедагог; соцпедагог - родитель; родитель - соцпедагог; психолог - родитель; родитель - психолог; родитель - ребенок. Основная задача которых - помочь правильно находить причину проблем и своевременно ее устранить.

Классный руководитель - Родитель

(пошагово)

Кл. руководитель: Запрос: (при этом должны быть решены все, (если они есть), проблемы в отношениях с учителями), если проблема касается только ребенка озвучивание «острой» ситуации с ребенком:

- у нас произошел такой инцидент…

- расскажите, пожалуйста, о вашем ребенке…

- какой он…

- что нравится, а что не очень…

- чего старается избегать…

- спокойный ли сон…

- какие у вас взаимоотношения и т.п.

Родитель: принятие и исследование проблемы:

- Почему Вы так решили?

- В чем это наблюдалось?

- Что пытались предпринимать?

- Как это происходило?

- Как Вы думаете, почему не получается?

- В чем кроется возможная причина?

- Что, конкретно я могу сделать? (сужение границ запроса)

3. Кл. руководитель: (формирование конкретного запроса): рекомендации, назначение повторной встречи с родителями

5. Родители: выполнение рекомендаций

6. Кл. руководитель: наблюдение за ребенком, коррекция и отслеживание поведения ребенка

Родитель - Классный руководитель

I этап (пошагово)

Родители: Запрос: озвучивание родителями «острой» проблемы с ребенком

Кл.руководитель: принятие и исследование проблемы:

- Почему Вы так решили?

- В чем это наблюдалось?

- Что пытались предпринимать?

- Как это происходило?

- Как Вы думаете, почему не получается?

- В чем кроется возможная причина?

- Какую помощь Вы ожидаете от меня? (сужение границ запроса)

3. Родители: (формирование конкретного запроса)

4. Кл. руководитель: рекомендации, назначение повторной встречи с родителями

5. Родители: выполнение рекомендаций

6. Кл. руководитель: наблюдение за ребенком, отслеживание поведения ребенка

II этап (пошагово)

Родители: 2 запланированная встреча, результат выполнения рекомендаций, данных на 1 встрече: - «Уважаемый кл.рук-ль я все сделала, но все равно ничего не получается, проблема также остается…»

Кл.руководитель: исследование и выявление причины отрицательного результата:

- Как Вы думаете, почему не получается? (Если родитель пытается обвинить ребенка, то следует вину вернуть родителю, возможные фразы родителя: «Я ничего не могу сделать», «Сделайте что-нибудь с ним, у меня уже нет сил», «Ему кажется все равно», «Я бы его убила», «В кого он только пошел?»)

- Тогда, получается из Ваших слов, Вы уже всё сделали для этого?

- Тогда как Вы себе представляете дальнейшую жизнь своего ребенка?

- Кто поможет ему, если не Вы?

- Мне жаль, но я за Вас это сделать не могу! (если родитель и дальше отказывается, то следует напомнить о правах ребенка и обязанностях родителях)

- С моей стороны я готова помочь Вам в решении этой проблемы, но с одним условием - сотрудничество с Вашей стороны!

- Будем действовать поэтапно. Предлагаю следующий вариант действия… Через неделю встретимся.

3. Родители: выполнение 1 варианта: предложенного варианта действия решения проблемы с ребенком

4. Кл. руководитель: наблюдения за ребенком

IIIэтап (пошагово)

Родители: (3 запланированная встреча, результат выполнения рекомендаций, данных на 2 встрече): - «Уважаемый кл.руководитель, я все делаю как Вы рекомендовали, но все равно не чувствую понимания со стороны ребенка…»

Кл.руководитель: (коррекция нового поведения родителей, включающая в себя похвалу и поддержку):

- Расскажите, что и как Вы предпринимали конкретно на какой-нибудь ситуации?

- Какой тон, позу, манеру реагирования применяли при этом? (в зависимости от возраста рассказ родителя подкрепляется информацией о возрастных особенностях ребенка).

- Итак, «лед тронулся» (этими словами вы даете понять родителю, что у него начинает получаться). Будем действовать дальше. Вы продолжаете действовать так, как мы и договорились.

- Предлагаю следующий вариант действия…

- С моей стороны, я побеседую с ребенком. Через неделю встретимся

3. Родители: выполнение 2 варианта: прорабатывание информации, данной кл.руководителем, а также предложенного следующего варианта действия решения проблемы с ребенком.

4. Кл. руководитель: наблюдение и беседа за ребенком

IVэтап (пошагово)

Родители: (4 запланированная встреча, результат выполнения рекомендаций, данных на 3 встрече): - «Вроде все нормализовалось, но есть какая-то недоговоренность между нами…»

Кл.руководитель: поддержка нового поведения родителей, интерпретация предположительного поведения ребенка и соответствующие рекомендации:

- В чем это ощущаете?

- Как реагируете?

- Ваши действия при этом?

- Ваши предположения?

- Что Вы чувствуете?

- Чего бы Вам хотелось?

- Предлагаю следующий вариант действия… Организация очной встречи (втроем): родитель, ребенок, кл.руководитель для выяснения оставшихся недомолвок, возможных претензий и вынесение (предположительно) окончательного решения

- Для этого Вы предложите ребенку встретиться в школе всем вместе, но без угрожающей неопределенности и неясности (тематику встречи пусть определит родитель)

- Назначим встречу через неделю.

3. Родители: выполнение 3 варианта: прорабатывание информации, данной кл. руководителем, принятие этой информации, как руководство к действию. Настраивание (положительное) ребенка для очной встречи

4. Кл. руководитель: наблюдение за поведением ребенка

V этап (пошагово)

Кл.руководитель: 5 запланированная встреча, в роли супервизора, заключающаяся в наблюдении за ситуацией «Что сейчас происходит», выговаривание остатков «наболевшего», поддержка нового поведения родителей, непривычного положения ребенка, соответствующие рекомендации:

- Мы встретились, чтобы проанализировать может какие-то недоговоры, претензии, обиды, с целью их разрешения. Чтобы они не мешали в будущем. Сейчас время высказать все, о чем хочется.

2. Ребенку:

- «Чего бы тебе хотелось?»

- «Что нужно, чтобы этого не было?»

- «Как бы ты хотел, чтобы с тобой обращались?»

- «Как ты видишь это?»

- «Может, хочешь, чтобы тебе помогли?»

- «Как ты думаешь, без тебя можно эту проблемную ситуацию разрешить?»

- «Родители или учитель может все сделать за тебя?»

- «Я правильно поняла, что ты можешь нести ответственность за себя?»

- «А за что именно?»

- «Это действительно тебе под силу?»

- «Замечательно!» (поддержка)

- «Давай спросим у родителей, каково им?»

Ребенок: (осознание собственной значимости, способствующая уверенности, ответственности и самостоятельному принятию решений):

- «Мне бы хотелось…»

- «Я боюсь…»

- «Я не знаю, как отреагируют родители и …»

- «Мне нравится, когда меня выслушивают…»

- «Не ругают за мое мнение…»

- «Хочется быть нужным…»

- «Хочется, чтобы любили просто так, а не только за хорошее поведение и хорошие оценки…»

3. Родителю:

- Чтобы Вам сейчас хотелось добавить?

- На что может рассчитывать ваш ребенок?

- Скажите, у вашего ребенка есть надежда на вашу адекватную, безусловную родительскую любовь?

- Как Вы думаете, в чем она может проявляться?

- Вам действительно не сложно это?

- Может, есть в чем-то затруднения?

- Как Вы думаете, может это стоит обговорить с вашим ребенком?

- Что мешает это сделать?..

Родители: - «Я чувствую…»,

- «Мне кажется…»,

- «Может я себе накручиваю…»,

- «Может я что-то не так делаю?..»,

- «Хочется определиться…»,

- «Это, наверное, из моего детства... »

- «Это проблема моя…»

4. Кл. руководитель: подведение итогов встречи, подчеркивание решающих моментов, заключение негласного договора о перемирии и сотрудничестве. Возвращение «нового» родителя ребенку.

P.S. Родителю и ребенку:

Итак,

- Можно подтвердить, то, что всему вина ваша обоюдная недоговоренность - следствием тому взаимные упреки и обиды?

- Что нужно для того, чтобы этого больше не повторилось?

Предполагаемый ответ:

Чаще делиться всем наболевшим, как ребенку, так и родителю: мнениями, мыслями, высказываниями, предложениями.

А самое главное, принятие всего этого: без осуждений, без возмущений, без категоричности, без криков, а с адекватным, человеческим, разумным подходом и пониманием.

Классный руководитель - родитель - соцпедагог

(пошагово)

1. Классный руководитель и родитель. Запрос: озвучивание «острой» проблемы неразрешенной ситуации:

- озвучивание всей происходящей ситуации,

- что происходило,

- как долго это продолжается,

- что предпринимали,

- в чем возможная причина,

- состояние ученика на данный момент,

- если необходимо вмешательство соцпедагога, то какую помощь, поддержку он может оказать.

- обращение родителя и классного руководителя к соцпедагогу с конкретно сформированным запросом.

2. Соцпедагог: принятие и анализ проблемы, дальнейшая работа с запросом. Соцпедагог, уполномоченный функциями по защите прав ребенка предпринимает, если того требует ситуация, следующие шаги:

- очная беседа с «виновниками» этой проблемы, где выясняются все «за» и «против» и, руководствуясь уставом и законом, приходят к обоюдному согласию.

- проблема возможна в: 1. ученике, 2. учителе-предметнике, 3. классном руководителе, 4. родителе, 5. внешнее лицо, (если необходимо, соцпедагог обращается к психологу, для выяснения и решения психологических проблем возрастного, личностного, межличностного и т.п. плана).

- если проблема остается, и согласие не найдено, то, взвесив ситуацию, соцпедагог знакомит об ответственности всех за происходящее, предупреждает с занесением в личную карточку, далее следует постановка на внутришкольный учет, совет профилактики.

- если проблема в личностных взаимоотношениях, медицинских, возрастных особенностях или непонимании проблемности ситуации, то далее, соцпедагог совместно с психологом, классным руководителем, с результатами проведенной работы по неразрешенной ситуации обращаются к председателю консилиума.

Соцпедагог - родитель

(пошагово)

1. Соцпедагог. Запрос: озвучивание «острой» проблемы неразрешенной ситуации соцпедагогом (исключая обвинения в адрес родителя):

- озвучивание всей происходящей ситуации,

- что происходило,

- как долго это продолжается,

- что предпринимали,

- в чем возможная причина,

- состояние ученика на данный момент,

- какую, именно сотрудничество и помощь может оказать родитель (формирование границ запроса),

- со стороны соцпедагога, ознакомление родителя со своими предполагаемыми способами взаимодействия с ребенком,

- после формирования запроса родителем и предполагаемого способа взаимодействия с ребенком, благодарность и поддержка в желании способствовать решению проблемы,

- рекомендации соцпедагога. Назначение повторной встречи.

2. Родитель: принятие и анализ проблемы: формирование и осмысливание своих будущих способов действий, в связи со сложившейся ситуацией совместно с соцпедагогом.

Родитель - Соцпедагог

(пошагово)

1. Родитель. Запрос: озвучивание «острой» проблемы неразрешенной ситуации родителем:

- озвучивание всей происходящей ситуации,

- что происходило,

- как долго это продолжается,

- что предпринимали,

- в чем возможная причина,

- состояние ребенка на данный момент,

- какую, именно сотрудничество и помощь может оказать соцпедагог (формирование границ запроса),

- со стороны родителя, ознакомление соцпедагога со своими предполагаемыми способами взаимодействия с ребенком,

- после ознакомления соцпедагога с запросом и предполагаемого способа действия, благодарность и поддержка в желании способствовать решению проблемы,

2. Соцпедагог: принятие и анализ проблемы: формирование и осмысливание своих будущих способов действий, в связи со сложившейся ситуацией совместно с родителем.

Психолог - Родитель

(пошагово)

1. Психолог. Запрос: озвучивание «острой» проблемы неразрешенной ситуации (важно, при этом, отсутствие каких-либо пугающих и настораживающих ноток (профессия «психолог», пока, остается еще новшеством для многих, часто путают с функциями психиатра), цель встречи психолога с родителем - помочь ученику в разрешении проблемы при помощи родителя):

- озвучивание всей происходящей ситуации,

- что происходило,

- в чем это наблюдается,

- как долго это продолжается,

- что предпринимали,

- в чем возможная причина,

- состояние ученика на данный момент,

- какую, именно сотрудничество и помощь может оказать родитель (формирование границ запроса),

- со стороны психолога, ознакомление и мотивирование родителя своими предполагаемыми способами взаимодействия с ребенком: исследование ребенка с родителем и выявления причин возможных проблем с помощью диагностического инструментария, коррекционно-развивающих занятий, консультаций, наблюдения и отслеживания поведения ребенка на уроках,

- после формирования запроса родителем и предполагаемого способа взаимодействия с ребенком, благодарность и поддержка в желании способствовать решению проблемы,

- рекомендации психолога. Назначение повторной консультации.

2. Родитель: принятие и анализ проблемы: формирование и осмысливание своих будущих способов действий, в связи со сложившейся ситуацией совместно с психологом. Готовность помочь своему ребенку, тем самым, способствовать разрешению сложившейся ситуации, выполнять все рекомендации, данные психологом.


Родитель - психолог

(пошагово)

1. Родитель. Запрос: озвучивание «острой» проблемы неразрешенной ситуации родителем:

- озвучивание всей происходящей ситуации,

- что происходило,

- как долго это продолжается,

- что предпринимали,

- в чем возможная причина,

- состояние ребенка на данный момент,

- какую, именно сотрудничество и помощь может оказать психолог (формирование границ запроса),

- со стороны родителя, ознакомление психолога со своими возможными и предполагаемыми способами взаимодействия с ребенком,

- после ознакомления психолога с запросом и предполагаемого способа действия, благодарность и поддержка в желании способствовать решению проблемы,

2. Психолог: принятие и анализ проблемы: формирование и осмысливание своих будущих способов действий, в связи со сложившейся ситуацией совместно с родителем.

- ознакомление и мотивирование родителя со своими предполагаемыми способами взаимодействия: исследование ребенка с родителем, выявления причин возможных проблем с помощью диагностического инструментария, коррекционно-развивающих занятий, консультаций, наблюдения и отслеживания поведения ребенка на уроках.

- рекомендации психолога. Назначение повторной консультации.

Родитель - ребенок

(пошагово)

1. Родитель: (важно, при этом действительно внимательное, участливое понимание, чтоб ребенок расположился к вам, а не испугался и насторожился, создать благоприятные условия, разговор «по душам», исключая элементы допроса, используя при этом принадлежность словами: доченька, сыночек…)

- … я вижу, что что-то происходит…

- с тобой все в порядке…

- может, поделишься…? (если ребенок сразу начал рассказывать, то следует использовать эмоциональные поддержки: я тебя понимаю и т.п., использовать технику повторения последней фразы…)

- что тебе мешает или может кто-то…

- чего бы тебе хотелось…

- как ты себе это представляешь…

- как ты думаешь, это зависит только от внешних обстоятельств…?

- без тебя можно эту проблемную ситуацию разрешить?

- может что-то зависит от тебя…?

- можно, что-нибудь изменить в твоем желании…

- это реально возможно…?

- я правильно поняла, что ты можешь сам нести ответственность за себя?»

- а за что именно?

- это действительно тебе под силу?

- замечательно! Я и не сомневалась! (поддержка, ребенок действительно будет чувствовать в себе силы, когда в него верят)

- тебе может, потребуется моя помощь…?

- чем могу помочь конкретно я…?

- что нужно, чтобы это больше повторилось…?

- ты знаешь, что я тебе всегда приду на помощь…, но об этом нужно только мне сообщить…

- как тебе сейчас… что ты чувствуешь…

- я тебя люблю…

Этот алгоритм будет работать только в том случае, если родители действительно заинтересованы в своем ребенке. Поэтому чаще следует беседовать обо всем с ребенком: обмениваться своими мнениями, мыслями, высказываниями, предложениями.

2. Ребенок: осознание собственной значимости, способствующая уверенности, ответственности и самостоятельному принятию решений, вследствие чего осознание своего отклоняющегося поведения или способа действия.

P.S. А самое главное, принятие всего этого: без осуждений, без возмущений, без категоричности, без криков, а с адекватным, человеческим, разумным подходом и пониманием.

Список использованной литературы:


1. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе. - Волгоград, 2006.- С.3-4

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - Москва, 1998. - С.46-47

3. Соковня И. Социальное взросление и здоровье школьников. - Москва, 2005. - С.9-11

4. Пикан В.В. Технология вариативного обучения. - Москва, 2008. - С.12-13

5. Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день. - Москва, 2005. - 24-33

6. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - Москва, 2000. - 3-5., 36-37.

7. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. - Москва, 2002. - 43-60

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - Москва, 2000. - 111

9. Ксензова Г.Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя. Москва, 2004. - 146-151

10. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. Москва, 2008. - 7-18

11. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. Москва, 2002. - 16-35

12. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. Москва, 2005. - 13-23

13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Москва, 2002. - 170-176

14. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на-Дону, 2007. - 14-22

15. Смирнова Е.О. Детская психология. Москва, 2003. - 29- 34

16. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. Москва, 2001. - 3-8

17. Яссман В.П. Нейропсихологическая коррекция. Учебное пособие. Часть 1. Хабаровск, 2007. - 5-17

18. Аммосова Л.И. Взаимодействие школьных служб в организации адаптационного периода первоклассников. Нерюнгри, 2005. - 3-10

21


© 2010-2022