Влияние педагогического общения на взаимодействие с учениками

Учитель МОУ СОШ №66 г.СаратовМицюк Т.Н.«Влияние педагогического общения на взаимодействие с учащимися«Общение- многоплановый процесс установления контактов, включающий в себя процесс получения информации, обмен информацией, процесс восприятия и понимания другого человека. Как раз через общение ученик получает знания, которые необходимы для его развития. Именно в общении реализуется система взаимодействия ученика и учителя, которая в свою очередь способствует воспитанию и обучению. Это целенаправ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель МОУ СОШ №66 г.Саратов

Мицюк Т.Н.

«Влияние педагогического общения на взаимодействие с учащимися»

Общение- многоплановый процесс установления контактов, включающий в себя процесс получения информации, обмен информацией, процесс восприятия и понимания другого человека. Как раз через общение ученик получает знания, которые необходимы для его развития. Именно в общении реализуется система взаимодействия ученика и учителя, которая в свою очередь способствует воспитанию и обучению. Это целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, воспитателей, наставников.

В процессе обучения общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. В данном случае, общение будет выступать в виде инструмента воздействия. Функции общения перерастают из общечеловеческих в профессионально-творческие. Хотелось бы подчеркнуть, что именно общение является средством взаимодействия ученика и учителя. Подчистую взаимодействие педагога и воспитанника является самоцелью, что отводит учебный процесс на второй план. Следовательно, взаимодействие педагога и ученика не должно быть самоцелью. Прежде всего общение должно способствовать ориентации ученика в мире, ценностях, в самом себе, выстраивании собственных систем ценностей и прежде всего общение должно быть нацелено на оказании помощи ученикам. Учитель должен выступать в роли оратора. Ведь отсутствие навыков общения может привести к потере интереса, сделать даже из самого насыщенного урока рутинный день. Не стоит забывать что, общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений учителя и учащихся.

Безусловно, педагогическое общение является главным средством педагогического воздействия. Учитель, на мой взгляд, должен постараться наладить контакт с каждым ребенком. Подчистую, учителю не хватает времени на установление контакта с учениками, потому что основной задачей было и есть учебная деятельность. На мой взгляд, установление межличностного контакта с детьми, учениками позволит увеличить продуктивность учебного процесса. Ведь сплоченный, открытый класс, ученики которые понимают учителя, изъявляют желание выполнить деятельность, достигнет большего учебного прогресса. Главная особенность общения заклбчается в том, что учащиеся выявляют желание выполнять деятельность, предложенную учителем, и отторжение того же самого задания, предложенным другим учителем. На примере этой ситуации можно отчетливо проследить наличие и отсутствие межличностного контакта, налаженного и недостигнутого при помощи общения. Именно этим объясняется такой встречающийся в школьной практике парадокс, когда учитель, обладающий огромными познаниями и способный решить самые сложные задачи, бывает неинтересен своим ученикам, а педагог, имеющий более низкую предметную подготовку, становится душой ученического коллектива и пользуется уважением учащихся.

В ряде работ по педагогической технологии выделяется несколько важных функций именно профессионально-педагогического общения.

Исходной является функция «открытия» ребенка на общение. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека, в частности учителя. Эта функция играет важнейшую роль на начальном этапе взаимодействия учителя с учеником. Ее реализация связана с умением педагога "подать себя" детям, продемонстрировать свое расположение к ним, убедить их в своих мирных намерениях и благородных помыслах. От этого во многом зависят начало общения и его характер.

Функция «соучастия» призвана поддерживать ученика в его выходе на общение. Ее реализация требует от педагога принять на себя часть трудностей ученика, оказать ему необходимую помощь и поддержку, стимулировать его успешные действия. Важно уметь проявить интерес к ученику, научиться слышать своего собеседника, предложить ему свою помощь. Через соучастие учителю удается лучше понять внутренний мир своего ученика, для которого порой приходится раскрывать свой внутренний мир, транслировать ему свое "Я".

Особой в профессионально-педагогическом общении является функция «возвышения» личности ученика. Реализация этой функции предполагает оказание такого влияния на воспитанника, которое способствует его восхождению к духовным новообразованиям. В результате общения с педагогом школьник должен хотеть быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее к окружающим людям и обладать многими другими положительными качествами и чертами характера. Многие школьники воспринимают содержание урока прежде всего через личность учителя, через его манеру поведения в классе и способы общения с учащимися.

Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога. Не стоит забывать, что общение должно выступать не целью, а средством учебного процесса. Система установления межличностных контактов с каждым ребенком должна выставляться чуть ли не на первую ступень, потому что через систему взаимодействия учителя с учеником появляется возможность достигнуть большего академического и учебного прогресса.

Список использованной литературы.

1. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя.- М., 2000,стр.19

2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - [Текст] / И.А. Зимняя.- Ростов-на-Дону, 1997.

3. Куркина, Е.В. Теория и практика педагогического общения - [Текст] / //festival.1september.ru/articles/506043

4. Либин, А.В. Элементы теории стиля человека.//Психология сегодня в материалах 1 Всероссийской конференции. - [Текст] /А.В.Либин.-М.,1996.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогическое общение. - [Текст] // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.



© 2010-2022