Исследовательская работа Особенности поведения подростков в конфликтах с родителями

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

Особенности поведения подростков в конфликтах с родителями.

Начало XXI века в России характеризуется изменениями в экономической, культурной, социально-политической жизни граждан.

Данная ситуация осложняется тем, что многообразие социальных проблем в настоящее время, значительно повлияло и продолжает оказывать своё негативное воздействие на семью как основной и первичный институт социализации подростков. Невозможность огромного количества семей приспособиться к реалиям современной жизни, снижение адаптационных возможностей семьи, расслоение семей по уровню материальных доходов - эти и многие другие негативные факторы, прежде всего, дестабилизируют её основные функции. Так, например, бедность семей ограничивает воспитательную функцию родителей: чем больше они заняты обеспечением достойного существования, тем меньше у них остаётся свободного времени, душевных и физических сил для общения со своими детьми.

Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.

Объект исследования: Поведение подростков в конфликтах с родителями.

Предмет исследования: взаимодействие подростков с родителями.

Гипотеза: своевременная социально-педагогическая помощь семье позитивно влияет на процесс социализации ребенка в ней.

Задачи:

1. Изучение научной литературы по теме исследования.

2. Выявление особенностей социализации в современной семье.

3. Исследование необходимых условий для создания благоприятного микроклимата в семье, способствующего успешной совместной работе.

4. Изучение поведения подростков в конфликтах с родителями.

Методы исследования:

1. Анализ и изучение научной литературы.

2. Анкетирование подростков на предмет выявления детско-родительских отношений.

3. Обобщение полученного материала.
Мы провели исследование «Особенности поведения подростков в конфликтах с родителями». Эта тема возникла не случайно. Проблема взаимоотношений с родителями - основная проблема, возникающая у подростков. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Поскольку родители еще не готовы признать своего ребенка взрослым, достойным уважения.

Кроме того, в этом возрасте эмоциональная сфера ребенка имеет определенные особенности: повышенная возбудимость и реактивность, резкие смены настроения, что связано с перестройкой гормональных и физиологических процессов, присущей периоду полового созревания. Наиболее выраженная эмоциональная неустойчивость и смена настроения отмечаются в «трудном» возрасте (12-14 лет). Неустойчивость эмоциональных реакций подростка обусловлена не только гормонально-физиологическими сдвигами, но и условиями воспитания, которые нередко оказываются решающими.

В этом возрасте дети становятся особенно чувствительны к оценке другими своей внешности, способностей и наряду с этим излишне самоуверенны и чрезмерно критичны по отношению к окружающим, подчеркнуто независимы, не признают авторитетов и общепринятых правил.

Таким образом, проблема конфликтов подростка со взрослыми выходит на первый план, изучение таких конфликтов и стало целью нашего исследования. В нем приняли участие 22 учащихся (7 класс - 14 человек,8 класс - 8 человек). Из них 13 мальчиков и 9 девочек.

Мы предположили, что главной причиной конфликтов между подростками и родителями будет «плохое» поведение дома и в школе, которое обусловлено возрастными особенностями подростков.

В качестве методов исследования мы использовали анкетирование. Разработанная нами анкета была анонимной, для получения более искренних ответов опрашиваемых, она позволяет получить минимальные сведения об испытуемых (пол и возраст). Кроме того, она включает вопросы, которые позволяли выявить частоту конфликтов с родителями, их причины, некоторые особенности поведения подростков в конфликтах.

Хотелось бы привести некоторые результаты исследования.

Отвечая на вопрос о том, как часто у них происходят конфликты с родителями, 85% опрошенных отмечают, что эти конфликты происходят редко, периодически. Только 10% учащихся ответили, что эти конфликты происходят постоянно и лишь у 5% - таких конфликтов не бывает «никогда».

Рейтинг причин конфликтов с родителями:

- учеба, плохие оценки в школе - 56,5%;

- плохое поведение дома и в школе - 34,8%;

- позднее возвращение домой - 28,3%;

- увлечение компьютерными играми - 23,9%;

- другие причины (выполнение домашних обязанностей, споры с родителями, изменение в характере, покупка одежды) - 28 %;

Характеризуя свое поведение в конфликтной ситуации, 80% опрошенных говорят о том, что признают свою вину и извинятся. Мнения остальных учащихся разделились: не признают свою вину, и будут вести себя так, будто ничего не произошло - 10%, это же количество учащихся уйдут, громко хлопнув дверью.

После конфликта первыми на примирение пойдет 56,5% подростков, у 26 % учащихся инициативу проявят родители, у остальных школьников конфликт прекращается сам собой или на примирение идут обе стороны в равной степени.

Сравнивая результаты опроса мальчиков и девочек, следует отметить, что в качестве причин конфликтов - «увлечение компьютерными играми» чаще встречается у мальчиков; мальчики чаще, чем девочки не признают свою вину и ведут себя так, будто ничего не произошло; в числе уклонившихся от ответа на вопрос о желаемых отношениях с родителями большинство мальчики.

Завершалась анкета вопросом о том, какими ребята хотели бы видеть свои отношения с родителями. Интересно, что только 15 % подростков устраивают сегодняшние отношения, 13% не захотели отвечать на это вопрос. Остальные хотели бы видеть отношения с родителями теплыми, нормальными, хорошими, взаимоуважающими, добрыми, спокойными, понимающими, честными и т.п.

Таким образом, большинство учащихся испытывают потребность в более теплых отношениях с родителями.

Результат работы будет использован для выступлений перед учащимися, и родителями на родительских собраниях. Следует отметить активный интерес подростков к проведению исследования, а также значимость для родителей информации о детско-родительских отношениях, потому что материал этот касается именно их детей.

В результате проведённой исследовательской работы и оглашении результатов среди участников образовательного процесса мы ждем положительных изменений в отношениях детей и их родителей. Этому будут способствовать проводимые в школе мероприятия: классные часы, занятия психолога для учащихся, семинары и родительские собрания для родителей.





© 2010-2022