Статья: Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольных организаций

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида

«ЗВЁЗДОЧКА» г.Зернограда

Психолого-педагогическое сопровождение детей

с особыми образовательными потребностями

в условиях дошкольных организаций


Волгина Маргарита Викторовна

педагог-психолог

высшей квалификационной категории


Статья: Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольных организаций














29.08.2014г.

Статья: Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольных организацийРебенок с особыми потребностями в образовании (ООП) - это уже не новое для нашего восприятия понятие.

Появление данного термина свидетельствует о взрослении нашего общества, его социальности - оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями здоровья или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

Данный термин призван вытеснить из широкого употребления такие понятия, как «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и такие страшные слова, как слепой, глухой, даун, спастик, алалик, дизартрик, аутист, - указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Дети с особыми образовательными потребностями - эта та категория воспитанников, кому нужны обходные пути получения знаний, которые для их нормально развивающихся сверстников являются обычными.

Такое понятие, как «психолого-педагогическое сопровождение» является сегодня не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки, помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время развитие, обучение и воспитание детей с ООП принято называть «инклюзией».

При инклюзивном подходе мы не адаптируем детей с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям и стандартам детского сада, а реформируем образовательные учреждения и ищем педагогические подходы к их обучению, чтобы было возможно учитывать особые образовательные потребности всех детей, у которых они возникают.

В нашем городе уже приняты шаги в данном направлении. На базе РПМПК открылся психологический центр, специалисты которого оказывают консультационную помощь, связанную с инклюзией в образовании.

В образовательной политике нашей страны разработан и внедрен пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей детей с особыми образовательными потребностями.

Как же на самом деле осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП?

Для успешного психолого-педагогического сопровождения детей с ООП педагоги и специалисты дошкольной организации должны правильно оценить возможности каждого ребёнка, четко определить уровень его актуального развития, используя методы углубленной диагностики и, по выявленным в ходе психодиагностики проблемам, осуществить разработку индивидуального образовательного маршрута развития каждого ребенка, имеющего особые потребности в образовании.

Мониторинг данного сопровождения проводится в три этапа:

  1. Результатом первого этапа будет предоставление всех специалистов об особенностях развития ребенка.

  2. Затем, чтобы конкретизировать и уточнить представление о ребенке, проводится второй уточняющий этап, который опирается на углубленные методы диагностики: беседа, анализ продуктивной деятельности ребёнка, тесты, опросы, анкетирование педагогов и родителей.

  3. Третий этап (окончательный) заключается в сравнении и сопоставлении полученных данных о ребёнка и выведение из них определенного заключения, которое называется интерпретацией. Преимущественно для заключения используется метод экспертных оценок.

Мониторинг детского развития включает в себя:

  • оценку психического развития ребенка;

  • состояние его здоровья;

  • развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Мониторинг проводится два раза в год: в начале и по окончании работы по программе с ребёнком. Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию

процесса воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Вы, наверное, согласитесь со мной, что в педагогической практике порой бывает очень сложно соединить требования дошкольной программы и особенности детей с ООП, которые должны ее освоить?

Психологи предлагают разделить все содержание образовательной программы ДОУ на три категории:

  • «обязан знать» - информация, обязательная к усвоению ребёнком и существенная;

  • «должен знать» - информация важная, но не существенная;

  • «может знать» - информация несущественная и не слишком важная.

Если адаптировать данную систему в практику психолого-педагогического сопровождения детей с ООП, то категория «обязан знать» будет соответствовать индивидуальному образовательному маршруту ребенка, который для него определили и разработали специалисты ПМПК в рамках инклюзивной образовательной вертикали.

Например: (В детский сад поступил ребёнок с диагнозом РДА. На данном этапе формировать у него элементарные математические представления и обучать грамоте будет бессмысленно, а вот формировать механизмы сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми будет логично. Так как дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, и дающее возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение). Это и есть категория «обязан знать».

Инклюзивное образование строится на следующих принципах.

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.

Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.

Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. Этого допускать нельзя.

Принцип активного включения в образовательный процесс

всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия - это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и

способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,

понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста - установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Заострю Ваше внимание на главных аспектах:

  • Важным условием успешности психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями является самостоятельная активность ребенка.

  • Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, всё делают за него, предугадывая его каждое движение, у детей формируется «выученная беспомощность», феномен, при котором ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. Этого допускать нельзя.

  • Для стимуляции детской активности педагоги и специалисты ДОУ могут использовать принципы организации среды ДОУ.

  • Решающим фактором, от которого зависит успешное обучение и воспитание дошкольников с ООП - адекватные условия воспитания ребёнка в семье и раннее начало комплексных лечебно-реабилитационных, коррекционно-развивающих и социокультурных мероприятий. Усилия педагогов будут эффективными только в том случае, если они поддерживаются родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.

Л.С.Выготский в связи с этим писал: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, а возможно шире практиковать их общение с остальными детьми». Обязательным условием выступает не ориентация на особенности имеющегося нарушения у ребенка, а компенсацию развития вторичного дефекта.

Опыт зарубежных и российских специалистов показывает, что грамотно организованная ранняя диагностика, комплексная коррекция и реабилитация открывают для значительной части детей с ООП возможности включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития.

Статья: Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольных организаций


© 2010-2022