Пакет диагностического интсрументария

В инструментарии практического психолога существует разнообразный комплекс методов и методик, позволяющие выявить все необходимые показатели психического развития детей, которые могут быть учтены в процессе обучения. Как правило, причины снижения успеваемости учащихся обнаруживаются в низкой и негативной школьной мотивации в целом, и интересов к отдельным предметам в частности, в недостаточно высоком уровне интеллектуального развития или же в трудностях социальной адаптации детей в ученическо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пакет диагностического инструментария

для обучающихся 1 - 11 классов

МБОУ Саранпаульской средней общеобразовательной школы


В рамках социально-психологического сопровождения учащихся педагог-психолог выполняет достаточно разнообразные формы работ: диагностические, коррекционные, профилактические, развивающие, консультационные.

Социально-психологический мониторинг представляет собой систему анкетирования и тестирования учащихся. С помощью социально-психологического мониторинга осуществляется сбор, хранение, анализ и представление информации об уровне развития учащихся, и о качестве образовательного процесса в школе в целом.

Психологический мониторинг - комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

В инструментарии практического психолога существует разнообразный комплекс методов и методик, позволяющие выявить все необходимые показатели психического развития детей, которые могут быть учтены в процессе обучения. Как правило, причины снижения успеваемости учащихся обнаруживаются в низкой и негативной школьной мотивации в целом, и интересов к отдельным предметам в частности, в недостаточно высоком уровне интеллектуального развития или же в трудностях социальной адаптации детей в ученическом коллективе из-за особенностей своего поведения. Подобную информацию о каждом ученике или учащихся определенного класса могут использовать учителя и администрация в планировании и организации учебно-воспитательного процесса как показатели сформированности у учащихся психологической основы учебной деятельности.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  1. познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

  2. мотивационная сфера и динамика ее развития;

  3. эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, страхов, семейной комфортности, психологический климат учащихся в классных коллективах и школе, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

  4. личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Периодичность проведения психологической диагностики

на различных ступенях обучения:

  1. Адаптация учащихся 1, 5, 10 классов - изучение уровня мотивации к обучению, самооценки, психологического климата в классе, уровня эмоционально-волевой сферы - 1 раз в год.

  2. Развитие психических процессов у учащихся 5 классов - исследования уровня памяти, внимания, мышления; изучение уровня обученности и обучаемости - 1 раз в год. Индивидуальные занятия с детьми - 1 раз в триместр.

  3. Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения (7-10 классы) - исследование уровня мотивации, изучение интересов и склонностей, изучение уровня обученности и обучаемости; исследования уровня интеллекта - 1 раз в год.

  4. Психологическое сопровождение детей «группы риска», детей с девиантным поведением, учащихся КРО, детьми суицидального поведения (1-11 классы) - изучение уровня самооценки, семейной комфортности, психологического климата в школе и классе, уровня развития эмоционально-волевой сферы (страхи, тревожность, агрессивность), изучение уровня толерантности - 1 раз в год.

  5. Также по запросам классных руководителей, учителей-предметников, администрации школы, родителей - изучение развития психических и познавательных процессов у детей - в течение года (на начало, середину и конец года).

  6. Занятия на развитие психических и познавательных процессов и коррекцию поведения - в течение года с учащимися, прошедшими ПМПК (29 учеников 1-7 классов).

Диагностируемые параметры

Диагностический инструментарий

Учащиеся начального звена

1.

Уровень развития эмоционально -волевой сферы:

  • Тревожность

  • Самооценка

  • Страхи

Методика «Несуществующее животное»

Методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн

Методика А. И. Захарова «Красный дом, черный дом»

2.

Уровень мотивации обучения, адаптации

Анкета учения и адаптации ребенка в школе

Учащиеся 5-8 классов

1.

Уровень развития психических процессов:

  • Память

  • Внимание

  • Мышление

Методика оценки типа памяти

Диагностика объема внимания

Методика выявления существенных признаков Семаго Н. Я., Семаго М. М.

2.

Уровень развития эмоционально -волевой сферы:

  • Уровень и характер школьной тревожности

  • Самооценка

  • Страхи

Тест школьной тревожности Филлипса

Методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн

Методика А. И. Захарова «Красный дом, черный дом»

3.

Уровень мотивации обучения, адаптации

Анкета учения и адаптации ребенка в школе

4.

Уровень психологического климата в классах

Методика изучения психологического климата класса Л. Н. Лутошкина

Учащиеся 9-11-х классов

1.

Уровень развития эмоционально -волевой сферы:

  • Уровень и характер школьной тревожности

  • Самооценка

Опросник уровня тревожности Филлипса

Методика изучения самооценки Демо-Рубинштейна

2.

Уровень психологического климата в классах

Методика изучения психологического климата класса Л. Н. Лутошкина

Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения

7-11 классы

3.

Уровень мотивации к обучению

Диагностика выяления отношения к учебным дисциплинам

1.

Уровень развития интеллекта Уровень отношения к учебным предметам

Выявление познавательных интересов

ШТУР, Эрудит Карта познавательных интересов

Психологическое сопровождение детей «группы риска», детей с девиантным поведением, учащихся КРО, детьми суицидального поведения

1.

Уровень тревожности

(2-7 классы)

Шкала социально-ситуативной тревоги Кодаша

2.

Уровень страха (2-7 классы)

Методика А. И. Захарова «Красный дом, черный дом»

3.

Семейная комфортность (2-7 классы)

Диагностика семейного состояния

4.

Уровень суицидального риска у детей (8-11 классы)

Выявление суицидального риска у детей А.А. Кучер, В. П. Костюкович

5.

Уровень психологического климата в школе (1-11 классы)

Методика изучения психологического климата класса Л. Н. Лутошкина

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

Уровень толерантности (8-11 классы)

Методика изучения уровня толерантности

Психологическое сопровождение учащихся в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;

  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;

  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;

  • отследить динамику изменений результатов от года к году;

  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;

  • получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Информацию подготовила

педагог-психолог Т. Е. Петрова

Цель: изучить индивидуальные особенности обучающихся 5 - 11 классов.

Задачи: подобрать пакет диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей личности и оказание психолого-педагогической помощи.

Пояснительная записка

Актуальность

Подростковый период - это время завершения детства и начало взрослости. Основная особенность этого периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и центральное личностное новообразование - становление нового уровня самосознания «Я» - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность, неповторимость.

Как известно, в подростковом возрасте, перед растущим человеком часто возникают проблемы: как адаптироваться к окружающей действительности, к миру, созданному взрослыми; как реализовать и проанализировать свои способности в будущем.

Все проблемы, возникающие в подростковом и юношеском возрасте педагог-психолог, может лишь нацелить работу педагогов на основе владения диагностической информацией. Зная индивидуальные особенности личности каждого школьника, опираясь на эти знания, педагоги могут планировать и корректировать воспитательную работу более эффективно,формировать предметные и ключевые компетенции, развивать творческий потенциал каждого обучающегося, добиваться высокой мотивации учения, следовательно, достигать более качественных результатов в обучении.

Для педагога-психолога диагностика обучающихся позволит выявить качественные изменения и определить общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, поможет отследить динамику становления личности школьника, что составляет одну из приоритетных задач современной системы образования в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей личности включает в себя:

  • мотивационную сферу

  • познавательную сферу

  • эмоционально-волевую сферу

  • поведенческую сферу

  • личностные особенности и черты характера

  • профориентационное самоопределение

Использование методик - фронтально, индивидуально.

В данном пакете диагностического инструментария представлены диагностики личностных и интеллектуальных особенностей школьников для изучения индивидуальных способностей личности обучающихся в среднем и старшем звене.

Данные методики входят в необходимый перечень школьного мониторинга.

Пакет диагностического инструментария

Содержание методики

Мотивационная сфера

1.«Школьная мотивация» Н.Г.Лускановой. 5 класс

11-12 лет

  • Определение уровня отношения к школе. Методы исследования детей с трудностями обучения.

2. Анкета мотивации «Лесенка побуждений» А.И. Божович, И.К. Маркова

5 -6 класс

11-13 лет

  • Умение анализировать учебную деятельность и статус ученика «Зачем я учусь».

3. «Методика изучения мотивации обучения» М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой 5 - 8 класс

11 -15лет

  • Определение уровня сформированности учебной мотивации, понимание улучшения собственных результатов.

4. «Выявление мотивов учения» Весна Е.Б., Киселева О.О. 6 -11 класс

12-18лет

Определение мотивов учебной деятельности, умение анализировать собственные мотивы учения.

5. «Методика изучения мотивации обучения старшеклассников» М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой 9 - 11 класс

15-18лет

  • Определение уровнясформированности учебной мотивации, осознание и коррекция мотивов деятельности.

6. Тест - опросник «Измерение мотивации достижения» модификации А. Мехрабиана (гендерная) 10-11 класс

16-18лет

  • Исследование целей, мотивации достижения, касающихся отдельных сторон характера, мнений и чувств по поводу жизненных ситуаций.

7. «Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе» Методика Л.А. Ясюковой 5 - 6 класс

11-13лет

Прогнозирование и анализ проблем в обучении и развитии при переходе из начального звена в среднее.

8. Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Г.Н. Казанцева 5 - 11 класс

11-18лет

Определение качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Познавательная сфера

1.«Методика познавательных процессов» методика Мюнстерберга 5 - 6 класс

11-13лет

Определение избирательности, концентрации и помехоустойчивости внимания.

2. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) 5-6 класс

11-13лет

Определение уровня умственного развития.

Определение уровня сформированности учебной деятельности.

3. Невербальный тест «прогрессивные матрицы» Дж. Равена 5-7 класс

11-14лет

Определение интеллектуального развития и мышления.

4. «Интеллектуальная лабильность» (модификация С.Н. Костроминой) 5 - 9 класс

11-16лет

Определение успешности в обучении (высокой концентрации внимания, быстроты реакции, умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков).

5. Интеллектуальный тест В.Серебрякова 6-8 класс

12-15лет

Определение степени интеллектуальной одарённости.

6. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» Дж. Гилфорд 6 -11 класс

12-18лет

Определение интеллектуальной одаренности, показатели гибкости, оригинальности, беглости вербального творческого мышления.

7. «Методика познавательных процессов» 7 - 8 класс

13-15лет

Изучение уровня развития мышления, внимания, памяти.

8. «Методика - ШТУР» (школьный тест умственного развития) 7 - 9 класс

13-16лет

Выявление общей осведомленности у школьников активной и пассивной речи.

9. «Методика для определения интеллектуального потенциала» Вассерман Л.И 6-9 класс

12-16лет

Измерение уровня интеллектуального развития подростков дифференцированного обучения.

10. Диагностика интеллекта и креативности. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко 5-8 класс

11-15лет

Изучение творческого мышления.

11. Методика - Тест Векслера (взрослый вариант) (гендерная) 11 класс

17-18лет

Оценка уровня интеллектуального развития.

12. Методика - тест креативности Торранса 6 - 11 класс

12-18лет

Исследование творческой одарённостиобучающихся.

13. Опросник креативности. Д. Джонсонна. 9 - 11 класс

15-18лет

Определение самооценки старшеклассников. Умение анализировать и находить пути коррекции самооценки.

14. «Анкета по типам интеллекта» («Семь типов интеллекта» в теории Говарда Гарднера) 9-11 класс

15-18лет

Определение склонностей и способностей учеников к тому или иному типу деятельности, помочь в выборе будущей профессии.

Эмоционально-волевая сфера

1.«Шкала тревожности ребёнка» Г.Я.Кудрина 5 -6 класс

11-13лет

Выявление доминирующего психического состояния, восприятие различных учебных ситуаций, тревожности и страхов.

2. Тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН) К. Прутков М. Ю. Савченко 5-11 класс

11-18лет

Определение самочувствия, активности, настроения обучающихся.

Умение анализировать своё самочувствие, активность, настроение.

3. «Методика диагностики самооценки психических состояний личности» Г. Айзенк 5-11 класс

11-18лет

Выявление экстраверсии-интроверсии, эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), оценки искренности испытуемого.

4. «Методика Дембо-Рубинштейнаисследованиесамооценки» (в модификации A.M. Прихожан) 5-8 класс

11-15лет

Определение уровня сформированности адекватной самооценки, устойчивости самооценки, степени критичности, требовательности к себе, степени удовлетворенности собой.

5. «Тест школьной тревожности» Филлипса 5-8 класс

11-15лет

Определение уровня и характера школьной тревожности.

6. «Диагностика личностной тревожности» А.М. Прихожан Шкала тревожности

Рогов Е.И. (гендерная) 8 - 11 класс

14-18лет

Определение уровня и видов тревожности (школьной, самооценочной, межличностной).

7.«Опросник Басса-Дарки» А. Бассом и А. Дарки 6 -11 класс

12-18лет

Определение уровня проявления агрессии и враждебности, использование физической силы.

8.«Опросник исследования тревожности». Разработан Ч.Д.Спилбергером (адаптирован Ю.Л.Ханина) 8-11 класс

14-18лет

Определение уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности, как состояние) и (личностной тревожности, как устойчивой характеристики личности).

9.Тест - анкета «Эмоциональная направленность»Б.И. Додонов9-11класс

15-18лет

Определение эмоциональной направленности личности.

Поведенческая сфера

1.«Метод социометрических измерений» (социометрия)Дж. Морено.5 -9Класс

11-16лет

Измерение межличностных взаимоотношений в группе, улучшения и совершенствования личности.

2.Опросник «Взаимоотношения в ученическом коллективе» А.И. Крупнова.

5-9 класс

11-16лет

Выявление уровня комфортных взаимоотношений в ученическом коллективе класса и школы.

3.Методика «Исследование социальной приспособленности ребенка» Рене Жиля 5-9

класс

11-16лет

Изучение социальной приспособленности обучающегося его взаимоотношений с окружающими.

4.Тест «Социометрия»Р.С.Немов 6-8 класс

12-15лет

Определение статуса подростка в группе.

5.«Методики по выявлению трудновоспитуемых в классе»5 - 8 класс 11-15лет

Изучение личности всех воспитанников.

6.«Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей» (КОС) 7 -11класс

13-18лет

Выявление уровня коммуникативных и организаторских способностей.

7.Тест «Стили разрешения конфликтов» К. Томаса(модификация Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)8-11класс

14-18лет

Выявление стиля поведения в конфликтных ситуациях.

8.Опросник «Поддаётесь ли вы чужому мнению?»Н.В. Киршева,Н.В. Рябчикова

8-11класс

14-18лет

Выявление уровня комфортности поведения.

9.Опросник суицидального риска. (модификация)Т.Н. Разуваевой8 - 11класс

14-18лет

Выявление уровня сформированности поведения суицидальных намерений.

10.«Методика Спилберга»9 -11класс

15-18лет

Обобщение психологических знаний об особенностях процессов самопознания и самовоспитания; выработка конструктивных способов взаимодействия в социуме; формирование ценностного отношения к собственному психологическому здоровью и толерантного отношения к

окружающим.

Личностные особенности и черты характера

1.«Личностные особенности» (методика Р.Кетелла).6-11класс

12-18лет

Отражает модель индивидуально-психологических свойств личности и позволяет прогнозировать ее реальное поведение.

2.«Методика по выявлению уровня самооценки»Р.В. Овчаровой 5 - 6класс

11-13лет

Выявление уровня самооценки.

3.«Методика диагностики акцентуаций характера» Опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека 5-11класс

11-18лет

Определение типа акцентуации характера, является реализацией типологического подхода к ее изучению.

4.«Диагностика личностных особенностей» В.М.Русаловой,8 -9класс

14-16лет

Определение ценностных ориентацией, коммуникативных способностей

и навыков, эмоционально - волевой сферы.

5.Методика исследования самоотношения.В.В. Столина, С.Р. Пантелева8-11 класс

14-18лет

Изучение сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты.

6.«Определение темперамента»О.Г.Кондратьева, О.Н. Латышенко.5-8класс

11-15лет

Определение характерных для обучающихся особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

7.Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ)М.Рокича(модификация А.А. Руковишников)9 -11класс

15-18лет

Определение жизненных ценностей (терминальных ценностей) человека.

8.Проективная методика Тест «Дом. Дерево. Человек» Дж. Букко5-11 класс

11-18лет

Исследование личности.

9. «Опросник -ВАК » (Визуальная. Аудиальная. Кинестетическая)

В.А. Ананьев

Георгий Брегман и

Андрей Каплунов.

5-11

класс

11-18лет

Выявить ведущую репрезентативную систему подростка, то есть ту модальность, которой он чаще всего пользуется при описании мира. Показать, какая стратегия в усвоении учебного материала чаще всего используется обучающимся (ВАК).

10. «Характерологический опросник»К. Леонгарда6-8 класс

12-14лет

Выявление акцентуаций характера, определённого направления характера.

Профориентационное самоопределение

1.Тест «Интерперсональный диагноз» Т. Лири 8-9 класс

14-16лет

Определение и сравнение «Я - реальное» и «Я - идеальное» подростка.

2.Методика «Дифференцированно-диагностический опросник» (ДДО)

Е.А.Климова 8-9 класс

14-16лет

Умение различать типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий.

3.«Методика профориентации»Д. Голланда 8-11класс

14-18лет

Построения личной профессиональной перспективы.

4.Опросник профессиональной готовностиЛ. Н. Кабардовой.9-11класс

15-18лет

Определение профессиональных намерений и дальнейших образовательных планов.

Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса

5.Экспресс методика «Интересы и склонности в профессиональном выборе «ХОЧУ».С. Н. Чистякова9 -11класс

15-18лет

Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру.

Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса

6.Экспресс методика самооценки личности «Возможности личности в профессиональной деятельности «МОГУ».С. Н. Чистякова9 -11класс

15-18лет

Влияние здоровья на успех в профессии.

Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса

7. «Анкета интересов»(Пакет психодиагностических методик)В.Г. Асеева.

5-8класс

11-15лет

Изучение общей направленности интересов обучающихся.
Оценивать степень интереса к различным видам деятельности.

8. Диагностики «Профессиональные сферы» Н. Самоукина. 7-9 класс

13-18лет

Определение профессиональных интересов и склонностей в профессиональной деятельности.

9. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокич(гендерная) 9 - 11 класс

15-18лет

Изучение ценностно-мотивационной сферы человека, жизненной концепции и «философии жизни».

10.Тест «Готовы ли Вы к выбору профессии?»В.Б. Успенский 8-9 класс

14-16лет

Определение готовности к выбору профессии.Стремление к самообразованию по изучению рынка труда

11.Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности». Т.Л. Бадоев

11 класс

17-18лет

Изучение удовлетворённости трудом.

Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса.



© 2010-2022