Групповое профориентационное занятие на тему Способности

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Способности.

Цель: побуждение девятиклассников к развитию представлений о собственных способностях, их влиянии на выбор

профессиональной деятельности

Задача: создать атмосферу открытости и доброжелательности в общении;

ознакомить с общими и специальными способностями, с условиями их развития, с их влиянием на успешность

профессиональной деятельности;

побуждать развивать память, внимание, мышление;

формировать интерес к самопознанию и утверждению позитивного Я-образа.

Материалы: рабочий инструментарий

презентация «Способности»

этап

педагог-психолог

девятиклассники

примечание

1.Оргмомент

Здравствуйте ребята. Инструментарий, необходимый для работы, у вас на партах. Сегодняшняя тема занятия будет интересна всем, поскольку коснется каждого из вас. Говорить мы будем о способностях.

пассивное слушание и включение в процесс

2.Активизация познавательной деятельности

- Как вы думаете, какова главная цель занятия?

Мы знаем, что для поддержания хорошей физической формы нашему телу нужно движение - бег, плавание, закалка и т.д. Как добиться хорошей «умственной» формы? Для нашего мозга движение - это мыслительная деятельность: решение кроссвордов, подсчет в уме стоимости покупок, сочинения, заучивание наизусть и др. Прежде чем показать вам разные упражнения на развитие навыков анализа, синтеза и логики, скажем несколько слов о новом методе поддержания умственных способностей в хорошей форме. Он называется НЕЙРОБИКА. В основе методики - использование всех органов чувств, но в неожиданных комбинациях.

Задание №1.

а)попробуйте (если вы правша) написать левой рукой свою фамилию, имя, отчество; оставьте подпись; рисунок цветка;

б) молниеносно запишите свою фамилию, имя, отчество наоборот: с конца в начало, прочитайте

А теперь перейдем к практическим заданиям.

побуждение к мозговой активности







индивидуальная работа над рабочими листами

Цель - узнать о своих способностях и о самих себе







мин.3



3.Практические задания

Задание №2 «Найди круг»

Я попрошу вас оглядеться вокруг - ваша задача - увидеть и записать как можно больше предметов, имеющих форму круга или шара. Это должны быть предметы, находящиеся в настоящий момент в кабинете. Поняли задание? На работу - 3 мин.

Осталась минута, заканчиваем.

Теперь по очереди зачитываем по одному слову из списка, если оно названо, не повторяем.

Обсуждение: что сейчас происходило?

Вам был задан признак - форма круга или шара, - и вы оценивали окружающие предметы с точки зрения их формы. Иными словами, вы проводили аналитическую работу.

Задание №3 «Паучок»

Перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок. Паук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будите передвигать по полю паучка в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание! Три клеточка вверх, четыре клеточка налево, одна вверх и восемь клеточек направо, одна вниз, четыре клеточки налево, три вниз.

Запишите, что вы начертили. Что бы вы поместили в этот предмет?

- Какие способности могут развиваться в подобных играх?

индивидуальная работа



можно выделить ученика, написавшего наибольшее количество слов







мин.3





мин.3



ориентировка в пространстве, развитие внимания, координации движений.

4.Беседа по презентации

Ребята, выполняя задания вы, наверняка, заметили, что какие-то из них давались вам легче, а какие-то, наоборот, труднее. Каждый показал свой индивидуальный результат. Более подробно изучить свои индивидуальные способности можно с помощью тестов, которых сегодня большое количество.

Давайте рассмотрим, что такое способности, зачем они нужны? Какие способности существуют?

Способности - это индивидуальные психологические особенности человека, которые определяют успешность выполнения какой-либо деятельности.

Различают общие и специальные способности.

Общие способности:

-Трудолюбие

-Внимательность

-Сообразительность

-Целеустремленность

Общие способности важны во всех профессиях и видах деятельности. Это способности воспринимать информацию, совершать движения, устанавливать контакты с другими людьми, произвольно управлять своим поведением и состоянием. Человек должен учиться, общаться и контролировать самого себя.

Таким образом, общие способности это:

  1. Способность к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательным реакциям, координации движений и формированию двигательных навыков

  2. Способность к обучению (умственные способности и интеллект)

  3. Способность к общению и управлению собой (саморегуляция), тесно связанная с характером человека

Специальные способности - способности, которые необходимы для успешного выполнения конкретного вида деятельности (художественные, музыкальные, организаторские, математические...)

Например, для профессии художника недостаточно иметь общие способности к зрительному восприятию, координации движений рук и пальцев, а также требуется высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, зрительной памяти, пространственного представления, воображения, художественного вкуса.

Способности человека не являются врожденными. Ребёнок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. с определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Они-то и выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Однако задатки многозначны. На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности, в зависимости от требований деятельности, которой занимается человек.

Систематические занятия и упорные тренировки могут развить любые способности учащегося.

Формирование способностей можно разделить на несколько этапов:

I этап. Формирование задатков в раннем детстве. Игры помогают формированию интеллектуальных операций, навыков, личных качеств, поведенческих установок. Игры с кубиками, мозаикой, конструктором развивают пространственные представления и воображения.

II этап. В школе знакомятся с цифрами, учатся считать, начинают осваивать математику, тем самым развивают абстрактное мышление, которое необходимо для выполнения расчетных и проектных конструкторских работ. На уроках черчения развивается пространственное мышление.

III этап. Ученический - в различных кружках, секциях. Если задатки не сформировались, то получаемые сведения о профессии постепенно забываются. Полученные знания так и остаются мертвым грузом.

Если профессия была выбрана правильно, то по окончании института наступает завершающий этап развития способностей. Происходит объединение в комплекс необходимых для успешной работы представлений, знаний, навыков. Человек готов стать успешным профессионалом.

слайды 1-12

7 мин.

5.Встреча с интересными людьми.

Сегодня у нас в гостях представитель профессии типа человек - знаковая система - инженер отдела кадров

Выступление об особенностях профессиональной деятельности, требованиях, должностных обязанностях, карьерной перспективе

20 мин.

Рефлексия

Какие общие способности вы развивали в себе ?

Какие специальные способности вы можете выделить у своих друзей? А у себя?

Как формируются способности? Как они могут помочь вам в жизни ?

Чтобы стать профессионалом нужно …?

3 мин.

Д/з

Развивать свои способности

Тема. Способности.

Ф.И ________________________________________________________________________класс_____________дата________

Цель занятия: _____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Задание №1.

а) попробуйте (если вы правша и наоборот) написать левой/правой рукой свою фамилию, имя, отчество:

____________________________________________________________________________________________________

б) поставьте подпись: __________________________________

в) нарисуйте цветок



г) молниеносно запишите свою фамилию, имя наоборот: с конца в начало, прочитайте

Нейробика - это _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Задание №2 «Найди круг»

Оглядитесь вокруг - ваша задача - увидеть и записать как можно больше предметов, имеющих форму круга или шара. Это должны быть предметы, находящиеся в настоящий момент в кабинете.

1. 6.

2. 7.

3.

4.

5.

Вывод: аналитическая работа способствует

Задание №3 «Паучок»

Запишите, что вы начертили _________________________________________

Что бы вы поместили в/на этот предмет? ________________________________________________________________

Какие способности могут развиваться в подобных играх? __________________________________________________

Вывод занятия:

Общие способности -это

Специальные способности -

Как формируются способности?

Как способности могут помочь вам в жизни?

Установка для себя:

8


© 2010-2022