«Цветок чувств»

/Новообразование-доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)/Цель:формирование высокой степени доступа к внутренним ресурсам.Обозначение правил работы во время тренинга. Упражнение № 1.«На что похоже мое настроение»Цель: осознание собственного эмоционального состояния.Это упражнение в его различных вариантах может стать тра­диционной разминкой-ритуалом в начале занятий этого блока. Оно позволяет участникам осознать свое эмоциональное состо­яние «здесь и сейчас» и выразить его в образной, символ...
Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг 5. «Цветок чувств»

/Новообразование-доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)/

Цель: формирование высокой степени доступа к внутренним ресурсам.

Обозначение правил работы во время тренинга.

Упражнение № 1. «На что похоже мое настроение»

Цель: осознание собственного эмоционального состояния.

Это упражнение в его различных вариантах может стать традиционной разминкой-ритуалом в начале занятий этого блока. Оно позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выразить его в образной, символической форме. Упражнение выполняется в кругу, с мячиком, который участники перебрасывают друг другу, по очереди отвечая сначала на один вопрос, потом - на следующий и т. д.

«Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?»

Варианты: «На какую погоду, (музыку, цветок, животное и т. д.) похоже ваше настроение?»

Факторы: доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)

Возраст: 12-13 лет

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»


Упражнение № 2. «Только вместе»

Цель: Развитие чувственного резонанса на эмоциональное состояние окуружающих.

В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.

«Разбейтесь на пары и встаньте спиной к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь - сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться. А теперь попробуйте с другими партнерами.

С кем тебе было легче всего вставать и садиться? Что было самым трудным в этом упражнении?»

Модификация упражнения - «Позаботься о себе». Это упражнение выполняется также в парах. Стоя спинами друг к другу, нужно достичь максимально расслабленного собственного состояния, почувствовать свой вес и его соотношение с весом партнера.

Факторы: базовые приобретения (доверие), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)

Возраст: 12-13

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Упражнение № 3 «Вообрази».

Цель: осознание собственной уникальности и самобытности другого, развитие сензитивности.

Каждый пишет на листе бумаги свое имя и ответы на следующие вопросы:

1. Какие три предмета я взял бы с собой на необитаемый остров?

2. Если бы колдун превратил меня в животное, то в какое?

3. Моя любимая пословица или поговорка -

4. Когда меня хвалят, я...

Консультант собирает ответы, перемешивает их, нумерует и зачитывает. Каждый участник отмечает у себя в тетради номер листка и свое мнение о том, чьи это ответы. Когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших. Проводится обсуждение. Всех ли отвечавших на вопросы ты угадал? У кого сколько совпадений? С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?

Факторы: новообразования (самоидентификация), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)

Возраст: 12-13 лет

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Упражнение № 4. «Поделись своими чувствами».

Цель: Формирование доступа к внутренним ресурсам.

«Возможность поделиться с другими людьми своими мыслями и чувствами помогает лучше понять самого себя. Давайте попробуем взяться за руки и молча, с закрытыми глазами «поговорить» друг с другом.

Встаньте в круг в центре комнаты, поближе друг к другу. Закройте глаза. Теперь возьмитесь за руки. Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание только на том, что слышит, что бы это ни было, пусть каждый некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него доносятся.

Не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы касаетесь. Постарайтесь понять и запомнить свои ощущения и чувства...

Теперь, по-прежнему с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании: почувствуйте, как воздух входит и выходит через нос и рот, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе.

А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, очень спокойная и счастливая. Не затронутая страхами и заботами о будущем, она пребывает там в полнейшей гармонии, в мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде какого-нибудь образа - язычка пламени, драгоценного камня или озера с гладкой и спокойной поверхностью. Наполненная глубокой умиротворенностью, радостью и спокойствием, она, эта драгоценная частица, находится в полной безопасности. Она там, глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящиеся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - вы сами.

Снова возьмитесь за руки. Постарайтесь вложить свои ощущения в ладони стоящих справа и слева от вас и одновременно ощутить те чувства, которые они посылают вам...

Откройте глаза».

Факторы: доступ к внутренним ресурсам (сензитивность, синергия)

Возраст: 12-13 лет

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Упражнение№ 5. «Цветок чувств».

Цель: Развитие способности осознания собственного эмоционального состояния.

Упражнение хорошо подходит для окончания занятия в этом разделе тренинга.

«Сегодня мы анализировали много разных чувств. Вспомните, какие чувства вы испытали на занятии. Участникам предлагаются вырезанные из бумаги разноцветные лепестки. Выберите лепестки такого цвета, который для вас связан с чувствами, которые вы испытывали сегодня, и напишите на них названия этих чувств».

Затем каждый называет свои чувства и кладет лепесток в центр круга. Таким образом, получается «цветок чувств» всей группы.

Факторы: доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)

Возраст: 12-13 лет

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»



Литература


  1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник по групповой психокоррекции 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 443, [1] с. - (Справочник).

  2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога М.: Эксмо, 2004. - 896 с.

  3. Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».








© 2010-2022