- Преподавателю
- Школьному психологу
- Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)
Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Асанова Л.Р. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Справка
о профориентационной работе в МКОУ «Ливадийский УВК»
практический психолог УВК : Аснова Л. Р.
В МКОУ «Ливадийский УВК» центральным звеном при переходе к профильному обучению становится допрофильная подготовка выпускников основной школы.
Основные задания допрофильной подготовки:
-
подготовка ученика к осознанному выбору профиля последующей учебы;
-
организация пробы выбора;
-
организация знакомства учеников с миром профессий.
В УВК ежегодно проводится работа по профориентации по нескольким направлениям:
-
Определение профессиональных интересов учащихся, оказание помощи в осуществлении профвыбора;
-
Знакомство с учебными заведениями города;
-
Знакомство с рынком труда;
-
Определение с помощью психологической диагностики возможностей, интересов и способностей учащихся 9-11 классов;
-
Знакомство с людьми различных профессий;
-
Допрофильная подготовка учащихся в выборе курса обучения, способствующих профориентации учащихся 9-11 классов.
Используются различные формы работы по профориентации: экскурсии в учебные заведения города, посещение ярмарок вакансий, приглашение представителей учебных заведений города на классные часы, встречи с людьми различных профессий.
Профориентация - сложная социально-педагогическая система, которая включает в себя решение теоретических и практических заданий.
Результатом этой работы является осознанное профессиональное самоопределение учащихся, т.е. формирование у подростков личностного смысла выбора конкретной профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими интересами.
С этой целью психологической службой УВК в течении учебного года проводится работа с учащимися 9-х классов.
-
Это тестирование, для определения способностей и интересов, анкетирование по определению профессионального выбора учащихся.
Профориентация включает в себя:
-
профессиональную диагностику,
-
профессиональное информирование,
-
профессиональную консультацию,
-
профессиональную адаптацию,
-
профессиональное воспитание.
Все эти компоненты реализуются в работе Ливадийского УВК.
1. Профессиональная диагностика проводится психологической и методической службой УВК с учащимися 8-11 классов.
Целью диагностики является выявление:
-
профессиональных интересов;
-
профессиональной направленности личности;
-
особенностей характера и темперамента;
-
общих способностей.
Так, для того, чтобы помочь выпускникам в самоопределении, нами, в рамках исследовательской работы был проведен тест (опросник Климова Е.) с целью определения индивидуального стиля профессионального поведения. Данный тест проводился в 10 и 11 классах. Целью данного опросника является определение области профессионального выбора в сферах «Человек-человек», «Человек-знак», «Человек-техника», «Человек-природа» и «Человек-художественный образ», который соответствует степени желания заниматься определенными видами деятельности. Полученные результаты позволили определить уровень мотивации учащихся к различным видам деятельности. Учащимся было предложено 30 вопросов и 5 столбцов соответствующих пяти типам профессий. Результаты тестирования представлены в таблице и диаграмме, составленной по ней.
2. Профессиональное информирование учащихся 10-11-х классов проходит с целью ознакомления их с различными профессиями.
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят преподаватели, психолог. Для того чтобы определить, какие профессии наиболее интересны ученикам, им предлагается заполнить анкеты. А также изучается ситуация на рынке труда региона и города, для информирования учащихся о наиболее востребованных профессиях.
Ознакомление учащихся с профессиями осуществляется с помощью профессиограмм, которые содержат в себе:
-
Общие сведения о профессии;
-
Производственное содержание профессии;
-
Качества необходимые для данной профессии;
-
Пути получения профессии.
3. Профессиональная консультация необходима тем учащимся, которые испытывают трудности в выборе будущей профессии.
Психологическая служба консультирует учащихся 10-11-х классов, а также их родителей. Дополнительно диагностируются профессиональные интересы и профессиональная направленность личности, т.к. в подростковом периоде они очень часто меняются.
Профориентационная работа УВК способствует тому, что учащиеся 9-х классов имеют возможность выбрать профиль по которому они будут учиться в 10-11-м классе.
Приложение
Результаты диагностики профнаправленности учеников 9-х, 11 классов. Диагностика проводилась в октябре - ноябре 2012-2013года. Для проведения диагностики были предложены следующие методики: Дифференциально- диагностический опросник «Могу - хочу». Результаты диагностики представлены в виде диаграмм. ДДО.
Диаграммы результатов опросника «Могу-хочу» . 9-А класс
9-Б класс
11 класс
Результаты опроса по выбору исполнительского и творческого характера труда. Предпочтение исполнительского характера труда.
Предпочтение творческого характера труда.
Выводы:
По результатам опроса можно отметить, что у большинства учащихся есть устойчивые интересы в определённых областях знаний. Наибольший интерес у учеников вызывают профессии типа « Человек- человек»: 9-А - 10 учеников, 9-Б - 8 учеников, 11 класс - 5 учеников; «Человек - художественный образ»: 9-А -10 учеников, 9-Б - 5 учеников, 11класс - 12 учеников. Значительно ниже показатели по таким типам профессий как « Человек - техника», «Человек - природа», а к профессиям типа « Человек- знак» в 9Б и 11 классах не проявили интереса ни один ученик. Сложностью для многих учеников в выборе профессии может стать несоответствие желаниям и возможностям. Так только по типу профессии « Человек - художественный образ» полное совпадение желания и возможностей по оценки ребят в 9-А - 9 учеников хотят выбрать профессию данного типа и 9 считают, что могут, в 9-Б - 5 учеников хотят и 5 могут. По всем остальным типам профессий расхождение желания и возможностей значительное. Большинство учеников выпускных классов предпочитают творческий характер будущего труда: 9-А класс-11, 9-Б класс-9, 11класс- 10 учеников. Вызывает определённое беспокойство, что почти четверть учеников 9-х классов (7человек) не выявили интереса ни к творческому, ни к исполнительскому характеру труда.