Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Справка

о профориентационной работе в МКОУ «Ливадийский УВК»

практический психолог УВК : Аснова Л. Р.

В МКОУ «Ливадийский УВК» центральным звеном при переходе к профильному обучению становится допрофильная подготовка выпускников основной школы.

Основные задания допрофильной подготовки:

  • подготовка ученика к осознанному выбору профиля последующей учебы;

  • организация пробы выбора;

  • организация знакомства учеников с миром профессий.

В УВК ежегодно проводится работа по профориентации по нескольким направлениям:

  1. Определение профессиональных интересов учащихся, оказание помощи в осуществлении профвыбора;

  2. Знакомство с учебными заведениями города;

  3. Знакомство с рынком труда;

  4. Определение с помощью психологической диагностики возможностей, интересов и способностей учащихся 9-11 классов;

  5. Знакомство с людьми различных профессий;

  6. Допрофильная подготовка учащихся в выборе курса обучения, способствующих профориентации учащихся 9-11 классов.

Используются различные формы работы по профориентации: экскурсии в учебные заведения города, посещение ярмарок вакансий, приглашение представителей учебных заведений города на классные часы, встречи с людьми различных профессий.

Профориентация - сложная социально-педагогическая система, которая включает в себя решение теоретических и практических заданий.

Результатом этой работы является осознанное профессиональное самоопределение учащихся, т.е. формирование у подростков личностного смысла выбора конкретной профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими интересами.

С этой целью психологической службой УВК в течении учебного года проводится работа с учащимися 9-х классов.

  • Это тестирование, для определения способностей и интересов, анкетирование по определению профессионального выбора учащихся.

Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)

Профориентация включает в себя:

  • профессиональную диагностику,

  • профессиональное информирование,

  • профессиональную консультацию,

  • профессиональную адаптацию,

  • профессиональное воспитание.

Все эти компоненты реализуются в работе Ливадийского УВК.

1. Профессиональная диагностика проводится психологической и методической службой УВК с учащимися 8-11 классов.

Целью диагностики является выявление:

  • профессиональных интересов;

  • профессиональной направленности личности;

  • особенностей характера и темперамента;

  • общих способностей.

Так, для того, чтобы помочь выпускникам в самоопределении, нами, в рамках исследовательской работы был проведен тест (опросник Климова Е.) с целью определения индивидуального стиля профессионального поведения. Данный тест проводился в 10 и 11 классах. Целью данного опросника является определение области профессионального выбора в сферах «Человек-человек», «Человек-знак», «Человек-техника», «Человек-природа» и «Человек-художественный образ», который соответствует степени желания заниматься определенными видами деятельности. Полученные результаты позволили определить уровень мотивации учащихся к различным видам деятельности. Учащимся было предложено 30 вопросов и 5 столбцов соответствующих пяти типам профессий. Результаты тестирования представлены в таблице и диаграмме, составленной по ней.

Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)

2. Профессиональное информирование учащихся 10-11-х классов проходит с целью ознакомления их с различными профессиями.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят преподаватели, психолог. Для того чтобы определить, какие профессии наиболее интересны ученикам, им предлагается заполнить анкеты. А также изучается ситуация на рынке труда региона и города, для информирования учащихся о наиболее востребованных профессиях.

Ознакомление учащихся с профессиями осуществляется с помощью профессиограмм, которые содержат в себе:

  1. Общие сведения о профессии;

  2. Производственное содержание профессии;

  3. Качества необходимые для данной профессии;

  4. Пути получения профессии.

3. Профессиональная консультация необходима тем учащимся, которые испытывают трудности в выборе будущей профессии.

Психологическая служба консультирует учащихся 10-11-х классов, а также их родителей. Дополнительно диагностируются профессиональные интересы и профессиональная направленность личности, т.к. в подростковом периоде они очень часто меняются.

Профориентационная работа УВК способствует тому, что учащиеся 9-х классов имеют возможность выбрать профиль по которому они будут учиться в 10-11-м классе.

Приложение

Результаты диагностики профнаправленности учеников 9-х, 11 классов. Диагностика проводилась в октябре - ноябре 2012-2013года. Для проведения диагностики были предложены следующие методики: Дифференциально- диагностический опросник «Могу - хочу». Результаты диагностики представлены в виде диаграмм. ДДО.

Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)

Диаграммы результатов опросника «Могу-хочу» . 9-А класс

Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)

9-Б класс

Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)

11 класс

Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)

Результаты опроса по выбору исполнительского и творческого характера труда. Предпочтение исполнительского характера труда.

Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)



Предпочтение творческого характера труда.

Профориентационная работа в МКОУ «Ливадийский УВК» ( справка)

Выводы:

По результатам опроса можно отметить, что у большинства учащихся есть устойчивые интересы в определённых областях знаний. Наибольший интерес у учеников вызывают профессии типа « Человек- человек»: 9-А - 10 учеников, 9-Б - 8 учеников, 11 класс - 5 учеников; «Человек - художественный образ»: 9-А -10 учеников, 9-Б - 5 учеников, 11класс - 12 учеников. Значительно ниже показатели по таким типам профессий как « Человек - техника», «Человек - природа», а к профессиям типа « Человек- знак» в 9Б и 11 классах не проявили интереса ни один ученик. Сложностью для многих учеников в выборе профессии может стать несоответствие желаниям и возможностям. Так только по типу профессии « Человек - художественный образ» полное совпадение желания и возможностей по оценки ребят в 9-А - 9 учеников хотят выбрать профессию данного типа и 9 считают, что могут, в 9-Б - 5 учеников хотят и 5 могут. По всем остальным типам профессий расхождение желания и возможностей значительное. Большинство учеников выпускных классов предпочитают творческий характер будущего труда: 9-А класс-11, 9-Б класс-9, 11класс- 10 учеников. Вызывает определённое беспокойство, что почти четверть учеников 9-х классов (7человек) не выявили интереса ни к творческому, ни к исполнительскому характеру труда.



© 2010-2022