Памятка Рекомендации родителям по профориентации школьника

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу.

1.Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осен-них или зимних каникулах, выбрав какое-то конк-ретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ре-бенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ниче-го не делает, надо помочь ему составить конкретныйплан,обсудив, сколько времени у него есть и что

необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «заспас- ной вариант» на случай неудачи на выб-ранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, кос-монавта или юриста и с упорством штуди-руют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у ко-го выбор профессии вызывает серьезные сом-нения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профорие-нтационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в

8-9кл.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают -потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор само-стоятельно, более того, значительная часть их испы-тывает страх перед необходимостью принятия реше-

ния. За долгие годы учебы в школе им предлага-лись в основном готовые решения, все было

известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность под-ростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчи-тывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если

прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственностьзасовершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так

решил. Ведь если подростку кажется, что профес- сию он выбрал не сам, то и учится он не для себя,

воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит сна-чала надо восстанавливать «погоду в доме» а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выби-рает не только способ добывания денег, но и со-циальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда,престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты

в столбцы, а в строки -названия профессий,

кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации -

не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоя-тельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт под-

ростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, - а подчас и нереалистичны. Например, многие старшек-лассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть

начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользова- тель компьютера. Задача родителя - выступить

экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или

иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь

друзей и знакомых. Например, если ваше чадо

подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком,

даже сводить его к ним на работу.

Опыт подобного общения может заставить

подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности

соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о

новых и перспективных специальностях.

В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит

ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах proforientator.ru; reccons.ru; kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В образовательное учереждение - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день

открытых дверей» - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в образовательное учреждение просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7.Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь

на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка - тоже опыт Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать




Памятку подготовила педагог-психолог

Любовь Валерьевна Жигалова, тел. 2-23-70


Время для индивидуальных консультаций:

Ср, Чт с 10-12, 14-16

















Рекомендации родителя

по профориентации школьника


Памятка Рекомендации родителям по профориентации школьника

© 2010-2022