Примерное содержание творческой лаборатории педагога-психолога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Примерное содержание творческой лаборатории педагога-психолога образовательной организации

Педагог-психолог в образовательном учреждении - это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Основные функции психолога в ОУ связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами ОУ.

Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях ОУ является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы педагога-психолога от просветительско-профилактической до коррекционной деятельности. Комплект документации педагога-психолога ОУ подразделяется на несколько типов:

  • законодательно-правовые акты и нормативные документы;

  • специальная документация;

  • организационно-методическая документация.

    • Законодательно-правовые акты и нормативные документы - это совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности педагога-психолога в системе образования.

    • Специальная документация - это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

    • Организационно-методическая документация.

Целями данного вида документации являются организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога.

В организационно-методическую документацию входят следующие основные документы:

  • график работы педагога-психолога в ОУ;

  • циклограмма работы педагога-психолога;

  • годовой план работы педагога-психолога;

  • журнал учета видов работы педагога-психолога ОУ:

    • - диагностика;

    • - консультирование;

    • - развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);

    • - развивающая и коррекционная работа (групповая);

    • - просветительская работа;

    • - организационно-методическая работа;

    • - экспертная работа;

  • программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.

  • справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.


  • итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год.

Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом ОУ в течение года. Благодаря наличию всего объема информации педагог-психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.

Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности.

  • Сопутствующие документы:

- портфолио психолога;

- согласие родителей

С самого начала формирования методической базы кабинета перед педагогом-психологом встает вопрос систематизации и хранения всех материалов, необходимых психологу для работы. Лучшим вариантом для хранения является шкаф, на полки которого можно поставить книги и журналы, а для хранения методик, стимульных и вспомогательных материалов больше подойдут папки, коробки. Тонкие папки с методиками удобно хранить в вертикальных накопителях.

Хранение методик и их удобное использование возможно только, если весь методический банк и архив строго систематизированы. В таком случае психологу не придется долго искать необходимую методику, программу или методические средства. В основе систематизации могут лежать различные принципы.

Наиболее общий принцип, которым может руководствоваться специалист на практике, вытекает из основных видов деятельности практического психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция и консультативная деятельность.

По мере накопления материалов, возможно систематизировать методики уже в рамках возрастного деления, к примеру, по процессам или по проблемам (готовность к школе; адаптация к ОУ, личные индивидуальные проблемы в т.ч. психофизиологические, когнитивные, эмоциональные и т.д.).

Для того чтобы поиск материалов не превратился в копание по папкам, используется система кодирования папок или их надписывания.


  1. Диагностический материал.

Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.

При формировании методической базы кабинета можно пользоваться примерным перечнем методик по их направленности:

  • Методики диагностики и изучения психологической готовности детей к обучению школе.

  • Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомленности (степени обученности) детей.

  • Методики изучения эмоционально-волевой сферы детей и взрослых.

  • Методики изучения личностной сферы детей и взрослых.

  • Методики диагностики семейных отношений.

  • Методики профдиагностики и профориентационной работы.

  • Методики диагностики взаимоотношений в группе, между педагогом и ребенком.

  • Другие методики в зависимости от нужд конкретного ОУ (методики изучения уровня профессионализма педагогов, аудиозаписи психокоррекционной работы и др.).

1. Готовность к школьному обучению.

  1. Адаптация.

  2. Профилактика правонарушений.

  3. Работа с детьми «группы риска».

  4. Профилактика суицидальных явлений.

  5. Работа с педагогами.

  6. Психологическое просвещение родителей.

  7. Профориентационная работа.

  8. Подготовка к ЕГЭ и ГИА.

  9. Методическая копилка.

  10. Работа с неуспевающими.

В методическое оснащение деятельности педагога-психолога входит и библиотека практического психолога. Литературу желательно подобрать, исходя из следующих позиций:

  • литература по общей психологии (включая словари);

  • литература по детской психологии;

  • литература по педагогической психологии;

  • диагностическая литература;

  • коррекционно-развивающая литература;

  • литература для родителей;

  • литература по организации психологической службы;

  • литература по правовым вопросам

  • периодические издания.

Данный список может быть расширен или более детализирован.











Педагог-психолог: Аширова Э.В.



© 2010-2022