- Преподавателю
- Школьному психологу
- Примерное содержание творческой лаборатории педагога-психолога
Примерное содержание творческой лаборатории педагога-психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аширова Э.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Примерное содержание творческой лаборатории педагога-психолога образовательной организации
Педагог-психолог в образовательном учреждении - это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Основные функции психолога в ОУ связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами ОУ.
Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях ОУ является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы педагога-психолога от просветительско-профилактической до коррекционной деятельности. Комплект документации педагога-психолога ОУ подразделяется на несколько типов:
-
законодательно-правовые акты и нормативные документы;
-
специальная документация;
-
организационно-методическая документация.
-
Законодательно-правовые акты и нормативные документы - это совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности педагога-психолога в системе образования.
-
Специальная документация - это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
-
Организационно-методическая документация.
-
Целями данного вида документации являются организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога.
В организационно-методическую документацию входят следующие основные документы:
-
график работы педагога-психолога в ОУ;
-
циклограмма работы педагога-психолога;
-
годовой план работы педагога-психолога;
-
журнал учета видов работы педагога-психолога ОУ:
-
- диагностика;
-
- консультирование;
-
- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
-
- развивающая и коррекционная работа (групповая);
-
- просветительская работа;
-
- организационно-методическая работа;
-
- экспертная работа;
-
-
программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
-
справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
-
итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год.
Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом ОУ в течение года. Благодаря наличию всего объема информации педагог-психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.
Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности.
-
Сопутствующие документы:
- портфолио психолога;
- согласие родителей
С самого начала формирования методической базы кабинета перед педагогом-психологом встает вопрос систематизации и хранения всех материалов, необходимых психологу для работы. Лучшим вариантом для хранения является шкаф, на полки которого можно поставить книги и журналы, а для хранения методик, стимульных и вспомогательных материалов больше подойдут папки, коробки. Тонкие папки с методиками удобно хранить в вертикальных накопителях.
Хранение методик и их удобное использование возможно только, если весь методический банк и архив строго систематизированы. В таком случае психологу не придется долго искать необходимую методику, программу или методические средства. В основе систематизации могут лежать различные принципы.
Наиболее общий принцип, которым может руководствоваться специалист на практике, вытекает из основных видов деятельности практического психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция и консультативная деятельность.
По мере накопления материалов, возможно систематизировать методики уже в рамках возрастного деления, к примеру, по процессам или по проблемам (готовность к школе; адаптация к ОУ, личные индивидуальные проблемы в т.ч. психофизиологические, когнитивные, эмоциональные и т.д.).
Для того чтобы поиск материалов не превратился в копание по папкам, используется система кодирования папок или их надписывания.
-
Диагностический материал.
Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.
При формировании методической базы кабинета можно пользоваться примерным перечнем методик по их направленности:
-
Методики диагностики и изучения психологической готовности детей к обучению школе.
-
Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомленности (степени обученности) детей.
-
Методики изучения эмоционально-волевой сферы детей и взрослых.
-
Методики изучения личностной сферы детей и взрослых.
-
Методики диагностики семейных отношений.
-
Методики профдиагностики и профориентационной работы.
-
Методики диагностики взаимоотношений в группе, между педагогом и ребенком.
-
Другие методики в зависимости от нужд конкретного ОУ (методики изучения уровня профессионализма педагогов, аудиозаписи психокоррекционной работы и др.).
1. Готовность к школьному обучению.
-
Адаптация.
-
Профилактика правонарушений.
-
Работа с детьми «группы риска».
-
Профилактика суицидальных явлений.
-
Работа с педагогами.
-
Психологическое просвещение родителей.
-
Профориентационная работа.
-
Подготовка к ЕГЭ и ГИА.
-
Методическая копилка.
-
Работа с неуспевающими.
В методическое оснащение деятельности педагога-психолога входит и библиотека практического психолога. Литературу желательно подобрать, исходя из следующих позиций:
-
литература по общей психологии (включая словари);
-
литература по детской психологии;
-
литература по педагогической психологии;
-
диагностическая литература;
-
коррекционно-развивающая литература;
-
литература для родителей;
-
литература по организации психологической службы;
-
литература по правовым вопросам
-
периодические издания.
Данный список может быть расширен или более детализирован.
Педагог-психолог: Аширова Э.В.