- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в общеобразовательном учреждении: проблемы выявления одаренного ученика
Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в общеобразовательном учреждении: проблемы выявления одаренного ученика
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дёмина Е.Л. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в общеобразовательном учреждении: проблемы выявления одаренного ученика
Дёмина Е.Л.
педагог-психолог,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности.
С одаренности ребенка в школе педагог-психолог обычно встречается в двух ситуациях: «благополучная» одаренность и одаренность как проблема ребенка и (или) окружающих его людей. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество сложных социально-психологических и внутриличностных противоречий.
У одаренного ребенка много социально-психологических проблем: в сфере общения и поведения, внутриличностном состоянии. Длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения важных психологических потребностей приводит к апатичности и агрессивному поведению, уходом в мир своих грёз, в низкой учебной мотивации одаренного ребенка.
Разрешение затруднений одаренного ребенка возможно лишь при условии своевременного выявления одаренности и обеспечения условий для максимального развития таланта и способностей такого ребенка всеми субъектами учебно-воспитательного процесса с одной стороны - сохранения психического здоровья и комфортного положения одаренного ученика коллективе.
В целом выделяют следующие направления работы психолога в школе с одаренными учениками:
-
Проведение психологической диагностики. Задача школьного педагога-психолога не только проведения самой диагностики, но и в консультировании педагогов по вопросам проведения наблюдений над особенностями умственного развития ученика. Наиболее важной является проведение диагностики - дифференциальной, направленной на выявление одаренных детей в группе.
-
Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.
-
Создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих, тренинговых занятий и программ, так и педагогическим коллективом.
-
Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешиваться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя как одаренный ребенок.
С учетом вышеуказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
-
Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его особенностей;
-
Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
-
Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам.
-
Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Представление о детской одаренности и организованные подходы предполагают использование методик, ориентированных на выявление всех основных характеристик. Необходимо еще деление на методики для психологов, для родителей, а так же для самих детей.
Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».
Ранее выявление одаренных детей, начиная с учащихся начальных классов, в школе будет способствовать развитию творческого мышления и познавательной сферы школьника, социальной адаптации в детском коллективе, т.е. позволит создать для такого ребенка благоприятную образовательную среду.
ЗАЯВКА
об участии муниципальной научно-практической конференции
«Психолого-педагогические аспекты одаренности: проблемы, перспективы, развитие»
1
Фамилия, имя, отчество
Дёмина Евгения Леонидовна
2
Место работы
МБОУ «СОШ №3»
3
Должность, ученая степень, почетное звание
педагог-психолог
4
Секция. Проблемное направление, по которому планируете выступить
IV секция «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»
5
Название статьи
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в общеобразовательном учреждении: проблемы выявления одаренного ученика»
6
Форма участия в конференции
- очное участие с докладом (при наличии материалов, принятых к публикации).
7
проведение мастер-класса
-
8
участие в работе круглого стола
9
контактный телефон, e-mail
8(47241) 2-15-76, [email protected]
10
дата заполнения заявки
05.04.2012
Директор МБОУ «СОШ №3» З.С. Скворцова