Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в общеобразовательном учреждении: проблемы выявления одаренного ученика

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в общеобразовательном учреждении: проблемы выявления одаренного ученика

Дёмина Е.Л.

педагог-психолог,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности.

С одаренности ребенка в школе педагог-психолог обычно встречается в двух ситуациях: «благополучная» одаренность и одаренность как проблема ребенка и (или) окружающих его людей. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество сложных социально-психологических и внутриличностных противоречий.

У одаренного ребенка много социально-психологических проблем: в сфере общения и поведения, внутриличностном состоянии. Длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения важных психологических потребностей приводит к апатичности и агрессивному поведению, уходом в мир своих грёз, в низкой учебной мотивации одаренного ребенка.

Разрешение затруднений одаренного ребенка возможно лишь при условии своевременного выявления одаренности и обеспечения условий для максимального развития таланта и способностей такого ребенка всеми субъектами учебно-воспитательного процесса с одной стороны - сохранения психического здоровья и комфортного положения одаренного ученика коллективе.

В целом выделяют следующие направления работы психолога в школе с одаренными учениками:

  • Проведение психологической диагностики. Задача школьного педагога-психолога не только проведения самой диагностики, но и в консультировании педагогов по вопросам проведения наблюдений над особенностями умственного развития ученика. Наиболее важной является проведение диагностики - дифференциальной, направленной на выявление одаренных детей в группе.

  • Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.

  • Создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих, тренинговых занятий и программ, так и педагогическим коллективом.

  • Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешиваться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя как одаренный ребенок.

С учетом вышеуказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

  • Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его особенностей;

  • Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам.

  • Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Представление о детской одаренности и организованные подходы предполагают использование методик, ориентированных на выявление всех основных характеристик. Необходимо еще деление на методики для психологов, для родителей, а так же для самих детей.

Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».

Ранее выявление одаренных детей, начиная с учащихся начальных классов, в школе будет способствовать развитию творческого мышления и познавательной сферы школьника, социальной адаптации в детском коллективе, т.е. позволит создать для такого ребенка благоприятную образовательную среду.



ЗАЯВКА

об участии муниципальной научно-практической конференции

«Психолого-педагогические аспекты одаренности: проблемы, перспективы, развитие»

1

Фамилия, имя, отчество

Дёмина Евгения Леонидовна

2

Место работы

МБОУ «СОШ №3»

3

Должность, ученая степень, почетное звание

педагог-психолог

4

Секция. Проблемное направление, по которому планируете выступить

IV секция «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»

5

Название статьи

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в общеобразовательном учреждении: проблемы выявления одаренного ученика»


6

Форма участия в конференции

- очное участие с докладом (при наличии материалов, принятых к публикации).

7

проведение мастер-класса

-

8

участие в работе круглого стола


9

контактный телефон, e-mail

8(47241) 2-15-76, [email protected]

10

дата заполнения заявки

05.04.2012




Директор МБОУ «СОШ №3» З.С. Скворцова

© 2010-2022