Отчет о работе педагога-психолога

Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6 – 16 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия продолжаются 5-6 часов (в начальной школе), 6-8 часов (в основной), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, занятия по ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа


Отчет по плану Центра Здоровья

2014-2015 учебный год

педагога-психолога Петровой Т. Е.

Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6 - 16 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия продолжаются 5-6 часов (в начальной школе), 6-8 часов (в основной), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, занятия по интересам и дополнительные нагрузки определяются тем, как организована работа в школе, насколько она эффективна или утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и физическое напряжение. Важным фактором для эффективного обучения и развития ребенка является его эмоциональное состояние, взаимодействие с учителями и одноклассниками. Анализ мониторинга посещаемости учебных занятий показал, что в школе есть учащиеся, которые пропускают занятия из-за нежелания идти в школу. Успеваемость некоторых обучающихся может быть выше, чем есть на самом деле. Причинами такого состояния обучающиеся называют: конфликты со сверстниками, непонимание учебного предмета, неудовлетворенность взаимоотношением с учителем, отсутствие учебной мотивации. Отсюда вытекает, что не все обучающиеся чувствуют себя в школе комфортно.

В своей работе я поставила цель - выявить уровень комфортности образовательной среды.

Для достижения цели исследования мною были поставлены следующие задачи:

  1. подобрать и апробировать диагностические процедуры, направленные на изучение комфортности образовательной среды;

  2. изучить показатели и компоненты комфортности;

  3. провести анализ взаимосвязи уровня комфортности с деятельностью участников образовательного процесса.

Для того, чтобы оценить комфортность учащихся в школе и в семье решила провести исследование по тестам и анкетам:

  1. Исследование уровня психологического комфорта в школе и классе (2-11, педагоги, родители) - методика изучения психологического климата класса Л. Н. Лутошкина,

  2. Исследование уровня адаптации 1, 5, 10 классы.

  3. Исследование уровня мотивации к обучению (1, 5, 10 кл.) - проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова), методика изучения мотивации обучения у старшеклассников,

  4. Исследование уровня тревожности (1,5, 10 кл.) - рисуночный тест «Несуществующее животное» (1 кл.), тест Люшера (10 кл.), «Шкала социально-ситуативной тревоги» Кодаша (школьная, самооценочная, межличностная - 2-7 кл.) тест на выявление суицидального риска у детей (8-11 кл.), .

  5. Исследование уровня страха - методика А. И. Захарова «Красный дом, черный дом» (1, 5 классы)

  6. Изучение уровня самооценки (1, 5, 10 кл.) - методика исследования самооценки младших школьников «Какой Я?»(1 кл.), методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн «Самооценка» (5 кл.), методика определения самооценки (10 кл.)

  7. Исследование уровня семейной комфортности (2-11 л.)

  8. Социометрия - 1-11 классы.

Всю свою исследовательскую работу вела по направлениям:

  1. Диагностическая.

  2. Коррекционно-реабилитационная.

  3. Охранно-защитная.

  4. Предупредительно-профилактическая.

  5. Просветительская.

Психологический климат в классных коллективах.

С целью выявления уровня взаимоотношений в коллективе; уровня характера делового сотрудничества и отношения к значимым явлениям жизни, по плану 2014 - 2015 учебного года, мною, педагогом-психологом Петровой Т. Е., проведена диагностика по методике Л. Н. Лутошкина «Психологический климат коллектива». В анкетировании приняли участие 383 ученика МБОУ Саранпаульской школы.


Результаты исследования показали следующую картину.

Степень благоприятности

Кол-во

Процент

Высокая степень благоприятности

162

42%

Средняя степень благоприятности

198

52%

Неблагоприятный психологический климат

23

6%

ИТОГО:

383

100%


2012-2013

2013-2014

2014-2015

Степень благоприятности

кол-во

процент

кол-во

процент

кол-во

процент

Высокая степень благоприятности

131

55%

136

42%

162

42%

Средняя степень благоприятности

89

37%

159

48%

198

52%

Неблагоприятный психологический климат

19

8%

33

10%

23

6%

ИТОГО:

239

328

383


Если посмотреть данные по гистограмме за несколько лет, то можно заметить, что в основном уровень психологической благоприятности в классных коллективах Саранпаульской школы находится на высоком и среднем уровне и это очень радует, т. к. благоприятные взаимоотношения в коллективе способствуют хорошему самочувствию и учебе. Но все, же присутствует и низкая степень психологической благоприятности. С данной категорией детей ведется постоянная работа по повышению благополучия в классе и школе.

Для определения уровня комфортной благоприятности педагогов школы проведено анкетирование у 40 человек. Полученные результаты свидетельствуют о наличие высокой и средней степени комфортной благоприятности педагогов в школе.

Всего педагогов

Высокая степень благоприятности

Средняя степень благоприятности

Низкая степень благоприятности

33


Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

23

70%

10

30%

0

0

Если посмотреть данные по гистограмме за несколько лет, то можно заметить, что в основном уровень психологической благоприятности в классных коллективах Саранпаульской школы находится на высоком и среднем уровне и это очень радует, т. к. благоприятные взаимоотношения в коллективе способствуют хорошему самочувствию, положительному отношению к работе, здоровью и взаимопониманию.


2012-2013

2013-2014

2014-2015

Степень благоприятности

кол-во

процент

кол-во

процент

кол-во

процент

Высокая степень благоприятности

4

9%

9

35%

23

70%

Средняя степень благоприятности

34

80%

17

65%

10

30%

Неблагоприятный психологический климат

5

11%

0

0

0

0

ИТОГО:

43

40

33

Из анкетирования видно, что 23 (70%) педагога довольны, тем, что работают именно в этой школе и удовлетворены процессом труда; 25 (76%) опрошенных с удовольствием ходят на работу; а 17 (51%) респондентов считают, что в данном образовательном учреждении реализовались как профессионал и личность; 18 (54%) педагогов не хотели бы менять место работы на другое.

Для выявления мнения родителей о степени комфортности детей в школе, в классах, проводилось анонимное анкетирование родителей учащихся школы в количестве 95 человек.

Полученные результаты говорят о наличие высокого и среднего уровня психологического комфорта учащихся в щколе.

Всего родителей

Высокая степень благоприятности

Средняя степень благоприятности

Низкая степень благоприятности

109


Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

45

41%

60

46%

4

3%


2012-2013

2013-2014

2014-2015

Степень благоприятности

кол-во

процент

кол-во

процент

кол-во

процент

Высокая степень благоприятности

23

28%

22

24%

45

41%

Средняя степень благоприятности

55

68%

68

74%

60

46%

Неблагоприятный психологический климат

3

4%

2

2%

4

3%

ИТОГО:

81

92

109

Вывод: Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что в основном в классных коллективах (учащиеся, педагоги, мнение родителей) преобладает высокая и средняя степень благоприятности. Но все же присутствует и низкая степень благоприятности по мнению учащихся (23 - 6%), и по мнению родителей (4-3%). Поэтому, необходимо обратить особое внимание организации совместной деятельности и совместные дела для поднятия эмоционального настроения и сплочения коллективов, повышения степени благоприятности.

Исследование уровня адаптации.

Уровень внутреннего, психологического комфорта личности может быть показателем психологической адаптированности личности, который определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека и степенью удовлетворения его потребностных состояний.

Состояние психологического комфорта личности и адаптированности возникает в адаптированной, привычной среде жизни и деятельности личности, в процессе успешного разрешения адаптационных трудностей и противоречий. Нарушение этого состояния комфортности и дестабилизация личности приводят к актуализации потребностей, побуждающих личность к активному взаимодействию со средой и с целью восстановления гармонизации взаимоотношений. Успешность протекания этого процесса сопровождается положительным эмоциональным состоянием. Это свидетельствует о формировании у личности потребности в определённом и повторяющемся нарушении гармонии во взаимодействии со средой. Это совершается с целью получения положительных эмоциональных подкреплений процесса и результатов деятельности по восстановлению внутреннего и внешнего баланса сил, уравновешиванию, гармонизации взаимодействий со средой.

1. Адаптация в 1 классе.

Для изучения школьной адаптации учащихся 1-х классов было проведено исследование по изучению мотивации к обучению, уровню школьной тревожности и наличию страхов, определению самооценки, уровню психологического климата классных коллективов.

Для многих первоклассников очень трудна была социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед школьным психологом, классным руководителем и учителем-предметником задачу выбора соответствующих диагностических средств. Полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей всех специалистов школы в причинах возможной дезадаптации.

Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе в этом учебном году выглядела таким образом:

Сопоставив все эти данные по исследованию и по наблюдению на уроках можно сделать вывод, что адаптация учащихся 1 -х классов прошла на высоком и среднем уровне, выявлен с дезадаптацией один ребенок.

Уровни

1 - «»А

1 - «Б»

1 - «В»

  1. Достаточный (высокий)

6(50%)

9(64%)

11(78%)

2.Частичный (средний)

6(50%)

5(36%)

2(14%)

3.Недостаточный (низкий) - дезадаптация

0

0

1(7%)

Средний результат адаптации по 1-ым классам (на начало года).

Уровни

1 - ые классы

1.Высокий уровень

26 (65%)

2.Средний уровень

13 (33%)

3.Низкий уровень

1 (2%)



Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обосновано выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога и учителя. Этих детей целесообразно выделить на две группы:

Детей из первой группы (средний уровень) - необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, провести коррекционную работу.

Вторая группа (низкий уровень) - первоклассники с частичной адаптацией - чаще нуждаются в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога и учителя.

Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, слабое здоровье. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя. Так как они успевают усвоить программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. Здесь необходима консультация родителей и рекомендации по преодолению психологического неблагополучия.

Выводы проведенной работы психолога:

  1. Были взяты под особый контроль дети с высоким уровнем страха, повышенной тревожность, агрессивностью, заниженной самооценкой, низкой адаптацией, т.е. дезадаптацией - в течение года проводились коррекционные групповые индивидуальные занятия, беседы - в конце учебного года результаты улучшились, низкий уровень перешел в средний.

  2. После уроков с группами детей проводились тренинги для дальнейшей адаптации к школе, к обучению.

  3. Ежедневно с детьми, нуждающимися в коррекционной работе по развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы проводились индивидуальные и групповые занятия (по запросам классных руководителей, родителей, самих детей).

На конец учебного года результаты намного стали лучше, высокий уровень увеличился за счет среднего уровня.

Средний результат адаптации по 1-ым классам (на конец года).

Уровни

1 - ые классы

1.Высокий уровень

26 (65%)

2.Средний уровень

14 (35%)

3.Низкий уровень

0


Адаптация в 5 классе.

В течение сентября-ноября 2014 года изучалась работа классных руководителей, учителей-предметников; проводилась исследовательская работа по адаптации пятиклассников.

Задачи, которые ставились в адаптационный период:

  1. Помочь ребенку вжиться в позицию - школьника пятиклассника.

  2. Помочь пятикласснику на адаптацию «разногласице» требований учителей-предметников.

  3. Взаимодействие классных руководителей и учителей-предметников.

Для наиболее эффективного изучения уровня адаптации 5-классников был изучен уровень тревожности и страхов; уровень мотивации к обучению; уровень психологического климата, выявились изолированные дети; исследован уровень развития психических и познавательных процессов; проведено родительское собрание с результатами исследования и рекомендациями; в 1 полугодии были проведены тренинги по темам: «Познавая себя», «Формирование позитивного мироощущения», «Привет индивидуальность, или кто я в этом мире?», «Я в мире людей или живи в мире с другими»; посещались уроки учителями начального звена, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, администрацией школы.

В исследовании приняли участие 34 ученика 5-х классов из 35.

На начало года.


5 - А

5 - Б

Высокий

2 (12%)

8 (47%)

Средний

15 (88%)

9 (53%)

Низкий

0

0


Решением педагогического консилиума стали рекомендации по устранению причин дезадаптации. По эти направлениям и работали в течение всего года.

  1. Организовать с учащимися 5-х классов индивидуальные и групповые занятия по снятию тревожности и страхов; на развитие психических и познавательных процессов
    (дети с высоким уровнем тревожности, страха; низким и средним уровнями развития психических процессов).

  2. Классным руководителям продолжить работу по формированию классного коллектива.

На протяжении первого полугодия (октябрь - декабрь 2014г.) с целью развития психических и познавательных процессов; развития положительного психологического климата к школе и классных коллективах - проводились тренинги для учащихся 5-х классов, уроки психологии, классные часы, подвижные и развивающие игры.

Итоги анализа по адаптации подтверждают, что адаптация прошла в основном на среднем и высоком уровне. К концу учебного года результаты изменились в лучшую сторону.

На конец года.


5 - А

5 - Б

Высокий

4 (24%)

9 (53%)

Средний

13 (76%)

8 (47%)

Низкий

0

0


Адаптация в 10 классе.

Для изучения адаптационного периода 10-классников к новым условиям общеобразовательного учреждения, адаптации в новом классном коллективе были посещены уроки и внеклассные мероприятия; проведено исследование по изучению психологического климата; исследование уровня тревожности, самооценки, отношения к обучению; проведена социометрия (выявлены изолированнее дети). В исследовании приняли участие 27 учеников из 10-х классов. Проанализировав полученные данные можно выделить группы:

На начало года.

10-А

10-Б

Учащиеся с высоким уровнем тревожности

2(33%)

5(71%)

Учащиеся, изолированные от классного коллектива

0

0

Учащиеся с низким уровнем мотивации к обучению и адаптации

0

2(28%)

Учащиеся с низкой удовлетворенностью школьной жизни

7(44%)

2(22%)

Учащиеся с низким уровнем самооценки

1(6%)

4(57%)

С этими учащимися в течение года велась просветительская, коррекционная и профориенационная работа.

На конец года

10-А

10-Б

Учащиеся с высоким уровнем тревожности

1(16%)

3(33%)

Учащиеся, изолированные от классного коллектива

0

0

Учащиеся с низким уровнем мотивации к обучению и адаптации

0

2(28%)

Учащиеся с низкой удовлетворенностью школьной жизни

5(29%)

2(22%)

Учащиеся с низким уровнем самооценки

0

2(22%)


Исследование уровня мотивации к обучению.

В 1-х классах были посещены уроки, на которых было проверено: усидчивость, внимательность, работоспособность, интерес к предмету, работа на уроке. Также дети отвечали на вопросы. На основе этого была выявлена мотивация учащихся к обучению. Что же получилось:

Уровни

1 - «»А

1 - «Б»

1 - «В»

1.Высокий уровень

2 (14%)

8 (50%)

2 (18%)

Средний уровень

4 (29%)

7 (44%)

8 (73%)

Низкий уровень

1 (7%)

1 (6%)

1 (9%)

Уровни

1 - «»А

1 - «Б»

1 - «В»

1.Внутреняя мотивация

8 (57%)

14 (88%)

5 (45%)

Внешняя мотивация

6 (43%)

2 (12%)

6 (54%)


Исследование уровня тревожности.

Результаты изучения уровня тревожности.


Классы

(по параллелям)

Средний уровень

тревожности

Высокий уровень

тревожности

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

1 классы

31

78

7

22

2 классы

41

89

5

11

3 классы

26

89

3

11

4 классы

26

72

10

28

5 классы

26

79

7

21

6 классы

41

91

4

9

7 классы

18

69

8

31

8 классы

31

94

2

6

9 классы

33

89

4

11

10 класс

9

64

5

36

11 класс

16

84

3

26

298

84

58

16

Итого: 356 учеников


Исследование уровня страха.



Классы

(по параллелям)

Средний уровень

страха

Высокий уровень

страха

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

1 классы

33

80

8

20

5 классы

26

79

7

21

59

80

15

20

Итого: 74 ученика


Изучение уровня самооценки.



Класс

Высокий уровень самооценки

Средний уровень самооценки

Низкий уровень самооценки

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

1 классы

39

95

2

5

0

0

5 классы

10

30

23

70

0

0

10 классы

2

12

8

58

4

28

51

58

33

38

4

4

Всего 88 учеников

Исследование уровня семейной комфортности

Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общение, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений детей с окружающими людьми.

Семейный микроклимат, безусловно, очень важное условие формирования личности ребенка, но полностью определить путь его развития не может. На свете нет такого человека, у которого в жизни всегда было бы все лучезарно, который не испытывал бы сложностей в детстве и родители которого никогда не допускали бы никаких ошибок.

Чувство тревожности у детей подвержено влиянию множества факторов, в том числе атмосфера и структура семьи, взаимоотношения между членами семьи и стиль родительского воспитания играют важную роль. Таким образом, изучение особенностей процесса воспитания в семье, стили родительского воспитания и чувство тревожности ребенка являются актуальными вопросами волнующими как педагогов, так и родителей.

Результаты изучения семейной комфортности


Классы

(по параллелям)

Средний уровень

семейной комфортности

Низкий уровень

семейной комфортности

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

2 классы

40

87

6

12

3 классы

13

56

10

42

4 классы

26

72

10

28

5 классы

18

75

6

25

6 классы

35

78

10

22

7 классы

22

85

4

15

8 классы

23

68

10

32

9 классы

37

100

0

0

10 класс

13

72

5

28

11 класс

19

100

0

0

246


71


Итого: 317 учеников

Социометрия.


Классы

(по параллелям)


Общее кол-во детей

в классах

Кол-во изолированных детей

Кол-во

Процент

1 классы

41

1

2

2 классы

46

0

0

3 классы

29

0

0

4 классы

36

0

0

5 классы

33

0

0

6 классы

45

2

4

7 классы

26

0

0

8 классы

33

0

0

9 классы

37

0

0

10 класс

18

0

0

11 класс

19

0

0

363

3

0,8


С детьми по данным показателям ведется индивидуальная и групповая работа по снижению высокого уровня тревожности, семейной комфортности, профилактике суицидального риска и повышению психологического климата в классах и школе, сплочению классных коллективов.

Коррекционная работа с проблемными детьми велась в постоянной связи с педагогами, работающими с этими детьми.

Поставленные цель и задачи достигнуты за счет проведения таких мероприятий, как:

- классные часы, разработанные с учетом возраста учащихся по программам «Профилактика ПАВ», «Профилактика суицидального поведения», «Профилактика полового воспитания подростка», «Экстремизм и толерантность».

- уроки-безопасности;

- дни правовых знаний;

- телефон доверия (информация о телефоне доверия);

- циклы районных и школьных спортивных соревнований в рамках Малых олимпийских игр;

- дни Здоровья;

- цикл классных родительских собраний «Как прекрасен этот мир…», «Как воспитать гармонические отношения родителей и детей», «Как реагировать на плохое поведение», «Слабоволие и кризисы в жизни», «Как выйти из эмоционального кризиса», «Родителям о наказании детей», «Научитесь сами и научите своих детей» и др.

- родительский клуб (лектории, круглые столы и др.) - «Подростковый суицид», Агрессивный ребенок, Формирование толерантности у детей, Профилактика суицидального поведения детей, Самооценка. Особенности социальной и психологической адаптации в обществе, «Профориентация в школе», «Влияние тревожности на социальный статус школьника»,

Самый честный ЕГЭ. Волнуйтесь спокойно - у Вас ЕГЭ .

- встречи с людьми интересных профессий.

Исходя из вышеизложенного, на следующий год можно поставить задачи для дальнейшей работы:

  1. Продолжить работу по содержанию средств технологии обучения и воспитания, способствующих индивидуально-личностному развитию учащихся.

  2. Продолжить обеспечить преемственность на всех ступенях образования.

  3. Работать в системе мониторинга индивидуально-личностного развития.

Педагог психолог Т. Е. Петрова

06.06.15 г.



© 2010-2022