- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа по психологии Жизненные навыки для учащихся 1 классов
Рабочая программа по психологии Жизненные навыки для учащихся 1 классов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чугуевская О.Б. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
города-курорта Кисловодска
Одобрено на
Педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2015г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 12
_________________ В. А. Михайлова
Рабочая программа
«Жизненные навыки»
1 класс.
(34 часа)
Чугуевская О. Б., педагог-психолог
МБОУ СОШ № 12
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Помочь ребенку справиться с школьными трудностями и проблемами вне школы позволяют групповые психологические занятия в кружке по развивающей программе «Жизненные навыки».
Программа кружка «Жизненные навыки» -рассчитанный на обучение детей первого класса. Программа разработана творческим коллективом научно-методического центра «Генезис» под руководством С.В. Кривцовой как поддерживающая и обучающая программа по психологии для учащихся. Фактически кружковые занятия психологией в начальной школе являются первой ступенью систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения. Они призваны развить эмоциональный интеллект детей, помочь им в решении жизненно-важных вопросов.
Содержанием программы кружка стали не высшие психические функции, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир.
Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка. Программный материал предусматривает переход от формирования у детей представления о мире человеческих эмоций и своих личностных особенностях - к развитию социальных и межличностных отношений, нравственно-этических норм. А для этого необходимо:
-
создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
-
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
-
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
-
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Основная цель программы - развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
-
познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;
-
развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;
-
формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
-
формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
-
развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
-
формировать умение работать в коллективе;
-
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Результатом реализации программы является формирование у учащихся следующих умений и навыков:
-
реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;
-
слушать и слышать собеседника;
-
понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;
-
понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
-
отстаивать собственные права, свою точку зрения;
-
преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
-
брать на себя ответственность;
-
навыков сотрудничества;
-
навыков саморегуляции;
-
навыков ведения дискуссии.
Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
-
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Жизненные навыки» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
Учиться высказывать своё предположение (версию).
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
-
Индивидуальная работа
Участники кружка - это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о чувствах;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
-
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап - участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап - учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
-
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
Количество часов
Я - особенный
8
Нравится - не нравится» каждый день
7
Дружба
11
Я и Другие. Мир начинается с меня
7
Итоговое занятие.
1
ИТОГО
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
На протяжении всех четырех лет, переплетаясь, звучит несколько основных тем:
● Принятие себя, теплые чувства и уважительное внимание к Собственному. Кто я и что отличает меня от других, что для меня важно? Эта тема ведет к формированию сильного Я, хорошему пониманию Собственного и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому.
● Мир людей: праздники и ответственность, чувства, хорошее и плохое, ценное и не ценное, радостное, пугающее, вызывающее гнев. Эти темы позволяют лучше ориентироваться в мире человеческих проблем,в том числе собственных чувств. Позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир.
● Мы: я и другие. Как жить с людьми? Как быть другом, как вести себя в конфликте? Эти темы ведут к пониманию ценности отношений в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости.
-
Уважение к другим. Способность видеть то, что нас отличает друг от
друга, уважать эти отличия и принимать других как других. Эта тема не о любви и дружбе, а о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость,- все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
1 класс
«Я - особенный»
Поддерживающая,
подбадривающая
программа для тех, кто только что пришел в школу. Цель - не потерять себя, помнить о хорошем в себе.
«"Нравится - не нравится" каждый день»
Программа о радостном и о том, что вызывает раздражение и злость. Kак находить «нравится» в том, что делать нужно.
«Дружба»
О навыках общения и нормального общежития.
«Я и другой»
Мир начинается
с меня»
Первые шаги к пониманию толерантности. Другие люди могут
быть не похожими на меня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
-
Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. - М.: Генезис, 2002.
-
Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. - М.: Генезис, 2009