Рабочая программа по психологии Жизненные навыки для учащихся 1 классов

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

города-курорта Кисловодска



Одобрено на

Педагогическом совете

Протокол № 1 от 27 августа 2015г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 12

_________________ В. А. Михайлова






Рабочая программа

«Жизненные навыки»

1 класс.

(34 часа)






Чугуевская О. Б., педагог-психолог

МБОУ СОШ № 12







2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Помочь ребенку справиться с школьными трудностями и проблемами вне школы позволяют групповые психологические занятия в кружке по развивающей программе «Жизненные навыки».

Программа кружка «Жизненные навыки» -рассчитанный на обучение детей первого класса. Программа разработана творческим коллективом научно-методического центра «Генезис» под руководством С.В. Кривцовой как поддерживающая и обучающая программа по психологии для учащихся. Фактически кружковые занятия психологией в начальной школе являются первой ступенью систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения. Они призваны развить эмоциональный интеллект детей, помочь им в решении жизненно-важных вопросов.

Содержанием программы кружка стали не высшие психические функции, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир.

Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка. Программный материал предусматривает переход от формирования у детей представления о мире человеческих эмоций и своих личностных особенностях - к развитию социальных и межличностных отношений, нравственно-этических норм. А для этого необходимо:

  • создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;

  • дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;

  • создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;

  • передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Основная цель программы - развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.

Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:

  • познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;

  • развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;

  • формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;

  • формировать понимание ценности отношений в жизни человека;

  • развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

  • формировать умение работать в коллективе;

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.


Результатом реализации программы является формирование у учащихся следующих умений и навыков:

  • реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;

  • слушать и слышать собеседника;

  • понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;

  • понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;

  • отстаивать собственные права, свою точку зрения;

  • преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;

  • брать на себя ответственность;

  • навыков сотрудничества;

  • навыков саморегуляции;

  • навыков ведения дискуссии.

Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Жизненные навыки» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).




ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники кружка - это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о чувствах;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап - участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап - учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения


УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Содержание

Количество часов

Я - особенный

8

Нравится - не нравится» каждый день

7

Дружба

11

Я и Другие. Мир начинается с меня

7

Итоговое занятие.

1

ИТОГО

34



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

На протяжении всех четырех лет, переплетаясь, звучит несколько основных тем:

Принятие себя, теплые чувства и уважительное внимание к Собственному. Кто я и что отличает меня от других, что для меня важно? Эта тема ведет к формированию сильного Я, хорошему пониманию Собственного и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому.

Мир людей: праздники и ответственность, чувства, хорошее и плохое, ценное и не ценное, радостное, пугающее, вызывающее гнев. Эти темы позволяют лучше ориентироваться в мире человеческих проблем,в том числе собственных чувств. Позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир.

Мы: я и другие. Как жить с людьми? Как быть другом, как вести себя в конфликте? Эти темы ведут к пониманию ценности отношений в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости.

  • Уважение к другим. Способность видеть то, что нас отличает друг от

друга, уважать эти отличия и принимать других как других. Эта тема не о любви и дружбе, а о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость,- все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности.







ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ.




I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1 класс


«Я - особенный»

Поддерживающая,

подбадривающая

программа для тех, кто только что пришел в школу. Цель - не потерять себя, помнить о хорошем в себе.



«"Нравится - не нравится" каждый день»

Программа о радостном и о том, что вызывает раздражение и злость. Kак находить «нравится» в том, что делать нужно.


«Дружба»

О навыках общения и нормального общежития.


«Я и другой»

Мир начинается

с меня»

Первые шаги к пониманию толерантности. Другие люди могут

быть не похожими на меня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. - М.: Генезис, 2002.

  2. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. - М.: Генезис, 2009


© 2010-2022