Семинар для учителей Учимся общаться

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий интерактивного семинара - тренинга

«Учимся понимать других людей»


Цель тренинга: улучшить навыки общения с людьми для того, чтобы быстро устанавливать теплые и доверительные отношения с любым человеком, а также, чтобы получать больше радости и удовлетворения от общения.

Участники тренинга: педагоги (можно и для родителей взять)

Продолжительность тренинга: от 2 час

Материалы: столы, стулья, листы формата А4, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ручки, магниты.


Ход мероприятия

I. Ориентировочный этап

1. Вступительное слово.

Ведущий: Добрый день, дорогие учителя!

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе, и наша работа - работа педагога - требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми.

Одним из важнейших психолого-педагогических условий эффективной и успешной реализации требований ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО является формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности (родителей и законных представителей обучающихся) - особенно в сфере общения и взаимодействия. Необходимо целенаправленное повышение коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса, то есть уровня их коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков (компетенций), эмоционально-чувственного и социального опыта в сфере делового общения. Федеральные государственные образовательные стандарты в психологическом сопровождении данной деятельности, поскольку обозначили современные ориентиры в формировании и развитии коммуникативной компетентности личности. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения.

А начнем наш тренинг с одной притчи.

Притча об ученике и учителе

- Я не хочу больше сидеть за партой, - сказал ученик своему учителю, - пусти меня туда, где кончается доска и искрошился мел.

- Но там угол, - удивился учитель, - ты хочешь постоять в углу.

- Пусть это будет угол, но я не хочу больше сидеть за партой.

Учитель задумался. Похоже, это была самая нелепая просьба за все время его работы. Но это было то, что отличалось от всего остального, а значит, был шанс. И потому учитель спросил своего ученика:

- Ты как встанешь? Лицом к миру или лицом к себе?

- Я встану лицом в угол, ответил ученик и опустил голову.

Учитель подошел к нему и внимательно рассмотрел его. Он желал понять причину такого странного решения. Это был неплохой ученик. Он очень старался, но иногда не успевал за классом. Он, почему-то, отвлекался. И вот это странное желание отправиться в угол.

Если он устал, думал учитель, то лучше ему подойти к окну. Там много света и виден горизонт. Он может смотреть в даль сколько угодно. Потом, когда он вернется к своей парте, его глаза долгое время будут видеть перед собой будущее. Это очень трудно, быть постоянно в сейчас.

Сейчас - это череда бесконечных задач и примеров. Одни из них надо выучить, другие решить…. Но и потом тебе не будет отдыха. В награду ты получишь самую трудную задачу со звездочкой. Каждый учитель так бережно хранит эти задачи со звездочкой. Он дает их самым лучшим своим ученикам. Тем, кто научился самостоятельно думать, тем, кто хорошо знает правила и умеет применять их.

У них оставалось мало времени. В любую минуту мог прозвенеть звонок на перемену.

Учитель знал, что перемены коротки и после них ученики вновь возвращаются в класс. Но каждый урок неповторим, и надо успеть донести до каждого главную тему. Ведь если он не поймет ее до конца, то никогда не сможет стать самостоятельным.

Учитель не торопился, у него был четкий план, и там было обозначено все, что он должен был делать на этом уроке.

Но учитель не мог написать план поведения своих учеников. Он мог лишь дать им время для решения своих задач. Но все, что делали его ученики, обучало самого учителя.

Иногда он награждал самых лучших учеников, которые очень быстро усваивали программу.

Он предлагал им вернуться назад и помочь тем, кто отставал. Это была задачка для круглых отличников. Но вели они себя очень по-разному: одни жалели тех, кто отстал и, помня, как мучались сами, изучая эти темы, помогали слабым, другие были совершенно непримиримы. Они не имели еще терпение и опыт учителя и потому экзаменовали своих подопечных слишком сурово. Таких посланцев учитель отправлял к самым нерадивым ученикам, кто осмелился забросить учебу и намеренно мешал другим.

Со временем учитель научился предвидеть все, что могли преподнести ему его ученики. Но каждый раз он оставлял время для нестандартных случаев. Всего несколько минут, но они, эти случаи, почти никогда не происходили.

Это был очень мудрый учитель и у него был очень большой опыт.

И вот, наконец, случилось то, что вызвало удивление и интерес одновременно. Это не вызвало пока понимание, но открыло лишь путь к нему.

Один из его учеников попросился встать в угол.

- Скажи, почему ты хочешь встать в угол? Ты испытываешь чувство вины и хочешь наказать себя?

- Нет, - улыбнулся ученик, - я ни в чем не виноват и у меня нет желания стоять в углу.

- Но почему?- удивился учитель, - ты же сам попросился туда.

- Я сказал, что не хочу больше сидеть за партой. Я попросился туда, где кончается доска и искрошился мел…

И вдруг, учитель понял своего ученика. Он понял его удивительную просьбу и тихо сказал:

-Там, где кончается доска и искрошился мел, находится Знание. Там только одно место и оно мое. Ты готов занять его?

-Да, - ответил ученик. Он медленно поднял голову и посмотрел в глаза своему учителю.

Этот ученик никогда не был отличником. Он редко получал особые задания или задачки со звездочкой. Он любил перемены и очень часто отвлекался на уроке, но учитель почувствовал, вдруг, что он справится, этот ученик, ведь он единственный из всех, кто захотел встать туда, где находится само знание. Он примерил себя к Истине.

Старый учитель знал, что это место не имеет углов, но оно и не упирается в стол учителя. Оно находится где-то посередине…

Они молчали. Молчал весь класс. Молчала Вселенная. И в этом великом молчании раздался звонок на перемену.

Вопросы для обсуждения:

- Скажите, пожалуйста, в чем смысл этой притчи?

- Какие чувства испытывал учитель и ученик?

II. Основной этап

Ведущий: Задачи нашего тренинга: понимание себя и понимание другого человека, эмоциональная разгрузка.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе, мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. (ПАУЗА)

Выдохните из себя свежесть и красоту лугов, тепло солнечных лучей, чистоту рек. (ПАУЗА)

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Ведущий: Нам всем хочется, стать чуточку лучше это знают, все. А также уметь общаться с людьми бесконфликтно. Один из способов - это умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

2. Упражнение «Комплимент»

Вот любите принимать комплименты? А как вы их обычно принимаете?

(начинаете говорить «Да нет, я так плохо выгляжу» и т.д)

А вот мы сейчас будем говорить друг другу комплименты. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе…»По кругу каждый говорит соседу комплимент, называет хорошие качества характера или внешние отличительные признаки, стараются, чтобы комплименты не повторялись, были разными.

И теперь хочу, чтоб вы взяли за руки соседа. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что - то похвалить. Принимающей комплимент кивает головой и говорит «Спасибо мне очень приятно», «Благодарю вас, мне очень приятно».

После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, сто неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.

Ведущий: В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет» (раздаются листочки).

  • Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый Вечер! Приветствую Вас! Привет! Салют!)

  • Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?... Не могли бы вы мне? Скажите пожалуйста… Разрешите попросить вас… Не могли бы вы? Будьте добры!)

  • Какими словами лучше начать знакомство? (Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас… Познакомьтесь… Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте, познакомимся.)

  • Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Не могу не принести вам свои глубокие извинения… Простите за…)

  • Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? ( не огорчайтесь… Не повод для беспокойства… Нет ничего плохого в том, что… Все будет хорошо… Успокойтесь)

  • Слова благодарности. (Благодарю вас. Спасибо. Разрешите поблагодарить вас. Заранее благодарен… Признателен вам… Примите мою благодарность).

  • Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить Вас? ( До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомится!)

Ведущий: При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход, из которых нелегко. Но нужно.

Используя невербальные и вербальные средства общения можно привлечь внимание класса. И сейчас мы этому поучимся.

Невербальные средства общения.

"Невербальная (неречевая) коммуникация играет огромную роль в человеческом взаимодействии. Можно сказать, что значительная часть информационного обмена разворачивается в подводной части "коммуникативного айсберга" - в области невербального общения. Неречевые средства общения включают в себя жесты, мимику, пантомимику, звуковые параметры речи, характеристики визуального общения, пространственно-временную форму организации общения.

4. Упражнение «Что означает эта поза?»

Задание: изобразить урок. Участвуют 2 группы, разбиваются на пары: ученики и наблюдатели. Каждый наблюдатель наблюдает за одним из учеников. Один человек подыгрывает, изображает учителя. Ученики вытаскивают карточку с заданной характеристикой ученика, изображают ее. Наблюдатель должен определить как можно точнее, что ученик чувствует. В процессе выполнения упражнения можно меняться быть как наблюдателем, так и учеником.

Карточки:

Вы не сделали домашнее задание и боитесь, что Вас спросит учитель.

Вы готовы к уроку и хотите ответить.

Вы узнали на перемене интересную информацию о мальчике, в которого влюблены, и Вам надо срочно незаметно от учителя обменяться записками с подругой.

У Вас семейные проблемы, разводятся родители. Вчера дома был скандал. Настроение у Вас очень плохое, уроки не готовы.

Вы бегали на перемене, чувствуете возбуждение, желание пошалить, настроение прекрасное.

Вы считаете, что учитель поставил Вам в прошлый раз несправедливую оценку. Вы очень обижены. К уроку Вы готовы, но отвечать не хотите.

Вы не любите этот урок, у Вас плохие оценки. Вам скучно, не хочется ничего делать.

Вы отличник. Но к уроку не готовы. Надо так, чтобы Вас не спросили.

Вопросы для обсуждения:

- Трудно ли было понять другого человека, что он хочет сказать этим жестом, движением.

- Что было для вас сложнее быть наблюдателем или учеником.

Методические рекомендации:

Данное упражнение часто вызывает много споров. Можно сделать акцент на том, что нельзя «читать» жесты других людей однозначно. Мы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы определить состояния других людей по их жестам, а для того, чтобы следить за своими невербальными проявлениями и достичь желаемой атмосферы в ходе беседы.

Ведущий: Что такое вербальное общение?

Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный объем информации о партнере. Однако полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во-первых, существует вероятность, что мы могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во-вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения.

Вербальное (или речевое) общение - это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка» (Куницына В. Н., 2001, с. 46).

5. Упражнение «Понять собеседника»

Цель:

Показать влияние непонимания на характер общения и восприятие собеседника.

Процедура.

Ведущий произносит любую фразу (о погоде, школе, политике, самочувствии) и каждому участнику предлагает рассказать, что он услышал и что воспринял. В результате высказываний становятся очевидными некоторые расхождения в понимании, этой фразы.

Обсуждение.

По окончании упражнения проанализировать этот феномен и его влияние на качество коммуникации.

Ведущий: Также в общении между людьми помогает интонация. В интонации отражаются чувства отношение к окружающему. Интонация - то как, каким голосом, с каким выражением говорит человек. Очень важно, что мы говорим, но ещё важнее, как мы говорим.

6. Упражнение «Здравствуйте» или «Произнесите с интонацией»

Сказать это слово: зло, раздражительно, ласково, доброжелательно, утвердительно, вопросительно, восклицательно, тихо, громко, кратко - отрывисто, расянуто-протяжно, придайте удивительную интонацию, теперь скажите так, как будто вы чего -то в восторге, произнесите разочарованным тоном, как будто вы сожалеете о чем -то, злорадно, иронично, придайте голосу торжествующую интонацию, скажите «здравствуйте» так, как будто только, что одержали победу, шепотом, быстро, медленно, как будто у вас набит рот, как бы сказал маленький ребенок, как произнес бы инопланетянин, говорящая кошка.

Ведущий: Сейчас я предлагаю разбиться на несколько групп и сочинить свою сказку (притчу) об «Учителе и ученике» используя все средства общения, которые мы обсудили на тренинги.

III Этап - Завершение

Цель: получение обратной связи; самоанализ участника, полученного в ходе тренинга опыта.

Ведущий: Расскажите о своих переживаниях, возникающих во время тренинга о появившихся мыслях.

Самое главное здесь - дать возможность каждому полностью высказаться.

Ведущий: Вы все очень хорошо поработали, поиграли. И каждый из вас заслужил аплодисменты. Давайте друг другу похлопаем.

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

ВСеминар для учителей Учимся общатьсяедущий: Также я прошу вас оценить мою работу-этот тренинг, с помощью смайликов: если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое - возьмите вот такой смайлик:


Семинар для учителей Учимся общаться

если вам было не интересно -




Благодарю за внимание!

7

© 2010-2022